Психогимнастика использование двигательной экспрессии.Вспомогательный метод.
Разминочные(разогревающие) игры.Цель – мотивировать участников на дальнейшую работу активизация.
Упражнение. Отработка и закрепление практических навыков. Участники максимально активно включены в совместную деятельность.
Игра – форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Ролевая игра - исполнение роли, моделирование ситуации.
Деловая игра применяется для решения производственных задач в организациях. Акцент на обучение.
Пример. «Конфликт на промышленном предприятии». «Поток»
Дискуссия – это способ организации совместной деятельности, цель которого – интенсивное и продуктивное решение групповой задачи.
Функции f (если она конструктивна)
· облегчает самораскрытие участников.
· позволяет проявить каждому компетентность.
· предоставляет материал для диагностики (спонтанность ослабляет защитные механизмы)
· способствует сплочению группы.
· предоставляет возможность увидеть проблему с разных сторон.
· разрешает скрытые конфликты между участниками.
Критерии конструктивности: равноправие участников в высказывании мнений; участники чувствуют демократичность атмосферы; активность всех; удовлетворённость от совместной работы и общения.
Виды дискуссии
Тематическая. Строится вокруг вопроса значимого для всех. Вопрос не должен иметь однозначного ответа.
Что лучше – синица в руках или журавль в небе? Существует ли дружба между мужчиной и женщиной?
Проблемная. Участники получают общее задание, которое они должны выполнить с учетом распределения всех голосов. Должны прийти к общему мнению.
|
Информирование Раскрытие в доступной форме психологических понятий.
Минилекция. Примерно 10 минут. Использование наглядных материалов: плакатов, презентаций.
Демонстрация. Ознакомление с новыми знаниями, методами работы, выполнением новых навыков и т. д. Слушатели воспринимают информацию преимущественно пассивно. «Вживую» либо видеозапись.
Например, приёмы противостояния манипуляции.
Разбор конкретных случаев (casestudy). Разбор описания определённых ситуаций из жизни организации, группы людей или отдельных лиц, формулирование проблемы и поиск вариантов её решения. Слушатели активно включены в диалог с тренером и друг с другом.
Например, разбирается, конфликтная ситуация.
Примеры упражнений
Тема «Таймменеджмент». «Альпы»
Система «Альпы» является пятишаговым алгоритмом ежедневного целеполагания:
1. Задачи. На день 7±2. Или 3 – 4 масштабных.
2. Приоритеты. Метод АБВ (или ABC;). А — задача должна быть выполнена обязательно и в первую очередь; Б — достаточно важно и желательно, чтобы данные задачи были выполнены, но только после выполнения задачи А; В — если останется время после выполнения А и Б.
3. Время. Сколько нужно для выполнения каждой задачи?
4. Рационализация и делегирование. Если это возможно.
5. Контроль и решение.
Категория важности | Начало | Конец | Длит | Описание задачи | Выполнение |
|
Пример. Тема «Таймменеджмент». Матрица Эйзенхауэра
Чтобы расставить приоритеты, можно разделить дела на категории.
А – важные и срочные дела. Должны быть сделаны немедленно. Дают ощутимый результат.
Б – важные и несрочные дела. Дают ощутимый результат. Можно отложить, не срочны.
(«Слышу голос, голос спрашивает строго: а сегодня, что для завтра сделал я?»)
В – не важные, срочные.
Г – не важные и не срочные – «мусорная корзина». Они часто приятны и интересны.
важность→ | Б важные несрочные | А ! важные ! срочные |
Г Ø | В неважные срочные | |
срочность |
ЗАВЕРШЕНИЕ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.
Тренер помогаетучастникам подвести итоги дискуссий и обсуждений, осознать, что нового они узнали и чему научились. Осмысление своего опыта.
Упражнения, направленные на завершение группы. Например, «Нить», «Свеча», «Острова».
Вопросы
• Что больше всего понравилось на протяжении обучения?
• Что показалось наиболее трудным?
• Как вы сможете применить полученные знания и навыки?
• Какие вопросы остались для вас нерешёнными?