Референдум — это голосование, в котором электорат, как правило, высказывается по отдельному вопросу публичной политики. Референдум — это средство из арсенала прямой демократии, его цель — не подменить собой представительные институты общества, а обеспечить их дополнительной поддержкой. Референдумы могут быть совещательного и обязательного характера; они могут нести в себе законодательную инициативу, их также организуют для разрешения других вопросов.
Сильные стороны референдумов заключаются в том, что они:
• несут в себе ограничение власти избранных правительств — идею того, что их политика не будет расходиться с общественным мнением;
• содействуют политическому участию, более широкому информированию и политическому просвещению электората;
• укрепляют легитимность системы, давая обществу возможность свободно выражать свои взгляды на конкретные проблемы;
• являются средством, позволяющим как разрешать сложные конституционные вопросы, так и выявлять общественное мнение по проблемам, которые не выносятся на выборы, возможно, по той причине, что основные партии сходятся в их понимании.
Недостатки референдумов — в том, что они:
• передают право принимать решения серьезного политического масштаба тем, кто наименее образован и наиболее подвержен влиянию средств массовой информации и других воздействий;
• фиксируют общественное мнение лишь на какой-то краткий момент времени;
• позволяют политикам манипулировать политической повесткой дня и самоустраняться от вынесения сложных решений;
• имеют тенденцию к упрощению и искажению политических проблем, сводя их к вопросам, на которые требуется односложный ответ — да или нет.
Мандатная модель
Мандат — это инструкции или наказ (приказ), исходящие от вышестоящего уровня власти и предполагающие обязательное исполнение.
Две предыдущие модели исторически сформировались тогда, когда еще не было политических партий современного типа, поэтому речь в них шла о представительстве, осуществляемом на индивидуальной основе. Сегодня, однако, людей редко избирают за их личные качества и способности: в них скорее видят «рядовых бойцов» своей партии и в их лице поддерживают именно политическую программу той или иной партии. Возникли новые теории представительства, наиболее влиятельной из которых стала концепция так называемого мандата. Речь идет о том, что если партия побеждает на выборах, она тем самым получает своего рода мандат от общества, и этот мандат означает одобрение ее избирательной программы, какой бы она ни была, и более того, полномочия на претворение этой программы в жизнь. Поскольку представительство здесь осуществляется партией, а не отдельным человеком, от партий требуются единство и дисциплина: так во всяком случае скажет любой партийный лидер. В этой модели политик служит избирателям не тем, что самостоятельно принимает решения, и не тем, что до буквы придерживается наказа избирателей, а тем, что он верен своей партии и ее политическому курсу.
Сильной стороной доктрины является то, что она верно учитывает практическое значение партий и партийной политики. Политикам здесь все же приходится как-никак исполнять свои обещания. Однако и эта модель имеет своих критик ов. Говорят, во-первых, что она опирается на весьма сомнительные представления о закономерностях избирательного поведения, ибо предполагает, что избиратели выбирают для себя партии по их политическим программам или поднимаемым ею проблемам, но в действительности избиратель —отнюдь не столь рационально мыслящее существо и уж точно далеко не столь хорошо информирован, как предполагает эта модель. На практике, как известно, в дело подчас вмешиваются совершенно «иррациональные» факторы: личность лидеров, имидж партий, какие-то давным-давно сформированные предпочтения, факторы социального характера.
Во-вторых, даже если избиратели и в самом деле принимают в расчет избирательные программы, весьма вероятно, что их привлекают одни пункты предвыборного манифеста партии, меньше интересуют другие и вовсе не устраивают третьи. Поэтому голос, отданный за партию, не следует принимать за одобрение ее предвыборного манифеста в целом, не говоря уже об отдельных обещаниях.
В-третьих, доктрина мандата это своего рода «ловушка»: если ей строго следовать, получается, что у правительства связаны руки теми заявлениями, что партия делала во время выборов, и нет возможности корректировать политику с учетом меняющихся обстоятельств. Например, если возникает международный или экономический кризис? Данная модель применима лишь в мажоритарных избирательных системах, но даже и там она мало что значит, если победившая на выборах партия набрала менее 50 % голосов. (Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент), при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей в своем избирательном округе).