Настоящий Кодекс основывается на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права.




В период существования Союза ССР наряду с УК Каз. ССР применялись общесоюзные уголовные законы (Законы: О государственных и воинских преступлениях).

В настоящее время на территории РК действует только УК РК.

В случае принятия новых законов, предусматривающих уголовную ответственность, они подлежат включению в УК (ч.1). Без соблюдения этого условия уголовная ответственность не может быть применена. На практике это правило строго соблюдается, хотя в литературе иногда ставят вопрос о принятии самостоятельных законов с уголовно-правовыми нормами.

Во многих странах Запада (Франция, Германия, Нидерланды и др.) наряду с Уголовным кодексом существует обширное законодательство, содержащее уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность, например, за экономические, экологические, транспортные преступления, применяемые самостоятельно.

Казахстанский законодатель не пошел по этому пути. Такое решение продиктовано стремлением законодателя сохранить определенные гарантии законности в сфере отправления правосудия по уголовным делам.

Часть 2 комментируемой статьи устанавливает, что УК основывается на Конституции РК, имеющей высшую юридическую силу и прямое действие (ч.1 ст. 4 Конституции). Его положения не могут находиться в противоречии с Конституцией и должны развивать и конкретизировать ее положения, относящиеся к уголовной ответственности. Так, впредь до отмены смертной казни на основании ч.2 ст. 15 Конституции этот вид наказания устанавливается только за особо тяжкие преступления. В случае противоречия нормы УК конституционной норме применению подлежат конституционные.

Из выше сказанного можно заключить что: конституционные нормы уголовно-правового и иного характера имеют преимущество перед нормами, содержащимися в УК РК, и ни одна уголовно-правовая норма не должна противоречить конституционным нормам; уголовный закон может проверяться на соответствие Конституции РК, что в последнее время имеет место на практике; Конституционный совет РК может либо признать уголовно-правовую норму неконституционной либо подтвердить ее конституционность. В целом, именно Конституция РК, ее положения о правах человека и гражданина определяют задачи Уголовного кодекса и содержание уголовно-правовых норм.

Однако ни Конституция, ни иной закон, кроме УК, не могут непосредственно формулировать нормы об уголовной ответственности лиц. По действующему законодательству установление преступности и наказуемости деяния есть функция исключительно Уголовного кодекса. При появлении в каких - либо других законно принятых нормативных актах норм, устанавливающих уголовную ответственность, они подлежат применению только после внесения их в УК.

Положение о том, что УК РК основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права, обращено как к законодателю, так и к правоприменителю. Права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Республики Казахстан являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Республики Казахстан.

Под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного, а под общепризнанными принципами международного права - основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо. Общепризнанные принципы и нормы международного права закреплены в международных пактах, конвенциях, иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г., Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и в Протоколах к ней и др.) и международных договорах РК. Вместе с тем международные договоры, нормы которых предусматривают признаки составов уголовно- наказуемых деяний, не могут применяться судами непосредственно, поскольку такими договорами прямо устанавливается обязанность государства обеспечить выполнение предусмотренных договором обязательств путем установления наказуемости определенных преступлений внутренним (национальным) законом (например, Единая конвенция о наркотических средствах 1961 г., Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 г., конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г.).

В части 3 ст. 4 Конституции РК сказано, что "международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона".

Нормы международно-правовых конвенций не имеют санкций, они могут быть реализованы только в случае, если нормы о соответствующих преступлениях (обычно международного характера) стали нормами внутригосударственного уголовного права. И в тех случаях, когда это не сделано, никто не может быть привлечен к уголовной ответственности и осужден за соответствующее деяние, которое не предусмотрено внутренним уголовным законодательством, даже если оно предусмотрено нормами международного права. В этом случае следует говорить о приоритете внутригосударственных уголовно-правовых норм по отношению к нормам международного права. Международно-правовые нормы, предусматривающие признаки составов преступлений, должны применяться судами РК в тех случаях, когда норма УК прямо устанавливает необходимость применения международного договора РК (например, ст. 158 и 159 УК РК).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: