Архивные изображенияинтерьера.
Гатчинский дворец. Парадная опочивальня императрицы Марии Федоровны.
Автор картины Луиджи Премацци. (1872г).
Фото начало XX века.
Краткая история Гатчинскогодворца.
Большой Гатчинский дворец построен в 1766—1781 годах в г. Гатчине по проекту Антонио Ринальди для фаворита Екатерины II графа Григория
Григорьевича Орлова.
Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы средневекового замка и загородной резиденции. Расположенный на холме над Серебряным озером, дворец сочетает в себе темы
средневекового за́мка и загородной резиденции. Интерьеры дворца — образец русского классицизма рубежа XVIII—XIX веков. Дворец был одним из любимых мест отдыха царской семьи.
К 1781 году был возведен трехэтажный центральный корпус, который соединялся двухъярусными полуциркульными галереями с одноэтажными служебными постройками, выстроенными в форме прямоугольников с внутренними дворами. Так возникли два «каре» — Кухонное и Конюшенное, впоследствии переименованное в Арсенальное.
В 1845-1856 годах под руководством архитектора Романа Ивановича
Кузьмина были произведены существенные переделки: заново отстроены боковые каре, надстроены на один этаж боковые башни корпуса, наружные фасады облицованы парицкой и ротковской плиткой. В угловой башне
Кухонного каре была возведена новая церковь, в Арсенальном каре оборудованы апартаменты для владельцев Гатчины.
После революции Гатчина была преобразована в музей, которыйоткрыл свои двери 19 мая 1918 года. В центральном корпусе игалереях
экспонировались парадные и жилые комнаты конца XVIII века.В
|
Арсенальном каре был организован музей дворцового убранства и быта второй половины XIX века.
В 1926 году принадлежности дворца: мебель, бронзовые изделия и ковры были вывезены на склад Госфондимуществ для последующей распродажи.
Большой Гатчинский дворец до Великой Отечественной войны был крупнейшим из дворцов-музеев пригородов Санкт-Петербурга и нередко назывался «пригородным Эрмитажем».
Большой урон Гатчинскому дворцу был нанесен в годы Великой
отечественной войны. Немцы быстро продвигались к Ленинграду, поэтому музейным работникам удалось спасти лишь основные коллекции и архив музея. 9 сентября 1941 года сотрудники музея были эвакуированы. До
января 1944 года Гатчина была оккупирована немцами. Большому дворцу был нанесен серьезный урон.
После объявления о начале войны в пригородных дворцах-музеях, в том
числе и в гатчинском, начали принимать меры по эвакуации ценностей и по защите зданий от воздушных бомбардировок. 15 августа 1941 года под окнами дворца разорвалась первая авиабомба, а уже в конце месяца город оказался в пределах досягаемости немецкой артиллерии. 24 августа снарядами было повреждено Арсенальное каре, а 3 сентября во двор каре упала авиабомба, причинившая ему значительные повреждения.
Осуществить полную эвакуацию находящихся во дворце ценностей не удалось. Только четыре эшелона с самыми ценными экспонатами были отправлены в тыл, а также один эшелон был отправлен в Ленинград.
Оставшееся имущество было размещено в подвалах дворца, часть крупной скульптуры была захоронена в парке, другая часть закрыта мешками с
|
песком. Только 9 сентября оставшиеся сотрудники музея эвакуировались. В этот же день снарядом была повреждена башня Кухонного каре, другой снаряд взорвался около паркового фасада дворца.
Гатчина и дворец до января 1944 года находились в руках оккупантов. При отступлении немецкие войска сожгли и заминировали гатчинский дворец. Часть оставшихся ценностей они уничтожили, часть увезли в Германию.
Интерьеры дворца.
На примерах интерьеров Гатчинского дворца видно развитие истории
архитектуры и декоративно-прикладного искусства, начиная с 60-х годов XVIII века. Классицизм второй половины XVIII века, исторические стили и
эклектика середины и второй половины XIX века как законченные историко- культурные комплексы сохранялись в стенах Главного корпуса, галерей и Арсенального каре.
На первом этаже Арсенального каре, в части, обращенной к парадному плацу, было устроено десять интерьеров для Александра II и его жены. Все они выдержаны в духе так называемого второго рококо – ретроспективного стилистического направления третьей четверти XIX века, заимствованы формы, приемы и мотивы главным образом рококо середины XVIII века.
Однако даже при прямых формах декоративных элементов XVIII века в
интерьерах Гатчинского дворца, выдержанных в стиле второго рококо, видно упрощение, стремление к удешевлению стоимости материалов. Это
придавало комнатам императорского семейства определенный налет усредненного буржуазного уюта, заменившего дворцовую помпезность.