Эмпирическое исследование коммуникативной компетентности студентов с разными стратегиями реагирования в конфликте




Введение

 

Нет ни малейшего сомнения в той огромной роли, которую играет общение в жизни и деятельности человека. Грамотность в общении сейчас необходима практически всем. Компетентность в общении способствует как профессиональной эффективности человека, так и является важным фактором психологической профилактики. Неумение общаться порождает семейное неблагополучие, одиночество, невротические состояния и даже суицид. Компетентность в общении активно исследуется множеством авторов, однако проблема развития компетентности в общении окончательно не решена. Недостаточно изучена природа компетентности в общении, ее структура, специфика ее развития в зависимости от профессиональной деятельности человека, методы ее диагностики.

Анализ научных источников убеждает нас в том, что одной из базовых, ключевых компетентностей, которыми должен обладать выпускник любого образовательного уровня и профиля является коммуникативная компетентность, поскольку будущий специалист в своей профессиональной деятельности выступает как активный субъект общения: он должен уметь общаться с различными людьми, убеждать их в справедливости своих идей, отстаивать свою профессиональную позицию, владеть коммуникативными умениями, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние и т.д. Для этого ему необходимы знания особенностей психологии человека, он должен владеть коммуникативными умениями, знать основные закономерности восприятия и понимания человека человеком, понимать, прежде всего, самого себя, уметь воспринимать другого человека как личность, уметь слушать его и адекватно реагировать, влиять на других людей, создавать условия для их самовыражения, уметь разрешать конфликты, регулировать свое состояние, владеть не только вербальными средствами общения, но и невербальными (поза, мимика, жесты, телодвижения) и т.д.

Все эти качества и умения, определенным образом трансформируясь под воздействием личностных особенностей и опыта общения в реальных ситуациях взаимодействия, составляют ту часть профессиональной компетентности и мастерства профессионала, которая может быть названа его коммуникативной компетентностью.

Целью нашего исследования является изучение проблемы коммуникативной компетентности студентов с разными стратегиями поведения в конфликте.

Объектом нашего изучения является коммуникативная компетентность.

В качестве предмета исследования выступает коммуникативная компетентность студентов с разными стратегиями поведения в конфликтах.

Гипотеза: существует взаимосвязь между коммуникативной компетентностью студентов и их стратегиями поведения в конфликте. Чем более развита коммуникативная компетентность, тем конструктивнее стратегия поведения в конфликте.

Для проверки выдвинутой гипотезы и конкретизации цели, нами сформулированы следующие задачи исследования:

. Изучить коммуникативную компетентность в работах отечественных и зарубежных психологов.

2. Исследовать уровень коммуникативной компетентности и коммуникативных умений студентов.

. Определить особенности операционального и эмоционально-волевого компонентов коммуникативной компетентности.

. Изучить коммуникативный контроль в общении студентов.

. Выявить статистические различия между юношами и девушками.

. Определить особенности стратегии поведения в конфликтной ситуации у студентов.


1. Проблема коммуникативной компетентности в психологии

 

Понятие коммуникативной компетентности в отечественной и зарубежной психологии

 

С момента рождения у человека уже происходит общение с окружающими. Не всегда, люди, которые отличаются высокими достижениями в изучении явлений материального мира, могут эффективно взаимодействовать в сфере межличностных отношений. Следовательно, чтобы общение было эффективным, человек должен быть компетентен в нем. Для этого он должен изучать правила взаимодействия с людьми, воспитывать в себе личностные качества, от которых зависит успешность общения, формировать коммуникативные умения и навыки, т.е. становиться во все большей степени компетентным в общении.

Важных с научной и практической точки зрения определений понятия коммуникативная компетентность, мнения исследователей по которым расходятся, много.

Первоначально изучением понятия коммуникативная компетентность занималась Л.А. Петровская. Она в своих работах рассматривает компетентное общение как более широкое понятие, в рамках которого говорит о компетентности перцептивной, коммуникативной компетентности и интерактивной. В частности, коммуникативную компетентность она представляет как форму адекватного обмена информацией (Петровская Л.А., 1982). В дальнейшем, в своих работах Л.А. Петровская отождествляет понятия «коммуникативная компетентность» и «компетентность в общении». По её словам «компетентность в общении предполагает развитие адекватной ориентации человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задаче… предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстраненной, и близкой» (Петровская Л.А., 1989, с.14). Л.А. Петровская подчеркивает, что компетентное общение - это общение субъект-субъектное, предполагающее психологическое равенство партнеров, их активную взаимную гуманистическую установку (Петровская Л.А., 1996).

Ю.М. Жуков разделяет взгляды Л.А. Петровской. Совместно они предлагают следующее определение: компетентность в общении - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения (Жуков Ю.М., 2004). Он отмечал, что коммуникативная компетентность является «ядерным образованием» личности.

Ю.Н. Емельянов рассматривает коммуникативную компетентность как самостоятельное образование. Исследователь соотносит её со способностью человека брать на себя и исполнять различные социальные роли, а также с умением человека адаптироваться в различных социальных ситуациях, свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения. К проявлениям коммуникативной компетентности автор относит умение человека организовывать так называемое «межличностное пространство» в процессе инициативного и активного общения с людьми. Наряду с межличностным пространством для характеристики коммуникативной компетентности Ю.Н. Емельянов использует понятие «деятельностной среды». Он считает, что коммуникативная компетентность человека проявляется также в том, насколько умело он воздействует на эту среду для достижения своих целей, в какой степени он делает собственные коммуникативные действия понятными для окружающих людей (Емельянов Ю.Н., 1990).

Аналогичных взглядов придерживается Н.Н. Обозов. Он полагает, что коммуникативная компетентность в своей основе может быть представлена в двух аспектах: как ориентированность личности в различных ситуациях общения, основанная на знаниях и чувственном опыте, и как способность эффективно взаимодействовать с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды (Обозов Н.Н., 1979).

М.А. Хазанова рассматривает коммуникативную компетентность как владение языком, умение ориентироваться в объекте общения для создания прогностической модели его поведения, эмпатия, личностные характеристики (адекватная самооценка, социальная направленность) самого субъекта общения (Андреева Г.М., 1987).

По мнению Г.С. Трофимовой коммуникативная компетентность - это способность ориентироваться в различных ситуациях общения (там же).

Понятие «коммуникативная компетентность» Бодалевым А.А. трактовалось, как способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) (Бодалев А.А., 1996).

С.В. Петрушин в своих работах также опирается на понятие «компетентность в общении», подразумевая её равнозначной понятию «коммуникативная компетентность». Однако, для него конкретизация понятия «компетентность в общении» зависит, прежде всего, от того, каким образом интерпретируется и понимается само общение. Рассматривая точки зрения различных авторов, С.В. Петрушин отправным моментом берет идею Б.Ф. Ломова о том, что «в общении раскрывается субъективный мир одного человека для другого», «в актах общения осуществляется как бы презентация «внутреннего мира» субъекта другим субъектам...» (Петрушин С.В., 2004, с. 7). Таким образом, он подходит к выводу о том, что общение, в отличие от других форм межличностных контактов, можно определить как взаимную презентацию партнерами своей субъективной реальности, в результате которой происходит изменение взаимоотношений и возникновение общности (там же).

По определению В.И. Жукова коммуникативная компетентность - это «психологическая характеристика человека, как личности, которая проявляется в его общении с людьми или «способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми». В состав так понимаемой коммуникативной компетентности включается совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное протекание коммуникативных процессов у человека» (Езова С.А., 2008).

В.Н. Куницына понимает коммуникативную компетентность как владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии (Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М., 2001).

И.О. Муравьева, полагает, что компетентным можно признать лишь такое общение, в рамках которого осуществляется личностное развитие партнеров. Автор определяет коммуникативную компетентность как коммуникативную гибкость субъекта, которая обеспечивается наличием в арсенале личности всех возможных коммуникативных стратегий; реализацией коммуникативной стратегии максимально высокого уровня, возможного в данной ситуации общения (оптимально - сотрудничества); использованием приемов и техник общения, адекватных конкретной коммуникативной ситуации (Муравьева И.О., 2001).

Е.В. Руденский полагает, что коммуникативная компетентность является составной частью более широкого понятия «коммуникативный потенциал личности». Коммуникативный потенциал - это характеристика возможностей человека, которые определяют качество его общения. Коммуникативная компетентность, как его составляющая - это система внутренних ресурсов личности, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Под внутренними ресурсами понимается система следующих способностей:

· давать социально-психологический прогноз коммуникативной ситуации, в которой предстоит общаться;

· социально-психологически программировать процесс общения, опираясь на своеобразие коммуникативной ситуации;

· осуществлять социально-психологическое управление и коррекцию процессов общения в коммуникационной ситуации;

· «вживаться» в социально-психологическую атмосферу коммуникативной ситуации (Руденский Е.В., 1997).

Социально-психологический прогноз ситуации, в которой предстоит организовать общение, формируется в процессе анализа коммуникативной ситуации на уровне:

• коммуникативных установок - программ поведения личности в процессе общения. Они могут прогнозироваться в ходе выявления предметных интересов партнёра, эмоционально-оценочных отношений к различным событиям и т.д.

• включённости партнёров в систему коммуникативного взаимодействия. Это определяется в ходе изучения частоты коммуникативных контактов, типа темперамента партнёра, его предметно-практических предпочтений.

• эмоциональных оценок форм общения (обобщённые эмоциональные реакции типа «интересно - неинтересно», «удовлетворён - неудовлетворён»).

Также исследователь считает что, наиболее важной составляющей коммуникативной компетентности личности выступает её коммуникативно-исполнительское мастерство. Оно представлено двумя умениями:

• умением найти адекватную теме общения коммуникативную структуру, соответствующую цели общения;

• умением реализовать коммуникативный замысел непосредственно в общении, т.е. продемонстрировать коммуникативно-исполнительскую технику (Руденский Е.В., 1999).

В своих исследования Е.М. Алифанова говорит, что коммуникативная компетентность - это коммуникативные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе (Алифанова Е.М., 2001).

К.Ю. Суханова называет коммуникативной компетентностью способности выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать на публике, принимать решения, устанавливать и поддерживать контакты, справляться с разнообразием мнений и конфликтов, вести переговоры, сотрудничать и работать в команде (Суханова К.Ю., 2003).

Е.А. Головко понимает коммуникативную компетентность, как способность достигать желаемых результатов в общении с людьми, избегая при этом нежелательных эффектов (Головко Е.А., 2004).

Крючкова О.В. под коммуникативной компетентностью понимает совокупность коммуникативных способностей человека, которые проявляются в его общении с людьми и позволяют добиваться поставленных целей:

. Способность точно воспринимать ситуацию общения и оценивать вероятность достижения в ней поставленных целей;

. Способность правильно понимать и оценивать людей;

. Способность выбирать средства и приемы общения таким образом, чтобы они соответствовали ситуации, партнерам и поставленным задачам;

. Способность подстраиваться под индивидуальные особенности партнеров, выбирая адекватные средства общения с ними как на вербальном, так и невербальном уровнях;

. Способность оказывать влияние на психическое состояние людей;

. Способность изменять коммуникативное поведение людей;

. Способность сохранять и поддерживать хорошие взаимоотношения с людьми;

. Способность оставлять у людей благоприятное впечатление о себе.

О высокоразвитой коммуникативной компетентности, по мнению О.В. Крючковой, речь может идти только в том случае, если человек обладает этими способностями и проявляет их в общении с людьми (Рогов Е.И., 2004).

По мнению С.В. Титовой, в научном контексте сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии - способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов(знаний и умений) (Титова С.В., 2009).

Таким образом, отечественные психологи дают различные определения понятию коммуникативной компетентности. При этом, подавляющее их большинство подчеркивают, что коммуникативная компетентность является некой психологической характеристикой личности, без которой успешное общение в современном мире невозможно.

В зарубежных исследованиях понятие коммуникативной компетентности часто не используется. Употребляются понятия коммуникационная компетенция, коммуникативная компетенция или коммуникационная компетентность и т.д., которые по содержанию близки к исследуемому. Б. Спицберг представляет в своих работах «коммуникационную компетенцию» и раскрывает данное понятие следующим образом: «соответствие коммуникативного поведения данной ситуации и его эффективность». Коммуникация эффективна, если она достигает своих целей; коммуникация соответствует ситуации, если она ожидаема в данной ситуации. Мы создаем ощущение коммуникационной компетентности через посылаемые вербальные сообщения и сопровождающее их невербальное поведение. Б. Спицберг считает, что представление о компетентности частично зависит от личностной мотивации, знаний и навыков. Мотивация имеет очень большое значение, ведь улучшить навыки коммуникации мы сможем только в том случае, если у нас есть мотивация - то есть если мы хотим этого добиться (Вердербер Р., Вердербер К., 2003).

Коммуникативная компетентность, по мнению А. Маслоу - это одна из важнейших качественных характеристик личности, позволяющая реализовать её потребности в социальном признании, уважении, самоактуализации и помогающая успешному процессу социализации (там же).

К. Данцигер определяет коммуникативную компетентность как «способность человека реализовать коммуникативные функции в соответствии с условиями ситуации». За основу коммуникативной компетентности он берет «умение встать на точку зрения партнера, строить общение так, чтобы оно было понято собеседником» (Danziger, 1976).

Дж. Равен рассматривает коммуникативную компетентность как систему внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определённом круге ситуаций личностного взаимодействия. Компетентность в общении имеет, несомненно, инвариантные общечеловеческие характеристики и в тоже время характеристики, исторически и культурно обусловленные. Обладая определённым уровнем коммуникативной компетентности, личность вступает в общение, имея определённый уровень самоуважения и самосознания. Личность становится персонифицированным субъектом общения. Это означает не только искусство адаптации к ситуации и свободу действий, но и умение организовать личностное коммуникативное пространство и выбрать индивидуальную коммуникативную дистанцию (Дж. Равен, 2002).

А. Холлидей определяет коммуникативную компетенцию как внутреннюю готовность и способность к речевому общению.

Итак, проблема коммуникативной компетентности является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В зарубежной психологии она изучалась Б. Спицбергом, К. Данцигером, Дж. Равеном и др.; в отечественной психологии Петровской Л.А., Жуковым Ю.М., Емельяновым Ю.Н., Петрушиным С.В., Куницыной В.Н., Сидоренко Е.В., Руденским Е.В. и др. Коммуникативная компетентность - сложное, многокомпонентное психологическое образование. Существует множество точек зрения относительно понимания её сущности. Однако большинство авторов рассматривают её, как способность человека устанавливать и совершать необходимые контакты с другими людьми. Коммуникативная компетентность является ключевой характеристикой личности, поскольку она необходима каждому и повышает как качество жизни отдельного человека, так и общества в целом.

 

Структура коммуникативной компетентности

 

Говоря о структуре коммуникативной компетентности, следует отметить, что она имеет многозначную интерпретацию. Проанализировав работы многих авторов, мы выделили 3 основных подхода к структуре коммуникативной компетентности в литературе.

Первый - большинство исследователей (Коломенский Я.Л., Петрушин С.В., Зотова И.Н., Галич Г.О., Алифанова Е.М., Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. и т.д.) при выборе структурных элементов делают акцент на когнитивном (знаниевом), поведенческом и эмоциональном (аффективном) компонентах. При этом, включают так же, мотивационный компонент (Коломенский Я.Л., Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., Гончарова К.Э.), личностный (ценностно-смысловой) (Галич Г.О., Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В.), индивидуально-личностный, общекультурный (Гончарова К.Э.).

Рассмотрим подробнее те структурные компоненты, которые были отнесены к первому подходу. Итак, первый компонент когнитивный. По мнению, Коломенского Я.Л. он представлен знаниями о нормах и правилах эффективного общения, реализуемых в ходе взаимодействия с другими людьми (Коломенский Я.Л., 1999). Петрушин С.В., рассматривает его, прежде всего, как углубление самопознания и познания партнеров в общении, а также необходимые знания, касающиеся психологии общения во всем многообразии его форм и ситуаций (Петрушин С.В., 2004). Алифанова Е.М. разделяет взгляды Петрушина С.В., и связывает данный компонент с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие мужду людьми (Алифанова Е.М., 2001). Галич Г.О., немного сокращает понятие данного компонента, определяя его как систему коммуникативных знаний, способностей к пониманию ситуации, самого себя и партнера по общению (Галич Г.О., 2008). По мнению Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. когнитивный компонент предполагает владение знанием о нормах общения, способах ведения диалога, приемами коммуникации, способах выражения своих мыслей и чувств. Кроме того, он связан с познанием другого человека, включает способность эффективно решать различные проблемы, возникающие в общении. Данный компонент очень важен для осуществления диагноза коммуникативной ситуации, в которой разворачивается общение личности, прогнозирования развития этой ситуации, осуществляемого по заранее осмысленной индивидуальной программе общения (Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., 2010). Гончарова К.Э. определяет данный компонент, как знаниевый. По ее мнению, он представляет собой совокупность представлений о коммуникативном процессе в целом, принципах и правилах эффективного взаимодействия. Также, предполагает знание структуры, функций, видов, типов, закономерностей общения; особенностей эффективного общения в ситуациях конфликта (Гончарова К.Э., 2011).

Таким образом, когнитивный компонент в структуре коммуникативной компетентности, следует понимать, как систему знаний о процессе общения и умение адекватно воспринимать партнера по общению.

Следующий, представленный компонент - поведенческий. По мнению Петрушина С.В., он заключается в умении эффективно использовать разнообразные средства общения (Петрушин С.В.,2004). Галич Г.О. разделяет мнение Петрушина С.В. и полагает, что данный компонент это коммуникативные техники, реально применяемые в коммуникативных ситуациях (Галич Г.О., 2008). В работах Коломенского Я.Л., поведенческий компонент характеризует коммуникативные умения: слушать, эмоционально переживать, привлекать внимание собеседника, адресовать сообщения, критично относиться к собственному мнению и другие (Коломенский Я.Л., 1999). Понимание поведенческого компонента Алифановой Е.М., созвучно с мнением Коломенского Я.Л. По ее мнению, он отражает способность человека к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, и т.п. (Алифанова Е.М., 2001). Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., разделяют мнение предыдущего автора, говоря о том, что поведенческий компонент содержит опыт проявления коммуникативных способностей в различных стандартных или нестандартных ситуациях общения, он отражает способность личности к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность (Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., 2010).

Таким образом, на основании вышесказанного поведенческий компонент характеризуется наличием коммуникативных способностей у человека, применяя которые в различных ситуациях общения, он может эффективной сотрудничать с другими людьми.

Эмоциональный компонент коммуникативной компетентности Коломенский Я.Л. отождествляет с аффективным. По его мнению, он предполагает демонстрацию взаимного понимания, восприятия, эмпатии и др. Алифанова Е.М., считает, что данный компонент включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров (Алифанова Е.М., 2001). При этом, Петрушин С.В. наиболее важными составляющими эмоционального компонента, во многом «окрашивающими» компетентность в общении в целом, выделяет опыт разнообразного общения, позитивное самоотношение и настрой на партнера по общению (Петрушин С.В., 2004). Проявление данного компонента, по мнению Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., связано с эмоциональной отзывчивостью, эмпатией, чувствительностью к другому, способностью воспринимать оттенки настроения собеседника и действовать в соответствии с ними, а также адекватным эмоциональным реагированием на результаты коммуникации) (Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В., 2010).

Таким образом, эмоциональный компонент, является наиболее сложной психологической составляющей структуры коммуникативной компетентности, поскольку в первую очередь, по мнению, большинства авторов он включает эмпатию, эмоциональную отзывчивость и т.д. Они в свою очередь являются ключевыми в построении успешного общения.

В работах, Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. помимо основных компонентов, выделены так же, ценностно-смысловой (содержит отношение к партнеру(ам) по общению, к коммуникативной ситуации, к средствам общения, к создаваемому (воспринимаемому) высказыванию как ценности, т.е. личностно-значимому объекту, имеющему характер привлекательности, желательности); мотивационный (заключает в себе готовность к общению, осознание необходимости получения определенной информации либо её передачи с целью быть понятым, получения ответа на имеющиеся вопросы и т.д.).

Гончарова К.Э, в дополнение к выделенной структуре коммуникативной компетентности предыдущими авторами, добавляет индивидуально-личностный (включает в себя психофизиологические (память, мышление, речь и т.п.), психологические (темперамент, акцентуации характера, тип личности: экстраверт/интроверт) особенности личности) и общекультурный (объективируется в нравственных качествах, ценностных ориентациях, взглядах, мировоззрении, особенностях менталитета, эрудиции личности) компоненты.

Второй подход - исследователи характеризуют структуру коммуникативной компетентности через коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения (Сидоренко Е.В., Зотова И.Н.). Пономарева И.Б. и Трубочкин В.П. в своих работах дают более широкие названия тем же самым структурным компонентам коммуникативной компетентности. Они выделяют три блока компонентов коммуникативной компетентности, обозначая их как: 1. Коммуникативные личностные качества; 2. Владение техникой общения - навыки и умения осуществления отдельных коммуникативных действий; 3. Владение методикой и тактикой общения, умение строить общение в целостных ситуациях деятельности (Пономарев И.Б., Трубочкин В.П., 1995).

Сидоренко Е.В. коммуникативную способность в своих работах трактует двояко: как природную одаренность человека в общении и как коммуникативную производительность. Под коммуникативным знанием Е.В. Сидоренко понимает знание о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Коммуникативные умения в самом простом виде она представляет как две подсистемы: умение воспринимать коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические) и умение производить коммуникативные сигналы (вербальные, невербальные, паралингвистические) (Сидоренко Е.В., 2004).

В результате анализа работ различных авторов, изучающих коммуникативную компетентность, Зотова И.Н. делает вывод, что коммуникативные знания - это знания о том, что такое общение, каковы его виды, фазы, закономерности развития. Это знание о том, какие существуют коммуникативные методы и приемы, какое действие они оказывают, каковы их возможности и ограничения. Это также знание о том, какие методы оказываются эффективными в отношении разных людей и разных ситуаций. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в собственном исполнении, а какие - не эффективны.

Коммуникативные умения: умение организовывать текст сообщения в адекватную форму, речевые умения, умение гармонизировать внешние и внутренние проявления, умение получать обратную связь, умение преодолевать коммуникативные барьеры и др. Выделяются группа интерактивных умений: умение строить общение на гуманной, демократической основе, инициировать благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, умение самоконтроля и саморегуляции, умение организовывать сотрудничество, умение руководствоваться принципами и правилами профессиональной этики и этикета, умения активного слушания, и группа социально-перцептивных умений: умение адекватно воспринимать и оценивать поведение партнера в общении, распознавать по невербальным сигналам его состояния, желания и мотивы поведения, составлять адекватный образ другого как личности, умения производить благоприятное впечатление.

Коммуникативные способности, как индивидуально-психологические свойства личности, отвечающие требованиям коммуникативной деятельности и обеспечивающие ее быстрое и успешное осуществление (Зотова, 2001).

Третий подход представлен в работах Буртовой Н.Б. Она в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально-психологический, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни. На социально-психологическом уровне коммуникативная компетентность проявляется во взаимодействии людей в процессах деятельности, общения, познания. Коммуникативная компетентность на этом уровне позволяет строить коммуникацию на предвидении ее результатов, удовлетворении социальных потребностей. Ее формирование на этом уровне происходит как стихийно в процессе формального общения и воспитания на основе целенаправленного обогащения знаний, умений, навыков, привычек. Коммуникативную компетентность на индивидуально-психологическом уровне определяют особенности ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воли, эмоций, воображения, психическое состояние субъекта. На психофизиологическом уровне определяют тип высшей нервной деятельности, темперамент, экстра- и интровертированность, возрастные и гендерные различия (Буртовая Н.Б., 2004).

Таким образом, структура коммуникативной компетентности в исследованиях различных авторов очень разнообразна. Несмотря на многообразие авторских взглядов относительно структуры изучаемого понятия, на наш взгляд можно выделить три основных подхода. Первый подход включает такие структурные компоненты, как когнитивный, повоеденческий и эмоциональный. Во втором подходе исследователи характеризуют структуру коммуникативной компетентности через коммуникативные способности, коммуникативные знания, коммуникативные умения. Третий подход представлен в работах Буртовой Н.Б. Она в структуре коммуникативной компетентности выделяет социально-психологический, индивидуально-психологический и психофизиологический уровни.

 

Типы коммуникативной компетентности

 

Проанализировав литературу, можно сделать вывод о том, что в своих исследованиях типов коммуникативной компетентности касается ограниченное количество авторов.

В работах Л.А. Петровской можно найти два типа коммуникативной компетентности - это продуктивный и репродуктивный. Репродуктивный тип представляет собой использование стереотипных, однообразных коммуникативных схем, а продуктивный тип является полной противоположностью. Он предполагает использование творческого, индивидуального подхода человека к использованию коммуникативных знаний, умений и навыков (Петровская Л.А., 1987). Также, Петровская Л.А. обращает внимание на три стороны коммуникативной компетентности, Компетентность во всех видах общения заключается в достижении трёх уровней адекватности партнёров - коммуникативной, интерактивной и перцептивной. Следовательно, можно говорить о различных видах компетентности в общении. Петровская Л.А., помимо того, отмечает, что коммуникативная компетентность (компетентность в общении) предполагает готовность и умение строить контакт на разной психологической дистанции - и отстранённой и близкой. Трудности порой могут быть связаны с владением какой-либо одной из них и её реализацией повсеместно, независимо от характера партнёра и своеобразия ситуации. Автор считает, что именно гибкость в адекватной смене психологических позиций является одним из существенных показателей компетентного общения (Сидоренко Е.В., 2003).

На основании различий в структуре умений и навыков Т.Ю. Осипова выделяет два типа коммуникативной компетентности: первичную и вторичную. Первичная коммуникативная компетентность основана на знании общепринятых норм и правил взаимодействия, навыках и усвоенных элементарных умениях устанавливать, поддерживать и результативно завершать процесс общения, проявлять эмпатию и способность к саморегуляции. Вторичная коммуникативная компетентность позволяет субъекту быть наиболее успешным в общении, благодаря наличию обширных знаний и способности совершенствовать свой коммуникативный опыт, вплоть до создания новых приемов, способов, тактик и стратеги общения. В структуру этого типа помимо операционального (техника общения), мотивационного (направленность на общение), эмоционально-волевого (эмпатия и саморегуляция) компонентов, входит и креативная компетентность. Компетентность, как более широкое явление, есть условие развития креативной компетентности, которая в свою очередь поддерживает высокий уровень вторичной компетентности в общении (Осипова Т.Ю., 2000).

По нашему мнению, проблема типологии коммуникативной компетентности недостаточно изучена и требует более пристального внимания отечественных и зарубежных психологов.

 

Коммуникативная компетентность студентов

 

«Студенчество» совпадает с таким возрастным этапом как юность. Многие исследователи в данном этапе выделяют следующие возрастные периоды: 16-17 лет - ранняя юность, 17-20 - собственно (в узком смысле) юность, 20-21 - поздняя юность. Эти возрастные периоды имеют свою специфику, но, при этом, обладают многими общими характеристиками (Кон И.С., Марцинковская Т.Д., Марютина Т.М., Ремшмидт X., Стефаненко Т.Г. и др.). Условная граница юношеского возраста: от 16-17 до 21-25 лет (Мухина B.C., 1999). Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления (Сапогова Е.Е., 2005).

Термин «студенчество» обозначает собственно студентов как социально-демографическую группу. Она характеризуется определённой численностью, половозрастной структурой, территориальным распределением итак далее; определённым общественным положением, ролью и статусом. Общение тек же является одной из важнейших характеристик данной группы.

Эта группа молодых людей занимается одним видом деятельности - учением, направленным на специальное образование, имеющих единые цели и мотивы, примерно одного возраста (18-25 лет) с единым образовательным уровнем, период существования которых ограничен временем (в среднем 4 года). Его отличительными чертами являются: характер их труда, заключающийся в систематическом усвоении и овладении новыми знаниями, новыми действиями и новыми способами учебной деятельности. Систематическое усвоение возможно как в процессе общения и обмена информацией, так и при самостоятельном «добывании» знаний.

Студенческий возраст представляет собой особый период жизни человека. Юноши строят планы, которым суждено или не суждено будет сбыться в зрелости. Начинается и реализация поставленных целей - работа по выбранной специальности, учеба в вузе, иногда создание семьи. Именно благодаря общению возможна реализация данных целей. В юности проявляется большая избирательность к учетным предметам. Основной мотив познавательной деятельности в юности - стремление приобрести социально значимую профессию. Общие мировоззренческие поиски «заземляются» и конкретизируются юношеством в жизненных планах. Чем старше юноша и девушка, - тем насущнее становится необходимость жизненных выборов развития. Из множества воображаемых, фантастических или абстрактных возможностей постепенно «проступает» несколько наиболее реальных и приемлемых вариантов, между которыми и предстоит выбирать. Понятно, что многое в юности вырисовывается лишь в самом общем виде. Однако, некоторые образы, относительно своего будущего юноша обретает в процессе обмена информацией с разными категориями людей, т.е. в процессе общения. Самым важным, неотложным и трудным делом становится для юношест<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: