Социально-психологический тренинг
Тренинг – многофункциональный метод преднамеренных изменений психологических феноменов человека, группы и организации с целью гармонизации профессионального и личностного бытия человека (Н.Ю. Хрящёва и С.И. Макшанов).
По своей сути тренинг представляет собой форму обучения, усвоения новых навыков, открытия в себе иных психологических возможностей. Особенность –обучающийся занимает активную позицию, усвоение навыков происходит в процессе проживания, личного опыта и чувствования.
Специфические черты тренинга
· Наличие постоянного состава группы.
· Присутствие тренера, имеющего концепцию.
· Наличие цели.
· Четкая пространственно-временная организация.
· Соблюдение общегрупповых норм
· Использование активных методов работы.
· Наличие обратной связи от тренера и группы (она помогает в самопознании).
· Атмосфера психологической безопасности (позволяет быть открытым и экспериментировать поведением; нельзя критиковать, осуждать).
· Наличие творческой среды (все открытия получены участниками из собственного опыта).
Цели тренинга
Универсальные цели
Выявление проблем каждого и помощь в осознании своего состояния.
Развитие самосознания и само исследование участников.
Улучшение субъективного самочувствия участников.
Повышение адекватной адаптации участников тренинга в социуме.
Общие цели
Формулируются тренером и представлены в названии.Примеры:
Т Поведения в конфликте. Т управления временем. Т эффективного слушания. Т публичного выступления.
Личные цели
Индивидуальны у каждого. Могут не совпадать с заявленной. Могут трансформироваться в ходе.
|
Пример. Научиться разрешать конфликты с коллегами (или сокурсниками).
2 подхода к подготовке тренинга:
1. Определение темы тренером (например, Т управления временем), разработка программы, подбор инструментария, составление плана занятий.
Группа желающих подбирается под конкретную тему.
2. Заказ, определение проблемы (например, стресс в организации). Исследование проблемы, поиск причин. Диагностика группы: социально-демографические характеристики, личностные.
Разработка программы, подбор инструментария, составление плана занятий.
Продолжительност ь, варианты: 24 часа. 36 часов и др.
Интенсив – каждый день по несколько часов. Например, 4 дня по 6 часов.
Периодические встречи – выходные 1 раз в месяц; каждый день по 2 часа без отрыва от работы.
Структура тренинга
ЗНАКОМСТВО
Презентация участников друг другу. Это вводная процедура позволяет «раскачать» группу, активизировать. Попросить рассказать о себе. Тренер может начать сам, «делай как я». Этим формируются доверительные отношения в группе. Упражнения на знакомство.
Пример. Упражнение «Жестами о себе».
Участники сидят в общем кругу. Инструкция: «Изобразите себя жестами. 1ый раз – покажите такого себя, которого презентуете окружающим, 2й раз – с которым знакомы только вы, 3-й – себя идеального.
РАБОТА С ОЖИДАНИЯМИ
Участники формулируют свои ожидания от тренинга в положительных терминах без «не».
Участник сам определяет значимость приобретаемого опыта и изменений. «Что я хочу и зачем?»
Иногда ожидания приходится корректировать, делать реалистичнее, конкретнее.
|
Тренер может менять программу в соответствии с ожиданиями.
Работа с ожиданиями позволяет участникам почувствовать ответственность за себя в тренинге.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВИЛ В ГРУППЕ
Вводятся ведущим. Должны быть поняты и приняты всеми.
Нужны для продуктивности, безопасности.
Правила тренинговых групп
Правило конфиденциальности. Все, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы.Всё, что произошло в Вегасе, должно остаться в Вегасе J.Условие создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия.
Уважение к говорящему. Безоценочность
Когда кто-то говорит, то мы его внимательно слушаем и не перебиваем, давая возможность высказаться. Без оскорблений, оценочных суждений.
Правило "здесь и сейчас". Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. (Не там и тогда, не неделю, не год назад, а сейчас).
Правило искренности и открытости. Признак сильной и здоровой личности - это определенная открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. В начале работы группы, этого добиться очень сложно.
Правило "Я". В группе запрещается использовать рассуждения типа: "У всех такое мнение…", "Мы считаем…" и т.п. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее "мы". Все высказывания должны строиться с использованием "я". Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
|
Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, то стоит уделить внимание обсуждению их мотивации и целей присутствия на тренинге.
Единая форма обращения друг к другу на “ты ” (по имени).
Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Реализация упражнений, методических приёмов в соответствии с целью.
После каждого упражнения (особенно сложного) – обсуждение (обратная связь).