Игра «Музыкальное лото».




Дидактическая задача игры – повторить и закрепить теоретические сведения о музыкальных знаках и символах.

Дидактический материал для игры состоит из раздаточных карт с ответами и карточек с вопросами. Количество вопросов и ответов должно совпадать. Для удобства проверки результатов желательно пронумеровать вопросы и – соответственно ответы на картах.

Карта с ответами представляет собой прямоугольное поле, разбитое на 6- 12 ячеек с предполагаемыми ответами.

 

 

Удобно структурировать вопросы по отдельным темам, но можно сделать и несколько обобщённых контрольных карт для проверки изученного материала.

Например, вопросы для закрепления знаний по теме «Знаки альтерации»:

1. Знак, который повышает ноту на полутон.

2. Знак, который понижает ноту на полутон.

3. Знак, который отменяет действие диеза или бемоля.

4. Знаки, которые действуют на всё музыкальное произведение.

5. Знаки, которые действуют только на один такт.

6. Ключ, который пишется на второй линейке.

7. Знак, который повышает ноту на 1 тон.

8. Знак, который понижает ноту на 1 тон.

9. Наименьшее расстояние между двумя звуками.

10.Он состоит из двух полутонов.

Для данной игры можно приготовить несколько вариантов раздаточных карт (в зависимости от возраста ученика и образовательных задач). При постановке вопроса учитель, естественно, может изменять формулировку вопроса, а от ученика требовать при ответе проговаривание названия музыкального термина. При правильном ответе – карточка с вопросом накладывается на соответствующую ячейку раздаточной карты. Конечная цель игры – закрыть все ответы на раздаточных картах. Играть можно в разных парах: учитель – ученик, ученик – ученик, учитель – два ученика.

Игра «Всезнайка-музыкайка».

Дидактическая задача игры – повторить и закрепить теоретические знания по музыкальной грамоте, развивать музыкального мышление.

Игра является продолжением игры «Музыкальное лото», но отличается большей динамичностью.

Для игры изготавливаются специальные карточки, разделённые на две

части. В левой части карты находится ответ, в правой – вопрос.

 

Играть может любое количество участников. Карты с ответами, предварительно отобранные учителем, перемешиваются и раздаются участникам игры. Право первого хода определяется заранее: это может быть учитель или игрок, которому попала карточка только с вопросом (специально приготовленная). Участник игры, первый правильно ответивший на заданный вопрос, читает вопрос из своей карточки, и так далее, пока все карточки не будут использованы.

В данной игре можно установить дополнительные бонусы для самых активных участников (например, дополнительные карты, фишки и т.п.).

Заключение

Процесс обучения должен стать развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения.

Дидактические, или интеллектуальные игры – это разновидность игр, специально создаваемых педагогами в целях обучения и воспитания детей. Это игры тесно связаны с образовательным процессом и направлены на решение конкретных учебных задач. Дидактические игры позволяют развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Кроме развития умственных способностей, игры формируют и волевые качества: организованность, выдержку, настойчивость, умение соблюдать правила игры.

Психологические особенности младших школьников таковы, что именно наглядность и игра в этом возрасте наилучшим образом помогают ученикам формировать интерес к предмету, повышают мотивацию в обучении и самообразовании. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать. «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю», – гласит народная китайская мудрость.

Дидактическая игра вызывает у детей живой интерес к предмету, к процессу познания, активизирует их деятельность, помогает легче и незаметно усвоить учебный материал. И, пожалуй, самое главное, игра способна на длительное время удерживать внимание ребёнка при решении какой-либо определенной задачи.

Правилами определяется порядок действий и поведение участников в процессе игры. Правила разрабатываются с учётом задач урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Оборудование игры включает в себя оборудование урока: наглядность, технические средства обучения, дидактический раздаточный материал и др. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают место более традиционным формам обучения. Поэтому их целесообразнее применять при проверке результатов обучения, выработке знаний и умений. В этой связи различают контролирующие игры и игры-упражнения.

Игры-упражнения совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Педагогу следует учитывать основные условия проведения дидактической игры на уроке или занятии:

• наличие у педагога определённых знаний и умений в области дидактических игр;

• выразительность проведения игры, обеспечивающая интерес ребёнка, желание слушать, участвовать в игре;

• необходимость участия в игре педагога как руководителя игры (при этом педагог должен обеспечивать поступательное развитие игры в соответствии с учебными задачами, незаметно для детей направляя игру в нужное русло);

• оптимальное сочетание занимательности и обучения (педагог должен помнить, что он даёт сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения);

• использование средств и способов, повышающих эмоциональное отношение детей к игре, которое следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению учебных задач;

• наличие между учителем и детьми атмосферы уважения, взаимопонимания, доверия, сопереживания.

Ценность игрового метода обучения состоит в том, что в игровой деятельности образовательная, развивающая и воспитывающая функции обучения действуют не обособленно, а в органичном единстве. Игра является носителем всех функций этого процесса: побуждает, обучает, организует, развивает определённые познавательные способности, воспитывает личность и её коллективистские качества.

Учитель должен ясно понимать роль дидактической игры в образовательном процессе, правильно оценивать её воздействие на познавательную активность ребёнка, стремиться к тому, чтобы игра не отвлекала от обучения, а способствовала интенсификации умственной работы, делая её более привлекательной и интересной. 

Список литературы:

1. Альтерман, С. Сорок уроков начального обучения музыке детей 4-6 лет. Тетради I, II. / С.Альтерман. - Санкт-Петербург: Композитор, 1999.

2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. Учебное пособие. - М.: Советский композитор,1985.

3. Бальчитис, Э. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ Литвы. // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1. - М.: Советский композитор, 1978.

4. Баренбойм, Л. Н. Путь к музыке. Книжка с нотами для начинающих обучаться игре на фортепиано./Л.Н.Баренбойм, Н.Петрушин. - Л., 1988.

5. Ветлугина, Н. Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду // Музыкальное воспитание в СССР. Выпуск 1./Н.Ветлугина. - М.: Советский композитор, 1978.

6. Винокурова, Е. Развивающее обучение в классе фортепиано детской музыкальной школы. / Монография. // Е.Винокурова. – Астрахань, Проект «LENOLIUS», 2008.

7. Достал, Я. О начальном обучении менее способных детей. // Ребенок за роялем. Педагоги социалистических стран о фортепианной методике. - М., Советский композитор. 1981.

8. Камаева, Т. Азартное сольфеджио./Т.Камаева, А.Камаева. - М.: Владос, 2004.

9. Кеетман, Г. Элементарное музыкальное воспитание.//Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа./Г.Кеетман. - М.: Советский композитор, 1978.

10. Келлер, В. Введение в «Музыку для детей». //Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. - М.: Советский композитор, 1978.

11. Коновалов, А. «ДОНОТЫШИ». - Курган, 1999.

12. Ляховицкая, С. Задания для развития самостоятельных навыков при обучении фортепианной игре. - Л. 1979.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: