Модуль 2: «Фонетика и фонология».




Тема: ФОНЕТИКА

 

Вопросы:

 

1. Что такое фонетика в узком и широком понимании слова? В каких аспектах в фонетике изучается звук?

2. Что представляют собой звуки речи с акустической стороны? Назовите основные физические параметры звука.

3. Что такое речевой аппарат? Назовите его составные части. Что такое артикуляция?

4. Назовите основные физические параметры звука и охарактеризуйте их.

5. Каковы акустические и артикуляционные различия между гласными и согласными?

6. Какое место среди других звуков занимают сонорные звуки?

7. Назовите основания классификации гласных звуков. С работой какого органа речи связано деление гласных по ряду и подъему?

8. Назовите основания классификации согласных звуков. С работой каких органов речи связано деление согласных: а) на звонкие и глухие, б) твердые и мягкие?

9. Что такое аффриката?

10. Приведите примеры гласных и согласных звуков, отсутствующих в русском языке, но известных другим языкам мира. В чем состоит артикуляционная и акустическая специфика этих звуков?

11. Приведите примеры звуков, которые универсальны (встречаются в подавляющем большинстве языков мира) и, наоборот, очень редки. В чем состоят причины «популярности» одних и раритетности других?

 

Задания и упражнения:

 

1. Сравните гласные в словах рад и ряд, сад и сядь. В чём состоит артикуляционное различие между этими звуками?

2. Определите гласные звуки, образованные с помощью следующих артикуляций:

а) губы округлены, средняя часть спинки языка поднимается к средней части нёба

б) губы нейтральны, язык слегка приподнят к средней части нёба, рот широко раскрыт

в) губы растянуты в стороны, передняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдому нёбу

г) губы вытянуты вперёд, передняя часть спинки языка высоко поднята к твёрдому нёбу

д) губы нейтральны, средняя часть спинки языка слегка поднята к средней части твёрдого нёба, нёбная занавеска опущена. В каком языке может быть такой звук?

3. Определите гласные звуки по следующим признакам:

а) заднего ряда, верхнего подъёма, лабиализованный

б) переднего ряда, верхнего подъёма, нелабиализованный

в) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный

г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

д) среднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

е) заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный

ж) переднего ряда, среднего подъема, лабиализованный (есть ли такой звук в русском языке?)

4. В чем заключаются артикуляционные различия между следующими согласными:

а) б – п

б) д – г

в) л – л’

г) ж – з

д) д – н

е) г – γ

5. Определите согласные звуки, образованные с помощью следующих артикуляций:

а) губы размыкаются струей выдыхаемого воздуха, голосовые связки не дрожат, небная занавеска поднята

б) губы сомкнуты, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена

в) кончик языка периодически соприкасается с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята

г) кончик языка упирается в верхние зубы, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята, боковые края языка опущены

д) нижняя губа сближается с верхними зубами, голосовые связки не дрожат, нёбная занавеска прижата к стенке зева

е) передняя часть языка сближается с твердым небом, голосовые связки дрожат, небная занавеска прижата к стенке зева

ж) задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, а затем размыкается, голосовые связки дрожат, небная занавеска поднята

з) задняя часть спинки языка приближается к мягкому небу, голосовые связки не дрожат, небная занавеска поднята

и) задняя часть спинки языка смыкается с мягким небом, а затем размыкается, голосовые связки дрожат, небная занавеска опущена (этот звук есть в английском и немецком языках)

6. Определите согласные звуки по следующим признакам:

а) губно-губной, носовой, мягкий

б) губно-зубной, щелевой, глухой, мягкий

в) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, твердый

г) переднеязычный, зубной, смычно-боковой, твердый

д) переднеязычный, небный, фрикативный, глухой, твердый

е) переднеязычный, зубной, аффриката, глухой, твердый

ж) заднеязычный, щелевой, глухой, твердый

з) заднеязычный, щелевой, звонкий, твердый (есть ли такой звук в русском языке?)

и) губно-губной, аффриката, глухой (в немецком языке)

к) губно-губной, дрожащий, звонкий (междометие)

7. Определите слова русского языка, в состав которых входят следующие звуки:

А:

а) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий, мягкий

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный

в) переднеязычный, нёбный, смычно-щелевой, глухой, мягкий

Б:

а) губно-губной, взрывной, звонкий, твердый

б) переднеязычный, зубной, смычно-боковой, мягкий

в) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный

г) губно-зубной, щелевой, глухой, твердый

В:

а) заднеязычный, взрывной, звонкий, твердый

б) переднеязычный, альвеолярный, дрожащий, твердый

в) заднего ряда, среднего подъема, лабиализованный

г) губно-губной, смычно-носовой, твердый

Г:

а) переднеязычный, зубной, щелевой, глухой, твердый

б) переднеязычный, зубной, взрывной, глухой, твердый

в) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный

г) заднеязычный, взрывной, глухой, твердый

8. Определите слова английского языка, в состав которых входят следующие звуки:

А:

а) переднеязычный, альвеолярный, взрывной, глухой

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный, краткий

в) переднеязычный, альвеолярный, носовой

Б:

а) переднеязычный, альвеолярный, аффриката, звонкий

б) заднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий

в) переднеязычный, альвеолярный, фрикативный, глухой

г) переднеязычный, альвеолярный, взрывной, глухой

В:

а) переднеязычный, межзубный, фрикативный, глухой

б) переднего ряда, верхнего подъема, нелабиализованный, краткий

в) заднеязычный, смычно-носовой

9. Определите слова немецкого языка, в состав которых входят следующие звуки:

А:

а) заднеязычный, взрывной, глухой

б) среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, краткий

в) билабиальный, смычно-носовой

г) билабиально-зубной, смычно-щелевой, глухой

Б:

а) переднеязычный, альвеолярный, смычно-щелевой, глухой

б) заднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, краткий

в) заднеязычный, смычно-носовой

г) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий

В:

а) фарингальный, фрикативный, глухой

б) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, краткий

в) губно-зубной, фрикативный, глухой

г) переднеязычный, альвеолярный, взрывной, глухой

10. Определите слова французского языка, в состав которых входят следующие звуки:

А:

а) заднеязычный, взрывной, звонкий

б) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, неносовой,

краткий

в) увулярный, дрожащий, звонкий

Б:

а) губно-губной, носовой

б) переднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный, неносовой,

краткий

в) переднеязычный, альвеолярный, смычно-боковой

В:

а) переднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, неносовой,

краткий

б) переднеязычный, зубной, взрывной, глухой

в) переднего ряда, верхнего подъема, лабиализованный, неносовой, краткий

г) переднеязычный, зубной, взрывной, звонкий

 

Тема: ФОНОЛОГИЯ

 

Вопросы:

 

1. Как соотносятся фонетика и фонология? В каком аспекте фонология изучает звук?

2. Что такое фонема? Каково соотношение звука и фонемы?

3. Как понимают фонему представители различных фонологических школ?

4. Что такое дифференциальные признаки фонемы? Как их выявить?

5. Что такое фонологическая оппозиция?

6. Что такое варьирование фонем? Объясните понятия основной вариант фонемы, комбинаторный вариант (аллофон), факультативный вариант фонемы (диафон), индивидуальный вариант фонемы. Как их можно различить?

7. В чем заключается нейтрализация фонологических противопоставлений?

8. Что такое фонологическая система? Как проявляется зависимость фонемы от фонологической системы?

9. Объясните термины архифонема и гиперфонема.

 

Задания и упражнения:

 

1. В русском языке, как и в латинском, есть звук а. Однако эти звуки имеют различный фонологический статус. В чем состоит это различие? Приведите свои примеры такого рода.

2. Какими дифференциальными признаками различаются первые фонемы следующих пар слов:

кот – ход, пот – бот, цех – чех, ус – ас, лом – ром, цель – мель, рок – бок, честь – жесть, ум – им, пар – жар, ток – сок, моль – боль, корт – сорт, ночь– дочь

3. Подберите к словам вол, вал, дам, лот, сок соответствующие минимальные пары, отличающиеся от названных слов следующими дифференциальными признаками фонем:

а) палатализацией

б) участием носового резонатора

в) степенью подъема языка

г) местом артикуляции

д) способом артикуляции

4. Определите фонемный состав следующих слов (по различным фонологическим школам):

труд, лодка, еда, просьба, здесь, его, мостик, сумасшедший.

5. Запишите пословицы в фонематической транскрипции (по различным фонологическим школам):

а) Коготок увяз – всей птичке пропасть.

б) Мал золотник, да дорог.

в) Наперёд батьки в пекло не лезь.

 

Тема: СИНТАГМАТИЧЕСКИЕ ЗВУКОВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ЗВУКОВЫЕ ЗАКОНЫ

 

Вопросы:

 

1. В чём причина синтагматических звуковых изменений?

2. Приведите примеры регулярных и нерегулярных фонетических изменений.

3. Приведите примеры живых и исторических фонетических изменений.

4. Что такое звуковой закон? Приведите примеры действия фонетических законов в различных языках.

5. Что такое фонетические соответствия между языками?

6. В чем заключается различие между позиционными и комбинаторными фонетическими изменениями?

7. Что такое аккомодация?

8. На примере русского языка и других языков охарактеризуйте фонетические изменения, происходящие в области гласных.

9. Охарактеризуйте явления ассимиляции и диссимиляциии в области согласных.

10. Что такое протеза, эпентеза, диэреза, метатеза, гаплология? Приведите примеры.

 

Задания и упражнения:

 

1. Какое фонетическое явление происходит в пределах первого слога следующих слов:

колю, кую, туша, буря, город?

2. В следующих словах русского языка найдите гласные, подвергающиеся редукции в потоке речи. Назовите вид и степень редукции.

борода, давать, перо, пилить, пятак, переход, плётка, пение, душа, вилы.

3. Проанализируйте следующие пары чувашских слов:

канаш ‘совет’ – канашлан ‘советоваться’

канас ‘покой’ – канаслан ‘удовлетворяться’

никрес ‘нелюдимый’ – никреслен ‘становиться нелюдимым’

нерсер ‘некрасивый’ – нерсерлен ‘становиться некрасивым’

Какое фонетическое явление имеет место в чувашском языке?

4. Какое позиционное изменение согласных происходит в словах мороз, друг, уж, город, груздь? Всегда ли в потоке речи будет происходить данное изменение? Докажите ваш ответ примерами.

5. Прочитайте следующие словосочетания, обращая внимание на процессы, происходящие на стыках слов:

дочь больна, весь дом, отец Горио, нос зайца, голос жалости, лепет девочки.

Какое фонетическое явление вы заметили? Какой термин принят в лингвистике для обозначения этого явления?

6. Определите вид ассимиляции согласных в нижеприведённых словах:

езжу, подход, упавший, сжалиться, рожки, будто, песня, пасть, сбруя, молотьба, лезть, грызть.

7. Какие фонетические процессы обусловили просторечное произношение следующих слов:

омман (обман), посленний (последний), пролубь (прорубь), колидор (коридор), бонба (бомба), дохтур (доктор), радиво (радио), вострый (острый), ндрав (нрав), страм (срам), шешнадцать (шестнадцать), шесь (шесть), чо (что), тубаретка (табуретка), тыща (тысяча).

8. Найдите различные типы фонетических изменений в следующем тексте:

Что-то вылепится

Из глины.

Что-то вытешется

Из камня.

Что-то выпишется

Из сердца.

Будь как будет!

Не торопись!…

(Д. Самойлов)

9. С помощью этимологического словаря установите, какие фонетические изменения имели место в истории нижеприведенных слов: февраль, футляр, тарелка, ладонь, верблюд, мольберт, восемь, вотчина, гусеница, близорукий, курносый.

10. С помощью таблицы фонетических соответствий (см. раздел «Справочные материалы и таблицы») найдите для подобранных Вами русских слов соответствия в латинском (немецком, английском) языках.

 

Тема: ФОНЕТИЧЕСКОЕ ЧЛЕНЕНИЕ РЕЧИ. УДАРЕНИЕ. ИНТОНАЦИЯ.

 

Вопросы:

 

1. Что такое фонетическое членение речи? Назовите элементы фонетического членения речи, следуя от наиболее крупных элементов к минимальным.

2. Что такое фраза и синтагма? Чем они различаются?

3. Как соотносятся фраза и предложение?

4. Раскройте содержание терминов такт, проклитика, энклитика.

5. Какие определения слога вам известны? Как, в соответствии с этими определениями, происходит слогоделение?

6. Назовите известные вам типы слогов.

7. Что такое ударение? Каковы основные способы выделения ударных слогов в языках мира?

8. Назовите основные типы ударения с точки зрения его места в слове.

9. Что такое интонация? Охарактеризуйте основные компоненты интонации: мелодику, ритм, темп, интенсивность, тембр. Каковы функции каждого из этих компонентов?

 

Задания и упражнения:

 

1. Прочитайте текст, разделите его на фразы, синтагмы и такты. Найдите примеры фразового, синтагматического и логического ударения. Найдите проклитики и энклитики.

Человек потерял запятую стал бояться сложных предложений искал фразы попроще за несложными фразами пришли несложные мысли потом он потерял знак восклицательный и начал говорить тихо с одной интонацией его уже ничто не радовало и не возмущало он ко всему относился без эмоций затем он потерял знак вопросительный и перестал задавать вопросы никакие события не вызывали его любопытства где бы они ни происходили в космосе на Земле или даже в собственной квартире через пару лет он потерял двоеточие и перестал объяснять людям свои поступки к концу жизни у него остались только кавычки он не высказывал ни одной собственной мысли и дошёл до точки берегите знаки препинания (А. Каневский).

2. Прочитайте текст, разделите его на фразы, синтагмы и такты.

Река мелела с каждым днём. В ней задыхалась рыба. Она издалека плыла на нерест, скользила сквозь щепу и бревна, не узнавала берегов и дна. Плыла, чтобы метать свои икринки. Плыла – как продиралась через непроходимость джунглей... Вперед, к истоку, хотя и сил, и воздуха уж мало! А путь нелегок и смертелен, точно пытка, где казнь страшна потерей памяти, неузнаванием воды и воздуха, дна, берегов. Инстинкт зовёт вперёд. (Н. Дурова).

3. Разделите следующий отрывок на слоги, назовите тип этих слогов.

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей: так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка, а за ручьем, на северном склоне, среди хвойных деревьев лежит нетронутый снег. (М. Пришвин).

4. Приведите примеры слов, которые состоят из:

а) двух открытых слогов

б) из одного закрытого и неприкрытого слога

в) из одного прикрытого и открытого слога

г) из двух закрытых слогов

д) из одного открытого и неприкрытого слога

е) из открытого и закрытого слогов

ж) из закрытого и открытого слогов

5. Определите, подвижное или неподвижное ударение в следующих словах:

гора, звонить, бык, бок, сосна, торт, овца, стог, варить, борода, нога, ноша, беда, волк, гроза, стена, изба, сковорода, вода, земля, бежать, крыша, доска, буря.

6. Приведите примеры русских слов с вариативным ударением.

7. Прочитайте фразу «Здравствуйте, я ваша тётя!» возможно большим числом способов. Какие компоненты интонации меняются?

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: