Правила тренинговых групп




Социально-психологический тренинг

 

Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Н.Ю. Хрящёва и С.И. Макшанов).

 

По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, усвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность –обучающийся занимает активную позицию, усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта и чувствования.

Специфические черты тренинга

 

· Наличие постоянного состава группы.

· Присутствие тренера, имеющего концепцию.

· Наличие цели.

· Четкая пространственно-временная организация.

· Соблюдение общегрупповых норм

· Использование активных методов работы.

· Наличие обратной связи от тренера и группы (она помогает в самопознании).

· Атмосфера психологической безопасности (позволяет быть открытым и экспериментировать поведением; нельзя критиковать, осуждать).

· Наличие творческой среды (все открытия получены участниками из собственного опыта).

 

Цели тренинга

 

Универсальные цели

Выявление проблем каждого и помощь в осознании своего состояния.

Развитие самосознания и само исследование участников.

Улучшение субъективного самочувствия участников.

Повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме.

 

Общие цели

Формулируются тренером и представлены в названии.Примеры:

Т Поведения в конфликте. Т управления временем. Т эффективного слушания. Т публичного выступления.

 

Личные цели

Индивидуальны у каждого. Могут не совпадать с заявленной. Могут трансформироваться в ходе.

Пример. Научиться разрешать конфликты с коллегами (или сокурсниками).

 

2 подхода к подготовке тренинга:

 

1. Определение темы тренером (например, Т управления временем), разработка программы, подбор инструментария, составление плана занятий.

Группа желающих подбирается под конкретную тему.

 

2. Заказ, определение проблемы (например, стресс в организации). Исследование проблемы, поиск причин. Диагностика группы: социально-демографические характеристики, личностные.

Разработка программы, подбор инструментария, составление плана занятий.

 

Продолжительност ь, варианты: 24 часа. 36 часов и др.

Интенсив – каждый день по несколько часов. Например, 4 дня по 6 часов.

Периодические встречи – выходные 1 раз в месяц; каждый день по 2 часа без отрыва от работы.


Структура тренинга

ЗНАКОМСТВО

Презентация участников друг другу. Это вводная процедура позволяет «раскачать» группу, активизировать. Попросить рассказать о себе. Тренер может начать сам, «делай как я». Этим формируются доверительные отношения в группе. Упражнения на знакомство.

Пример. Упражнение «Жестами о себе».

Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Изобразите себя жестами. 1ый раз – покажите такого себя, которого презентуете окружающим, 2й раз – с которым знакомы только вы, 3-й – себя идеального.

 

РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ

Участники формулируют свои ожидания от тренинга в положительных терминах без «не».

Участник сам определяет значимость приобретаемого опыта и изменений. «Что я хочу и зачем?»

Иногда ожидания приходится корректировать, делать реалистичнее, конкретнее.

Тренер может менять программу в соответствии с ожиданиями.

Работа с ожиданиями позволяет участникам почувствовать ответственность за себя в тренинге.

 

ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ В ГРУППЕ

Вводятся ведущим. Должны быть поняты и приняты всеми.

Нужны для продуктивности, безопасности.

 

Правила тренинговых групп

 

Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы.Всё, что произошло в Вегасе, должно остаться в Вегасе J.Условие создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.

 

Уважение к говорящему. Безоценочность

Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. Без оскорблений, оценочных суждений.

Правило "здесь и сейчас". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. (Не там и тогда, не неделю, не год назад, а сейчас).

 

Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. В начале работы группы, этого добиться очень сложно.

 

Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.

 

Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, то стоит уделить внимание обсуждению их мотивации и целей присутствия на тренинге.

 

Единая форма обращения друг к другу на “ты ” (по имени).

Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Реализация упражнений, методических приёмов в соответствии с целью.

После каждого упражнения (особенно сложного) – обсуждение (обратная связь).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: