Справка
Основными занятиями алеутов были охота на котиков, моржей, морских львов, китов. При морской охоте обычно использовали байдары (прообраз современной спортивной байдарки). Также они охотились на птиц, которых проживало на островах бесчисленное множество. Они прекрасно использовали преобладание морских ресурсов в месте проживания. Помимо этого, мужчины умели изготавливать большое количество орудий труда из камня, женщины тем временем шили, вышивали одежду, плели корзины и циновки. Обычной одеждой была парка из меха морского котика, калана или птичьих шкурок, которая защищала от ветра и мороза, а сверху одевалась камлейка, напоминавшая современный дождевик. Существовали также головные уборы, соответствующие случаю: праздник, промысел или повседневная жизнь.
...Киты почуяли преследование и уходят в море. Они выныривают редко и постоянно меняют направление, но бригадир почти каждый раз угадывает, где покажется намеченный им самец. Однако подойти к нему на расстояние броска гарпуна удаётся не сразу. Но вот длинное гладкое тело показалось под зелёной толщей воды совсем близко. Как только часть головы показалась над водой, гарпунёр рукой изо всех сил бросает гарпун. Наконечник воткнулся, древко отскочило, линь - верёвка, привязанная к гарпуну, - с бешеной скоростью стал разматываться вслед за нырнувшим животным... Китобойный промысел - традиционное занятие чукчей и эскимосов.
Тип внешности представителей коренных народов Севера и Дальнего Востока не столь разнообразен, как их языки. Жителей этих регионов можно отнести к северным монголо-идам (см. статью "От первобытных племён до современных народов"): они небольшого роста, плотного телосложения, со светлой кожей. Волосы прямые и чёрные, глаза чёрные или карие, с узким разрезом, нос небольшой. Недаром приезжих с европейской внешностью насмешливо зовут "носатыми" или "большеносыми".
|
Это оленеводы, большую часть года всей семьёй живущие в тундре со стадами оленей и лишь пару раз в год заглядывающие в свои сельские дома, обычно стоящие пустыми. Это охотники, которые проводят в тайге или в тундре весь охотничий сезон, возвращаясь домой только время от времени. От одного охотничьего урочища к другому они добираются пешком, на оленях, на собаках, а в наши дни часто на моторных снегоходах. И наконец, рыбаки, в путину (в период активной ловли рыбы) живущие вдали от посёлка, "на песках", т. е. на участках берегов рек и озёр, особенно удобных для рыбной ловли. Береговые чукчи и эскимосы, промышляющие моржей, на много дней выезжают охотиться на дальние острова и мысы.
ханты имеют крупные стада, для себя и на продажу получают мясо, шкуры, молоко. У других народов оленей меньше, и используются они в основном как транспортные животные. В этом случае оленей на мясо забивают редко, а питаются таёжной дичью - дикими оленями, лосями, пернатой дичью и т. д.
Зимой охотник выходит в тайгу на широких лыжах, нехитрое снаряжение погружено на маленькие санки. Тянуть их ему почти всегда помогает собака. Охотятся обычно в одиночку, реже вдвоём или втроём. В тайге и лесотундре на определённом расстоянии друг от друга устроены охотничьи избушки - маленькие домики с печкой, где можно обогреться, переночевать, сварить еду. Уходя из такой избушки, охотник обязательно оставит чай, спички, запас дров - для следующего посетителя.
|
Традиционная кухня соответствует требованиям климата, хотя непривычного к ней человека может привести в смятение. Рыба и мясо - основная пища. Когда они свежие, их охотно едят в сыром виде, лишь чуть-чуть присаливая; пьют свежую, ещё тёплую оленью кровь. Но нужно быть уверенным, что рыба и мясо не заражены личинками глистов. В оленине, лучших сортах рыбы (таких, как чир, муксун, нельма, белорыбица) их, как правило, нет, но тюлени, медведи, частиковая рыба (щука, язь, карась) могут быть заражены. Их едят либо варёными, либо после длительного провяливания; жарить мясо и рыбу у северян не принято. Топлёный тюлений (нерповый) жир могут пить чашками, на нём пекут лепёшки и в него, как в соус, макают куски мяса.
Летом женщины выходят в тундру собирать дикорастущие травы и ягоды. Ягод в тундре немереное количество - морошка, голубика, клюква, брусника, водяника... Их едят свежими, а также заготавливают на зиму. И ягоды, и съедобные травы (дикий щавель и лук, молодые листья полярной ивы) консервируют в кожаных мешках - бурдюках, залив растопленным жиром. Зимой их используют как приправу к мясу. Моржатина, мелкими кусочками тушенная в жиру с листьями ивы, - блюдо, которое сделало бы честь самому изысканному столичному ресторану. Однако в ресторанах её не найдёшь, а вот китовые котлеты и варёная китовая кожа (её можно есть и сырой) в местных столовых иногда бывают. Десятки блюд получаются из разных частей моржа: варёный язык, варёные кишки, студень из ластов, кровяные клёцки, вяленое мясо с жиром и т. д.
|
В тундре и тайге в изобилии растут грибы - сыроежки, маслята, подберёзовики. Олени очень любят грибы, и в грибных местах их трудно пасти - в поисках лакомства они разбредаются во все стороны. Местные жители грибов, по традиции, не едят. Впрочем, во второй половине XX в., под влиянием русских, их стали сушить и солить про запас и на продажу.
Оленеводы и рыбаки, как правило, кочуют и селятся по три-четыре селище почти всех народов Севера - чум. Чум представляет собой конический шатёр в несколько метров высотой. Основу его составляют 16- 20 сходящихся вершинами длинных шестов. Чум обтягивают нкжами - покрывалами, сшитыми из оленьих шкур, брезента или какой-либо иной непромокаемой ткани. Шесты и ню-ки перевозят с места на место на санях, запряжённых оленями. По влажной, покрытой травой тундре сани едут и летом, безо всякого снега, только оленей запрягают больше, чем зимой, обычно по четыре.
Ставить чум считается женским делом, и две-три женщины справляются с этим меньше чем за час. Посередине чума горит костёр или стоит жестяная печка. Справа и слева от входа на плетённых из ветвей ивы подстилках, накрытых шкурами, устроены лежанки. Напротив входа - священное место, где стоит сундучок с ценностями, висят мешочки с амулетами, а у крещёных - иконы. Если печка гаснет, в чуме сразу становится очень холодно, так что спать приходится или одетыми, накрывшись шкурами, или в тёплых меховых спальных мешках.
У рыбаков чумы могут быть покрыты не шкурами, а тиской - пластинами, сшитыми из жёлто-коричневых кусков вываренной берёзовой коры. Переезжают с места на место рыбаки летом в лодках, зимой - на нартах с собачьей упряжкой, а в последние годы - на снегоходах. Эвенки кочуют на оленях.
Долганы и другие оленеводы Таймыра часто живут не в чумах, а в балках. Балок - реечный каркасный домик, обтянутый шкурами и парусиной. Внутри он похож на вагонное купе: койки в два яруса, столик, маленькая железная печка. Такой домик ставится на широкие прочные сани, и его перевозят четыре-пять оленей. Первоначально этот вид жилища изобрели русские купцы, разъезжавшие по тундре с товарами.
У чукотских и корякских оленеводов жилищем служит не чум, а яранга. Яранга гораздо шире чума, у неё более сложный деревянный каркас.
Внутри выделяют два помещения - холодное у входа (здесь готовят пишу и занимаются хозяйственными делами) и тёплое заднее. Заднюю часть целиком занимает полог - сшитый из шкур навес-балдахин, подвешенный у задней стенки. Когда полог опущен, под ним внутри тепло, и люди сидят без верхней одежды. В пологе спят. Если становится душно, доступ воздуха регулируют с помощью кожаного рукава наверху полога, он играет роль форточки.
В чуме и яранге, в кочевых условиях, можно жить достаточно комфортно, только нужно уметь обустроить быт. Современные юноши и девушки, которые с 8 до 18 лет зиму проводят в общежитиях школ-интернатов и лишь на лето возвращаются к родителям в рыбацкие и оленеводческие стойбища, плохо владеют специальными навыками, необходимыми для этого. Поэтому им зачастую трудно и не хочется включаться в традиционное хозяйство.
Традиционный костюм нанайцев - халат с запахивающейся направо полой, узкие и короткие штаны и ноговицы (деталь одежды типа гетр). Жен-шины под халат надевали нагрудник с металлическими подвесками. Зимнюю обувь (её носили поверх меховых или кожаных чулок) делали из рыбьей кожи, а летнюю - из кабаньей. В холода носили меховые шапки с наушниками, а в тёплое время года - берестяные шляпы. Женские головные уборы, особенно зимние, отличались от мужских: надевали или стёганую шапку на вате наподобие шлема и с шишечкой на макушке, или фетровые шапки в форме колпака с отогнутыми вверх краями.
Самые оригинальные его детали - богато вышитая шапочка с наушниками, увенчанная собольим или беличьим хвостом, и передник, украшенный разноцветными нашивками из материи.
Мужчины переняли от соседей-мань чжуров обычай брить переднюю часть го ловы от виска до виска, а остальные во лосы заплетали в косу. Женщины, по примеру маньчжурок, заплетали две косы и укладывали их вокруг головы.
Холодный климат во многом определял и определяет особенности одежды чукчей. Верхняя одежда была глухой, т. е. без продольного разреза спереди или сзади. Шили её из шкур молодых оленей и нерп. Мужчины на голое тело надевали двойную меховую рубаху до колен: нижнюю - мехом внутрь, верхнюю - мехом наружу. Подол, рукава, ворот кухлянки (так называли этот вид одежды русские) обшивали собачьим или росомашьим мехом. Штаны делали также двойные: верхние из оленьего меха или тюленьей шкуры, нижние из оленьих шкур. Обувь носили с меховыми чулками. Кухлянку подпоясывали ремнём и подвешивали к нему нож и кисет. Летняя одежда и обувь была из ровдуги (замши) и нерповых шкур. В дождливую погоду чукчи, жившие на побережье, надевали непромокаемую одежду, сшитую из кишок моржа.
Даже зимой чукчи часто ходили с непокрытой головой, а шапку надевали только в дороге. Эти маленькие шапочки с наушниками оставляли открытым темя. Во время буранов спасал замшевый балахон с капюшоном.
Для грудных детей чукчи придумали специальные комбинезоны. Рукава и штанины для тепла зашивали наглухо; в штанах прорезали отверстие, которое закрывалось специальным клапаном, а на клапан клали подстилку из сухого мха или оленьей шерсти.
Чукчам была известна татуировка: нитку натирали сажей или порохом и продёргивали под кожей. Мужчины наносили рисунок (небольшие кружки) по краям рта, а женщины две прямые линии на носу и лбу и нескольких линий на подбородке. Считалось, что татуировка зашишает от злых духов, а бездетным женщинам помогает избавиться от бесплодия.
Мужчины обычно брили верхнюю часть головы, а волосы у лба и на затылке оставляли - получался обруч из волос.
Женшины чаще всего заплетали волосы в две косы, а концы их туго стягивали ремешком.
Традиционная верхняя одежда эвенков - кафтан. Шили его из шкур оленя, а чтобы капли дождя скатывались, не проникая внутрь, в плечевой шов вставляли бахрому из козьего меха. Под кафтан надевали нагрудник из меха. Праздничный нагрудник делали из ровдуги (замши) и украшали узорами из бисера. В более суровых районах, в лесотундре, поверх кафтана носили глухую меховую одежду - сокуй. Мужской костюм мало отличался от женского, главным образом некоторыми особенностями кроя и количеством украшений.
Головной убор делали из шкурки с головы оленя. Шкурку вытягивали по форме головы человека и высушивали; отверстия от глаз и рогов зашивали и украшали бисером, края обшивали ровдугой. Эвенки носили также шапки наподобие капора, отороченные мехом. К югу от Нижней Тунгуски мужчины повязывали вокруг лба и затылка сложенные широким жгутом платки. Зимой шею и голову обматывали длинным шарфом из хвостов пушных зверей.
Обувь эвенков так хорошо приспособлена для долгих переходов по тайге, что её заимствовали соседние народы. Шьют унты (так называется этот вид обуви на Крайнем Севере и в Сибири) из ровдуги, сукна, кожи, камусов (шкуры с ноги оленя). Унты могут быть короткими (до щиколотки) и длинными (прикрывают всю ногу). Зимой унты носят с меховыми чулками.
Культура цимшианов относится к типу культуры индейцев северо-западного побережья Северной Америки. Традиционные занятия — рыболовство, сухопутная и морская охота, собирательство, ремёсла. Из промысловых рыб наиболее характерны рыба-свеча, лосось, палтус. В пищу идут водоросли, отложенная икра сельди, птичьи яйца, ягоды. Устье реки Насс в период весеннего лова рыбы было крупнейшим центром торговли цимшиан с хайда и тлинкитами.
У цимшианов было 4 экзогамных матрилинейных тотемных фратрии (птех): Ворона, Орла, Волка, Косатки. Каждая фратрия обладала парой тотемов, например, фратрияОрла — орёл и бобр. Основная социальная единица — матрилинейный род, иногда совпадавший с домохозяйством, т. н. «дом» (валп), владевший промысловыми угодьями. Они могли быть подарены или проданы. Собственностью рода распоряжался наследственный вождь. Поселение состояло из нескольких домохозяйств. Возглавлял его вождь. Основные социальные слои: знать (смкикет, «настоящие люди»), обладатели низкоранговых имён (ликакикет, «другие люди»), свободные, не имевшие имени-титула (вахаайин, «безродные»), рабы. Для знати характерны эндогамия и браки со знатью соседних народов. Существовало 4 тайных общества.
ИМЕНА:
Тлехи (Танцор), Йэлк (Маленький Ворон), Кетл (Собака), Да-Тлан (Большой Горностай), Шах (Дикая Смородина)10. Джиналатк (Катящиеся Волны) Ка-тла (Мать-Мужчины) и еще одно «действительное» имя (имя тетки прабабки) -Тле-ан (Вместе-С-Селением) Ченио (Вонючка), а двух девочек – Дашана (Капризная) и Цикина (Моя-Маленькая-Любовь) Хуц-ги-сати (Хозяин-Медвежьей-Шкуры) Шават-кеге (Скупая Женщина) Си-кеге (Скупая Дочь), Шават-хиц (Крохотная Женщина), Ка-тлен (Большой Мужчина) Хуц-ка (Мужчина-Медведь) Молодая Рабыня (Шат-шхкуху) Тек-иш был также известен под именем Лхадуса (Говорящий-О-Войне) Гаккахуан (Замерзающее Лицо) Шатл Кауакан (Олень-Рыбная Ловушка), Какан (Солнце), Яку (Каноэ) Йэл-тлед (Белый Ворон) об индейце по имени Хука и указывается, что его «военное» имя было Уа’ашга. Тек-иш (Отец-Маленького-Камня) именем Ка-тла, которое было присвоено девочке. после его рождения стали звать соответственно Кухтсина-иш и Кухтсина-тла. Хуцк-тла (Мать-Детеныша-Медведя), то она могла назвать своего старшего сына Хуцк (Детеныш Медведя), а ее будущий муж мог получить имя Хуцк-иш. Мать Кошки (Душ-тла) звали Калиах-иш (Отец [реки] Калиах) из-за его привязанности к этой реке. Имя Киллисну-иш получил от индейцев агент.
Раздел. Мебель
Кровати Германии также развивались, начиная с груды листьев и мха, покрытой шкурами, в древности, которые позже сменялись коврами на полу или скамье у стены в начале средних веков. Появились матрасы, набитые перьями, шерстью или волосом. Покрытие также делали из шкур животных. Место для сна отгораживалось шторой, и спать могли без одежды, завернувшись в льняные простыни.
В 13 веке деревянные кровати было принято украшать резьбой, росписью и инкрустацией, а изголовье кровати стали приподнимать выше изножья. На кровати было принято иметь множество подушек, благодаря которым стало возможным принимать наклонное положение во время сна.
Появились также и раскладные диваны-кровати с подушками, обтянутыми шелком поверх кожи, которые днем использовались в качестве кушетки.
С 14 века появилась традиция полностью закрывать кровать балдахином. При этом использовались самые роскошные материалы – бархат, шелк, меха, которые богато расшивались, высоко ценились перины. Иногда кровать отгораживалась даже двойными шторами, чтобы исключить возможные сквозняки. В такой альков допускались только самые близкие люди.
В 15 веке вошли в моду очень большие кровати, а в набивке матрасов широко используют шелуху, солому и перья.
Люстры. Первые люстры назывались «паникадило» (с греч. «многосвечие»). В средние века об электричестве, разумеется, никто не слышал. В такую люстру просто помещались десятки и сотни свеч, после чего она поднималась над залом, давая всем присутствующим внушительное количество по тем временам света. С появлением электричества свечи стали заменять обычными лампочками.
Мы создали специализированный раздел, где собрали несколько направлений и типов светильников, которые по нашему мнению способны отразить образ эпохи средневековья. Это всевозможные колёса, люстры в форме ветвистых оленьих рогов, бра имитирующие факелы или в виде подсвечников. Брутальные, сдержанные, уверенные формы, дерево, элементы ковки – основа дизайна для рыцарского замка. При соблюдении этих правил, наша коллекция полностью адаптирована к современным реалиям.
Подвешенная на мощных цепях, тяжелая кованая люстра придаст суровые черты средневековой готики любому интерьеру.
Диаметр люстры - 1300 мм по крайним точкам.
Базовая комплектация:
- каркас люстры в виде кольца из кованой стали с ярко выраженной фактурой 1шт;
- декоративная стальная кованая потолочная чашка 8 шт;
- цепь стальная, патинированная, длиной 1,2 метра;
- декоративное кольцо из искусственно состаренный массив дуба, цвет орех - 1 шт.
Варианты патинирования кованых элементов люстры:
- медь;
- золото;
- серебро;
- античная бронза;
- состаренная сталь.
Варианты отделки деревянного кольца люстры:
- орех;
- палисандр;
- махагон;
- эбеновое дерево.
Возможны другие варианты отделки.
Возможно изготовление люстры "Кольцо" нестандартных размеров.
Наиболее распространенные этой люстры:
- диаметр 1500 мм на 10 светоточек - 59 650 руб;
- диаметр 1800 мм на 12 светоточек - 63 350 руб;
Высота цепи может быть любой и рассчитывается отдельно.
Сундук был универсальным бытовым мебельным изделием. Он одновременно служил кроватью, мебелью для сидения, чемоданом для путешествий. Первые сундуки выдалбливали из стволов деревьев, а позднее их стали составлять из необработанных толстых досок, часто украшая резьбой из клиновидных зарубок. Позднее сундуки стали оковывать металлом, ставить на колеса или на довольно высокие ножки.
Мебель для сидения изготовляли из набора точеных стержней или досок. Кроме стульев и кресел на четырех ножках был широко распространен точеный трехногий табурет. К стульям часто изготовляли скамеечки для ног.
Повернутый на бок кованый сундук явился прототипом шкафа. Его фронтальное завершение напоминает боковой фасад древнеримского саркофага.
Кровати создавались византийского типа. Позднее под влиянием восточной шатровой конструкции над кроватью появляется балдахин, который создавал иллюзию безопасности.
Столы простые, дощатой конструкции. Прямоугольные столы не имеют ножек и покоятся на двух дощатых боковинах, соединенных для прочности массивными брусками. Более сложны по конструкции круглые и восьмиугольные столы на одной тумбе с массой столярных консолей.
Формы романской мебели просты, лаконичны и примитивны. Мотивы орнамента заимствованы из архитектуры (рис. 2.11). Мебель окрашивали в яркие цвета.
Роскошь убранства интерьера достигалась дорогими скатертями, покрывалами, бытовой утварью, выполненной из драгоценных материалов.
Готический стиль сформировался по мере роста монастырей и их богатств в результате паломничества и крестовых походов.
В готическом интерьере городских домов большую роль играли массивные деревянные дубовые балочные потолки с прогонами и балками. Композиционным центром интерьеров являлся камин.
Важная роль отводилась посуде (кувшины, подносы, кружки, блюда), которые, как и другие предметы, размещались на полках. Главная роль в оборудовании интерьера продолжала принадлежать сундукам, которые расставляли вдоль стен.
В убранстве интерьеров большое значение имели ткани, которыми обтягивали стены. С середины XIV в. начали изготовлять тканые ковры (шпалеры) с тематическими композициями и орнаментальными мотивами. Широко применяли ткани для скатертей, покрывал кроватей, сундуков и сидений.
Развитию мебели городских жилищ способствовало возрождение рамочно-филенчатой вязки. Теперь мебель конструировали не из толстых брусков, которые делали ее тяжеловесной, а из тонких пиленых досок (рис 2.12). В отделке мебели использовались архитектурные и натуралистичные растительные орнаменты.
Основным видом мебели как в домах знати, так и простых горожан остается сундук, часто с рамками и филенками, которые украшаются стрельчатыми сводами, имеют” цоколь и приближаются к форме шкафа.
Появляются и новые типы мебели, например различные шкафы для посуды: буфет, шкаф-поставец, дрессуар (вид поставца). В XV в. появляются большие закрытые шкафы с двумя или четырьмя дверцами.
В конструкции готических столов возросло число разновидностей. На боковых щитах столов появилась плоская резьба, а их среднюю часть стали облегчать проемом в виде двойного или одинарного готического окна с решеткой переплета. Появляется ранняя форма письменного стола с поднимающейся крышкой, под которой находились отделения и маленькие ящички. Были также распространены столы на четырех наклонных ножках, соединенных внизу проножкой.
Шпалера это:
(нем. Spalier, от итал. spalliera), стенные безворсовые ковры с сюжетными и орнаментными композициями, вытканные ручным способом в технике так называемого репсового уточного переплетения. Рисунок создаётся цветными нитями утка (шерсть, шёлк, иногда металлические золотые и серебряные нити), плотно закрывающими неокрашенную основу (шерсть, лён) и образующими характерную для шпалер рубчатую фактуру. Каждая уточная нить ведётся только в границах своего красочного пятна (техника, известная с античности, так же вытканы коптские ткани, см. Коптское искусство). В зависимости от типа станка различают два вида шпалер: готлис — вытканы на станках с вертикальным креплением основы, и баслис — на горизонтальных станках. Моделью для шпалер служит картон — живописный эскиз в размере ковра.
Производство шпалер возникло в Западной Европе в XII-XII вв. Широко применявшиеся в убранстве жилых и парадных помещений средневековые шпалеры представляют собой образцы монументально-декоративного искусства («Анжерский Апокалипсис» — семь огромных ковров, включавших 105 сюжетов, из них сохранилось 77, около 1380, мастерская Никола Батайля в Париже по картонам Жана из Брюгге; шесть ковров аллегорической серии «Дама с единорогом», конца XV — начала XVI вв. (Париж, Музей Клюни), относящиеся к типу «мильфлёров» — шпалеры с фоном, сплошь затканным кустиками цветов).
Раздел 2. Термины
Вымпел (нидерл. wimpel) — узкий длинный флаг, чаще всего раздвоенный на конце.
Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской, конной, а позднее — туэрно-цепной тяги.
ЧЁТКИ
В церковном обиходе: шнурок с бусами для отсчитывания поклонов во время молитвы и прочитанных молитв.
ГАРНИЗОН
Войсковые части, расположенные в городе, крепости или укреплённом районе.
ПЛАХА
1.
Кусок бревна, расколотого пополам.
2.
Обрубок дерева, на к-ром в старину отсекали голову казнимого, а также помост, на к-ром совершалась эта казнь.
"Лечь, взойти на плаху"
ПОМОСТ
Возвышение, площадка из досок.
"Взойти на п."
КОРСАЖ
1.
Часть женского платья, охватывающая грудь, спину и бока.
2.
Жёсткий пояс юбки.
ФРЕЙЛИНА
В монархических государствах: придворная особа первонач. девушка-дворянка состоящая при царице, королеве, принцессе.
ШТАНДАРТ
Мужской род
1.
В царской России: полковое знамя в кавалерийских частях.
2.
Флаг главы государства (монарха, президента).
КОРТЕЖ
Торжественное шествие, процессия.
ПЛЕБЕЙСТВО
(От лат. plebs - простой народ) - принятое в ист. лит-ре название низших слоев населения
ГЕРОЛЬД
Глашатай при дворах феодальных правителей.
ГЛАШАТАЙ
1.
В старину: лицо, объявлявшее народу официальные известия.
2.
переносное значение
Тот, кто утверждает и защищает что-н. высок..
"Г. истины"
КАМЗОЛ
Старинная мужская куртка-безрукавка под верхнюю одежду.
КОРЕНАСТЫЙ
Крепкого сложения, невысокий и широкоплечий.
КУРТУАЗНЫЙ
Изысканно вежливый, любезный, учтивый.
ДОГМА
Положение, принимаемое на веру за непреложную истину, неизменную при всех обстоятельствах.
Манжета (манжет, часто во множественном числе — манжеты) — деталь одежды для оформления конечной части рукавов или брючин (штанин). На рубашках манжеты могут иметь застёжку на пуговицах или запонках.
ЖАБО
Отделка блузки, платья, мужской рубашки в виде пышной оборки из легкой ткани или кружев.
ТРЕУГОЛКА
В старину: форменная шляпа треугольного фасона.
Певчий, или певец (греч. ψάλτης, лат. cantor) — в христианстве степень низшего клирика, основная задача которого — петь на клиросе в хоре во время общественного богослужения христианские гимны, молитвы и псалмы. Певчие составляют церковный хор, который находится на клиросе.
СКВАЙР
(англ.). Низший дворянский титул в Англии.
низший дворянский титул в Англии; то же, что землевладелец.
1) сокращенная форма титула эсквайр;
2) в Англии - титул, присоединяемый к фамилии земельного собственника.
отороченный — обшитый. Оно обозначает край чего-либо, обшитый декоративной тесьмой, кружевом, мехом. Речь может идти не только о ткани, но и о крае обуви, сумки, головного убора. Согласитесь, в литературе вам не раз приходилось читать об отороченной бархатом шляпке или отороченных мехом сапогах. -
ОТОРОПЬ, оторопи, мн. нет, жен. (разг.). Растерянность, крайнее недоумение, замешательство от неожиданного и сильного впечатления. На него нашла оторопь. Его оторопь взяла.
Крепостная стена — элемент фортификационного сооружения. В русском крепостном деле называлась прясло. Могли быть деревянными разных конструкций, глинобитными, каменными, земляными. В эпоху бастионной фортификации называлась куртиной. За редкими исключениями, на крепостной стене располагается боевой ход, защищённый бруствером, зубцами. Бой и стрельба велись или поверх бруствера, или использовались бойницы различной величины и назначения. Некоторые стены имели не один бой или ярус с бойницами, два или три. Обычно крепостная стена соединяет башни в крепости. Крепостные стены имели отдельностоящие крепости, а также города, замки, монастыри. Имелись и протяжённые стены, предназначенные для защиты целых районов и стран.
НАСЕЧКА, насечки, жен.
2. Зарубка, нарезка. Насечка на жерновах стерлась.
3. Узор, вырезанный по металлу и проложенный другим металлом. Ружье с золотой насечкой.
УЖИМКА, ужимкии, чаще мн., жен. Неестественное, с жеманством, телодвижение, гримаса. «Какие у нее ужимки и прыжки!» Крылов. «Хозяин встретил наших молодых людей с свойственными ему неуклюжими ужимками.» А.Тургенев. «Словечка в простоте не (укажут, всё с ужимкой.» Грибоедов.
ПОЛОГ
Занавеска, закрывающая, загораживающая кровать.
РЫТВИНА, рытвины, жен. Углубление, ямка на дороге, выбитая, вырытая колесами. «Дорога не гладка - рытвины, ухабы.» Некрасов.
ТУЧНЫЙ, тучная, тучное; тучен, тучна, тучно.
1. Жирный, упитанный. Тучный человек. Тучный скот. «Генерал был дюж и тучен.» Гоголь.
2. Плодородный (о земле). Тучный чернозем.
3. Сочный и густой (о траве). Тучные луга.
Крестьянский надел
– часть пахотной земли в поместье феодала, выделяемая крестьянину. Кроме пашни каждая семья имела двор с огородом. Чтобы у всех общинников были равные условия для ведения хозяйства, пахотная земля делилась на участки с разным качеством почвы, и каждому общиннику на этих участках выделялись полосы земли: такое распределение земель называют чересполосицей. После уборки урожая пашни превращались в общее пастбище. За пользование наделом крестьяне несли повинности в пользу сеньора.
ПРИВРАТНИК
Сторож у входа, у ворот.
АНФИЛАДА
Длинный сквозной ряд комнат в общественных зданиях, дворцах.
Балдахин (итал. baldacchino — «шёлковая ткань из Багдада») — нарядный навес над троном, парадным ложем, церковным алтарём; первоначально матерчатый, позднее также из камня, дерева, металла.
Власяница (также вре́тище), церков.-слав. длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. то же, что и вретище, тёмного цвета грубая ткань из козьей шерсти, в виде мешка, надевавшаяся в знак печали.
МУАР
Плотная шёлковая ткань с волнообразным отливом.
Шталмейстер
Шталмейстер — главный конюший, придворный конюшенный в чине 3-го класса;
Паж — в средневековой Западной Европе мальчик из дворянской семьи, состоявший на службе в качестве личного слуги у знатной особы; первая ступень к посвящению в рыцари
Егерь: Егерь — военнослужащий (рядовой) лёгкой пехоты. Конные егеря — разновидность лёгкой кавалерии. Егерь — работник лесного охотничьего хозяйства, ведающий охотой и охраной животных; охотник-профессионал.
ПОДЛЕСОК
Кустарники и мелкие деревья, не достигающие уровня крон основных древесных пород леса.
ПРОГАЛИНА
Место, не заполненное тем, что находится вокруг него напр.небольшая полянка в лесу, светлое пятно на небе при облачности и т. п.
ИНОХОДЕЦ
Мужской род
Лошадь, к-рая бегает иноходью.
ПАЛАНКИН
На Востоке: крытые носилки как средство передвижения знатных лиц, богачей.
КАВАЛЬКАДА
Группа всадников и всадниц на прогулке.
ЭФЕС
Мужской род
Рукоятка холодного оружия (сабли, шашки, шпаги и т. п.).
АЛЬКОВ
Мужской род
Ниша в стене для кровати.
ЗОЛОВКА
Женский род
Сестра мужа.
ВЕРФЬ
Женский род
Место постройки и ремонта судов.
Эсквайр, сквайр (англ. esquire, от лат. scutarius — щитоносец), почетный титул в Великобритании (первоначально, в раннем средневековье, титулом награждался оруженосец рыцаря); впоследствии титул присваивался чиновникам, занимающим должности, связанные с доверием правительства. Термин «эсквайр» часто употребляется как равнозначный термину «джентльмен». В США в качестве приставки, стоящей после имени, используется при обращении к дипломированным адвокатам (см. en:Attorneys).
Первоначально титул «эсквайр» носили все дворяне, обладавшие собственным гербом, но не бывшие пэрами или рыцарями, то есть весь обширный класс английского джентри. Лица иных сословий могли получить титул особой королевской грамотой, после чего он передавался по наследству. Таким образом, приставка «эсквайр» в большинстве случаев свидетельствовала о том, что другого сколь-нибудь значимого титула у его хозяина нет.
Также от «эсквайр» произошел термин «сквайр», означавший мелкого помещика, из числа джентри, чаще всего эсквайра, владеющего землей какой-либо деревни, сдавая её внаем жителям и таким образом играющего доминирующую роль в жизни деревни, в том числе и через попутное занятие административных постов, например, ректора местной церкви.
ДАРОВОЙ
полученный даром; бесплатный № Ведь только даровому коню в зубы-то не смотрят.
ЗАИМОДАВЕЦ
лицо, предоставившее заем, приобретающее право на его последующий возврат и получение процентов или на другую форму оплаты.
Синонимы:
заимодатель, займодавец, кредитор, ростовщик
ОСНАСТИТЬ
1.
Оборудовать снастями.
"О. судно"
2.
переносное значение
Снабдить всеми необходимыми техническими средствами.
пришвартовать — что к чему. Пришвартовать баржу к берегу. Пришвартовать его [броненосец] правым бортом к стенке (Новиков Прибой)
Доки — (англ. Dock) искусственные бассейны для принятия кораблей, с целью их разгрузки и загрузки, а также для сооружения судов, осмотра и починки их.
ВИВИСЕКЦИЯ
Женский родспециальное
Вскрытие живого животного, живого организма с научной целью.
РИСТАЛИЩЕ
Средний родстаринное
Площадь для гимнастических, конных и других состязаний, а также само состязание.
КАРДИНАЛ
Мужской род
Высший (после папы) сан духовных лиц у католиков, а также лицо, имеющее этот сан.
ПРОВИАНТ
Мужской род
То же, что продовольствие первонач. для войск.
ПОПОНА
Женский род
Покрывало для лошадей, собак и др., закрывающее спину и туловище.
СТЯГ
Мужской родвысокого стиля
То же, что знамя.
"Алые стяги"
Осаживать
Определения в Интернете
(разг.) заставлять замедлить ход, останавливать на всём скаку (обычно о лошади); (разг.) резко останавливать и подавать назад при остановке; (разг.) силой заставлять попятиться, отойти назад;
Пришпоривать
Определения в Интернете
шпорами побуждать лошадь к более быстрому бегу; (перен., разг.) побуждать к более энергичным действиям; подгонять, подхлёстывать
Дамское седло — часть экипировки снаряжения для верховой езды. Главное отличие дамского седла от обыкновенного это наличие двух передних лук с левой стороны. Левая верхняя лука — для обхвата правой ногой, нижняя — для упора левой в случаях необходимости.
ПАРЧА
Женский род
Плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми, серебряными нитями.
ЛИВРЕЯ, ливреи, жен. (франц. livrée) (дорев. и загр.). Форменная парадная одежда особого покроя, обычно с шитьем и галунами, для швейцаров, лакеев, кучеров. Лакей в ливрее. «Для власти, для ливреи не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи.» Пушкин.
ЖИМОЛОСТЬ
Женский род
Кустарниковое или вьющееся растение с душистыми цветками. Довольно крупные цветки (белые, розоватые, желтоватые и голубые) расположены чаще попарно в углах листьев или на концах ветвей в головчатых соцветиях. Из слабо развитой чашечки выходит неправильный (у большинства) трубчатый венчик, на конце разделённый на пять долей; неправильность цветов, построенных по пятерному плану, зависит от срастания трёх передних лепестков и неравномерного их развития, вследствие чего венчик является двугубым; в трубке венчика пять тычинок и длинный столбик пестика.
КИЧИТЬСЯ
Хвастаться, горделиво превозноситься.
"К. своими успехами"
ПУРПУР
Мужской род
1.
Темноили ярко-красный цвет первонач. ценное красящее вещество.
2.
Дорогая одежда из красной ткани как признак роскоши и величия устар..
ВИКОНТ
Мужской род