Хамов грех. Ювеналы культивируют хамство




Встреча на тему «Православие и патриотизм» с Андреем Ивановичем Солодковым, преподавателем кафедры богословия Сретенской и Перервинской духовных семинарий, штатным миссионером Юго-Западного викариатства, членом комиссии церковной реабилитации лиц, отпавших от Православия, г. Москвы, прошла 7 ноября в Барнаульском епархиальном управлении в рамках X Рождественских образовательных чтений «Великая Победа: наследие и наследники».

Задать свои вопросы и получить ценный опыт смогли студенты Барнаульской духовной семинарии, а также сотрудники миссионерских отделов Алтайской митрополии.

Мероприятие было организовано Миссионерским отделом Барнаульской епархии во главе с его руководителем Павлом Викторовичем Зубовым.

Говоря об истинном патриотизме, миссионер акцентировал внимание на таких установленных Богом институтах как личность, семья, нация, государство и Церковь, границы которых никто не имеет право нарушать. Предоставим слово гостю.

Личность

Первая граница, очерченная рукой Бога – личность. Личность создал Господь Бог: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Личность, душа человеческая бесценна в глазах Бога. Он Сына Своего единородного не пожалел ради нас. Сегодня у нас что только не говорят о личности. Человек не ставится ни во что!

 

Семья

Следующая граница, очерченная рукой Бога, – это семья: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт. 2, 18). Семья – это не случайность, не чья-то выдумка. И никто не имеет права нарушать эту границу.

Семья – школа любви. Всякое нарушение семейной границы приводит к деградации Малой Церкви – семьи.

 

Нация

Следующая граница, прочерченная рукой Бога, – это нация. У нас сегодня этого слова боятся, потому извратили само понимание любви к своей национальности. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будет осмыслено святоотеческое понимание национальности. Так и будут уродливые формы нацизма, геноцида, фашизма, пока не будет дан четкий ответ на вопрос: что такое нация? Нация – это не искусственно придуманное образование, как нам преподносят. Мол, разные нации образовались от разных климатических условий: там, где сильно светило солнце, волосы у людей загустели, а кожа почернела. Национальность не придумана, это граница, очерченная рукой Бога.

На заре существования человечества первые люди впали в состояние отступления от Бога, в состояние греха. Причина Потопа была в том, что Сыны Божии, как сказано в Книге Бытия, стали входить к дочерям человеческим. Сыны Божии – это потомки Сифа. Сиф – третий сын, который родился после того, как Каин убил Авеля. Дочери человеческие – это каинитки, потомки Каина. Так появились смешанные браки – верующих с неверующими. Православные молодые люди имеют право выходить за человека любой национальности. Главное – чтобы были единой веры. Причина Потопа именно в этом и состояла, что были браки верующих с неверующими.

Хамов грех. Ювеналы культивируют хамство

Ковчег – это прообраз Церкви. Все, кто вошел в Церковь, обрели спасение. Кто в Церковь не вошел, остался за бортом. И вот из Ковчега выходят три человека – сыновья Ноя: Сим, Хам и Иафет. Что сделал Хам? После Потопа климат резко поменялся. По мнению ряда ученых, Земля до Потопа не была наклонена на 23,5 градуса по отношению к Солнцу. Она стояла ровно. Везде был мягкий субтропический климат. У нас в лексиконе даже сохранилось слово «допотопный», то есть старый, древний, непросвещенный. Ной и три его сына вышли из ковчега в изменившийся климат. Отныне установились такие резкие климатические изменения как лето – зима, стужа – зной. И сказал Господь: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся» (Быт 8, 22).

Образовались полюса. Многие виды животных исчезли с лица земли. И вот Ной в поменявшемся климате собрал много винограда, который забродил, он хлебнул лишнего не по злому умыслу, но в силу того, что не привык к новому климату… и опьянел. И Хам подошел и посмеялся над наготой отца своего. Когда мы произносим это слово, мы знаем его значение: хамство – это выискивание недостатков у своих родителей. Это то, чему нас учит сегодня ювенальная юстиция – греху хамства. Подсматриванию. Как-то пришел мой ребенок домой. Я у него спрашиваю: «Ты что делаешь?» – «Выполняю домашнее задание». – «Какое?» – «Мне психолог задал вопрос: “О чем говорят твои родители, когда думают, что тебя нет дома?”»

 

«Оракул» наших дней

 

Что это такое? Чему они учат наших детей?! Сегодня психолог – это некий оракул, чуть ли не святой, который якобы может разрешить все вопросы! (Сравните: У Достоевского в одном из его произведений есть фраза: «Не люблю шпионов и психологов» – ред.).

Итак, Сим, Хам и Иафет выходят из ковчега. Хам посмеялся над наготой своего отца, а Сим и Иафет подошли, пятясь спиной, и накрыли его наготу. Когда Ной проснулся и узнал, что сотворил Хам, он проклял его. И в этот момент Хам почернел. Евангелист Матфей проповедовал в Эфиопии. В «Житиях» Димитрия Ростовского сказано: когда он проповедовал в Эфиопии, то эфиопы настолько искренне, с такой радостью воспринимали Слово Божие, что, когда он их крестил, они из воды выходили беленькие: грех хамства с них смывался. Такое было чудо!

Отсюда появляется национальность. У С.М. Соловьева первый том «Истории России» начинается именно с этого события.

Иафетяне – это мы. Они распространились на территорию России. «Иафет» в переводе «самый красивый».

Хамиты распространились на юг – в Африку, Монголию и т.д. Не надо думать, что они какие-то плохие люди. Все согрешили и лишены славы Божией. Таково было Божие произволение.

Семиты – это евреи, арабы.

Нация – это граница, очерченная Богом. Здесь неприемлемы различные эксперименты, такие как интернационализм, космополитизм. Все это к добру не приведет. Необходимо православное осмысление этого вопроса. Апостол Павел: «Я сам готов быть отлученным за Христа ради братьев моих по плоти». А кем был апостол Павел? Он сам говорит: «Я – иудей из иудеев из колена Вениаминова». Ему была не чужда любовь к своей национальности. И эту любовь к национальности нужно прививать и понимать. Это граница того, кто я и где мои корни. Это граница, очерченная рукой Бога. Если человек любит свою национальность, он будет уважительно относиться и к другим. Если человек любит свою мать, он будет уважать и других. А если он ненавидит свою мать, свою родину, свою семью, существует большое сомнение, что он полюбит чужую мать или чужой народ.

Государство

 

Четвертая граница, очерченная рукой Бога, – это государство. Апостол Павел говорит: каждому народу Бог положил пределы своего обитания. Отсюда вывод: нужно урегулировать миграционную политику. Отсутствие такой политики приводит ко многим конфликтам, таким как это происходит на Балканах, в Европе.

Первоначально народ израильский управлялся непосредственно Самим Богом – через пророков, через судей. Но потом народ израильский захотел себе царя. Отсюда берет свое начало государство. Бог говорил им, что это неполезно, что лучше «Я буду вами править», но они Его упросили. И Бог благословил.

Сказано: «Не прикасайтесь к помазанным Моим, и пророкам Моим не делайте зла (Пс. 104, 15). То, что мы натворили после 1917 года, не поддается никакому описанию: расстрел Царской Семьи, разрушение храмов, геноцид целых сословий.

К сожалению, наш народ так и не переосмыслил свою историю: мы сегодня находимся на пр-те Ленина, 17, а приехал я из Москвы, где живу на Ленинском проспекте. До сих пор есть Ленинская библиотека.

В вопросе патриотизма мы снова и снова нуждаемся в этом осмыслении. Необходимо переосмысление, преобразование ума, чтобы понять, что есть воля Божия – благая, угодная и совершенная. Святитель Филарет писал: «Бесполезное для царства земного бесполезно и для Царства Небесного».

 

Церковь одна

 

Следующая граница, очерченная рукой Бога, – это Церковь. Сказал Господь: «На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Почему не одолеют? Потому что Церковь – это богочеловеческий организм. Христос – Глава, а тело – Его Церковь. Мы входим в этот живой организм посредством таинств, должной подготовки к этим таинствам. Апостол Павел: «Твердо держитесь исповедания вашего» (символа веры). Это исповедание необходимо постоянно осмыслять. «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1 Тим. 4, 16).

Постоянство – это то, чего нам сегодня не хватает.

Первая церковь была семья, вторая – ковчег, третья – народ израильский, действительно богоизбранный был народ до тех пор, пока не распял Мессию.

И вот приходит Сам Богочеловек, создает Церковь Христову. Апостол Павел говорит: «Один Господь, одна вера, одно крещение». Церквей не может быть много. Церковь одна, как и Христос один. Искренность веры в ложь не делает ложь правдой. Церковь – это богочеловеческий организм.

Итак, границы, очерченные рукой Бога, – это личность, семья, нация, государство и Церковь.

 

Либерализм – это…

 

Что такое либерализм в жизни Церкви? Это всегда расколы, ереси, отступления.

Что такое либерализм в жизни государства? Это то, что переживала в 90-е годы наша страна, и до сих пор переживает.

Что такое либерализм в жизни нации? Это геноцид, нацизм, фашизм, интернационализм, космополитизм и пр.

Что такое либерализм в жизни семьи? Это прелюбодеяния, блуд, нечистота…

Что такое либерализм в жизни личности? Это шизофрения, раздвоенность сознания. А человек с двоящимися мыслями, по слову апостола Павла, неблагонадежен для Царствия Божьего. Поэтому необходимо крепко держаться исповедания своего. Любому событию в нашей жизни необходимо давать четкое православное понимание! Как, например, пониманию патриотизма.

После выступления докладчику был задан ряд вопросов.

 

На всякое благое дело

Стоит ли на всякое дело брать благословение?

– В свое время Лот не взял благословение на то, какую страну выбрать, пошел ближе к Содому, потому что там были пастбища тучнее. В результате на него одно за другим обрушились несчастья: кровосмешение с дочерьми, после чего возникли два народа, которые все время воевали с израильтянами, уничтожение Богом Содома, где жил Лот с семьей, и откуда ему пришлось бежать без оглядки…

– Человек, не пригодный для царства земного, не пригоден и для Царства Небесного? Что вы подразумеваете под царством земным?

– Святитель Филарет (Дроздов) сказал так: бесполезный для царства земного бесполезен и для Царства Небесного. Наши предки никогда не делили государства на царство земное и Царство Небесное. Понятие «светский человек» никогда в России не означало, что он «неверующий». А тут вот как-то недавно доктор психологических наук говорит: психология – для светских людей (то есть уже общество разделяется!) Когда государство не делилось на светское (т.е. безбожное) и религиозное, оно было сильным, крепким.

Если государство не устраивается по принципу единства «яко на небеси и на земли», то оно не уцелеет. На мой взгляд, наилучшая форма управления государством – это монархия, потому что эта форма близка к библейскому пониманию. Но еще лучшая форма – это управление судей. Пример: в период, когда малолетний Димитрий Донской заступил на престол, правил фактически святитель Алексий, он же воспитывал великого князя Димитрия. В результате – судьбоносная победа на Куликовом поле в 1380 году. Это событие определило судьбу России на века.

Когда мы просим о чем-то, а эта просьба не исполняется, не спешите роптать. Напротив, вот за то, что исполняется Его воля, а не наша, надо благодарить Бога всегда.

 

О патриотизме в быту

– Как должен проявляться патриотизм не в экстремальных условиях (война, терроризм), а в обыденной жизни?

– Библейское определение патриотизма: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15, 13). Жертвенной истинной любви мы можем научиться, только взирая на Христа. «Кто любит отца и мать более нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10, 37). Что сие значит? Научиться настоящей жертвенной любви можно только у Христа. У нас сегодня даже в семьях зачастую царят своего рода торгово-рыночные отношения: «Зарплату принес?» – «Нет». – «Значит, ужин будет завтра».

Кто-то из святых отцов сказал: «Нет такой заповеди – требовать любви от других!» А мы живем так, как будто нам все должны! Носимся по всему миру с этим счетом и всем его предъявляем! А есть заповедь: «Люби ближнего как самого себя!» Ведь себя мы очень даже любим! Нам хочется повкуснее поесть, зарплату побольше получить… Вот если бы мы так заботились о других! И здесь нам нужен аскетизм, то есть самограничение. Но сначала – вера. Вера рождается – от слышания Слова Божия. Владыка Тихон (Шевкунов), когда был ректором Сретенской семинарии, семинаристов 1–2-го курсов заставлял переписывать Евангелие от руки. Это было домашнее задание на целый месяц. Поначалу спрашивали недоуменно: «Зачем?» Потом перестали спрашивать – это глубоко проникло. Есть такая мудрость: «Что в молодости приобретешь, то в старости пригодится».

Изначально при сотворении Бог заложил в человека такие качества как совесть, жертвенность, но препятствуют реализовать эти качества грехи: гордость, тщеславие… «Чего это я ему буду помогать – мне-то никто не помогал». Итак, истинное, евангельское проявление патриотизма – это любовь к Богу и к ближнему. Вот мы праздновали День народного единства, но настоящее единство может быть только во Христе!

Иначе может получиться единство при строительстве Вавилонской башни (Быт. 11 глава). А там были и жертвоприношения, в том числе и младенцев – ради «единства» в том числе.

– Что важнее – своя кровь или государство, в котором живешь?

– Тут нужно быть простыми, как голуби, и мудрыми как, змии. Святитель Николай Японский, просветитель Японии, когда началась русско-японская война, заповедал во всех церквях Японии молиться о победе японского оружия! Хотя сам был русский. «Человек должен молиться за свою семью, за свой народ, потому что он ведет войну», – сказал святитель.

 

Читайте домострой

 

– Патриотизм начинается в семье. Как относиться к браку?

– В имперской России был институт обручения, то есть люди заранее знали и готовились к семейной жизни с конкретным человеком. Мне кажется, это правильно. В некоторых московских школах, в частности, в кадетских классах, есть уроки труда. Девочек учат, как правильно готовить, как шить, следить за хозяйством, даже как коров доить!

Каково правильное устройство семьи? Муж – глава, жена – помощница, а дети – послушники. Как говорил преподобный Амвросий Оптинский: «Не хочешь ошибиться – не торопись!» Подготовка к семейной жизни должна вестись с самых ранних лет. Мужчина должен понимать, что на нем, как на главе семьи, лежит ответственность. Ведь глава не значит деспот, а значит ответственный за семью. Женщина с юных лет готовится помогать мужу. А у нас сегодня процветает феминизм, от которого страдают прежде всего сами женщины. В строгом смысле основа семьи – это домострой. Читайте домострой! Русь была крепка прежде всего своими семьями! Семья – это первая школа, школа любви! Там все основы.

Авраам советует Исааку: «Не бери в жены язычницу!» И помогает ему выбрать Ревекку. Точно так же Исаак перед смертью помогает Иакову выбрать Рахиль, предупреждая: «Не бери себе жены из дочерей Ханаанских» (Быт. 28, 1). У современных иудеев в Москве есть специальная школа в Сокольниках, где они с 1 по 11 классы воспитывают из девочек будущих жен для раввинов. Не секрет, что сегодня в православных священнических семьях есть серьезные проблемы. Часто они возникают по причине того, что «Женился и теперь не знаю, что с ней делать». Итак, не спешите, семинаристы! Делайте все обдуманно. Сначала обратите неверующую в веру православную, а потом уже женитесь. Так же и девушке надо выходить замуж за верующего человека. Верующие люди идут на примирение, если вдруг возник конфликт, потому что помнят заповедь: «И остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должникам нашим».

 

Будь верен в малом

 

– Какой совет дадите начинающему миссионеру?

– Есть такое правило: «Не говори всегда все, что знаешь, но знай всегда, что говоришь». Не надо казаться всезнайкой – это опасно. И помните правило Лота: без благословения не делать ничего!

– Как детям показать постоянство в жизни и достичь постоянства самим?

– Любое миссионерство начинается с молитвы. Середина – молитва. И оканчивается миссионерство молитвой. В семье родитель не просто говорит детям: «Идите в храм». Дети должны видеть, что мы никогда не упускаем утреннее и вечернее правило. Что по воскресеньям мы не пропускаем воскресные службы. Единственное исключение – по болезни. Преподобный Амвросий говорит: «Даже если черви тебя съедают, беги в храм – там исцеление». Есть проповедь словом, а есть проповедь жизнью. Мы живем в миру, обременены заботами житейскими и не можем вести подвижнический образ жизни, Но нужно быть «верным в малом». Господь говорит: «Добрый и верный раб! в малом ты верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25, 21). Важен также внешний вид миссионера, ибо внешность – выражение внутреннего состояния человека.

И старайся ничего не обещать:

Не властны мы в самих себе

И, в молодые наши леты,

Даем поспешные обеты,

Смешные, может быть, всевидящей судьбе.

Евгений Баратынский

Церковь и секта

– Церковь – это секта?

– Секта всегда – это отсечение от чего-то. Христос говорит: «Я есмь лоза, а вы – ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего. Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 5–6). Церковь не отсечена ни от чего. Церковь здесь, на земле, создает Сам Господь Иисус Христос. Он – основатель и Он – основание.

Три признака истинной Церкви Христовой: 1) апостольская преемственность (Русская Православная Церковь имеет преемственность от апостола Андрея Первозванного до Патриарха Кирилла. Сегодняшний Патриарх – 179-й от апостола Андрея Первозванного. Рождение во Святом Духе передается через рукоположение); 2) неповрежденность определений Церковных Соборов (Собор – это голос Святого Духа, определения Соборов незыблемы); 3) евхаристическое общение.

Не надо бояться, что кто-то откололся. Сколько было учеников Христа? 12+70. Но они просветили весь мир! Сказано: «Не бойся, малое стало!» Не в количестве Бог, а в вере и верности. Церковь – это единый организм. Таинства Церкви установлены не нами. Крещение придумали не мы, а Христос (кто не будет креститься, не войдет в Царствие Божие). Исповедь также придумана не нами («и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» Мф. 16, 19), и священство установлено не нами («и дам тебе ключи Царства Небесного» Мф, 16, 19).

Евхаристия не нами установлена («Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53–54)). Церковь – это наследие Христово на земле.

 

Не надо бояться

 

– Как вы относитесь к уличной миссии?

– Уличной миссией плодотворно занимался священник Даниил Сысоев. Я его знал лично. Не надо бояться, что вас не примут. Как сказано, кто не примет вас, отраднее будет в день суда Содому и Гоморре, нежели тому народу. Нас должно утешать также то, что Христа не всегда принимали, уж насколько Его проповедь совершеннее нашей! Должно быть на миссионерских встречах общение, вопросы и ответы. Частота бесед – не менее двух раз в неделю, продолжительность – не менее двух часов. Тогда уличная миссия имеет свой смысл. Отчаиваться не надо: кому нужно, тот придет. От нас – посильное служение, в остальном полагаемся на волю Божию.

– Как можно четко объяснить разницу между фанатизмом и миссионерством?

– В православном понимании греческое слово «фанатос» («готовый умереть») нормальное. Это в понимании безбожников слово «фанатос» опасное. Если человек готов принять смерть за Христа или хотя бы готовится к этому (такого венца еще надо удостоиться), это нормально. Например, так принял смерть Даниил Сысоев. Его убили в центре храма после исповеди. Он был в полном облачении, епитрахили, с крестом, вышел из алтаря и на вопрос: «Где Сысоев?» ответил: «Это я». И его застрелили. Это мученическая кончина. Его некоторые называли фанатиком. А он просто любил Христа.

Подготовил Владимир Клименко



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: