Педагогическая деятельность – профессиональная активность учителя, в которой с помощью различных средств воздействия на учащихся решаются задачи их обучения и воспитания.
Деятельность учителя имеет следующие направления:
1) Конструктивная деятельность связана с проектированием деятельности ученика и своей деятельности. Сюда относятся следующие педагогические действия:
А) формулировка педагогической цели;
Б) диагностика уровня образованности учеников;
В) выбор содержания учебного материала;
Г) выбор методов обучения;
Д) проектирование своих действий и действий учеников.
2) Организаторская деятельность предусматривает организацию своей и детской деятельности. Педагогические действия:
А) установление дисциплины и рабочей обстановки на уроке;
Б) стимулирование деятельности учеников;
В) организация своей деятельности по изложению материала;
Г) организация своего поведения в реальных условиях;
Д) организация деятельности учеников;
Е) организация контроля, педагогического воздействия и коррекция.
3) Коммуникативная деятельность направлена на организацию взаимоотношений учителя и учащихся, взаимоотношений школьников в коллективе. Педагогические действия:
А) установление правильных взаимоотношений с учениками;
Б) осуществление учебно-воспитательной работы.
4) Гностическая деятельность – это деятельность, которая требует постоянного анализа своей деятельности, а также хода развития и формирования личности детей. Педагогические действия:
А) анализ результатов обучения и воспитания;
Б) выявление отклонений результата от поставленной цели;
В) анализ причин этих отклонений;
Г) проектирование мер по устранению этих причин;
Д) творческий поиск новых методов обучения и воспитания.
Профессиональная педагогическая культура – это интегральное качество личности учителя, проектирующее его общую культуру с педагогической профессией. Это синтез высокого профессионализма и внутренних свойств педагога, владение методикой преподавания и наличие культуротворческих способностей. В содержание профессиональной культуры педагога входят культура педагогического мышления, культура педагогического труда, культура творчества учителя, культура педагогического общения и культура речи.
Н.В. Кузьмина выделяет 5 функциональных компонентов деятельности учителя:
1) Гностический компонент относится к сфере знаний педагога. Сюда входят знания самого предмета, знания о способах педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также о самопознании (собственной личности и деятельности).
2) Проектировочный компонент включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения.
3) Конструктивный компонент – это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учетом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий).
4) Коммуникативный компонент – это особенности коммуникативной деятельности учителя, специфика его взаимодействия с учащимися.
5) Организаторский компонент – это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся.
Профессиональные и личностные качества педагога могут быть представлены в следующей модели:
1) Свойства и характеристики личности:
А) Направленность личности:
- мировоззрения, убеждения, идеалы;
- система социальных ценностей, смысл жизни, конечная цель и оправдание человеческой деятельности;
- отношение личности и общества – жизненное самоопределение, гражданская ответственность, взгляд на чувство долга и социальную активность.
Б) Познавательная деятельность (когнитивная):
- уровень развития познавательной сферы (внимание, ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, представления);
- интеллектуальная активность (качества мышления и воображения);
- стремление к познанию, самообразованию, научная эрудиция.
В) Эмоционально-волевая деятельность:
- оптимизм, повышенный эмоциональный тонус, чувственный тон, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, педагогический такт и этика, выдержка, работоспособность, целеустремленность.
Г) Психические свойства:
- темперамент – активность, реактивность, их соотношение, сензитивность (чувствительность к внешним и внутренним воздействиям), темп речи, пластичность, уравновешенность, эмоциональная возбудимость, характер эмоций, экстравертированность (направленность на внешний мир);
- характер – сила характера, его устойчивость, глубина, пластичность, ее степень;
- способности – дидактические, организаторские, экспрессивные, перцептивные (ощущения), коммуникативные, любовь к детям, волевые способности, педагогический такт, эмоциональные способности, высокая степень распределения внимания, зоркость, наблюдательность, педагогическое воображение, научно-познавательные способности, субъективные способности (способность оказывать внушение, воздействие на людей).
2) Требования к психолого-педагогической подготовке:
А) Знания:
- знания психологии, педагогики, дефектологии, физиологии и школьной гигиены
- знания основных закономерностей формирования и развития личности, знания возрастных и индивидуальных закономерностей и особенностей развития личности на отдельных возрастных этапах;
- знания методики изучения личности учащихся.
Б) Умения:
- дидактические, общественные, организаторские, экспрессивные, коммуникативные, перцептивные, суггестивные, познавательные.
3) Требования к специальной подготовке:
- знание содержания предмета;
- знание наиболее актуальных проблем предмета;
- владение категориальным аппаратом предмета.
4) Требования к методической подготовке по специальности:
- знание основных компонентов процесса обучения: целей, задач, объекта, средств, приёмов, результатов обучения на современном этапе развития образовательной школы;
- знание о самом себе как учителе: знание особенностей личности, профессионализма и его уровней, недостатков.
2. Педагогика как наука и практика: цели, задачи, функции, основные понятия (категории) педагогики. Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками.
Педагогика – это наука, изучающая особую, социально и личностно детерминированную деятельность по приобщению человеческих существ к жизни общества.
Этот вид деятельности, направленный на усвоение личностью социального опыта и ее собственное развитие, и есть собственный объект педагогической науки.
Предмет педагогики – это система отношений, возникающих в деятельности, являющейся объектом педагогической науки.
Функции педагогики – научно-теоретическая и конструктивно-техническая. Реализуя научно-теоретическую функцию, исследователь отражает педагогическую действительность как она есть, как сущее. Осуществляя конструктивно-техническую функцию, исследователь отражает педагогическую деятельность такой, какой она должна быть. Это знания о должном. Сюда относятся общие принципы обучения и воспитания, принципы обучения отдельным предметам, педагогические правила, методические рекомендации.
Задачи педагогики:
1) Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами.
2) Изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности.
3) Прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее.
4) Внедрение результатов исследований в практику.
Результат науки и практики. Цель и результат практической работы учителя – обученный и воспитанный человек, точнее, обученность и воспитанность как качества личности. Результатом педагогической науки являются знания. Педагогические знания – это законы, принципы, правила педагогической деятельности.
Общие, фундаментальные понятия науки, отражающие ее сущность, типичные формы, называются категориями. Базовыми категориями педагогики являются: развитие, воспитание, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогические взаимодействия, педагогическая задача, педагогические технологии, педагогический процесс.
Развитие – процесс последовательного изменения физических, психических и духовных сил человека, обеспечивающих реализацию, сущность и становление его личности.
Воспитание – целенаправленный, систематический и планомерный процесс формирования личности человека в современных условиях, основанный на передаче опыта, ценностей и норм поведения от старшего поколения младшему. Воспитание должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социальному заказу (цели). В педагогике выделяются следующие виды воспитания: умственное, трудовое, нравственное, этическое и т. д.
Образование – процесс и результат интеллектуального развития личности, усвоение системы знаний, умений, навыков.
Обучение – целенаправленный, специально организованный процесс передачи опыта, знаний, умений, навыков во взаимодействии педагога и учащегося.
Педагогическая деятельность – вид профессиональной деятельности, реализующей цели воспитания и образования.
Педагогическое взаимодействие является движущей силой педагогического процесса и представляет собой контакт педагога и учащегося, влекущий за собой взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Этот процесс включает в себя и педагогическое влияние, и его активное восприятие и усвоение учащимся.
Категории «воспитание», «обучение», «образование», «педагогическая деятельность» в современных условиях базируются на понятии «педагогическое самосовершенствование». Для эффективности педагогического процесса очень важны целенаправленные усилия самой личности по усвоению предшествующего опыта, ценностей и образцов поведения, системы знаний, умений, навыков, средств передачи опыта и др.
Педагогическое взаимодействие организуется для решения какой—либо педагогической задачи – материализованной педагогической ситуации, решаемой с помощью определенных педагогических технологий.
Педагогическая технология – это последовательная система взаимодействия педагога и учащегося, основанная на применении тех или иных методов воспитания и обучения с целью решения педагогических задач.
Таким образом, педагогический процесс можно представить как специально организованное взаимодействие педагога и учащегося с учетом содержания образования и воспитания, с использованием различных педагогических средств, направленное на реализацию педагогических задач, обеспечивающих удовлетворение потребностей общества и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Система педагогических наук:
1) Общая педагогика (общие закономерности воспитания, образования и обучения)
2) Возрастная педагогика (дошкольная, школьная, педагогика взрослых)
3) Специальная педагогика (сурдопедагогика – для глухих, тифлопедагогика – для слепых, олигофренопедагогика – для УО)
4) Частные методики (методики обучения по различным предметам)
5) История образования и педагогики
6) Производственная педагогика
7) Семейная педагогика
8) Профессиональная педагогика
9) Андрогогика (педагогика работы с пожилыми)
10) Пенитенциарная педагогика – воспитание людей в местах заключения.
Педагогика связана с философией, психологией, медициной, историей, социологией.