Анализ взаимосвязи составляющих коммуникативной компетентности и способов реагирования в конфликтах у студентов




 

Задачей пятого этапа исследования было установление взаимосвязей между составляющими коммуникативной компетентности и стратегиями поведения в конфликте. Для этого использовался метод ранговой корреляции Спирмена. Были установлены статистически значимые корреляционные связи между результатами по методикам Л. Михельсона («Тест коммуникативных умений» перевод Ю.З. Гильбуха) и К. Томаса («Предпочитаемые стратегии поведения в конфликте» в адаптации Н.Г. Гришиной).

 


Таблица 8. Показатели статистически значимых корреляционных связей между методикой К. Томаса и Л. Михельсона

Стратегия поведения Стиль общения Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Зависимость - - 0,28* - -
Компетентность - - 0,374** - -
Агрессивность 0,277* - - - -

 

Итак, обнаружены значимые корреляционные связи между такой стратегией поведения в конфликте как компромисс и такими стилями общения как «компетентный» (0,374) и «зависимый» (0,28). Скорее всего, чем больше у испытуемых выражен компромисс, тем больше выражен компетентный и зависимый стиль общения. Компромисс как стратегия поведения в конфликте подразумевает учет своих позиций и позиций партнера по общению, следовательно, и предполагает реализацию более гибкой позиции в общении, ориентированной, прежде всего на партнера по общению.

Также, обнаружена связь между склонностью к «агрессивному» стилю общения и такой стратегией поведения в конфликте, как «соперничество» (0,277). Таким образом, испытуемые именно с агрессивным стилем конфликт будут решать путем соперничества. Можно предположить, что выявленная взаимосвязь вполне логична. Скорее всего, чтобы добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому, т.е., путем соперничества, необходима склонность и проявление агрессии.

Были установлены позитивные корреляции между высоким уровнем коммуникативного контроля и такими стратегиями поведения в конфликте как «компромисс» (0,428), «приспособление» (0,32), «соперничество» (0,318) и «сотрудничество» (0,312). Т.е., вероятнее всего у респондентов с высоким уровнем коммуникативного контроля конфликт будет разрешаться либо по пути компромисса, либо соперничества, либо сотрудничества. Высокий уровень развития коммуникативного контроля позволяет человеку четко осознавать свои действия и поступки. Следовательно, можно предположить, что молодые люди в процессе конфликта делают сознательный выбор той или иной своей позиции.

Также, была выявлена связь между низким уровнем развития коммуникативного контроля и «избеганием» (0,486) как стратегией поведения в конфликте. Следовательно, данные испытуемые вероятнее всего будут избегать ответственности за принятие решений в ситуации конфликта, будут его отрицать, не замечая сложившихся разногласий.

Также существуют положительные взаимосвязи, выявленные между результатами по методике К. Томаса и Н.Д. Твороговой.

Итак, нами были установлены позитивные корреляционные связи между сотрудничеством и такими коммуникативными умениями как тактичность (0,334), приветливость (0,286) и способностью длительное время поддерживать разговор (0,278). Следовательно, мы полагаем, что чем более выражено сотрудничество как стратегия поведения в конфликте, тем более будут выражены при этом тактичность, приветливость и способность длительное время поддерживать разговор. Скорее всего, потому что, сотрудничество как стратегия поведения предполагает открытое обсуждение проблемы для принятия совместного решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. Наличие при этом данных умений по нашему мнению является необходимостью.

Так же положительные корреляции нами были установлены между, такой стратегией поведения в конфликте, как компромисс и мимической подвижностью лица (0,258). Мы полагаем, что связь между этими аспектами обусловлена различными личностными особенностями свойственными человеку, использующему данную стратегию поведения в конфликте (в частности высокую эмоциональность).

Значимые корреляционные связи нами были обнаружены между такой стратегией поведения как приспособление и адекватностью интонации речи её смыслу (0,336) и умением точно и ясно высказать свои мысли (0,284).

Таким образом, исследование показало, что существуют взаимосвязи между составляющими коммуникативной компетентности и способами реагирования в конфликтах у студентов. В частности, были выявлены устойчивые корреляционные связи между альтернативным решением

 

Таблица 9. Показатели статистически значимых корреляционных связей между методикой К. Томаса и Н.Д. Твороговой

Стратегия поведения Коммуникативные умения Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление
Умение начать разговор, найти общую тему - - - - -
Способность длительное время поддерживать разговор - 0,278* - - -
Понимание чувств и намерений другого человека - - - - -
Умение воздерживаться от категорических суждений при оценке других - - - - -
Умение выслушать собеседника - - - - -
Умение выйти из общения, не обижая других - - - - -
Приветливость - 0,286* - - -
Хорошие манеры в общении - - - - -
Тактичность - 0,334* - - -
Умение точно и ясно высказывать свои мысли - - - - 0,284*
Мимическая подвижность лица - - 0,258* - -
Соответствие жестов ситуации - - - - -
Соответствие мимики ситуации - - - - -
Умение одеваться в соответствии с ситуацией - - - - -
Соответствие интонации речи её смыслу - - - - 0,336**
Умение при желании включиться в начатую другими работу - - - - -

 


Так же, между тем, когда человек стремится удовлетворить только свой интерес в конфликте (соперничество) и проявление деструктивного поведения в общении.

Также, нами было установлено, что молодые люди, умеющие хорошо контролировать себя в общении способны делать осознанный выбор различных стратегий поведения в конфликте. А так же, нами было установлено, что избегание как стратегию поведения в конфликте используют студенты, менее включенные в коммуникативную ситуацию.

Выявлено, что чем выше уровень развития такие коммуникативных умений как тактичность, приветливость, способность длительное время поддерживать разговор, тем больше студенты используют сотрудничество как стратегию реагирования в конфликте.

Молодые люди с наиболее высоким уровнем развития речи чаще урегулируют конфликт путем стратегии приспособления. При этом они наиболее адекватно применяют речь в процессе взаимодействия.

Ведущим у студентов является компетентный стиль общения, большинству из них присущ высокий коммуникативный контроль и хорошо развитые операциональный и эмоционально-волевой компоненты коммуникативной компетентности. В наименьшей степени у студентов проявился зависимый стиль общения и средний коммуникативный контроль. Менее выявленными оказались агрессивный стиль общения и низкий коммуникативный контроль. Также, нами было установлено, что юноши более склонны к проявлению зависимости и агрессивности в процессе общения. Их мимика и жестовая адекватность более выражены, чем у девушек. Девушки же более склонны проявлять компетентность и эмпатичность.

Исследование показало, что студенты более склонны к компромиссной стратегии поведения в конфликте, избеганию и сотрудничеству. Наименее значимыми оказались соперничество и приспособление. Нами было установлено, что юноши более склонны к соперничеству, а девушки к компромиссу и сотрудничеству. Возможно, это обусловлено сложившимися представлениями в общественном сознании существующих стереотипов в отношении образов мужчин и женщин.

Существуют взаимосвязи между составляющими коммуникативной компетентности и способами реагирования в конфликтах у студентов. В частности, были выявлены устойчивые корреляционные связи между альтернативным решением конфликта (компромисс) и гибкостью в установлении и поддержании нужного контакта; подверженностью чужому влиянию, между соперничеством и проявлением деструктивного поведения в общении.

Также, нами было установлено, что молодые люди, умеющие хорошо контролировать себя в общении, способны делать осознанный выбор различных стратегий поведения в конфликте. А так же, нами было установлено, что избегание как стратегию поведения в конфликте используют студенты, менее включенные в коммуникативную ситуацию.

Выявлено, что чем выше уровень развития такие коммуникативных умений как тактичность, приветливость, способность длительное время поддерживать разговор, тем больше студенты используют сотрудничество как стратегию реагирования в конфликте.

Молодые люди с наиболее высоким уровнем развития речи чаще урегулируют конфликт путем стратегии приспособления. При этом они наиболее адекватно применяют речь в процессе взаимодействия.

На основе выше полученных эмпирических данных, мы разработали психолого-педагогические рекомендации.

В процессе исследования нами были выявлены как высокие, так и низкие показатели уровня развития коммуникативной компетенотности у студентов. Для развития коммуникативной компетентности студентов у которых в процессе исследования были получены низкие результаты и для совершенствования уже имеющихся навыков у студентов с более высокими результатами, мы рекомендуем включать юношей и девушек в специально разработанную нами программу занятий. Целью данной программы является повышение уровня коммуникативной компетентности у студентов. Для решения заданной цели, были определены следующие задачи:

. Знакомство участников друг с другом;

. Развить доверие и чуткость;

3. Создать атмосферу сотрудничества;

. Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои;

. Сформировать единство в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия; сотрудничества, согласования действий в решении групповых проблем;

. Сплочение группы;

. Проявить свою индивидуальность и научиться ценить индивидуальность других.

Данная программа направлена на повышение уровня развития коммуникативной компетентности. Она способствует формированию единства в поведенческой сфере, развитию навыков и умений взаимодействия, сотрудничества.

 


Заключение

 

Наше исследование было посвящено изучению проблемы коммуникативной компетентности студентов с разными стратегиями реагирования в конфликте. Одной из основных задач нашего исследования выступил теоретический анализ проблемы коммуникативной компетентности. Для ее решения нами был произведен анализ подходов в к проблеме коммуникативной компетентности в психологии. Была рассмотрена её структура, типология, представлены особенности коммуникативной компетентности студентов. Изучение психологической литературы позволяет нам заключить, что проблема коммуникативной компетентности актуальна на сегодняшний день. Дискуссий различных авторов на данную тему большое количество, но вопрос о степени изученности компетентности в общении, остается открытым. В отечественной и зарубежной психологии она исследуется по разным аспектам: определение, структура, виды и т.д. В отечественной психологии значительный вклад был внесен такими авторами как, Петровская Л.А., Жуков Ю.М., Емельянов Ю.Н. Они первоначально начали изучать коммуникативную компетентность, и раскрыли её наиболее полно со всех основных сторон (определения, структуры, типов). По их мнению, коммуникативная компетентность - это совокупность знаний и умений, обеспечивающих успешное протекание процесса общения (Жуков Ю.М., 2004).

Коммуникативная компетентность является одной из ключевых характеристик личности, т. е. имеет особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание, особенно в студенческом возрасте. Роль коммуникативной компетентности студента велика. Процесс общения пронизывает все сферы жизни и деятельности человека в период «студенчества». Коммуникативная компетентность должна являться одним из фундаментальных качеств в процессе становления профессионала, а коммуникативные знания, умения, навыки, обеспечить эффективное протекание коммуникативного процесса в профессиональной деятельности. Подготовка компетентного специалиста, соответствующего требованиям сегодняшнего дня, наделенного качествами, знаниями, умениями, необходимыми для того, чтобы быть конкретно-способным и жизнеспособным в условиях современного общества, при взаимодействии с разными категориями людей. В процессе такого взаимодействия, студенты могут столкнуться с тем, что у каждого человека в жизни есть свои цели, связанные с различными областями приложения. Каждый стремится достичь чего-то своего или по-своему. Нельзя представить себе процессы общения всегда и при всех обстоятельствах гладко протекающими и лишенными внутренних противоречий. Часто люди, связанные узами совместной деловой активности сталкиваются в своих интересах, и тогда происходит конфликт. Это касается и студенческой среды. Коммуникативная компетентность является необходимым условием преодоления возможных конфликтов между участниками общения. Чтобы правильно выстраивать свое взаимодействие с людьми, студентам необходимо обладать развитыми коммуникативными умениями.

Проведенное эмпирическое исследование позволило проанализировать уровень развития компонентов коммуникативной компетентности у студентов, применяемые ими стратегии поведения в конфликте и установить различие между юношами и девушками, а также изучить специфику взаимосвязи составляющих коммуникативной компетентности и стратегий реагирования в конфликте.

Было установлено, что у студентов коммуникативная компетентность является хорошо развитой.

На основании полученных данных в исследовании оказалось возможным утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась. Действительно студенты с наиболее развитой коммуникативной компетентностью используют конструктивную стратегию поведения в конфликте, чем студенты с менее развитой коммуникативной компетентностью.

психология коммуникативный компетентность конфликт


Список используемой литературы

 

1. Абрамова Г.С., Практическая психология. - Екатеринбург: «Деловая книга», 1998 г.;

2. Алифанова Е.М. Формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами театрализованных игр: Автореф. Дисс.... канд.психол.наук. - Волгоград, 2001.

3. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности. - М.: МГУ, 1987. - 302 с.

. Берн Ш., Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001 г.;

. Божович Л.И. Психологические особенности развития личности подростка. - М., 1979;

. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 320 с. (Серия «Главный учебник»)

7. Головко Е.Е. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дисс. … канд. Пед. Наук / Е.А. Головко. - Ставрополь, 2004. - 20с.

8. Гончарова К.Э. Структура коммуникативной компетентности будущего специалиста. Автореф. дисс. … канд. психол.наук. - Мичуринск, - 2011. - 182с.

. Григорьева М.Н. Парктап А. Использование социально-психологического тренинга в учебно-вспомогательной работе со старшеклассниками // Вопросы психологии, 1988 №5.

. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.... д-ра психол. наук. - Л., 1990.-403с.

. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг М.: Гардарики, 2004. -233с.

. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Соловьёва О.В. Введение в практическую и социальную психологию. - М.: Смысл, 1996 г. - 373с.;

13. Коломенский Я.Л. Социальная психология // Я.Л. Коломинский А.А. Реан. - СПб.: ЗАО «Изд-во «Питер», 1999.

14. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

15. Коновалова Л.В. Коммуникативная компетенция подростков // Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука», - 2009. - №4. - с. 77-79.

16. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. - 544 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»)

. Лабутова И.В. Развитие общих коммуникативных умений у студентов- педагогов в условиях интенсивного обучения иностранному языку: Автореф. дисс. … канд. психол.наук. М., 1990. С.16.

18. Малкина-Пых И.Г. Психосоматика. - М.: Эксмо, 2004 г.;

19. Медникова А.А. особенности структуры коммуникативных способностей старших подростков // Вестник ТГПУ, - 2009. - Выпуск 2 (80). - с.120-123.

20. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М., 1989;

21. Муравьева И.О. Основные стратегии в структуре коммуникативной компетентности: Дисс…канд. психол. наук. - Томск, 2001. - 158с.

22. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Возрастные особенности социально-коммуникативного развития личности // Ученые записки КнАГТУ. - 2010. - № III-2 (3). - с.54-59.

. Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. сущность и структура социальной и коммуникативной компетентности личности // Ученые записки КнАГТУ. - 2010. - № II-2 (2). - с.50-54.

. Осипова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза. Автореф. дисс. … канд. психол. наук. - Томск, 2000. - 22с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: