Культурный контекст произведения как реализация метаметодического подхода к формированию читательской культуры.




Одно из проявлений метаметодического подхода – обращение к культурному контексту изучаемого произведения. Этот подход, успешно применяемый средней школой, только начинает входить в практику школы начальной. Долгое время считалось, что младшему школьнику недоступна такая сложная деятельность, как сопоставительный анализ произведений разных эпох, разных искусств. Однако исследования последних лет показали, что введение ребенка в культурный контекст изучаемого произведения возможно уже в первом классе, если методически грамотно подойти к отбору литературного и культурологического материала. Общие принципы изучения литературного произведения в историко-культурном контексте следующие: – учителю следует отбирать произведения, небольшие по объему, но обладающие широкими культурными связями и глубоким нравственным смыслом; – произведения должны быть интересны детям, побуждать их к размышлениям; – работу на уроке следует организовать таким образом, чтобы способствовать формированию у детей собственной интерпретации текста, помогать увидеть историко-культурные связи и проводить параллели между классным и домашним видами чтения.

2. Методические условия для организации анализа произведения в контексте культуры.
Материалом для исследования литературных произведений в историко-культурном контексте могут служить басни. Это один из древнейших жанров, позволяющий говорить с детьми о культурных связях, о вечных ценностях, знакомить учеников с иносказанием, наличием прямого и переносного смысла. Историко-культурный контекст всегда предполагает использование приема сравнения. Например, изучение литературы в первом классе начинаем с басни Л. Н. Толстого «Муравей и голубка». Учитель сообщает первоклассникам, что впервые историю об этих персонажах рассказал Эзоп, древнегреческий баснописец, живший около VI в. до н. э., задолго до того, как была изобретена письменность. Эту и другие басни Эзопа на протяжении веков люди сохраняли в своей памяти, многие писатели обращались к сюжетам басен Эзопа. Учащиеся, в соответствии со своими возрастными особенностями, воспринимают историю, изложенную в басне, как описание конкретного случая, искренне сопереживают героям, но не всегда могу уловить обобщенный смысл произведения. Задача учителя – дать представление об иносказании. Помочь ему в этом может сопоставление смысла басни и ряда пословиц. Чтобы выбор ребенка был осознанным, обязательно предлагаем несколько пословиц, как подходящих, так и не соответствующих смыслу басни, как выражающих смысл прямо, так и заключающих иносказание (например: Долг платежом красен. Как аукнется, так и откликнется. Добра желаешь – добро и делай. Не рой другому яму – сам в нее попадешь). Рассуждая о значении пословиц, дети постепенно постигают различия между прямым и переносным смыслом, учатся подбирать различные жизненные ситуации, в которых уместно употребить одну и ту же пословицу.

- Выберите одно из произведений из учебника «Литературное чтение» и покажите целесообразность (или нецелесообразность) привлечения широкого культурного контекста к его изучению (класс и УМК по выбору).

Гуси-лебеди (Школа России, 2 класс)

Жить в необъясненном непонятном мире страшно, поэтому древние люди пытались искать ответы. Изначально у человечества не было столько инструментов и столько информации, как сейчас, а устройство мира было таким же. И наши предки старались разъяснить жизнь через наблюдение за природой, людьми, через интуицию, в том числе через домысливание и откровенное фантазирование. Так из многих разрозненных частей создается общая картина мира. И появляется миф. После по крупицам добытую информацию передавали потомкам из уст в уста как великую ценность, слагая сказки.

Здесь надо понимать, что народные сказки не сочиняли специально. Они появлялись с течением жизни, многократно проходили через пересказы, поэтому изобилуют символами, понятными для нашего сознания.

 

Сказка "Гуси-лебеди" построена в первую очередь на семейных ценностях. Она учит уважать близких людей и дорожить ими, когда нужно - быть за них ответственными. Ну и, конечно, тому, что нужно слушаться своих родителей, помогать им и выручать, когда нужно.


- Какие культурные связи реализуемы на уроке изучения выбранного вами произведения?

В текстах произведений устного народного творчества, которые изучаются в курсе литературного чтения, представлено значительное количество слов и устойчивых выражений, относящихся к историзмам или архаизмам. Поэтому в процессе лексической работы необходимо уделять особое внимание данной группе лексики, и прежде всего в силу ее культуроведческого потенциала. В сказке «Гуси-лебеди» присутствуют такие устаревшие слова как: покуда, худо будет, кудель, веретено, устьице. Слова из этой сказки являются живым свидетельством истории и культуры, так как в них отражается историческое прошлое, обычаи и традиции народа. Несомненно,у роки литературного чтения связаны с искусством, историей, музыкой и др.


- Обозначьте этапы урока, определив цель каждого из них. Оцените, насколько выбор методических приемов работы помогает достичь поставленной цели.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: