Текст к сопровождению макета церкви Вознесения Господня в музее-заповеднике Коломенское




 

Коломенское – шедевр русской шатровой архитектуры, одно из самых древних мест проживания человека на территории современной Москвы.Село Коломенское находится на пути из Москвы в Коломну. Легенды говорят, что основали его жители Коломны, которые спасались бегством от войск хана Батыя. Археологические памятники, расположенные в его окрестностях, свидетельствуют о пребывании здесь людей каменного века (V–III тыс. до н.э.).

В 1923 году на основе исторически сложившегося архитектурного ансамбля загородной усадьбы русских великих князей и царей здесь был основан небольшой музей, превратившийся со временем в комплексный архитектурный, художественный музей-заповедник "Коломенское", с территорией 390 гектаров.

Жизнь и деятельность многих поколений сформировала уникальный ландшафт Коломенского. Неподалеку от центра усадьбы, в Дьяково, на округлом холме с плоской вершиной 2,5 тыс. лет назад возникло древнейшее поселение на территории Москвы - Дьяково городище, давшее название археологической культуре. Недавно археологами были обнаружены селения раннего средневековья (VIII-X вв.) в центральной части Коломенского, а также уникальное селище Дьяково-пойма - древнерусская деревня XI-XII вв. у подножия Дьяковского холма.
Первые письменные упоминания о Коломенском относятся к XIV в. и содержатся в духовных грамотах Ивана Калиты (1336г. и 1339 г.). В начале село являлось вотчиной великих князей, а затем русских царей.
По сообщениям исторических источников, здесь останавливались войска Дмитрия Донского после Куликовской битвы 1380 г. и войска Петра I после Полтавской битвы 1709 г., собирались в военные походы дружины великих князей Московских, происходили другие события, связанные с историей русского государства.
С XIV в. Коломенское являлось летней загородной усадьбой Московских правителей. В XVI-XVII вв. складывается уникальный архитектурный ансамбль Коломенского, проникнутый идеей торжественной царской резиденции, представляющей большую художественную и историческую ценность. В 1528-1532гг. на берегу Москвы-реки Василий Ш построил один из первых шатровых храмов на Руси – церковь Вознесения Господня по случаю рождения у него долгожданного наследника — будущего царя Ивана IV Грозного.. По предположениям исследователей церковь была заложена для молений о чадородии. Небольшой по внутренним размерам храм служил летней домовой церковью русских царей в XVI-XVII вв.

До нынешнего момента неизвестно имя того великого зодчего, кто построил этот уникальный храм. Церковь возведена по образцу русских шатровых деревянных храмов, что должно бы указывать, что строитель — из русских мастеров. За эту версию говорят и особенности её конструкции, которые имелись в рабочем арсенале зодчих из Псковских земель, а некоторые декоративные элементы переносят нас в царство московских мастеров 14-15-го веков... С другой стороны, существует большая вероятность — на это указывают элементы устройства и декора сооружения, которые никогда до этого не встречались в зодчестве на Руси, что храм Вознесения в Коломенском построили итальянцы, к примеру, это мог быть Петрок Малый (он прибыл в Москву в те же годы).

Высота церкви Вознесения Господня в Коломенском составляет 62 метра, высота шатра — 20 метров. Площадь внутреннего помещения храма — 8,5 на 8,5 метра. Толщина стен местами достигает четырех метров, в иных местах —два-три метра. В качестве строительного материала использовался большемерный кирпич. Отдельного упоминания заслуживает уникальный фундамент.

Несмотря на величественный внешний вид, внутри церковь Вознесения Господня выглядит весьма скромно. Данный факт вполне объясним: храм строили как домовую церковь, в нее ходили только члены царской семьи и ее приближенные. Во время их отсутствия храм просто закрывали. Он бездействовал все зимнее время, по причине чего в нем так никогда и не появилось отопление.

Церковь Вознесения в Коломенском возведена из кирпича с различными элементами декора из белого камня и представляет собой храм-башню. Снаружи высокая, устремлённая в небо, внутри она кажется необычайно просторной, несмотря на небольшое по площади помещение. Убранство храма подчинено единой художественной идее, он имеет прекрасную акустику и наполнен льющимся из многочисленных окон, распложенных определённым способом, светом. Окна в нижней части церкви располагаются необычно — не на стенах, а по углам четверика. Еще столько же оконных проемов есть на разных гранях шатра. Они размещены на разных сторонах света Солнечные лучи преломляются так искусно, что храм практически купается в свете, который меняется от яркого и сильного до мягкого и затенённого.

Внутри церкви отсутствуют колонны и столбы. Стены покрашены в белый цвет, поскольку в ходе различных исследований удалось установить, что именно он преобладал в помещении изначально. По углам — мощные пилястры.. Кроме того, внутрь восьмерика выходят окошки лестницы, окаймляющей его с юго-западной стороны. Пол выложен треугольными керамическими плитами черного и коричневого цветов.

Декорирован храм богато, но без архитектурных излишеств. И пилястры, и кокошники, и тяги превращают его в настоящее произведение искусства, воплощённое в камне. Изначально в храме Вознесения Господня находился тябловый (тяблом называли деревянный брус алтаря, используемый для установки икон) иконостас. Во время царствования императора Николая I его разобрали и заменили другим — из Вознесенского монастыря, что в Кремле, позже его восстановили, пусть и не в том виде, в котором он существовал первоначально.

Оригинальная роспись стен не сохранились. Нынешний иконостас установили в 2007 году, а освятили год спустя. Его изготовили на основе сохранившегося иконостаса Антониева монастыря в Великом Новгороде, который датирован как раз XVI столетием. Сегодня в иконостасе присутствуют иконы Вознесения Господня, Божией Матери «Смоленская», Иоанна Предтечи, Божией Матери «Тихвинская». Однако были ли они в действительности в старом иконостасе—установить не удалось.

Особенность коломенского храма — обширный (особенно на фоне не очень просторного основного помещения) подклет. Раньше там находились хозяйственные помещения. В наши дни в подклете развернута выставка, посвященная истории создания и реставрации церкви Вознесения Господня. Здесь же хранится список чудотворной иконы Божией Матери «Державная», которую обрели в подклете храма в 1917 году.

Страна в конце 1980-х годов переживала тяжелые времена. Средств не хватало, и тщательно изучать состояние спуска к реке никто не собирался. Трещины решили заделать кирпичом, но риск оседания шедевра русского зодчества в воду не исчез.

Существенные перемены в статусе церкви Вознесения Господня в Коломенском произошли в 1994 году. Тогда ее вместе с ансамблем Московского Кремля и Красной площадью включили в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Любопытно, что в том же году в храме после долгого перерыва возобновились богослужения, и он получил статус Патриаршего подворья.

Очередное освящение Вознесенского храма состоялось в 2000 году. Сегодня он находится в общем ведении Музея-заповедника «Коломенское» и Церкви. Службы в храме проходят только по большим церковным праздникам.

Уже в XXI веке церковь Вознесения пережила очередной ремонт. В 2003 году правительство Москвы приняло комплексную программу развития Музея-заповедника «Коломенское» и выделило средства на реставрацию уникального храма, стоящего на высоком берегу Москвы-реки. Для перелицовки использовали 40 тысяч кирпичей. К сожалению, деревянные конструкции крыш над папертями, которые достались церкви «в наследство» от разобранных дворцов, сохранить не удалось.

Вместе с тем по окончании работ оказался почти полностью воссоздан интерьер храма. В рамках музейной экспозиции, развернутой в подклете, представлены царские врата, изготовленные для Вознесенской церкви в конце XIX века в иконописной мастерской купца Н.А. Ахапкина. Посетить эту экспозицию может всякий желающий. Кроме того, в подклете действует выставка «Археология и реставрация церкви Вознесения Господня». Там можно увидеть старые рисунки и фотографии храма, кинохронику разных лет.

Что же касается основного помещения церкви, то доступ туда в целях защиты храма от новых повреждений и разрушений открыт только с мая по сентябрь. В холодное время года храм закрыт.

Помимо своей прямой функции церковь Вознесения являлась ещё и сторожевым оплотом. С её шатра было прекрасно видно другое обзорное место — храм в селе Остров, который находился ниже по течению Москвы-реки на расстоянии примерно в 14 км. Такие наблюдательные пункты были расположены до самой границы на юге. Когда часовые замечали неприятеля, то при помощи зажжённых костров они сообщали об этом другим постам. Такая система оповещения была очень действенна.

С Церковью Вознесения Господня в селе Коломенское связано немало удивительного. Так в день отречения от престола последнего российского императора (2 марта 1917 г.), в храме случилось чудесное обретение святого образа Богоматери «Державная». Вот как это было.

Крестьянке Евдокии Адриановой один за другим приснились сразу два вещих сна. В первом случае женщина увидела себя на возвышенности, а затем услышала, как голос ей сказал, что в Коломенском находится икона, которую надо найти и «сделать её красную», то есть очистить. А через несколько дней в другом сновидении перед её очами запечатлелась церковь белого цвета. Когда же Евдокия вошла туда, то узрела там сидящую на троне строгую Божью Матерь. В итоге, крестьянка отправилась в Коломенское, где и увидела тот самый белый храм, что ей приснился. В подклете она вместе с батюшкой нашла больших размеров, чёрную от грязи и пыли икону. Когда её привели в порядок, то стало видно, что это святой образ Божьей Матери «Державная» (по одной из гипотез, икона раньше находилась на попечении монахинь Вознесенского женского монастыря в Кремле; перед войной с Наполеоном её спрятали в Коломенском, там она и ждала своего часа вплоть до дня смены государственного строя).

 

Словарь терминов

Большемерный кирпич - распространенный в древнерусском зодчестве кирпич с размерами 7-8 х 14-16 х 28-32 см.

Кирпич «большой меры» - с размерами 9 х 13,5 х 27 см, - использованный в русском строительстве 1775-1780-х гг.

Домовая церковь - в православии освящённое помещение, расположенное в жилище частного лица (домовая церковь в узком смысле слова) или в учреждении (домовая церковь в широком смысле слова). Иногда домовой церковью служит отдельная, на том же участке стоящая, освященная постройка. Домовая церковь используется для совершения богослужения. Особым видом домовой церкви является «крестовая церковь» в архиерейских домах или резиденциях епископов[2].

Иконоста с— легкая стена с рядами икон, которая отделяет алтарь от основной части православного храма (от греческого eicon — «образ, изображение»; stasis — «место стояния»). На Руси появился в XIV–XV вв. Обычно иконостас состоит из пяти рядов или чинов: праотеческого, пророческого, праздничного, деисусного и местного. Ряды располагаются один над другим в строго иерархической последовательности.

Пилястры — вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена утолщения ствола. В плане пилястры бывают прямоугольными, полукруглыми (полуколонны) и сложной формы (например, «пучковые пилястры», «пилястры с полуколоннами»). Пилястры широко применялись в ордерной архитектуре, служа как декоративным (для вертикального членения плоскости стены), так и конструктивным элементом (для усиления стены). Начиная с эпохи Возрождения пилястру можно встретить и в мебели, где она располагается, в основном, по обеим сторонам шкафов, и играет роль опоры[1].

Подклет – нижний нежилой этаж старинного русского дома, избы, обыкновенно предназначавшийся для прислуги и для исправления домашних служб, а также для кладовых, мылен и т. п.; иногда подклеть превращалась на зиму в хлев, для мелкого скота.

Василий Ш - Васи́лий III Иванович, по прямому имени Гавриил, в постриге Варлаам (25 марта 1479 — 3 декабря 1533) — великий князь владимирский и московский в 1505—1533, Государь всея Руси. Сын Ивана III Великого и Софии Палеолог, отец Ивана IV Грозного. В договоре от 1514 года с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси назван императором русов. Грамота Максимилиана I, титулующая Василия III императором, была опубликована Петром I.

Петрок Малый (Пётр Малой Фрязин) — итальянский архитектор, активно работавший на Руси в 1530-е годы, в основном в области фортификации. Прозвище «Фрязин» — искажённое «франк» — старорусское название выходцев из Южной Европы, в основном итальянцев. По сообщению эстонского историка Ю. Ю. Кивимяэ[1], настоящее имя — Пётр Франческо (Францизско) Анибале.

 

Методические рекомендации по работе с макетом:

 

1.Знакомство с архитектурным объектом необходимо начинать с рассказа легенд и истории его создания.

2. Изучение конструкции сооружения начинается со знакомства с основными архитектурными деталями, месторасположением объекта.

3. Затем следует этап создания целостного образа архитектурного объекта. Его нужно начинать с основания здания, двигаясь постепенно снизу вверх к верхней точке сооружения, изучая особенность декоративного оформления здания.

4. Для проверки сформированности образа архитектурного объекта можно попросить обучающихся составить рассказ о данном сооружении, познакомить с архитектурным памятником одноклассников и других участников мероприятия. Целесообразным будет изготовление элементов сооружения из пластилина и рельефное рисование изучаемого объекта.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: