Принцип народности К.Д. Ушинского.




К.Д. Ушинский (1824-1870) под народностью понимал своеобразие каждого нарда, обусловленное его историческим развитием, географическими и природными условиями. Идея народности отличается глубоким демократизмом. Он протестует против аристократически-высокомерного отношения к народу, свойственного высшим слоям общества. Для народности характерна также такая черта как общественность. Народная идея воспитания требует широкой общественной атмосферы и не может быть осуществлена без широких общественных элементов. Лучшим выражением народности является родной язык. Идея народности предполагала творческое использование зарубежного педагогического опыта в практике русской школы.

Принципы обучения по К.Д. Ушинскому:

- сознательность и активность учащихся в процессе обучения;

- наглядность;

- последовательность (“постепенность”);

- прочность знаний и навыков (“твердость усвоения”).

К.Д. Ушинский о воспитании.

Воспитание является основной категорией педагогики. Он считал, что душа человека божественна по своей природе, она принадлежит вечности. Христианство ставит индивидуальную душу выше всего мира. Есть только один предмет выше души человеческой – это ее Создатель. Задача нравственного воспитания в том, чтобы создать внутреннюю направленность человека, а поведение является произвольным и вытекает из внутренней установки личности. Ушинский уделял большое внимание воспитанию привычки, считая его рычагом воспитательной деятельности. Он считал труд необходимым условием правильного развития человека. Учение есть труд, но труд, полный смысла.

К.Д. Ушинский о подготовке учителя.

Вопрос о подготовке учителя отражен Ушинским в “Проекте учительской семинарии” и в “Положении о педагогических курсах”. Программа подготовки учителя достаточно разнообразна: цикл общеобразовательных дисциплин, специальная подготовка, психолого-педагогическая подготовка и плюс прикладные умения и навыки. Но главное – это сама личность педагога. Только истинный христианин может заниматься воспитанием детей.

К.Д. Ушинской о содержании образования.

Вопрос “Чему учить?” рассматривается в плане решения вопроса о том, какова должна быть цель обучения и на какие стороны развития учащихся должно быть направлено обучение в целом. Цель и задачи обучения полностью определяются задачами воспитания человека. Поэтому причины спора между теориями формального и материального образования, а также между классической и реальной системами следует искать в социальной природе самого обучения. Обе эти теории недооценивают положительные стороны друг друга.

К.Д. Ушинский о сочетании формального и материального образования.

Ушинский хорошо понимал общественное значение вопроса о формальном и материальном образовании и разрешал его с позиции идеи народности. Он считал необходимым сочетание формального и материального развития на основе реального образования. Первая цель – формальная, состоит в развитии умственных способностей ученика, его наблюдательности, памяти, воображения, фантазии и рассудка. Вторая цель – материальная – должна дать содержание уму, т.к. без содержания “ум – мыльный пузырь”. Ушинский признавал преимущества реальной системы, однако он не считает специальное образование основой обучения. Он выступал против ранней специализации и требовал, чтобы система низшего и среднего образования была построена на общеобразовательных принципах.

Взгляд К.Д. Ушинского на педагогику как науку и искусство.

Основной категорией педагогики как науки Ушинский считает воспитание. Педагогика – это теория “формирования человека в человеке”. Предмет педагогики – воспитание, а объект – человек, поэтому она связана с другими науками о человеке. Основной путь педагогического исследования – это наблюдение за ребенком в процессе воспитания. Педагогика должна быть основана на научном обобщении педагогической практики. Зная законы развития своего предмета – воспитание ребенка – педагог должен являться не автоматическим исполнителем разных педагогических правил, рецептов, а созидателем, творцом, художником своего дела. С этой точки зрения, педагогика – это искусство.

Педагогика К.Д. Ушинского – это и наука, но в большей степени и искусство воспитания.

7. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации». Структура современной системы образования. Уровни общего образования. Системы дополнительного и непрерывного образования. Типы образовательных организаций.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учёта имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

1. Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.

2. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;

2) общеобразовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;

3) профессиональная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования и (или) по программам профессионального обучения;

4) образовательная организация высшего образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.

3. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели её деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

 

8. Содержание общего образования. Источники, факторы и принципы отбора содержания образования. Документы, определяющие содержание общего образования (общая характеристика).

Содержание образования включает следующие компоненты:

1) знания о природе, обществе, технике (реальное образование),

2) практические умения и навыки,

3) интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, сравнение, конкретизация, абстрагирование, обобщение)

4) опыт творческой деятельности (реальное и формальное образование),

5) опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, другим людям, к самому себе.

Источники содержания образования.

К ним относятся:

1) развитие науки и техники (объективный фактор),

2) политика правящих классов (субъективный фактор),

3) методологическая позиция ученых (субъективный фактор). Учебники отражают позиции разных ученых.

4) Традиции государства и общества в области образования. При Александре III в 1887 году был издан “Закон о кухаркиных детях”, означавший запрет приема в гимназии детей кучеров, лакеев, прачек, дабы избежать “брожение умов”.

Требования к содержанию образования.

1)соответствие социальному заказу,

2)соответствие задачам развития личности,

3) обеспечение высокой научности и практической значимости знания,

4) учет реальных возможностей школы (перегруженность, сложность),

5) содержание образования по каждому учебному предмету должно соответствовать логике и системе той или иной науки (литература: поэты и жанры)

6)межпредметные связи (химия - математика, физика).

Принципы отбора содержания образования.

1) Соответствие содержания образования во всех его элементах и на всех его уровнях уровню современной науки, производства и основным требованиям развивающегося общества,

2) Соответствие задачам развития личности и учет личностного развития и становления личности школьника,

3) Учет содержательной и процессуальной стороны обучения (представлены все виды человеческой деятельности).

Документы, определяющие содержание образования:

1) Стандарт образования.

Это федеральный нормативный документ, который определяет:

- Минимум содержания основных образовательных программ,

- Максимум учебной нагрузки,

- Требования к уровню подготовки ученика.

Стандарт образования делится на 3 уровня:

- Федеральный,

- Региональный (предлагает варианты образования, связанные с особенностями региона)

- Школьный (варианты программ, исходящие из возможностей школы).

2) Учебный план.

Это сертификат учебного заведения, который определяет продолжительность учебного года, начало учебного года, деление на четверти, семестры, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структура и продолжительность практикумов.

3) Учебная программа.

Она строится на основе учебного плана. Она раскрывает содержание образования по каждому предмету в каждом классе, какие мировоззренческие идеи содержатся в учебном предмете.

Структура:

- Пояснительная записка

Описаны цель, требования к ЗУН, рекомендуемые формы и методы обучения. 2 способа построения учебного предмета:

1)концентрический (от простого к сложному)

2)линейный (логическое продолжение изучаемого (в средних и старших классах).

- тематическое содержание изучаемого материала

-количество времени на изучение отдельных вопросов курса

–перечень основных мировоззренческих вопросов

- указание на реализацию межпредметных связей

- Перечень учебного оборудования и учебных пособий,

- рекомендуемая литература (хрестоматия, сборник задач и т.д.)

4) Учебники и учебные пособия.

Они выполняют следующие дидактические функции:

- мотивационная (учебники создают положительный стимул для изучения предмета),

- информационная (объем знаний),

- контрольно-корректирующая (проверка и коррекция знаний).

 

9. Федеральный государственный образовательный стандарт: понятие, функции, структура. Личностные, метапредметные и предметные требования к результатам освоения содержания образования. Универсальные учебные действия (УУД), их виды, особенности формирования.

Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (далее - Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы среднего общего образования (далее - основной образовательной программы)

Функции ФГОС:

1) Функция обеспечения права на полноценное образование.
Она заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования»,
2) Функция обеспечения единства образовательного пространства страны.
Переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны сыграть стандарты образования.

3)Функция обеспечения преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4) Критериально-оценочная функция.

5) Функция повышения объективности оценивания.
Структура ФГОС

Стандарт включает в себя требования:

- к результатам освоения основной образовательной программы;

- к структуре основной образовательной программы, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

- к условиям реализации основной образовательной программы, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Личностные результаты освоения содержания образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные результаты освоения содержания образования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметные результаты освоения содержания образования включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

УУД включают в себя личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные действия.

· Личностные (самоопределение, смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания);

· Регулятивные (целеобразование, планирование, контроль, коррекция, оценка, прогнозирование);

· Познавательные (общеучебные, логические и знаково-символические);

· Коммуникативные.

В понятие «личностные универсальные учебные действия» входят жизненное, личностное, профессиональное самоопределение.

В регулятивные действия входят действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности:

1. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

2. Целеполагание – как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

3. Составление плана и последовательности действий.

4. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

5. Контроль – в форме слияния способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

6. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона с реальным действием и его продуктом.

7. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

8. Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.

В познавательные универсальные действия входят общеучебные действия, включая знаково-символические; логические и действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Для формирования регулятивных УУД рекомендуется использование листов самоконтроля и самооценки, системы контрольных работ, направленной на формирование навыков самооценки и самоконтроля, метод учебной деятельности (технология РО Эльконина-Давыдова), а также включение детей в проектную деятельность.

Для формирования познавательных УУД используются «Тетрадь открытий», ТРИИК (технология развития информационно-интеллектуальной компетентности), ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), различные приемы («мозговой штурм», «прием Фишбоун», «перекрестная дискуссия», «прием «верные-неверные утверждения»), исследовательские методы, проблемное обучение.

Для формирования коммуникативных умений можно включать детей в дискуссии, давать учащимся время на обдумывание ответов, обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей, не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации), поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет, предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей по поводу расхождений во мнении, задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников, создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

 

10. Образовательная и учебная программы: понятия, виды, характеристика структурных элементов. Рабочий учебный план. Особенности организации учебного процесса в соответствии с ФГОС общего образования.

В РФ реализуются образовательные программы, которые подразделяются на:

– общеобразовательные (основные и дополнительные);

- профессиональные (основные и дополнительные).

К общеобразовательным относятся программы:

- дошкольного образования;

- начального общего образования;

- основного общего образования;

- среднего (полного) общего образования.

Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры, умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработки научного мировоззрения; адаптации личности к жизни в обществе; создания основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

К профессиональным программам относятся программы:

- начального профессионального образования;

- среднего профессионального образования;

- высшего профессионального образования;;

- послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования.

Профессиональные образовательные программы направлены на дальнейшее развитие личности в процессе приобретения учащимися профессии, специальности, квалификации в соответствии с их интересами, потребностями и социальным заказом общества и государства.

Учебная программа.

Она строится на основе учебного плана. Она раскрывает содержание образования по каждому предмету в каждом классе, показывает, какие мировоззренческие идеи содержатся в учебном предмете.

Структура:

- Пояснительная записка

Описаны цель, требования к ЗУН, рекомендуемые формы и методы обучения. 2 способа построения учебного предмета:

1)концентрический (от простого к сложному)

2)линейный (логическое продолжение изучаемого (в средних и старших классах).

- тематическое содержание изучаемого материала

-количество времени на изучение отдельных вопросов курса

–перечень основных мировоззренческих вопросов

- указание на реализацию межпредметных связей

- Перечень учебного оборудования и учебных пособий,

- рекомендуемая литература (хрестоматия, сборник задач и т.д.)

5) Учебный план.

Это сертификат учебного заведения, который определяет продолжительность учебного года, начало учебного года, деление на четверти, семестры, полный перечень предметов, распределение предметов по годам обучения, количество часов по каждому предмету, количество часов в неделю на изучение каждого предмета, структура и продолжительность практикумов.

Образовательный процесс в связи с введением ФГОС должен иметь следующие особенности:

- организация на каждом уроке деятельности обучающихся по освоению нового знания и по применению его на практике;

- использование разнообразных инновационных приёмов и методов обучения для формирования у каждого обучающегося системы универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных);

- формирование в учебном процессе у каждого обучающегося личностного, предметного и метапредметного результатов обучения.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»). Здесь имеются в виду особенности образовательного процесса, если мы говорим о ФГОС основного общего образования.

Федеральным государственным образовательным стандартом определяется обязательная предметная область «Математика и информатика», которая включает в себя 4 предмета: математика, алгебра, геометрия, информатика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: