Конкурс «Мой Чехов», 2021 год
Выполнил ученик 10 класса … Павел Васильев
В настоящее время об Антоне Павловиче Чехове как о великом драматургенаписано много. Его произведения переведены более чем на сто языков, его пьесы ставят театры всего мира. Многие фразы Чехова стали крылатыми, каждый знает высказывания:«Краткость – сестра таланта», «Умный любит учиться, а дурак – учить» или «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…». Дети читают и любят рассказы «Каштанка», «Белолобый», «Лошадиная фамилия», «Ванька», «Толстый и тонкий»…
Читаярассказили пьесуЧехова, я каждый раз задаю себе вопрос: как могписатьстоль доступно и понятночеловек, окончивший гимназию на удовлетворительные отметки и в дальнейшем получившиймедицинское образование?Как можно так точно, кратко и правдиво описывать жизнь?И из чеговообще рождается писательский талант? Чтобы получить ответы, обращаюсь к воспоминаниям современников писателя.
Родился А.П.Чехов в 1860 году в Таганроге. В детстве писателя было много тяжёлого, мучительного. Его воспоминания о жизни, о городе юности лишены радости. Изучая письма братьев и сестры Антона Павловича, я понял, что страдания, причинённые ему деспотичным отцом, остались в его памяти на всю жизнь.
В девять лет Антоша, как звали Чехова родные, поступил в Таганрогскую классическую гимназию. Учился слабо. В третьем классе был оставлен на второй год из-за плохих результатов по математике и географии. В пятом учился два года: не выдержал испытания по греческому языку. В аттестате Чехова были разные оценки: пятерки, четвёрки и тройки.
Однако, читая воспоминания современников писателя, прихожу к мысли о том, что у Чехова была в жизни и большая радость– театр.
|
Во второй половине XIX века Таганрог был театральным городом. Новое здание театрапостроилитам в 1866 году. Омотивах этого строительстваговорится в «Очерках истории Таганрогского театрас 1827 по 1927 год» В.Ф.Третьякова: «Развитие в последнее время материального благосостояния, образованности и вкуса между жителями города Таганрога сценические представления… становятся всё более и более настоятельною,нравственною потребностью не только отдельных лиц, но и всего общества, всех сословий».
Втеатре существовало две труппы:итальянская оперная под управлением итальянскогоже антрепренёра Луиджи Росси де Руджеро и русская драматическая под управлением Н. Новикова. Оперная, более популярная, имела в своём составе около ста исполнителей, а в драматической было всего двадцать артистов. В репертуаре театра стояли оперыРоссини, Верди, Глинки, Чайковского.
Посещение театра для Чехова, да и для других гимназистов можно считать радостью запретной. И вот почему. Посещать театр можно было лишь с разрешения гимназического начальства, а разрешение давалось не всегда. За малую провинность или плохую оценку этого удовольствия лишали. Гимназистам приходилось обманным путём, переодеваясь вобычную одежду (то есть не в гимназической форме), проникать в зал и смотреть спектакли с верхнего яруса. Вот это было увлечение! Театр в то время давал молодёжи возможность приобщиться к миру больших идей и чувств, на сцене шли пьесы Гоголя, Островского, Шекспира.
Затов библиотеке гимназии не хваталокниг, не было даже Пушкина и Лермонтова. Нам сейчас трудно такое представить, и я понимаюгимназистов, которые прибегали к любым ухищрениям, чтобы попасть на спектакль.
|
Посещение театра стало одним из самых ярких впечатленийдля будущего писателя, и это впечатление он пронёс через всю жизнь. Перед спектаклем гимназист Чехов заранее обдумывал пьесу, а затемувиденноеоценивал и обсуждал с товарищами. В результате и сам рано стал пробовать свои силы в сценках и серьёзных драматических произведениях.
О том, что театром Антон Павлович увлекался с раннего детства, пишет брат писателя Иван Чехов. Первая,увиденная в театре, оперетта, называлась «Прекрасная Елена». Тогда будущему драматургу исполнилось тринадцать лет. Братья покупали самые дешёвые билеты на галёрку и занимали места у барьера, смотрели действо стоя. Такая тяга к искусству, к театру, нам сейчас не очень понятна. Кстати, не знаю, остались ли стоячие местав современных российских театрах, но мне известно, что в крупнейшем театре Австрии – Венской государственной опере – они до сих пор существуют. Потом, уже дома, Антон Павловичразыгрывал только что увиденный спектакль в лицах.
С юных летприсутствовало у писателя и чувство юмора; он рано начал придумывать сюжеты будущихюмористических рассказов. В гимназии издавался журнал «Заика», с которого начались первые литературные опыты Чехова. Героев и ситуации писатель брал из жизни. Например, сам разыгрывал сцену с выдёргиванием зуба, впоследствии описанную в рассказе «Хирургия». В гимназии работал инспектор Дьяконов, который зимой и летом ходил в калошах и носил с собой зонтик. Впоследствии Чехов вывел инспектора в рассказе «Человек в футляре».По прошествии лет Чехов напишет фразу, которая станет крылатой: «Незаписанная мысль — потерянная мысль».
|
Из воспоминаний сестрыЧехова Марии я узнал о том, что в семье была популярнакомедия Гоголя «Ревизор». В самодеятельном спектакле участвовали все домочадцы. Антоша обычно играл городничего; старался говорить басом, прицеплял на гимназический мундир бумажные медали.
Театр переполнял Чехова: он был и зрителем, и актёром, и режиссёром, и драматургом. Театр давал ему веру в себя.В зрелом возрасте Антон Павлович писал: «Театр – обманчивая штука... Не поймёшь… И завлекательная и противная в одно и то же время… Но театр завлекает, засасывает человека… Ничего не поделаешь, тянет и тянет...».
Более двадцати пьес написал великий автор. «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры»и «Вишневый сад»открыли новую эпоху в русской и мировой драматургии.Жизнь Чехова была связана с Московским Художественным театром, который сейчас носит его имя. А занавес украшает изображение чайки, напоминающее об одном из лучших спектаклей театра.
Итак, отвечая на свои вопросы о Чехове, я теперь вижу, что в нёмс детства проявлялся актёрский и режиссёрский талант.Что в школьные годы будущий писатель впитывал и перерабатывал впечатления, которые впоследствии помогли ему в литературном труде. Чехов любил розыгрыши, представления,а театр давал пищу его уму и фантазии. Что касается зарождения писательского таланта, об этом самАнтон Павловичсказал так:«Еслихочешь понять жизнь, то перестань верить тому, что говорят и пишут, а наблюдай и чувствуй».