Таблица 1 Классификация информации, используемой в оценке.
Классификационный признак | Вид информации в рамках классификационного признака |
По источнику возникновения | внешняя, внутренняя |
По сферам деятельности | социальная, экономическая, техническая, управленческая |
По функциям оценки | для оценки недвижимого имущества, для оценки движимого имущества, для оценки прочего имущества |
По роли в процессе управления | нормативная, прогнозная, научно-техническая, отчетно-статистическая, справочно аналитическая |
По содержанию | количественная, качественная, смешанная |
По возможности продуктивного использования | полезная, достаточная, необходимая |
По качеству | абсолютно достоверная, вероятностно-достоверная |
По времени поступления | постоянно действующая, периодическая |
По степени обновления | постоянная, переменная |
По степени преобразования | устная, письменная, табличная, графическая, в виде карт, схем, диаграмм и т.п. |
По виду носителя | печатная, микрои кинофильмы, на электронных носителях |
По типу36 | детерминированная, вероятностно-статистическая, нечеткая |
С точки зрения исследования процесса оценки информация, необходима для оценки стоимости предприятия, включает совокупность сведений о прошлом и настоящем финансово-экономической деятельности предприятия в условиях его развития, данные об имуществе предприятия, данные о правах на это имущество, а также информацию о внешней среде, в которой функционирует данное предприятие.
Информацию, необходимую для оценки, можно охарактеризовать с точки зрениятребований, предъявляемых к ней; ее содержания; форм представления. [2]
К требованиям можно отнести высокую степень разнообразия, полноты и достоверности финансово-экономической, технико-экономической, социально-экономической, управленческой, прогнозной, отчетной и прочей информации, касающейся внутренней среды самого предприятия, а также внешней среды, влияющей на предприятие.
|
Содержание информации должно отвечать в полной мере следующим требованиям:
· достоверности собираемых сведений;
· точности;
· необходимости определенной информации, с точки зрения оценщика;
· достаточность сведений для оценки;
· комплексности информации.
Формы представления информации для процесса оценки должны включать, на мой взгляд, следующие требования:
· удобство пользования и обработки, полученных сведений;
· многократность использования;
· легкость корректировки, в случае изменения ситуации за период оценки;
· конфиденциальности использования;
· ориентированности на объект оценки.
В зависимости от источников оценочную информацию можно подразделить на два блока: внешний информационный блок и внутренний информационный блок
Внешний информационный блок характеризует условия функционирования предприятия в отрасли и экономики в целом. Объем и характер внешней информации различается в зависимости от целей оценки. Эта информация должна отвечать требованиям необходимости и достаточности при ее сборе, изучении и анализе оценщиком.
К внешнему блоку можно отнести информацию, содержащую:
· макроэкономические и региональные данные;
· данные по отраслям, продукцию которых производит данное предприятие;
|
· данные по сопоставимым предприятиям.
Особое значение имеют следующие макроэкономические данные:
стадия экономического цикла, на которой находится страна;
занятость населения, уровень жизни; тенденции изменения численности населения;
инвестиционный климат в стране, процентные ставки и их динамика;
стабильность экономического и политического развития;
уровень и динамика инфляции, экологические стандарты; изменения курсов валют;
ставки налогов и возможности их изменения в будущем.
Для оценки предприятия, например, доходным способом, очень важно определить среднюю ожидаемую ставку дохода (или процент на вложенный капитал), которая, в свою очередь, зависит от риска инвестици
Внутренний информационный блок – это информация об оцениваемом предприятии
На мой взгляд, целесообразно выстраивать полученные о предприятии сведения согласно следующему порядку:
Исследование рыночного положения предприятия:
· изучение производимой продукции или оказываемых услуг;
· ситуационный анализ предприятия в отрасли (анализ стратегической позиции предприятия);
· позиционный анализ предприятия (матрица BСG; матрица AD Little; матрица Shell; деловой экран Mc Kinsey / GE; матрица Ансоффа и Портера;
2. Источники информации и совокупность данных, используемых при оценке бизнеса.
Информационное обеспечение оценки бизнеса предполагает поиск, получение, хранение, накопление, передачу, обработку необходимой для осуществления данного вида деятельности информации. Информационное обеспечение является непременным условием построения и функционирования системы оценки бизнеса.
|
Можно выделить ряд предпосылок необходимости в системе оценки бизнеса такого элемента, как информационное обеспечение:[3]
· большой объем информации, необходимой для проведения оценки бизнеса и достижения объективных результатов оценки;
· необходимость оперативной диагностики и анализа состояния объекта оценки бизнеса - действующего предприятия, и проведения широкого сравнительного анализа;
· потребность в накоплении и обработке большого объема статистических данных;
· сложность расчетов, осуществляемых в процессе оценки бизнеса;
· дублирование информации, и, связанное с этим повышение вероятности ошибок (особенно в процессе внутренней оценки действующего предприятия).
Информация, необходимая при проведении оценки бизнеса, должна быть точной и достоверной, соответствовать целям оценки. Объем требуемой для проведения оценки бизнеса информации зависит от величины и сложности объекта оценки, и должен позволять объективно характеризовать как внутреннюю ситуацию на предприятии, так и внешние условия его функционирования.
Современное информационное обеспечение оценки бизнеса предполагает использования электронных баз данных - совокупности данных, характеризуемых определенными признаками, с надежной системой хранения данных и эффективным доступом, а также вычислительные программы, выполняющие численные расчеты с определенным быстродействием.
Одной из задач информационного обеспечения оценки бизнеса является анализ информации, в том числе статистическими методами (экстраполяция тенденций, определение уровня надежности, вероятностный анализ и др.).
Сбор информации один из самых сложных и кропотливых этапов информационного обеспечения оценки бизнеса, так как от качества собранной информации во многом зависит результативность всей работы.
Например, проведение систематизации основных фондов оцениваемого предприятия и их классификация. Это может быть стандартная классификация, применяемая в бухгалтерском учете, или иная, разработанная по другим критериям. При этом порядок организации сбора, хранения и использования ценового и справочного материала по основным фондам может быть самой различной. Базы данных могут включать основные отраслевые и технические характеристики, наименование предприятия-изготовителя, цены на новые и подержанные объекты основных фондов. На этапе сбора информации в процессе оценки основных фондов особое внимание необходимо уделять поиску информации по трем направлениям:
· затратам на воспроизводство на дату оценки новой точной копии объекта или на создание замещающего его функционального аналога;
· продажам подобных по назначению и состоянию объектов основных фондов;
· доходам, которые приносит или может принести владельцу данная собственность.
В процессе исследования финансово-экономического состояния предприятия, данные программные продукты позволяют проводить аналитическую работу по нескольким направлениям.
В будущем программное обеспечение оценки бизнеса должно соответствовать таким требованиям, как:
· возможность хранения большого количества данных рыночного и нормативного характера;
· готовность проведение многовариантных расчетов по типовым методикам с использованием внутренних баз данных;
· ориентация на создание отчетной документации в стандартных формах;
· способность использования современного стандартного программного обеспечения и диалоговых операционных систем, рассчитанных на рядового пользователя.
Оценка стоимости современного действующего предприятия, которое характеризуется сложной производственно-управленческой структурой, порождающей мощные потоки информации невозможно без организации и автоматизации внутренних потоков управленческой информации.
При этом создание интегрированной управленческой информационной системы в целях своевременной и достоверной оценки бизнеса требует определения, какая информация для этого необходима и почему, кому необходима такая информация, где ее получить, когда она необходима, как она должна собираться.
Множественность использования данных в оценке бизнеса и требования экономии при преобразовании данных в информацию предопределяют необходимость комплексной управленческой информационной системы, в рамках которой многие виды входящих данных могут быть полезны для исходящих. К примеру, для объективной оценки предприятия будут полезны данные о состоянии запасов, используемые при планировании будущих денежных потоков.
Таким образом, организация внутренней систематической оценки и управление стоимостью действующего предприятия требуют создания комплексной информационной системы, благодаря внедрению которой повышается оперативность обработки данных и достоверность информации о предприятии, принимаются более объективные управленческие решения.
Основные причины следует искать в недостаточной культуре управления на действующих предприятиях, низком уровне организации бухгалтерского учета, что впрочем, объективно в современных российских условиях. Но это оказывает серьезное влияние на результат и качество оценки. И в первую очередь, ввиду недостатка и искаженности исходной информации для оценки бизнеса.
Данные балансовой отчетности предприятия являются основой для формирования совокупности информативных показателей и моделей, используемых при оценке бизнеса.
Информационное обеспечение — основа процесса оценки бизнеса. Сбор информации, как правило, начинается на подготовительных этапах оценки, когда определяется объем работ и готовится к подписанию контракт на проведение оценки. Без предварительного анализа объемов необходимой информации, источников ее получения и затрат (финансовых и трудовых) невозможно правильно составить график проведения оценки, определить методику проведения работ и сформировать бюджет проекта.[4]
По источникам информацию условно можно разделить на получаемую на рынке и получаемую в оцениваемой компании.
По типу информация может быть юридической, финансовой, технической (и технологической), коммерческой.
По масштабам — общеэкономическая, отраслевая, информация об отдельном предприятии и его подразделениях.
Каждая из представленных классификаций помогает определить объем и роль информации, собираемой для определения стоимости собственного капитала компании, доли в собственном капитале или пакета акций.
Общеэкономическая информация играет стержневую роль. Анализ отрасли, к которой относится оцениваемая компания, анализ самой компании должны осуществляться в контексте тех тенденций, которые присущи экономике в целом.
Информация об отрасли охватывает вопросы нормативного регулирования деятельности предприятий отрасли, специфику налогового регулирования, динамику цен на сырье и готовую продукцию. Отраслевая информация может охватывать не только национальный рынок.
Проблема получения информации на рынке об отдельном предприятии возникает в случае проверки информации, полученной на предприятии, и для получения информации о предприятиях-аналогах, которая используется в первую очередь для соотнесения различных показателей и коэффициентов с отраслевыми данными. Источников получения информации о деятельности предприятий уже достаточно много, и их количество постоянно увеличивается. По российским компаниям общедоступной является информация об открытых акционерных компаниях.
Несмотря на значительные объемы доступной информации и ее разнообразие ключевым признаком для определения той информации, которую следует использовать в процессе оценки бизнеса является уместность.
Важнейшим показателем качества полученной информации является ее достоверность. Оценщик не может проверить всю информацию, и в этих случаях указывается ее источник. Поэтому при сборе информации важным моментом является ссылка на источник данных. Если фирма, предоставившая информацию, просит не указывать источник, это должно послужить сигналом для дополнительной проверки такой информации, и если проверка невозможна или нецелесообразна, то необходимо отказаться от использования этой информации.
Помимо того, что используемая информация должна достоверно отражать ситуацию на предприятии, она должна точно соответствовать целям оценки и комплексно учитывать внешние условия функционирования оцениваемого предприятия.
3.Категории форм стандартного описания данных о рынке недвижимости. Финансовые и нефинансовые показатели бизнеса.
Разработанные формы стандартизованного описания данных о рынке недвижимости разбиты на 4 категории:[5]
· категория 0 – описание объекта недвижимости (первичные данные)
· категория 1 – данные о рынке, дифференцированные по типам объектов и зонам (районам) города (базовые данные);
· категория 2 – данные о рынке, обобщенные по совокупности типов и территории города (обобщенные данные);
· категория 3 – данные о характеристиках города (региона), влияющие на показатели рынка недвижимости (статистические данные).
Разработанные формы (за исключением категории 0) включают данные о следующих видах (типах) объектов недвижимости и операциях:
· жилье (купля-продажа, сдача в наем, в том числе элитное жилье);
· офисах (купля-продажа, аренда);
· торговых помещениях (купля-продажа, аренда);
· складах (купля-продажа, аренда);
· отдельно стоящих зданиях (строительство, продажа).
Источниками данных для форм различных категорий являются:
- для категории 0 – правоустанавливающие и другие документы на объект недвижимости (свидетельство о собственности, технический паспорт и т.п.); информация, полученная от собственника; данные визуального осмотра, технической и иной экспертизы; собственная ценовая информация оценщика;
- для категории 1 – результаты статистической обработки:
- собственных листингов оценщика, содержащих первичные данные об объектах недвижимости;
- листингов рекламных изданий, информационных агентств;
-объединенных листингов группы агентств или риэлторских ассоциаций за определенный период времени (неделю, месяц), полученных вручную (с помощью микрокалькулятора) или на персональном компьютере (с помощью стандартных программ либо специализированных программ типа АРМ «Аналитик»);
- для категории 2 – то же, что и для категорий 0 и 1 плюс данные официальных органов регистрации сделок в городе;
- для категории 3 – ежегодные (ежеквартальные) бюллетени городских статистических органов, отчеты городских комитетов по строительству, справочники, специализированные издания.
Основными источниками информации по факторам макроэкономического риска являются:
· программы правительства;
· аналитические обзоры информационных агентств (ВЕДИ, МИГ, Альфа Капитал, Финмаркет и др.);
· данные Государственного комитета по статистике;
· информационные отраслевые бюллетени, (например Российский нефтяной бюллетень и т.п.).
Источниками информации по рынкам сбыта, спросу, условиям конкуренции служат:
· данные отдела маркетинга оцениваемого предприятия;
· данные Госкомитета по статистике;
· отраслевые информационные издания;
· фирмы-дилеры;
· таможенное управление;
· бизнес-план и т.п.
Ниже приведен список финансовых показателей, наиболее часто применяемых в финансовом анализе. Эти показатели разделены на пять групп, отражающих различные стороны финансового состояния предприятия:[6]
- Коэффициенты ликвидности
- Показатели структуры капитала (коэффициенты устойчивости)
- Коэффициенты рентабельности
- Коэффициенты деловой активности
- Инвестиционные критерии
Показатели ликвидности
Коэффициент абсолютной ликвидности – показывает, какая доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, то есть практически абсолютно ликвидными активами, и определяется как
Коэффициент срочной ликвидности (QR) - показывает, какая часть краткосрочных обязательств организации может быть погашена за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах и поступлений по расчетам и рассчитывается
Коэффициент текущей ликвидности (CR) - показывает, достаточно ли у предприятия средств для погашения краткосрочных обязательств и определяется
Чистый оборотный капитал (NWC) - это разность между оборотными активами и краткосрочными обязательствами (показатель рассчитывается во второй валюте файла по курсу на конец анализируемого периода)
1) Показатели структуры капитала:
Коэффициент финансовой независимости (EQ/TA) - характеризует зависимость фирмы от внешних займов: чем ниже значение коэффициента, тем больше займов у компании, тем выше риск неплатежеспособности и потенциального возникновения денежного дефицита у предприятия
Суммарные обязательства к активам (TD/TA) - демонстрирует, какая доля активов финансируется за счет заемных средств, независимо от источника
Суммарные обязательства к собственному капиталу (TD/EQ) - характеризует зависимость фирмы от внешних займов: чем выше значение коэффициента, тем больше займов у компании и тем выше риск неплатежеспособности
Долгосрочные обязательства к активам (LTD/TA) - демонстрирует, какая доля активов предприятия финансируется за счет долгосрочных займов
Долгосрочные обязательства к внеоборотным активам (LTD/FA) - демонстрирует, какая доля основных средств финансируется за счет долгосрочных займов (иногда рассчитывают аналогичный по смыслу обратный коэффициент, показывающий долю собственного капитала в финансировании основных средств)
Коэффициент покрытия процентов (TIE); раз - показывает, сколько раз в течение отчетного периода компания заработала средства для выплаты процентов по займам