Самоконтроль усвоения темы




Мотивационная характеристика темы

Гигиеническая оценка микроклимата по отдельным метеорологическим показателям (температура, влажность, подвижность воздуха и лучистое тепло) не всегда дает полное представление о возможном тепловом воздействии окружающей среды на организм человека, т.к. они оказывают влияние не раздельно, а комплексно. Известно также, что одинаковое субъективное восприятие окружающей среды может наблюдаться при различных значениях и сочетаниях параметров отдельных метеорологических показателей. Поэтому, чтобы правильно оценить микроклимат, физические условия теплообмена и тепловой нагрузки на организм человека предложены комплексные показатели, дающие возможность иметь более полное представление о состоянии организма человека, пребывающего в разных микроклиматических условиях.

Цель занятия. Студенты должны освоить методы комплексной оценки микроклиматического воздействия на организм человека, что даст возможность представить патологические состояния организма, возникающие под воздействием различных дискомфортных микроклиматических условий и провести профилактические мероприятия по оптимизации микроклимата и по активизации адаптационных возможностей организма

Задачи занятия:

1. Освоить методы комплексной оценки микроклимата:

а) кататермометрии;

б) эффективных температур;

в) результирующих температур;

г) оценки физиологических реакций.

2. Научиться давать рекомендации по оптимизации микроклиматических условий для повышения работоспособности и улучшения состояния здоровья человека.

Требования к исходному уровню знаний:

Для полного освоения темы необходимо повторить из:

o физиологии: понятие о теплопродукции и теплоотдаче в организме человека;

o физики: приборы для определения температуры, влажности и скорости движения воздуха, принцип их действия; методика определения параметров микроклимата.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин:

1. Теплопродукция и теплообмен человека с внешней средой.

2. Пути отдачи тепла организмом человека.

3. Методы изучения влияния микроклимата на организм человека.

4. Патологические явления и заболевания, обусловленные воздействием на организм дискомфортного микроклимата, их профилактика.

Контрольные вопросы по теме занятия:

1. Гигиенические требования к микроклимату закрытых помещений различного назначения.

2. Кататермометрия как метод определения охлаждающей способности воздуха.

3. Устройство и назначение кататермометра, правила его применения.

4. Оценка комплексного влияния метеофакторов на организм человека по величине охлаждения кататермометра.

5. Эффективная, эквивалентно-эффективная, коррегированная эффективная температуры и методика их определения.

6. Что такое зона и линия комфорта?

7. Определение результирующей температуры, значение и недостатки данного метода.

8. В чем заключается преимущество исследования физиологических реакций организма на комплексное воздействие метеофакторов?

9. Понятие о тепловом комфорте.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

Гигиенические исследования параметров микроклимата проводятся с целью определения характера их воздействия на организм. Все составляющие микроклимата – температура, влажность воздуха, лучистое тепло оказывают на человека одномоментное и комплексное воздействие.

В основном уравнении теплового баланса, впервые предложенном еще в 1936 году А. Jagge и С. Winslow, учтены главные факторы, влияющие на изменение содержания тепла в организме человека

±Q = M ± C ± R – E,

где Q – тепловая нагрузка на организм;

М – метаболическое тепло, составляющее 67-75%;

С – конвекционный теплообмен организма и окружающего воздуха;

R – лучистый теплообмен организма с окружающей средой;

Е – отдача тепла организмом с испаряемым потом.

Следовательно, тепловая нагрузка определяется уровнем метаболизма, интенсивностью потоотделения и метеорологическими условиями, от которых, в свою очередь, зависят характер и степень функциональных сдвигов, предпатологических и патологических изменений в организме.

Тепловой комфорт – благоприятное самочувствие человека при определенных метеорологических условиях, обеспечивающих оптимальное функциональное состояние организма человека.

Тепловой комфорт организма в обычных условиях соответствует нулевому значению Q. Положительная тепловая нагрузка (+Q) ведет к развитию теплового напряжения, отрицательная (-Q) – к переохлаждению организма.

В комплексных показателях оценки микроклимата учтены в той или иной мере показатели основного уравнения теплового баланса (М, С, R, Е), а также факторы, прямо или косвенно их отражающие (температура воздуха, влажность, средняя радиационная температура, вид одежды и характер работы, температура кожи и др.)

Комплексные показатели теплообмена организма с внешней средой можно условно разделить на три группы:

I. базирующиеся на физической оценке факторов внешней среды. В их основу положено использование приборов, моделирующих реакции организма человека на изменение метеорологических условий;

II. учитывающие физиологическое напряжение организма от воздействия окружающей среды. В их основе лежит использование формул, номограмм, уравнений для оценки тепловых нагрузок и физиологического напряжения, возникающего в связи с этими нагрузками;

III. основанные на оценке теплового обмена между телом человека и окружающей средой. Они разработаны с учетом физических принципов теплопередачи, а потому, по мнению Комитета экспертов ВОЗ, считаются наиболее перспективными.

I. Для физической оценки суммарного воздействия метеорологических факторов (первая группа показателей) был разработан ряд специальных приборов, при конструировании которых преследовалась цель создания такого аналога человеческого тела, который мог бы охарактеризовать влияние окружающей среды на тепловое состояние организма: влажный шаровой термометр Холдена, кататермометры Хилла, Кондратьева, шаровой термометр Вернона, фригориметры Пфляйдерера, Тилениуса и Дорно, эфпатеоскоп Дафтона, фрикат Калитина, термоинтегратор Бирса. С помощью этих приборов, учитывающих влияние метеорологических факторов в различных комбинациях, можно определять скорость остывания нагретых тел и температуру в различных точках на их поверхности и внутри корпуса. Они сыграли определенную роль при исследовании физических вопросов теплообмена организма с внешней средой. Однако эти чисто физические приборы не учитывают физиологические реакции организма, характер одежды, физическую нагрузку и другие факторы, влияющие на теплообмен. Они не могут воспроизвести условий потери тепла с поверхности кожи человека.

Несмотря на это, кататермометр (греч. kata – движение сверху вниз) долго применялся на практике и было установлено, что оптимальное самочувствие у лиц умственного и легкого физического труда при обычной одежде в помещениях наблюдается при потере тепла с одного см2 в секунду в пределах 5,5-7,0 мкал.

При более высоких значениях показателей кататермометра данные группы людей будут испытывать холодовой дискомфорт, при меньших – тепловой дискомфорт.

Для лиц, выполняющих другую работу, эти показатели, естественно изменяются. Так, при работе средней тяжести комфортным условиям соответствуют показатели кататермометра 8,4-10 мкал·см2/сек; при тяжелой работе – больше 18,4 мкал·см2/сек.

II. Индексы второй группы разработаны путем построения различных шкал и номограмм, отражающих отношение между определенным комплексом метеорологических факторов (иногда с учетом одежды, тяжести работы) и субъективными ощущениями или физиологическими реакциями. Так возникла методика эффективных температур. Она учитывала температуру и влажность воздуха, затем, в этот показатель была включена скорость движения воздуха. В этом случае ее следовало бы называть эквивалентно-эффективной температурой, поскольку в ней учитывается и подвижность воздуха, в отличие от эффективной температуры, включающей в себя только температуру и влажность. Однако, в настоящее время в общепризнанных руководствах и монографиях ее называют эффективной температурой. Эффективная температура (ЭТ) – условный показатель, показывающий эффект теплоощущения, создаваемый температурой, влажностью и скоростью движения воздуха, т.е. температура, создающая определенный тепловой эффект на человека при различных сочетаниях данных параметров микроклимата. Эталоном для сравнения служили теплоощущения обнаженных до пояса (основная шкала) или обычно одетых людей (нормальная шкала), выполняющих работу определенной степени тяжести в условиях неподвижного, полностью насыщенного водяными парами воздуха при его определенной температуре. Индекс ЭТ больше всего подходит к оценке таких метеорологических условий, когда радиационное тепло не играет роли, например во влажном воздухе. Кроме того, ее использование в условиях очень высоких температуры и относительной влажности воздуха может дать неправильные результаты. Не рекомендуется ее использование и при относительной влажности менее 40%. Таким образом, наиболее достоверные результаты эффективных температур можно получить на основании показаний сухого и влажного термометров в диапазоне от 00 до 450С и скорости движения от 0 до 3,5 м/сек. Путем многочисленных наблюдений были разработаны показатели эффективной температуры, соответствующие тепловому комфорту.

Эффективные температуры при которых 50% испытуемых чувствовали себя комфортно, были отнесены к так называемой зоне комфорта (17,2-21,70 ЭТ). В ее пределах установлена линия комфорта, при которой все лица, участвующие в исследовании, чувствовали себя комфортно (18,0-18,90 ЭТ).

Основными недостатками шкалы ЭТ является то, что она не учитывает радиационное тепло и основана на теплоощущениях человека. Она не учитывает также и физиологические реакции, влияющие на теплообмен. Необходимо отметить, что в последнее время шкалы ЭТ модифицированы: вместо максимально насыщенного водяными парами воздуха введена его 50-процентная относительная влажность.

Таблица 1

Комфортные ощущения (18,80 ЭТ)

у человека при различных сочетаниях факторов микроклимата

t (0С) Относительная влажность Подвижность воздуха (м/сек)
18,8    
22,3   0,5
27,0   3,5

 

С целью учета радиационного компонента микроклимата Беддфорд (1946) предложил заменить в шкале ЭТ температуру по сухому термометру на температуру по черному шаровому термометру. Полученный при этом показатель получил название корригированной эффективной температуры (КЭТ). Как известно, температура по черному шаровому термометру отражает не только радиационную, но и конвекционную температуру, а также движение воздуха. Таким образом, КЭТ учитывает все 4 основных метеорологических показателя. Индексу КЭТ присущи недостатки шкалы ЭТ. Ошибка КЭТ увеличивается при сильном ветре.

В дальнейшем была предложена шкала результирующих температур (РТ). Условия теплообмена организма с внешней средой с помощью РТ могут определяться по основной (для обнаженных по пояс людей в состоянии покоя) и нормальной (для людей одетых в обычную одежду и выполняющих легкую работу) шкалам и по номограммам. Этот индекс учитывает конвекционную и среднюю радиационную температуру, упругость водяных паров от 3 до 60 мм рт.ст. и скорость движения воздуха от 0,15 до 10 м/сек. Комфортные условия по обеим шкалам РТ соответствуют таковым по ЭТ.

В величине РТ различают конвекционную часть, равную ЭТ и радиационную, равную [РТ – ЭТ], что может иметь самостоятельное значение в гигиенической оценке микроклимата. В условиях, когда температура воздуха (конвекционная температура) равна средней температуре окружающих поверхностей (средняя радиационная температура) величина ЭТ и РТ равны друг другу.

III. Гигиеническая оценка внешней физической среды в этой группе должна основываться на тех физиологических реакциях и сдвигах, которые происходят в организме под влиянием внешних факторов. Поэтому изучение реакций организма на воздействие важнейших метео­рологических факторов – температуры, влажности и движения воздуха может быть произведено с помощью основных методов клинико-физиологических исследований. К ним относится: измерение температуры тела, веса, часто­ты пульса, кровяного давления, показателей газообмена и др. В дополнение к ним необ­ходимо применять и некоторые другие физиологические исследования, спо­собные выявить влияние среды на организм. Важнейшим среди этих методов исследований является метод, позволяющий выявить реакции со стороны центральной и вегетативной нервной системы на воз­действие термических раздражителей.

Разработанный И.П. Павловым метод условных рефлексов позволил установить зависимость между тепловыми ощущениями и условными температурными раздражителями и более точно объясняет механизм приспособления организма к термическим воздействиям среды.

К этой группе исследований можно отнести и измерение температуры кожи, т.к. тепловое восприятие внешних условий осуществляется, главным образом, кожными терморецепторами.

Переработка информации о температуре различных участков тела приводит к тому, что терморегулятивная система контролирует не какой-либо определенный уровень внутренней температуры тела, например гипоталамуса, а уровень, являющийся скорее функцией суммы различных локальных температур, воспринимаемых через рецепторы кожи → гипоталамуса → среднего мозга → мозгового ствола → спинного мозга. Температура, воспринимаемая многими участками организма интегрируется. На этой основе запускаются или корригируются процессы терморегуляции. Контролю и регуляции подвергается температура тела, потоотделение, кровоток и, в связи с этим, температура кожи и другие физиологические функции организма. При этом регуляция функции организма заключается, главным образом, в стремлении к гомеостазу, т.е. способности поддерживать приблизительно постоянной среднюю температуру тела, которая представляет собой функцию различных локальных температур или тот уровень средневзвешенной температуры тела, при котором включаются механизмы теплонакопления в холодных условиях (дрожательный или не дрожательный термогенез) и теплоотдачи при высокой температуре внешней среды (улучшение доставки крови к кожным покровам, увеличение теплоотдачи потоотделением, конвекцией и радиацией).

При этом смысл регуляции заключается в том, что самые минимальные сдвиги установочной температуры тела приводят к включению механизмов теплонакопления или теплоотдачи.

Несмотря на всю сложность нервно-эндокринной регуляции теплообмена, наиболее существенным для нее являются температурная чувствительность центра терморегуляции в медиальной преоптической области переднего гипоталамуса к измененям температуры крови и температурная чувствительность кожи. Так, изменение температуры гипоталамуса у человека на 0,010С соответствует изменению температуры наружного слухового прохода на 0,1±0,040С в сторону повышения от «установочной» температуры, вызывает реакцию увеличения теплоотдачи, равную приблизительно 10% теплопродукции основного обмена.

При гигиенической оценке окружающей среды в различных условиях труда и быта представляет интерес и изучение динамики приспособительных реакций к отдельным внешним факторам – теплу, холоду и т.д.

В качестве одного из методов изучения предложена так называемая холодовая проба, дающая возможность оценить степень приспособления организма к холодовым раздражениям. В ее основе лежит изменение просвета сосудов кожи под воздействием местного охлаждения, что отражается на кожной температуре.

Стоит упомянуть и о йодокрахмальной пробе Минора, в основу которой положен тот факт, что фактор потения является известным показателем степени активности физической терморегуляции в зависимости от окружающих атмосферных условий и интенсивности физической работы.

При решении вопроса о комфортности метеорологических условий выяс­нение теплового самочувствия играет большое значение, хотя в ряде случаев ощущения могут и не совпадать с объективными процессами, происхо­дящими в организме под влиянием внешних факторов.

Следует отметить, что дальнейшее развитие комплексных показателей оценки микроклимата идет по пути все более точного учета гигиенических требований, предъявляемых к ним, по следующим основным направлениям:

─ учета важнейших наружных метеофакторов;

─ выбора факторов, имеющих решающее влияние на показания функционального состояния организма;

─ отбор индексов, связанных с простыми методами измерения и расчета.

Задание для самостоятельной работы:

1. Определить охлаждающую способность воздуха по кататермометру (Приложение 1).

2. Определить эффективную температуру по шкале и номограмме и дать рекомендации по ее оптимизации (Приложение 2).

3. Определить результирующую температуру по номограмме и оценить полученные результаты (Приложение 3).

4. Определить с помощью электротермометра температуру кожи лба,
груди, кисти и рассчитать средневзвешенную температуру кожи (Приложение 4).

5. Провести холодовую пробу (Приложение 4).

6. Исследовать функцию потоотделения (йодокрахмальная проба) (Приложение 4).

7. Результаты исследований вносятся в протокол (Приложение 5).

Самоконтроль усвоения темы

Каждый студент получает задачу для определения и оценки комплексного воздействия метеофакторов. При необходимости дает рекомендации по оптимизации микроклиматических условий.

 

 


ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Большаков, А.М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене / А.М. Большаков. М.: Медицина, 2004.

2. Лакшин, А.М. Общая гигиена с основами экологии человека / А.М. Лакшин. М.: Медицина, 2004.

3. Пивоваров, Ю.П. Гигиена и основы экологии человека / Ю.П. Пивоваров, В.В. Королин, Л.С. Зиневич. М.: АСАДЕНА, 2004.

4. Румянцев, Г.И. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене / Г.И. Румянцев, Т.А. Козлова, Е.П. Вишневская. М.: Медицина, 1980.

Дополнительная:

5. Новоглилов, Г.Н. Гигиеническая оценка микроклимата / Г.Н. Новоглилов, О.П. Ломов. Ленинград: Медицина, Ленинградское отделение.


Приложение 1



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: