Русская живопись 1-й половины 19в.




Задание для 3г,3в,3ж классов.

Внимательно изучите текст и ответьте на вопросы в конце, письменно в своих тетрадях.

Русская живопись 1-й половины 19в.

В начале века появилось новое художественное течение – романтизм, сложившееся под влиянием идей передового дворянства. Романтизм в изобразительном искусстве, проявлял интерес к духовной жизни человека и утверждал идеал свободной личности. В отличае от классицистов, обращавших главное внимание в картинах на рисунок, художники романтического направления большое значение придавали колориту, то есть цветовому решению картины. Лучшие достижения русской живописи связаны с именем Кипренского. В своих портретах он выразил романтические тенденции, раскрывая внутренний мир человека, показывая оттенки чувств, настроений. Арест Адамович Кипренский (1782-1836г.) – самый известный русский портретист первой половины 19 века. Интерес к портрету проявился у него, когда он учился в Академии художеств по классу исторической живописи. Портрет мальчика Челищева, написанный им в 1810-1814 гг. говорит о мастерстве художника, так как Кипренский первый из русских художников при создании детского образа утверждал право маленького «героя» на чувства, независимо от возраста. Мальчик Челищев ровестник Пушкина, и его лицейских друзей. Художник изобразил в этом портрете будущего участника Отечественной войны 1812г. и члена тайной организации декабристов.

Портрет отмечен яркими индивидуальными чертами: на сильно освещённом лице выделяются чёрные широко открытые глаза с внимательным серьёзным взглядом, который выражает живость характера. Характеру детской натуры соответствует общий приподнятый красочный строй портрета. Цветовой красочный контраст достигается сочетанием яркой живописной поверхности красного жилета с насыщенностью и глубиной цвета синей курточки. Плотность мазка, на лице мальчика, сочетается с тонкослойной живописью в одежде. Портрет отличается совершенством живописного мастерства и глубиной содержания.

Портрет Александра Сергеевича Пушкина написан в 1827 году.

Поэт изображён в момент творческого вдохновения. Художник, в образе поэта, выразил единство возвышенного устремления, одухотворённости и строгой величавости. Цветовая гамма портрета, основана на сочетании зеленовато-коричневых тонов, слегка оживлённых оранжевыми полосками пледа и белым воротником рубашки. Кипренский показал человеческое достоинство, благородство поэта, мечтательность во взгляде: это Пушкин нежных лирических раздумий. Пушкин, в 1827г., посвящает Кипренскому стихи, в которых есть слова о портрете: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Муза с лирой будут изображены на портрете позднее, по просьбе друзей Пушкина.

 

Общая припонятость, свойственная русскому романтическому искусству начала 19 века, была связана с верой в переустройство общества. Разгром декабрьского восстания и усиление реакции, привели русское общество к разочарованию в надежде на лучшее будущее. Академия художеств в 1829 году стала выражать волю официальной политики. Академическая школа основывалась на классических правилах, она продолжала считать главной историческую живопись и пользовалась темами из античной мифологии и библии. Передовые художники, будучи выпускниками Академии, в силу своего таланта, обнаружили в своём творчестве противоречие этой школе, оно проявилось в живописи Карла Брюллова и Александра Иванова.

Карл Павлович Брюллов – первый русский живописец, пользовавшийся при жизни мировой славой. Он родился в семье академика-скульптора, учился в Академии художеств. В 1822 году, он, на средства общества поощрения художников, уехал в Италию, где написал много картин, портретов. Среди парадных портретов – один из ранних – «Всадница» написанный в Италии по заказу графини Ю.П. Самойловой. На картине изображены воспитанницы графини, сёстры Джованина и Амацилия Пачини.

«Вса́дница » — картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852), написанная в 1832 году. Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве (инв. 212). Размер полотна — 291,5 × 206 см.

Портрет привлекает зрителя ликующим торжеством красок данных в смелом сопоставлении белого, чёрного, красного и изысканным сочетанием голубого, розового, изумрудного. Значительный вклад в историю русского искусства Брюллов внёс портретами современников, написанными в 30-40-х годах 19 века – это представители русской интеллигенции.

 

 

Одно из лучших произведений Брюллова – автопортрет 1848г.

 

Брюллов К.А – автопортрет 1848г.

На красном фоне, горячих тонов, выделяется с мертвенной желтизной лицо Брюллова. Художник напряжённо смотрит на зрителя. Во взгляде отразилась душевная драма, тяжкие думы. Тонкая аристократическая кисть художника резко выступает на фоне чёрной блузы, страстное вдохновение и смертельная усталость, болезненность, разочарованность – всё в этом портрете. Портрет выполнен в стиле романтизма. Подобных портретов, полных напряжённого драмматизма – не знало русское искусство.

Романтизм в творчестве Брюллова сказался, прежде всего, в выборе сюжета. В своей картине «Последний день Помпеи» он изобразил извержение вулкана Везувия, как стихийное явление, которое таит в себе угрозу цивилизации. Художник показал бессилие человека перед враждебными силами природы. Тема, выдвинутая современностью (в 19в., при раскопках, узнали о существовании города Помпеи), во многом решена в академических традициях.

 

«После́дний день Помпе́и » — крупноформатная картина русского художника Карла Брюллова (1799—1852)., написанная в течение 3-х лет с 1830-1833г.

Брюллов прославляет здесь физическую и духовную красоту человека. Свойственное романтизму, использование контрастов света и тени, способствует раскрытию напряженности и драмматизма события. По классическим правилам художник изображает в картине уходящее в глубину пространство. Композиция составлена из отдельных замкнутых групп, они связаны между собой направлением движения.

Особое место в истории русского искусства первой половины 19в. занимает А.А. Иванов(1806-1858г.). В своей картине «Явление Христа народу» он выбрал такой религиозный сюжет, в котором, как ему казалось, можно было поставить важный для своего времени вопрос о судьбе человека, о спасении людей путём нравственного совершенствования, путём преодоления пароков тяготеющих над всем человечеством. Все персонажи картины написаны в пластически совершенных формах классицизма. Однако при написании работы он сделал много этюдов с натуры. Серьёзное отношение к натуре обогатило историческую картину социально-психологическим решением образов, позволило найти новые живописные средства для передачи первозданной красоты природы. Картине «Явление Христа народу» и особенно этюды, написанные для неё - стали целой школой реалистического метода для художников целого поколения. Устремлённость к новому видению мира сближала Иванова с романтиками.

А.А. Иванов «Явление Христа народу» 1837-1857г.

 

В начале века общественный интерес ко всему национальному привёл к дальнейшему развитию в русском искусстве черт реализма.

Примером развития черт реализма в русском искусстве является творчество В.А. Тропинина(1776-1857г.). Он считал, что «лучший учитель-природа» и нужно всегда вглядываться в натуру. В его портретах присутствует частная домашняя жизнь человека. В 20-х годах Тропинин пишет полужанровые картины: «Золотошвейка», «Пряха», «Гитарист», «Кружевница».

Среди работ этого круга лучшей является – «Кружевница». Молодая женщина показана в уютном мире тихой домашней обстановки за будничным занятием. Приветливый добрый взгляд мастерицы, скромность костюма, причёски, гармонирует с обоянием и душевной чистотой кружевницы. Живописное решение картины связано с образной характеристикой. Чёткие формы, строгий рисунок сочетаются с плавными линиями, сдержанным цветом. Калорит был построен на сочетании: мягких серебристых, бледно-розовых, голубовато-серых и золотисто-коричневых тонов. Тропинин сохранил в картине некоторое сходство с моделью. Созданию картины предшествовали натурные зарисовки. Изображённые на первом плане предметы рукоделия вносят в картину элемент повествования, усиливая её бытовой характер. Василий Андреевич Тропинин выполнил около 3000 портретов, запечатлел многих выдающихся людей своей эпохи. Портрет поэта Александра Сергеевича Пушкина написан 1827г.

В портрете утверждается жизненная простота и естественность. Пушкин, в домашнем халате, сидит спокойно в удобной позе, опираясь одной рукой на рабочий столик, где лежит его рукопись. В цветовом решении преобладают золотисто-коричневый и серебристо-синий тона, в сопоставлении с белым холодным тоном рубахи. Общая цветовая гамма портрета решена в тёплых тонах.

В бытовом жанре русской живописи 40-х годов появляется критическое изображение жизни. В формировании этого направления определённую роль сыграла русская литература. Книжные иллюстрации к таким произведениям как «Мёртвые души» Н.В.Гоголя и бытовые зарисовки художников создали условия для появления критического направления русской живописи. Родоначальником этого направления стал П.А.Федотов. Художник изображал нравы и взаимоотношения людей различных социальных сословий.

«Сватовство́ майо́ра » — картина русского художника Павла Федотова (1815—1852), написанная в 1848 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее.

 

Сюжет картины повествует о том, что: в богатый купеческий дом приехал обедневший дворянин свататься к невесте. Жестами, мимикой связывает художник воедино всех персонажей картины, светом и цветов выделяет главных действующих лиц. Это горькая ирония художника на нелепое и уродливое явление, когда брак превращается в средство наживы и сделки.

В картине «Анкор, ещё анкор» (анкор с французкого означает – ещё), неровный колеблющийся свет свечи выхватывает из полумрака неясноые очертания человеческой фигуры и окружающих предметов. В заброшенном захолустье офицер, лёжа на кушетке гоняет свою собачёнку, крича ей: «анкор, ещё анкор.». Опустошённость, однообразие, бессмысленность существования, безысходность настоящего – вот трагический смысл одного из последних произведений Федотова. В картинах последних лет меняется и характер живописи, если в ранних работах ощущалось большое внимание к тщательному детальному рисунку, то здесь основным выразительным средством становится свет и широкая свободная живопись.

«Анко́р, ещё анко́р!» — неоконченная картина русского художника Павла Андреевича Федотова (1815—1852), его последнее творение.

Вопросы:

1. Какие направления сформировались в русской живописи начала 19 века? Каких живописцев ты знаешь и в каком направлении они работали?

2. Расскажи об истории создания картины «Последний день Помпеи», кто автор этой картины?

3. Сравни портреты А.С.Пушкина в исполнении Ареста Кипренского и Тропинина. В чем различия портретов, а в чём сходство?

4. Какие вещи и предметы характеризуют ситуации и персонажей в картине «Сватовство майора»?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: