Музыка
16.02.2021
Тема: «Основы музыкальной грамоты»
Цели урока:
1. Развивать познавательные УУД в процессе изучения новой темы «Основы музыкальной грамоты. Расположение нот в первой-второй октавах.
2. Учить опираться на имеющийся жизненно-музыкальный опыт в процессе слушания музыкального произведения.Приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.
3. Воспитывать интерес к уроку музыки.
Ход урока
Мотивация к учебной деятельности
-Здравствуйте, ребята. Продолжаем наше знакомство с миром музыки!
Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы и постановка учебных задач.
- Ребята, сегодня у нас на уроке музыки непростая тема, сегодня мы с вами продолжим изучать музыкальную грамоту. А для того чтобы узнать тему нашего урока, давайте вспомним то, что изучали еще в 1 классе о музыкальной грамоте.
- Кто помнит, сколько всего нот? (семь)
- Давайте проверим, как вы их запомнили.
- На доске изображены ноты. Но они расположены в неправильном порядке. Кто выйдет и расставит их в правильном порядке?
- Все согласны?
- Спасибо, присаживайся.
- Теперь, давайте вспомним, каким образом нотами обозначаются длительности звуков и как они записываются. Я буду записывать ноту, а вы по поднятой руке, будите говорить, как она называется.
Это самая длинная из наиболее часто употребляемых длительностей.
Её длительность вдвое короче длительности целой ноты.
Её длительность в 2 раза короче половинной ноты и в 4 раза короче целой ноты.
Длительность в 2 раза короче четвертной и в 8 раз короче целой ноты.
|
- Молодцы. Давайте еще раз посмотрим на ноты.
- Где мы записываем ноты? (на нотном стане)
- А что такое нотный стан?
- Нотный стан представляет собой пять параллельных линий (линеек) для записи нот, пронумерованных снизу вверх.
- Хорошо. А это что за знак? Указываю на скрипичный ключ
- Правильно, это скрипичный ключ. Давайте все в воздухе покажем, как он записывается.
- Молодцы.
- Ребята, посмотрите, у нас на доске 8 нот. Что это значит? (изображена октава)
- Вы помните, что такое октава?
Октава - это расстояние между двумя звуками, охватывающее 8 ступеней звукоряда, в котором верхний и нижний звук одинаковы по названию. Например: от нижнего “до” и до верхнего “до” или от “ре” и до “ре” и т.д.
- Посмотрите на изображение на слайде. Вы видите клавиши пианино. Найдите глазками первую октаву, она выделена и подписана у нас..
- Вот послушайте. Нажимаю клавиши начала и конца первой октавы
- Так звучит первая октава. Она находится в серединке. Начинается и заканчивается на ноте до. А сейчас послушайте. Нажимаю клавиши начала и конца второй октавы
- Похоже ли звучание на первую октаву? (да, только звучат выше и тоньше) давайте снова посмотрим на слайд. Найдите сейчас глазками вторую октаву.
- Так звучит вторая октава. Как вы думаете, какая будет тема на сегодняшнем уроке?
- Тема сегодняшнего урока звучит так: расположение нот в первой-второй октавах.
- Какие задачи?
- Кто прочитает задачи?
Прочитайте задачи сегодняшнего урока:
1. вспомнить расположение нот в первой октаве;
2. узнать расположение нот во второй октаве;
3. потренироваться записывать расположение нот в первой-второй октавах.
|
Решение проблемы
- Давайте вспомним, как располагаются ноты в первой октаве.
- Для этого возьмите карточку №1.
- С какой ноты начинается октава? (до)
- Как мы записываем ноту до? (на дополнительной линейке). Запишите ноту до в своих нотных тетрадях.
- Какие ноты идут после ноты до? (ре, ми, фа, соль, ля и си)
- Запишите их по порядку. Сколько нот мы записали? (7)
- А сколько нот в октаве? (8)
- Значит, нам нужно записать еще одну ноту. Какая нота идет после ноты си? (до) Запишите ее.
- Мы с вами записали ноты первой октавы.
- Давайте пропоем ноты первой октавы.
- Сейчас я пропою ноты первой октавы и проиграю их на фортепиано, а вы внимательно слушайте мне. Нажимаю клавиши нот первой октавы и пропеваю их.
- Сейчас давайте вместе пропоем ноты первой октавы. Нажимаю клавиши нот первой октавы и пропеваю их вместе с обучающимися.
- Сейчас я проиграю, а вы пропойте ноты первой октавы самостоятельно. Молодцы.
- Так мы с вами вспомнили расположение и звучание нот первой октавы.
- Если мы посмотрим на слайде на клавиши второй октавы, какие ноты мы видим? (ответы детей)
- А если я проиграю ноты второй октавы на фортепиано, какие ноты мы слышим? (до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до)
- Можем ли мы сказать, что ноты второй октавы и первой октавы, похожи по названию? (да)
- А звучат они так же? (нет)
- Как звучат ноты второй октавы? Прослушайте еще раз. Нажимаю клавиши нот второй октавы
-Ноты во второй октаве поют певцы очень высоким голосом! Женский высокий голос или высокий детский называется СОПРАНО, высокий мужской голос называется ТЕНОР.
|
- Предлагаю прослушать, как звучит женский голос во второй октаве и просмотреть видеофрагмент из мультфильма “Снегурочка” Арию Снегурочки “С подружками по ягоду ходить” из оперы Римского - Корсакова “Снегурочка”.
- Как звучат ноты второй октавы? (выше)
- Хорошо. Тогда как мы можем их записать на нотном стане? (сразу после нот первой октавы, выше). Давайте вместе запишем их на своих карточках.
- Какая нота у нас уже записана? (до)
- Какие ноты идут после ноты до? (ре, ми, фа, соль, ля, си, до)
- Сколько мы записали нот? (8)
- Получилось у нас записать ноты второй октавы? (да) Хорошо.
- Мы с вами записали ноты второй октавы, сейчас давайте еще раз прослушаем их. Нажимаю клавиши нот второй октавы
- Как вы думаете, зачем нужна вторая октава? (ноты могут записываться дальше, когда мы поем мы поем ноты выше, чем в первой октаве и другие ответы детей).
- Таким образом, мы с вами вспомнили как располагаются ноты в первой октаве и узнали, как располагаются ноты во второй октаве.
Физминутка
- Вижу, вы немного устали предлагаю отдохнуть. Встаньте так, чтобы вам было удобно, и вы не мешали друг другу.
Это – правая рука,
(поднимают руку вверх)
Это – левая рука,
(поднимают руку вверх)
Справа – шумная дубрава,
(правая рука в сторону)
Слева – быстрая рука.
(левая рука в сторону)
Обернулись мы, и вот –
Стало всё наоборот:
(повернуться на 180)
Слева шумная дубрава,
(рука в сторону)
Справа быстрая река
(рука в сторону)
Неужели стала правой
(рука вверх)
Моя левая рука?
(рука вверх) (руки опустить)
- Молодцы! Присаживайтесь на свои места.
Первичное закрепление
- Давайте распоемся.
- У вас на столах лежат карточки с нотами песенки.
-Теперь пропоем эту песенку по нотам. С какой ноты начинается песенка? (соль)
- Молодцы!
- Какой ритм у этой песенки? (четыре четверти)
- Как мы будет отстукивать ритм к этой песенке? (4 хлопка в такт)
- Сейчас я проиграю сопровождение к этой песенке на металлофоне, а вы прохлопайте ритм ладошками.