Слово «коррекция» буквально переводится как «исправление». Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.
Таким образом, в справочной литературе психологическая коррекция определяется как деятельность по исправлению (корректировке) тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели.
Общими задачами психокоррекции являются:
- коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных возможностей для развития личности и интеллектуального потенциала;
- профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития:
- коррекция развития личности,
- коррекция умственного развития;
- коррекция негативных психических состояний (тревожности, агрессивности, страхов);
- коррекция и психопрофилактика невротических состояний;
- коррекция взаимоотношений и т.д.;
Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются. Человека, обратившегося к психологу, называют клиентом. Клиент - это нормальный, физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера. Он не способен самостоятельно разрешить их и поэтому нуждается в посторонней помощи. Объектом коррекции могут выступать личность, семья или группа.
Методы коррекции многообразны, выбор их зависит от того, к какой школе принадлежит психолог. Их можно - достаточно условно - классифицировать соответственно особенностям основных подходов, среди которых выделяются:
|
1) подход поведенческий;
2) подход деятельностный;
3) подход когнитивистский;
4) подход психоаналитический;
5) подход экзистенциально-гуманистический;
6) гештальт-терапия;
7) психодрама;
8) подход телесно-ориентированный;
9) психосинтез;
10)подход трансперсональный.
В отечественной психологии цели коррекционной работы определяются пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослым. На этом основании выделяют три основных направления и области постановки коррекционных целей:
1.Оптимизация социальной ситуации развития.
2.Развитие видов деятельности ребенка.
3.Формирование возрастно-психологических новообразований.
При конкретизации целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме.
- Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
|
Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы.
Социально-психологический тренинг - область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Базовые методы социально-психологического тренинга - групповая дискуссия и ролевая игра в различных модификациях и сочетаниях. Численность группы - обычно от 7 до 15 человек; продолжительность общего цикла занятий - от нескольких дней до месяцев. Встречи участников могут быть ежедневными или более редкими (1-3 раза в неделю). Продолжительность отдельной встречи - от полутора до трех и более часов. Возможны так называемые группы-марафоны, проводимые за два-три дня непрерывной работы.
Общая цель социально-психологического тренинга конкретизируется в следующих задачах:
1) овладение психологическими знаниями;
2) формирование умений и навыков в сфере общения;
3) коррекция, формирование и развитие установок, нужных для успешного общения;
4) развитие способности адекватного и полного познания себя и других людей;
5) коррекция и развитие системы отношений личности.
Различие акцентов в конкретных задачах, исходных посылках и методические модификации приводят к многообразию частных форм тренинга. Наиболее известны: поведенческий тренинг, тренинг чувствительности, ролевой тренинг, видеотренинг и т.д.
|
Основной контингент участников составляют представители профессий, чья деятельность предполагает интенсивное общение, а также люди, испытывающие трудности в сфере человеческих контактов.
В группе социально-психологического тренинга особый акцент делается на создании климата доверия, позволяющего реализовать большую по сравнению с повседневным общением интенсивность открытой обратной связи. В результате участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном сложившемся опыте общения, что является необходимой предпосылкой и составляющей развития компетентности в общении.
Создание климата доверия существенно определяется особой формой проведения занятий, когда ведущий не является преподавателем в традиционном смысле. Его ролевая позиция направлена не на противопоставление себя группе, а на интеграцию с ней: он выступает одним из участников групповой работы, хотя и задает на первых этапах групповые нормы и модели поведения. Для достижения целей тренинга ведущему нужно создать условия для формирования группы высокого уровня развития.
Здесь он опирается на ряд принципов в организации занятий:
1) принцип активности участников - в ходе занятий члены группы постоянно вовлекаются в различные действия: обсуждение и проигрывание ситуаций ролевых, предложенных самими участниками; наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр; выполнение специальных устных и письменных упражнений, и пр.;
2) принцип исследовательской позиции - в ходе работы в группах тренинга создаются такие ситуации, когда участникам нужно самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать уже известные психологии закономерности взаимодействия и общения людей;
3) принцип объективации поведения - в начале занятий поведение участников группы переводится с импульсивного на объективированный уровень и поддерживается на этом уровне: важное средство объективации поведения, используемое во всех видах тренинга, - это особым образом организованная обратная связь, эффективность которой существенно повышается при использовании видеозаписи;
4) принцип партнерского общения - предполагает признание ценности другой личности, ее мнений, интересов, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов всех участников общения (а не достижение одной из сторон своих целей за счет интересов другой).
Программа психотехники общения включает: упражнения на снятие мышечных зажимов, мышечных напряжений, упражнений на формирование мускульной свободы в процессе общения, упражнения на овладение навыками психофизической саморегуляции суггестивным путем; упражнения на развитие навыков произвольного внимания, наблюдательности, упражнения на развитие навыков невербального общения, упражнения на выполнение простейших коммуникативных действий, упражнения на формирование умения управлять вниманием партнеров по общению.
Упражнения на формирование навыков привлечения внимания партнера признаны способствовать овладению такими способами привлечения удержания внимания, как:
а) организация в общении эффекта неожиданности, т. е. использование в общении или неизвестной ранее информации, или привлечение неожиданностью способа взаимодействия;
б) организация «коммуникативной провокации», т. е. на короткое время вызвать у партнера по общению ситуацию несогласия с изложенной информацией, доводом, аргументом, а затем стимулировать поиск своей позиции и способа ее изложения;
в) гиперболизация - как способ заострения внимания партнера по общению;
г) коммуникативное усиление ценностных аргументаций, которые доминируют у партнера по общению;
д) коммуникативное сопоставление все «за» и «против» даст возможность организовать, а затем удержать внимание через изложение самых разнообразных, и часто противоположных, точек зрения;
е) ситуативное интервьюирование через постановку прямых вопросов ставит партнера по общению перед необходимостью включаться в коммуникативную деятельность;
ж) апелляция к авторитету для поддержания собственных взглядов, выводов;
з) организация сопереживания через максимальное использование в общении экспрессивных средств, опоры на ассоциативность восприятия и жизненные интересы партнеров;
и) драматизация ситуации общения как столкновение интересов, борьбу партнеров по общению.
Упражнения по формированию навыков переключения внимания партнеров предусматривает овладение такими способами:
- проблемно-тематическое переключение;
- событийное переключение;
- ассоциативное переключение;
- ретроспективное переключение;
Упражнения на формирование навыков стимулирования внимания партнеров по общению предусматривает овладение способами эмоциональной поддержки внимания, интонационной поддержки внимания и прямого вербального стимулирования.
Развитие различных форм социально-психологического тренинга связано с ведущими ориентациями психологии. В западной традиции это были необихевиоризм, современный психоанализ, когнитивизм, психология экзистенциальная и психология гуманистическая. С последней как раз связано широкое распространение форм групповой психологической работы, в частности, социально-психологического тренинга.
Д.Б. Эльконин выделял 2 формы коррекции:
- направленную на симптомы;
- на источники и причины отклонений.
Характеризуя специфику психокоррекции, некоторые авторы отмечают, что содержание понятия "психокоррекция" по существу "совпадает с психотерапией". Термин "психологическая коррекция" широко используется с 1970-х годов, когда психологи стали активно заниматься психотерапией, но по закону, ею имели право заниматься только лица, имеющие высшее медицинское образование. Эта коллизия была разрешена таким образом: врач - занимается психотерапией, психолог - психологической коррекцией, хотя в содержательном отношении и то и другое представляет собой одну и ту же деятельность.
Характеризуя содержание психодиагностики психолога, Г.С. Абрамова описывает ее этапы следующим образом:
- что есть?
- что должно быть?
- что надо сделать, чтобы стало должное?
Фактически первый этап - это проведение психодиагностического обследования (что подчеркивает преемственность психодиагностики и психокоррекции). На втором этапе психолог сопоставляет данные психодиагностического обследования с требованиями возрастной нормы. В случае несоответствия индивидуальных особенностей нормативным требованиям, психолог разрабатывает коррекционную программу, призванную обеспечить конструктивное изменение, развитие соответствующей особенности, или функции, что собственно и составляет основное содержание третьего этапа. Безусловно, что осуществление коррекционной работы предусматривает проведение контроля за изменениями той психологической особенности, на коррекцию которой оно направлено. Соответственно, можно констатировать, что завершение психокоррекционной работы также предполагает проведение психодиагностического обследования.
Заключение
И в заключение необходимо отметить, что чаще всего к психологу-консультанту обращаются люди, представляющие собой так называемый средний слой населения и находящиеся по состоянию их физического и психологического здоровья в зоне повышенного риска. Под зоной повышенного риска понимаются жизненные ситуации, оказавшись в которых люди, склонные к нервным, психическим, а также физическим заболеваниям, действительно рискуют заболеть.
Другие, физически и психологически сильные, достаточно здоровые люди выходят из подобных жизненных ситуаций, испытывая лишь чувство усталости или дискомфорта.
Те, кто обращаются в психологическую консультацию, - это обычно не очень хорошо приспособленные к жизни и не слишком занятые на своей работе люди, так как для того, чтобы получить обстоятельную консультацию психолога, необходимо время.
Среди тех, кто реально и чаще всего обращается за помощью к психологу-консультанту, немало жизненных неудачников, и именно неудачи вынуждают этих людей, чувствующих себя физически здоровыми, искать помощи со стороны психолога. Среди клиентов психологических консультаций встречается немало людей, имеющих те или иные эмоциональные отклонения, которые в свою очередь являются следствием многократных жизненных разочарований и фрустрации.
Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Практическая психология. Изд. 3 Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.
2. Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. М.: «ВЛАДОС», 1998.
3. Познай себя и других: Популярные тесты.-4-е изд., доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1998.
4. Рогов Е.И. настольная книга практического психолога: В 2 кн.-М.: «ВЛАДОС», 1998.-Кн. 1