Открытое акционерное общество "8 Марта" Гомельская производственно-торговая фирма - одно из крупнейших предприятий легкой промышленности в Республике Беларусь, оснащенное высокопроизводительным оборудованием по выпуску трикотажных и чулочно-носочных изделий.
Доля государственной собственности составляет 73,9%, доля членов трудового коллектива - 26,1%.
Предметом бизнеса ОАО "8 Марта" является выпуск трикотажных и чулочно-носочных изделий.
Основные виды производимой продукции:
бельевой женский, детский и мужской трикотаж;
верхний женский, детский и мужской трикотаж;
спортивный трикотаж;
мужские, женские и детские чулочно-носочные изделия;
трикотажное полотно.
Ассортимент предназначен для всех половозрастных групп населения. Для выпуска изделий предприятие использует натуральные, искусственные и химические нити.
Долговременное сотрудничество с голландскими и немецкими партнерами позволило сделать качественный сдвиг в технологии, перерабатывать несвойственные предприятию виды материалов: искусственный мех, текстильные ткани.
Затрудняет работу предприятия чрезмерная громоздкость и усложнённость налогового законодательства, постоянные внесения в него изменений в течение всего финансового года, высокая налоговая нагрузка производителей, влияющая на конкурентоспособность продукции.
Открытое акционерное общество "8 Марта" является одним из ведущих предприятий отрасли по выпуску бельевого трикотажа и чулочно-носочных изделий для всех возрастных групп населения республики.
Продукция предприятия пользуется стабильным спросом как на внутреннем рынке республики, так и за ее пределами.
Предприятие на протяжении ряда лет наращивает объем производства и обеспечивает достаточный уровень его эффективности.
Предприятие первым в республике в сотрудничестве с американской фирмой "Дюпон" освоило переработку нити "Lycra" для выпуска купального ассортимента.
Инвестиционная политика заключается в разработке бизнес-планов и привлечение инвестиций по следующим направлениям:
техническое перевооружение и модернизация чулочного производства;
увеличение выпуска спортивного трикотажа за счёт освоения технологии переработки нити «Lycra»;
улучшение потребительских свойств изделий за счёт осуществления химводоподготовки на основе новейшей технологии США.
В ценовой политике:
стабилизация и снижение отпускных цен на продукцию за счёт снижения издержек производства;
применение системы скидок и надбавок к отпускным ценам в зависимости от размера партии, условий и сроков оплаты, сезонности ассортимента, региона поставки.
Значительное усиление конкуренции на рынке не только со стороны иностранных производителей, но и между отечественными, объясняет сильное желание выделить свой товар от товара конкурента в сознании потребителя. С этой целью творческим коллективом ОАО "8 Марта" и разработан брэнд EMICO.
Потенциальные потребители продукции EMICO - это мужчины в возрасте от 18 до 65 лет со средним и высшим уровнем доходов, имеющие активную жизненную позицию, стремящиеся достигнуть больших личных и профессиональных высот в бизнесе и жизни. Они следят за своим здоровьем, модой, стараются выглядеть стильно и покупают товары известных торговых марок.
В сегменте "мужское белье" в Белоруссии нет яркого отечественного брэнда. Эту нишу заняли западные торговые марки, относящиеся к ценовой группе средних и дорогих товаров и пользующиеся спросом у представителей мелкого и среднего бизнеса, творческой интеллигенции, менеджеров и служащих.
Предприятие сотрудничает с мелкими и крупными организациями в следующих направлениях:
оптовая продажа трикотажных и чулочно-носочных изделий;
услуги в качестве дилеров по реализации продукции ОАО «8 Марта»;
привлечение инвестиций для создания новых технологических процессов;
производственная кооперация;
услуги по изготовлению изделий из давальческого сырья;
создание совместного предприятия.
Рассмотрим основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «8 марта», которые приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО «8 Марта» за 2009-2011 г.г.
Показатель | Ед.изм. | Годы | Темп роста, % отклонение | |||
2011 к 2010 | 2011 к 2009 | |||||
1. Товарная продукция в действующих ценах | млн.руб | 231,5 | 334,1 | |||
2. Товарная продукция в сопоставимых ценах | млн.руб | 148,4 | 187,8 | |||
3. Выручка от реализации продукции | млн.руб | 193,7 | 264,5 | |||
4. Себестоимость реализованной продукции | млн.руб | 198,4 | 252,1 | |||
5. Прибыль от реализации | млн.руб | 54,9 | 214,5 | |||
6. Рентабельность реализованной продукции | % | 9,7 | 27,9 | 79,01 | +51,11 | +69,3 |
7. Среднесписочная численность работающих | чел. | 97,3 | 99,7 | |||
8. Чистая прибыль | млн.руб. | 122,0 | 618,4 | |||
9. Производительность труда в действующих ценах | млн.руб | 32,8 | 47,99 | 109,2 | 227,5 | 146,3 |
10. Производительность труда в сопоставимых ценах | млн.руб | 32,8 | 42,1 | 61,4 | 145,8 | 187,2 |
11. Стоимость ОПС | млн.руб | 173,2 | 370,8 | |||
12. Рентабельность ОПС | % | 4,1 | 9,8 | 6,9 | -2,9 | +2,8 |
Источник: собственная разработка на основании данных предприятия (Приложение А,Б)
Товарная продукция в действующих ценах в 2011г. по отношению к 2010 г. возросла в 2,3 раза и составила 153444 млн. руб. по отношению к 2009г. товарная продукция увеличилась в 3,4 раза, в сопоставимых ценах товарная продукция 2011г. по отношению к 2010г. возросла в 1,5 раза, по отношению к 2009г. товарная продукция увеличилась в 1,87 раза. Увеличение товарной продукции обусловлено увеличением спроса на выпускаемую продукцию, увеличением объемов реализации продукции.
Выручка от реализации продукции возросла в 2011г. и составила 118034 млн. руб., что на 93,7% больше чем в 2010г., по отношению к 2009г. выручка от реализации возросла в 2,64 раза. Увеличение выручки от реализации продукции обусловлено увеличением объемов производства и реализации продукции.
Себестоимость реализованной продукции за анализируемый период увеличивалась, так в 2011г. по отношению к 2010г. себестоимость реализованной продукции возросла на 98,4%, по отношению к 2009г. себестоимость увеличилась 2,5 раза. Увеличение себестоимости реализованной продукции обусловлено ростом цен на сырье и материалы, затраты на производство и реализацию продукции..
Прибыль от реализации в 2011г. снизилась по отношению к 2010г. на 45,1% по отношению к 2009г. прибыль от реализации возросла в 2,14 раза., Рентабельность реализованной продукции за анализируемый период имеет тенденцию к увеличению. Так в 2009 г. рентабельность реализованной продукции составила 9,7%, на 51,11% больше чем в 2010г. По отношению к 2009г. рентабельность возросла на 69,3%.
Среднесписочная численность работающих к 2011г. снизилась на 7,1% чел. и составила 1362 чел., по отношению к 2009г. численность персонала сократилась на 0,3 %.
Положительной тенденцией можно отметить увеличение чистой прибыли, так по отношению к 2010г. чистая прибыль возросла на 22%, по отношению к 2009г. прибыль возросла в 6,2 раза и в 2011г. составила 7347 руб.
Несмотря на снижение численности, наблюдается рост производительности труда за анализируемый период как в действующих, так и в сопоставимых ценах. Так в действующих ценах 2011г. производительность составила 109,2 млн. руб., что в 2,27 раза больше по сравнению с 2010 г. Производительность труда в сопоставимых ценах так же увеличилась к 2011г. и составила 61,4 млн.руб., что на 45,8% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Стоимость основных производственных средств в 2011г. составила 106664 млн. руб., к 2010г. возросла на 73,2 % и по отношению к 2009г. стоимость основных производственных средств увеличилась в 3,7 раза. Рентабельность основных производственных средств в 2010г. составила 6,9%., что на 2,9% меньше чем в 2010г. и по отношению к 2009г. больше на 2,8%. Увеличение рентабельности основных производственных ондов свидетельствует об эффективном их использовании за счет обновления и модернизации оборудования.
Рассмотрим производство продукции в натуральном выражении данные представим в таблице 2.
Таблица 2 - Производство продукции в натуральном выражении по основному ассортименту предприятия ОАО «8 Марта» за 2009 - 2011гг.
Наименование показателей | Ед. изм. | Годы | Темпы роста,% отклонение | |||
2011 к 2010 | 2011 к 2009 | |||||
Чулочно-носочные изделия | тыс.пар | 120,0 | 137,9 | |||
Бельевой трикотаж | тыс.шт. | 110,3 | 137,9 | |||
Верхний трикотаж | тыс.шт. | 108,9 | 110,4 | |||
трикотажное полотно готовое | тн | 28,5 | 28,5 |
Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Анализ производства продукции в натуральном выражении свидетельствует об увеличении объемов производства продукции, так объем производства чулочно-насочных изделий в 2011г. возрос на 20% по отношению к 2010г., по отношению к 2009г. объем производства увеличился на 37,9%.
Производство бельевого трикотажа увеличилось на 10,3% в 2011г. по отношению к 2010г., по отношению к 2009г. производство бельевого трикотажа увеличилось на 37,9%.
Производство верхнего трикотажа увеличилось в 2011г. по отношению к 2010г. на 8,9%, по отношению к 2011г. на 28,5%.
Основная доля производства приходится на чулочно-насочные изделия и бельевой трикотаж.
Трудовые ресурсы
Одной из основных задач руководства предприятия ОАО «8 Марта» является сохранение трудового коллектива, обеспечение максимальной занятости работающих в соответствии с их квалификацией. В целях сокращения текучести кадров повышается качество адаптационного периода новых работников, вовремя выплачивается и повышается с учетом улучшения результатов труда заработная плата. Кроме того, постоянно ведутся работы по улучшению условий труда, созданию здорового психологического климата и материальному стимулированию работников.
Предприятие ОАО «8 Марта» обеспечивается кадрами для заполнения вакансий через центр занятости либо путем свободного найма, а молодые специалисты принимаются на предприятие по направлениям учебных заведений.
На предприятии действует повременно-премиальная и сдельно-премиальная оплата труда. Заработная плата работников состоит из тарифного фонда и выплат повышающего, стимулирующего и компенсирующего характера.
На предприятии ОАО «8 Марта» разработано и действует положение о премировании работников, предусматривающее выплату премий за выполнение определенных показателей, основными из которых являются:
для рабочих-сдельщиков, занятых выпуском продукции, премирование производится за выполнение плана производства продукции за месяц;
для рабочих-повременщиков - за обеспечение ритмичной работы работников основного производства.
для ИТР - за обеспечение выполнения доведенных показателей прогноза социально-экономического развития предприятия.
Структура кадров, характеризующая соотношение различных категорий персонал предприятия, приведена в таблице 3.
Таблица 3 - Структура кадров ОАО «8 Марта» за 2009 - 2011 гг.
Наименование показателя | Единица изм. | Годы | Темп роста, % | |||
2009г. | 2010г. | 2011г. | 2011 к 2010 гг. | 2011 к 2009 гг. | ||
Среднесписочная численность работающих всего, | чел. | 97,3 | 99,7 | |||
в том числе: | ||||||
Персонал, занятый в основной деятельности | чел. | 101,8 | 103,4 | |||
основные рабочие | чел. | 103,2 | 104,9 | |||
рабочие вспомогательных производств | чел. | 103,3 | 104,4 | |||
руководители | чел. | 97,4 | 101,3 | |||
специалисты и другие служащие | чел. | 94,7 | 95,3 | |||
Персонал, занятый в неосновной деятельности | 211,1 | 61,2 |
Примечание - Источник: собственная разработка на основании данных предприятия
Среднесписочная численность работающих к 2011г. снизилась на 7,1% чел. и составила 1362 чел., по отношению к 2009г. численность персонала сократилась на 0,3 %.
Сокращение численности обусловлено сокращением числа руководителей на 2,6%, а так же специалистов, других служащих на 5,3% и персонала занятого в неосновной деятельности на 38,8% в 2011г. по отношению к 2009г.
Численность персонала в основной деятельности увеличилось на 1,8% в 2011г. по отношению к 2010г., по отношению к 2009г. на 3,4%.
Число основных рабочих возросло на 3,2% в 2011 по отношению к 2010г. по отношению к 2009г. на 4,9%.
Число рабочих вспомогательных производств возросло на 3,3% в 2011г. по отношению к 2010г., и на 4,4% по отношению к 2009г.
Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования и практическим навыком (стажем работы по специальности).
На основании данных таблицы 2.3 можно сделать вывод, что предприятие укомплектовано в достаточном количестве квалифицированными кадрами,
Число руководителей с высшим образованием составляет 86,8% от общего числа руководителей, число специалистов и служащих с высшим образованием составляет 68,5%, число рабочих с высшим образованием составило 90 чел. или 12,9%.
Имеющийся состав аппарата управления обладает необходимыми знаниями и практическим опытом, обеспечивающим хозяйственную деятельность предприятия.
Таким образом, можно отметить, что предприятие ОАО «8 Марта» ежегодно наращивает объемы производства и реализации продукции, по результатам своей деятельности получает прибыль. Предприятие имеет достаточно квалифицированный персонал, современное оборудование и технологии изготовления продукции, что позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию и удовлетворять вкусам и потребностям потребителей.