Ул. Матвея Путилова, 1, с. Казанское, Тюменская обл. 627420, тел/факс 4-18-80
Утверждено:
Приказом № 31/4 от
28.06.2017г.
Директор школы
_______________ Собянина О.А.
ПОЛОЖЕНИЕ
О библиотеке муниципального автономного общеобразовательного учреждения
Казанская средняя общеобразовательная школа
Общее положение
1.1. Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке муниципального образовательного учреждения Казанской средней общеобразовательной школы.
1.2. Библиотека является структурным подразделением общеобразовательного учреждения, участвующим в учебно- воспитательным процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно- информационными ресурсами.
1.3. Деятельность библиотеки отражается в Уставе общеобразовательного учреждения. Обеспеченность библиотеки учебными, методическими и справочными документами учитывается при лицензировании общеобразовательного учреждения.
1.4. Цели библиотеки соотносятся с целями образовательного учреждения: формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания образовательных программ, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважение к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.5. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и исполнительных органов субъектов РФ, решениями соответствующего органа управления образованием, Уставом образовательного учреждения,. Положением о библиотеке, утверждённом директором школы.
1.6. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, свободного развития личности.
1.7. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке и Правилами пользования библиотекой, утверждёнными руководителем образовательного учреждения.
1.8. Образовательное учреждение несет ответственность за доступность и качество библиотечно- информационного обслуживания библиотеки.
1.9. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно- гигиеническими требованиями.
1.10.В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремисткой деятельности» № 114-ФР от 25 июля 2002 года в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности.
1.11.Ежедневно проводить сверку имеющимся в фонде библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, вести журнал сверок фонда библиотеки с Федеральным списком экстремистских материалов.
Основные задачи.
2.1 Обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, и другим пользователям доступа к информации, знаниям, культурным ценностям посредствам использования библиотечно- информационных ресурсов образовательного учреждения на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (СD – диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
2.2. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в развитии творческого потенциала.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации в соответствии с требованиями ФГОС.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотечных услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
2.5. Пополнение и сохранение фондов библиотеки учебно- методическими пособиями, отвечающим требованиям реализации новых ФГОС.
2.6. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Основные функции.
3.1 Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечн -библиографическую информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
3.2. Формирует фонд библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами образовательного учреждения:
3.3. Комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно- популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации.
3.4. Осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
3.5 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.)
3.6. Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.7. Осуществляет дифференцированное библиотечно- информационное обслуживание обучающихся;
- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей;
- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией.
- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самостоятельной и досуговой деятельности;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействует при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС развитию критического мышления;
- содействует членам педагогического коллектива и администрации учреждения в организации образовательного процесса и досуга обучающихся.
3.8.Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников:
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации
- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений), информирование руководства образовательного учреждения по вопросам управления образовательным процессом;
3.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных законных представителей) обучающихся:
- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей;
- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
Организация деятельности библиотеки.
4.1 Наличие укомплектованной библиотеки в общеобразовательном учреждении обязательно проводится по приказу органов управления образования.
4.2. Структура библиотеки: абонент, читальный зал, хранилище для учебников.
4.3 Библиотечно- информационное облуживание осуществляется на основе библиотечно- информационных ресурсов в соответствии с учебными и воспитательными планами общеобразовательного учреждения, программами, проектами и планом работы библиотеки.
4.4 Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижение нормативов и абсолютных размеров финансирования из бюджета общеобразовательного учреждения. Денежные средства за сданную библиотекой макулатуру расходуется на улучшение материально- технической базы библиотеки, комплектование фонда документов.
4.5 В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования перехода на новые ФГОСы и в пределах средств, выделяемых учредителем, образовательного учреждения обеспечивает библиотеку:
- гарантированным финансированием комплектования библиотечно- информационных ресурсов (в смете учреждения выводится отдельно);
- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и нормативами по технике безопасности эксплуатации компьютеров (отсутствие высокой влажности, запыленности помещения, коррозионно-активных) и в соответствии с положениями СанПиНов.
- в ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки;
- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
4.6 Образовательное учреждение создает условия сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4.7. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно- методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет руководитель общеобразовательного учреждения в соответствии с уставом учреждения.
4.8.Режим работы библиотеки определяется в соответствии с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
- оного часа рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
- одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание не проводится;
- не менее одного раза в месяц – методического дня.
4.8. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека общеобразовательного учреждения взаимодействует с библиотеками Министерства культуры Российской Федерации.
Управление. Штаты.
5.1 Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и уставом общеобразовательного учреждения.
5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет руководитель общеобразовательного учреждения.
5.3. Руководство библиотекой осуществляет зав. библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед обществом и руководителем общеобразовательного учреждения, обучающимся, их родителями за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором и уставом общеобразовательного учреждения.
5.4 Заведующий библиотекой назначается руководителем общеобразовательного учреждения, может являться членом педагогического коллектива и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
5.5 Методическое сопровождение деятельности библиотеки обеспечивает методист по учебным фондам и школьным библиотекам органа управления образованием.
5.6 Заведующий библиотекой разрабатывает и представляет руководителю общеобразовательного учреждения следующие документы:
- Положение библиотеке,
- Правила пользования библиотекой;
- План работы на текущий год
- Положение о платных услугах библиотеки (если такие услуги предусмотрены Уставом школы)
- Планово- отчетную документацию;
- Технологическую документацию;
- структуру библиотеки, которая разрабатывается на основе объемов работ, определенных положением о конкретной библиотеки общеобразовательного учреждения с использованием «Межотраслевых норм времени на процессы, выполняемые в библиотеках» (постановление Министерства труда и социального и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997г. №6)
5.7 Порядок комплектования штата библиотеки общеобразовательного учреждения регламентируется его уставам.
5.8. Работники библиотек могут осуществлять педагогическую деятельность. Совмещение библиотечно- информационной и педагогической деятельности осуществляется работником только на добровольной основе.
5.9. Трудовые отношения библиотеки регламентируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
- Права и обязанности библиотеки.
6.1.Работники библиотек имеют право:
6.2 Самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в устава общеобразовательного учреждения и положении о библиотеке общеобразовательного учреждения;
6.3.Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечно – библиографических знаний и информационной культуры;
6.4.Определять источники комплектования информационных ресурсов;
6.5. Изымать и реализовать документы из фонда в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда;
6.6.Определять в соответствии с правилами пользования библиотекой общеобразовательного учреждения, утвержденными руководителем общеобразовательного учреждения;
6.7. Вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей работников библиотек, по
компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).
6.8. Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством образовательного учреждения или иными локальными нормативными актами;
6.9.Быть представленными к различным формам поощрения, наградам и значкам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
6.10.Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.1.Работники библиотек обязаны:
7.2 Обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
7.3. Информировать пользователей о видах предоставляемых услугах;
7.4. Формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами образовательного учреждения, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
7.5. Совершенствовать информационно- библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей;
7.6.Обеспечить сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение;
7.7. Обеспечить режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой общеобразовательного учреждения;
7.8.Отчитываться в установленном порядке перед руководителем общеобразовательного учреждения;
7.9.Повышать квалификацию.