Категориальный аппарат научного исследования:
1) Проблема - это противоречивая ситуация, которая требует разрешения. При формулировке проблемы задается вопрос: «Что надо изучить в науке из того, что в науке не было изучено? »
2) Тема. Проблема отражается в теме исследования. Сформулировать тему надо таким образом, чтобы в ней проявилось движение от достигнутого наукой, от привычного к новому, момент столкновения старого с тем, что предлагается в исследовании.
3) Актуальность
Исследование можно считать актуальным в том случае, если не только данное научное направление, но и сама тема важна в двух отношениях: во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики, во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой научной задачи.
4) Объект – весь круг явлений, на который направлено внимание исследователя.
5) Предмет - это то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения.
6) Цель и задачи. При формулировке цели задаются вопросы: «Какой результат предполагается получить? Каким, в общих чертах, видится этот результат ещё до его получения?»
Задачи – это действия, которые необходимо сделать, чтобы цель была достигнута.
7) Гипотеза – это предположение, при котором на основе ряда фактов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным.
8) Результаты исследования. Ими являются новизна и значимость исследования.
Для их понимания есть смысл ответить на следующие вопросы:
Новизна результатов: что сделано из того, что другими не было сделано, какие результаты получены впервые?
Значение для науки: в какие проблемы, концепции, отрасли науки вносятся изменения, направленные на развитие науки, пополняющие её содержание?
Значение для практики: какие конкретные недостатки практики можно исправить с помощью полученных в ходе исследования результатов?
К теоретическим методам исследования относятся:
Анализ – метод научного исследования путем разложения исследуемого предмета на составные части (отдельные признаки, составляющие и т.д.). В познавательной деятельности учащегося, например, выделяются содержательный, операционный и мотивационный аспекты. Задача анализа – найти в целом части, в сложном – простое, в едином – многое, в следствии – причину. Он позволяет отделить главное от второстепенного; выявить трудности, условия, средства, тенденции, вычленить закономерности.
Существует несколько видов анализа: классификационный, структурный (выявляются отношения и взаимосвязи), функциональный (выявляются функциональные зависимости), причинный, или каузальный (выявляется причинная обусловленность явлений).
Синтез представляет собой соединение полученных при анализе частей в целое, рассмотрение целого как сложного, состоящего из множества элементов. Образование из простых веществ сложных веществ, создание из отдельных элементов системы образовательного процесса – все это различные стороны синтеза. Синтез – это не простое суммирование, а смысловое соединение. Так, наблюдая урок, диагност выясняет, например, динамику действий учащихся при изменении действий учителя.
Анализ и синтез позволяют осуществить познание педагогических явлений двумя основными способами: восхождением от конкретного (как оно дано в восприятии и представлении) к абстрактному и восхождением от абстрактного к конкретному как к совокупности многочисленных определений и отношений. При первом способе познания конкретное представляет собой исходный пункт созерцания и представления, при втором – абстрактные определения ведут к воспроизведению конкретных фактов и явлений.
Моделирование – это воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, называемом моделью. Между моделью и оригиналом существует отношение ограниченного подобия: в процессе научного познания модель заменяет оригинал, а изучение модели дает информацию об оригинале. Модель – результат синтеза выделенных в процессе анализа существенных признаков диагностируемого объекта.
В педагогической диагностике одним из важных средств моделирования является аналогия. Аналогия указывает на проблемы и является одним из источников гипотезы. Однако выводы из аналогии носят вероятностный характер.
Индукция – это метод обобщения диагностических данных, при котором по частным фактам и явлениям устанавливаются общие принципы и законы. Так, анализ некоторого количества частных педагогических фактов позволяет вывести общие для них закономерности, известные и неизвестные в науке.
Дедукция – такой метод работы с диагностической информацией, при котором частные проявления в процессе конкретизации выводятся из общих закономерностей и подводятся под понятие. Так, исходя из понятия «воспитание», выводятся конкретные воспитательные средства. На основе теоретического знания о структуре процесса обучения строится исследование процесса изучения конкретного учебного материала. Конкретизация позволяет лучше понять общее.
Идеализация – это мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности. Идеализированные объекты служат средством их научного анализа, основой для построения теории этих реальных объектов. Истинная наука, как известно, должна основываться лишь на абстрактном мышлении, последовательных рассуждениях человека, протекающих в логической и языковой формах в виде понятий, суждений, выводов.
Мысленный эксперимент основан на введении в диагностический процесс идеализированных объектов и на мысленных операциях на их моделях, которые отображают реальные процессы. В педагогических процессах ввиду их протяженности во времени и того, что их результаты бывают отдалены по времени от самого образовательного процесса, не всегда возможно проведение реальных экспериментов. В таких случаях вместо реальных проводятся мысленные эксперименты.
Сравнение – сопоставление объектов с целью выявления сходства и различия между ними. При этом педагог должен определить его основу – критерий.
Сравнению подлежат только однородные понятия, которые отражают однородные предметы и явления объективной действительности. Сопоставление изучаемого предмета с другими по принятым параметрам помогает выделить и ограничить объект и предмет диагностики. Путем сравнения можно выделить общее и специфическое в изучаемом, отбирать наиболее эффективные методы обучения.
Обобщение – это мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов; переход от единичного к общему, от менее общего к более общему. Чтобы обобщить какое-либо понятие, нужно от признаков исходного понятия отбросить все признаки, присущие только предметам, составляющим объем этого понятия.
Ранжирование – это способ, с помощью которого исключают все второстепенное, не влияющее существенно на исследуемое явление. Ранжирование дает возможность выделить главное в явлении и отделить второстепенные факты.
Классификация – это распределение предметов какого-либо рода на классы в соответствии с наиболее существенными признаками, присущими предметам данного рода и отличающими их от предметов других родов. При этом каждый класс, в свою очередь, делится на подклассы.
Эмпирические методы исследования:
1) Изучение литературы и других источников.
2) Наблюдение как метод сбора педагогической информации. Этот метод предполагает целенаправленное, планомерное и систематическое восприятие и фиксацию проявлений психолого-педагогических явлений и процессов.
3) Беседа
Беседа может быть формализованной и неформализованной. Формализованная беседа предполагает стандартизированную постановку вопросов и регистрацию ответов на них, что позволяет быстро группировать и анализировать полученную информацию. Неформализованная беседа проводится по не жестко стандартизированным вопросам, что дает возможность последовательно ставить дополнительные вопросы, исходя из сложившейся ситуации.
4) Методы опроса в структуре психолого-педагогического исследования. Методы опроса представляют собой письменные или устные, непосредственные или опосредованные обращения исследователя к респондентам с вопросами, содержание ответов на которые раскрывает отдельные стороны изучаемой проблемы.
Анкетирование – метод эмпирического исследования, основанный на опросе значительного числа респондентов и используемый для получения информации о типичности тех или иных психолого-педагогических явлений. Этот метод дает возможность установить общие взгляды, мнения людей по тем или иным вопросам; выявить мотивацию их деятельности, систему отношений.
Интервью – разновидность метода опроса, специальный вид целенаправленного общения с человеком или группой людей. В основе интервью лежит обычная беседа. Однако, в отличие от нее, роли собеседников закреплены, нормированы, а цели определяются замыслом и задачами проводимого исследования.
Одним из наиболее эффективных методов сбора информации в психолого-педагогическом исследовании является экспертный опрос, предполагающий получение данных с помощью знаний компетентных лиц. Под ними понимаются не обычные респонденты, а высококвалифицированные, опытные специалисты, которые дают заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Результаты опросов, основанные на суждении специалистов, называются экспертными оценками.
Социометрический метод (метод социометрии ) позволяет выявить межличностные отношения в группе людей с помощью их предварительного опроса.
Cоциометрия позволяет в кратчайший срок вскрыть структуру межличностных отношений в группе, систему симпатий и антипатий, однако она не всегда позволяет достаточно надежно диагностировать содержательные характеристики общения, взаимоотношения.
Метод тестирования, то есть выполнения испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения.Этот метод позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствия определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания принято называть тестами.
Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности изучаемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношения к тем или иным объектам. В результате тестирования обычно получают некоторую характеристику, показывающую меру выраженности исследуемой особенности у личности. Она должна быть соотносима с установленными для данной категории испытуемых нормами.
Тесты характеризуются следующими признаками: объективностью (исключением влияния случайных факторов на испытуемого), модельностью (выраженностью в задании какого-либо сложного, комплексного целого явления), стандартизированностью (установлением одинаковых требований и норм при анализе свойств испытуемых, или процессов и результатов).
Тесты по направленности делятся на тесты достижения, способностей и личности:
а) тесты достижений – в основном дидактические, определяющие уровень овладения учебным материалом, сформированность у обучающихся знаний, навыков и умений.
Дидактический тест следует понимать как систему заданий специфической формы и определенного содержания, расположенных в порядке возрастающей трудности, создаваемой с целью объективной оценки структуры и измерения уровня подготовленности обучающихся.
б) тесты способностей (позволяющие судить не только о результатах в усвоении определенного учебного материала, но и о предпосылках респондента к выполнению заданий данного типа, класса). Такие тесты чаще всего связаны с диагностикой познавательной сферы личности, особенностей мышления и обычно называются интеллектуальными. К ним относятся, например, тест Равена, тест Амтхауэра, субтесты Векслера и др.;
в) тесты личности, дающие возможность по реакции на задания теста судить об особенностях свойств личности – направленности, темпераменте, чертах характера. Проявления свойств личности вызываются посредством предъявления проективного материала (незаконченные предложения, изображения – стимулирующие у респондентов ассоциативные реакции).
4. Воспитание и школы Древней Греции. Педагогические идеи в наследии античных философов.
В Древней Греции существовали две системы воспитания:
1) спартанская (цель - физическое воспитание, закаливание организма);
2) афинская (цель - всестороннее развитие личности).
Воспитание носило резко классовый характер. Существует разделение умственного и физического труда. Появляются первые педагогические идеи.
Демокрит (460-370 г.г. до н.э.) объяснял мир следующим образом. По его мнению, целое – это не сумма частей, а беспорядочное движение атомов, их случайное столкновение оказывается причиной всего сущего. Человек - «микрокосм», он – часть «макрокосма». Он первым выдвинул идею природосообразности воспитания, тем самым признавал, что воспитание и природа подобны.
Сократ (469-399 г.г. до н.э.) использовал в работе со своими учениками метод диалектических споров, подводящих их к истине посредством искусно задаваемых, педагогически целесообразных вопросов, т.е. так называемое «повивальное искусство» («майэвтика»). Его сократическая беседа строилась многоступенчатым образом: от сомнения к этапу постижения истины.
Платон (427-347 г.г. до н.э.) являлся учеником Сократа. По его мнению, человеческая душа состоит из высшей, разумной части, с помощью которой человек созерцает вечный мир, и низшей – чувственной. Если преобладает разумная часть души, то человек стремится к высшему благу. Такие люди привержены к правде, справедливости. Платон называл их мудрецами, философами и отводил им роль правителей в государстве. При преобладании аффективной части души человек обладает храбростью, мужеством. Эти качества нужны для стражей государства. Люди «вожделяющего» типа должны заниматься физическим трудом. Это ремесленники и крестьяне, которые обеспечивают материальную жизнь государства. В своей книге «Государство» («Политейя») Платон показал модель общества, содержащегося за счет «кормящего сословия», охраняющегося кастой «защитников», и политически управляемого «правителями-философами». Для педагогической науки несомненную ценность представляет теоретический анализ социальной функции педагогического процесса.
Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) разработал учение о душе. Он различал три уровня: растительную душу, животную душу и разумную душу. Низшая душа– растительная – ведает функциями питания, роста и размножения. У животной души к этим функциям добавляются ощущение, стремление к чему-либо приятному и избегание неприятного. Разумная душа, которой обладает только человек, наделена высшей способностью – рассуждением и мышлением. Этим трем видам души соответствуют три стороны воспитания: физическое, нравственное и умственное воспитание, которые неразрывно связаны. Цель воспитания – развить высшие стороны души - разумную и животную (волевую). Кроме того, Аристотель, выдвигая принцип природосообразности, предложил возрастную периодизацию: до 7 лет, от 7 до 14 лет (половая зрелость), от 14 до 21 года.
Эпикур (341-270 г.г. до н.э.) считал, что человек, будучи индивидом, первичен. Высшая цель – разумное стремление к счастью, которое он понимал как удовлетворение личного благополучия, чувственного удовольствия. Но это не значит, что человек должен предаваться грубым, чувственным наслаждениям. Должна быть мера во всем.
Зенон (333-262 г.г. до н.э) был основателем направления, которое называется стоицизм. Одним из представителей его был также Марк Аврелий. Суть учения состоит в освобождении от страстей и влечений. Задача мудреца – жить, повинуясь разуму.
Стоики держались альтруистического принципа долга и бесстрашия перед ударом судьбы. В основе учения эпикурейцев – наслаждение самим собой. Эпикурейство – это просвещенный, утонченный, но всё же эгоизм.
Таким образом, в Древней Греции была выдвинута задача всестороннего развития личности и сделана попытка философского и педагогического ее обоснования. Именно здесь впервые появилась мысль о том, что гармоническое развитие личности должно осуществляться в соответствии с ее природой, т.е. что человек – часть природы.