ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА




В 1986 г. в г. Переделкино состоялся «слет» педагогов-новаторов (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, Б.П. и Л.А. Никитины, В.Ф. Шаталов и др.). Они решили объединить свои авторские методы и формы работы в единую систему, пытаясь создать общую «идеологию» гуманистической педагогики из практических соображений. Совокупность данных идей получила название педагогики сотрудничества.

Следует отметить, что педагогика сотрудничества советских учителей очень близка позициям гуманистической педагогики. Идеи учителей-новаторов содержали следующее: смена позиции учителя с авторитарной на демократическую («сотрудничество»); задача не только давать знания, но развивать способности учащихся и воспитывать их в процессе учения; по­иск методов и форм учения, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность школьников и их развитие. Опыт отечественных учителей показывает продуктивность сочетания специального дидактического руководства деятельностью ученика, воли учителя с гуманной установкой на важнейшую ценность - личность ребенка.

Учителя-новаторы делали упор на вовлечение в учебу абсолютно всех детей, без дифференциации на способности. Работали без плохих отметок, без давления, без жалоб родителям. Главная задача – внушить каждому ученику уверенность в том, что он добьется успеха, научить его учиться и не допустить, чтобы он заметил свое отставание. Педагоги-новаторы гордились не столько хорошими учениками, сколько плохими, которые стали хорошими.

Сформулируем основные идеи педагогики сотрудничества, имеющиеся в книгах педагогов-новаторов:

1. Идея трудной цели. Перед учениками ставится действительно трудная цель и внушается уверенность в том, что эта цель будет достигнута.

2. Идея опоры или опорных сигналов (В.Ф. Шаталов). Опоры – это основные выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения материала и оформляются в схематическом виде с помощью чертежей, рисунков, таблиц и т.п. В подобной схеме имеется набор ключевых фраз, знаков, аббревиатур, в которых зашифрована основная информация по данному материалу. При этом работают три вида памяти (зрительная, слуховая, моторная), что способствует лучшему усвоению. На первых порах подобные схемы разрабатывает учитель, затем это могут делать сами ученики. По опорным сигналам производится подготовка домашнего задания, ответы у доски, проверка материала родителями и т.п.

3. Идея оценки работ. Здесь подразумевается принципиальное отличие понятий «оценка» и «отметка». Некоторые новаторы (например, Ш.А. Амонашвили) работали совсем без отметок, используя только устную оценку, похвалу, поощрение. Кроме того, учитель должен знать и уважать детское незнание, т.е. понимать причину непонимания детьми материала и устранять эту причину, не прибегая к жестким методам. Тот же Ш.А. Амонашвили, например, использовал зеленые чернила для проверки письменных работ учеников начальных классов, чтобы не травмировать психику детей, что говорит об интуитивной психологической природе работы учителей-новаторов. В то же время в учебном процессе необходим постоянный контроль знаний.

4. Идея свободного выбора. Где только возможно предоставлять ученикам право выбора (например, выбор сложности задачи, метода решения и т.п.): это самый простой способ развития творческой инициативы, самоорганизации и ответственности. Но главное требование, чтобы задача или проблема обязательно должна быть решена.

5. Идея опережения. На уроках отводится время для рассмотрения небольшой части материала, которая будет изучаться через 30-40 уроков. Это делается потому, что у детей разный уровень усвоения и им нужно разное время для созревания мысли. Кроме того, происходит психологический эффект привыкания, и будущая сложная тема не будет вызывать у учеников страха при изучении.

6. Идея крупных блоков. Время от времени необходимо проводить обобщающие уроки, на которых анализируется материал 10-20 уроков. Это нужно для того, чтобы легче было выделить главные идеи пройденного материала и установить логические связи между темами данного блока. Во-первых, резко увеличивается объем изучаемого материала при уменьшении времени усвоения, а во-вторых, снимается ситуация страха, что ученик что-то не поймет или отстанет от своих товарищей (например, в случае болезни).

7. Идея самоанализа. Учащимися анализируется собственный ответ и ответы товарищей у доски, выделяя плохие и хорошие стороны выступления. Каждый из учеников на местах готовится к рецензированию, но отметка за рецензию не ставится.

8. Идея интеллектуального фона класса. Очень важно, какие жизненные цели ставят перед собой ученики того или иного класса (фон класса – это не только знания по какому-либо предмету, но и жизненная позиция учеников). Даже хороший ученик может стать отстающим в слабом классе и наоборот. (Пример спортивных соревнований).

9. Идея сотрудничества с родителями. Данная идея настолько проста, насколько и редко используется в реальной школьной практике. Нельзя ссорить детей с родителями, например, на собраниях нельзя делать критические замечания в адрес конкретных родителей (при детях и других родителях). Школьный дневник педагоги-новаторы предлагали использовать только для похвалы!

10. Идея творческих и исполнительских способностей (супруги Никитины). Исполнительские способности развивать легче, но они имеют определенный «порог насыщения», выше которого они развиваться не могут. Творческие способности развиваются медленнее, сложнее (нередко «мешают» школьной системе преподавания), но не имеют пределы развития и могут привести к уникальным результатам. Таким образом, о развитии творческих способностей необходимо заботиться не в меньшей степени (а возможно даже большей), чем о развитии исполнительских способностей. Ученик с хорошо развитыми творческими способностями может обладать большим потенциалом и более яркой индивидуальностью, чем ученик с исполнительскими способностями. (Примеры с «непризнанными» в детстве гениями).

11. Идея детской половины дня. Воспитывать и обучать детей без учета их склонностей и способностей невозможно. Следовательно, максимум возможного необходимо давать ученикам на уроке, чтобы их успеваемость в минимальной степени зависела от домашнего задания. Вторая половина дня должна принадлежать детям (кружки, секции, занятия по интересам и т.п.).

12. Идея самоуважения. Уважение к ребенку должно быть главным принципом в работе каждого учителя. Следует помнить, что у учителя и ученика разный уровень развития и знания, но достоинства одинаковой цены.

13. Идея уникальности личности. Личность неповторима и достойна внимания, даже если не является примерной. Умение удивляться уникальным качествам каждого ребенка должно стать профессиональным умением каждого учителя. Всегда должна быть возможность похвалить любого ученика. (Примеры стереотипного негативного отношения к отстающим или недисциплинированным ученикам и, наоборот, «прощающего» отношения к примерным учащимся).

14. Идея отпора или диалога. С какой бы мыслью или просьбой ученик не подошел к учителю, его надо обязательно выслушать и по возможности помочь. Нельзя давать отпор – отсылать ученика, ссылаясь на обстоятельства, занятость и т.п. Это чревато нарушением контакта и доверительного отношения. Та же идея не менее важна и для родителей, которые часто ссылаются на занятость и не уделяют должного внимания своим детям.

15. Идея игры. Чаще использовать игровые методы в обучении. Игра дает ощущение свободы, ненавязчивости изучаемого материала, чувство равенства, свободу выбора, повышает интерес и т.п. Игровые методы следует применять не только в младших классах, как это принято считать, но в любом возрасте. Для старших классов и студентов полезны и интересны ролевые игры, игры на развитие внимания, мышления, памяти, творческого воображения и т.д. В то же время следует учитывать временные рамки занятий, продумывать цели и процедуру организации игры, уметь поддерживать и восстанавливать дисциплину.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: