Глава 5. Озеро Тургояк и остров Веры.




Среди Уральских гор разлил свои воды красавец Тургояк. Его не редко называют младшим братом Байкала. Жемчужина Уральских гор, второе по чистоте озеро в России.

 

Фото: Роман Полянский

Площадь акватории 2 638 га. Гидрографическая сеть представлена реками Липовка, Бобровка, Кулешовская, Пугачёвка общей протяжённостью 15,2 километра. На территории водосбора расположено также озеро Инышко, имеющее гидравлическую связь с Тургояком. Основную роль в питании озера играют грунтовые воды. Площадь водной поверхности озера — 26,4 квадратных километра. Средняя глубина — 19,1 метра, максимальная глубина — 36,5 метра. Вода озера имеет высокую прозрачность, которая составляет от 10 до 17,5 метра.

 

Имеется две версии о происхождении названия Тургояк: 1. название происходит от башкирских слов тур (стой) и Аяк (нога), 2.Одна из наиболее правдоподобных версий гласит, что изначально озеро называлось Турге як кул, то есть «озеро, находящееся на возвышении, наверху». Эта версия согласуется с тем, что зажатый между хребтами Тургояк расположен заметно выше всех соседних озер. Озеро долгое время считалось священным и запретным у башкирских племен. Также распространена версия о том, что озеро получило своё название от старинной легенды о любви юноши Тура и девушки Гояк.

 

Легенды озера Тургояк:

 

Легенда о Туре и Гояк.

По древним преданиям, когда-то на берегу Байкала жил очень красивый и отважный юноша по имени Тур. Он был работящим и добрым, очень сильно любил свои родные края и часто любовался синей гладью великого озера.

Как-то решил Тур отправиться в дальние края, посмотреть чужие земли. Долго ходил он по свету, но так и не нашел места красивее своей родины и решил вернуться. Недалеко от Байкала он увидел сидящую на камне девушку. Когда она подняла голову, Тур увидел, что она невероятно красива, но глаза ее грустны. Оказалось, что прекрасную незнакомку зовут Гояк, а печальна она от того, что злая ведьма заколдовала ее. Глаза девушки не видели и прозреть она могла, только умывшись кристально чистой водой.

Гояк понравилась Туру, он решил во что бы то ни стало прогнать грусть деушки. Юноша вызвался помочь ей, ведь он знал, где взять чистую прозрачную воду. Он пошел к родному Байкалу и принес девушке воду из самого красивого озера на земле. Гояк умылась, и ее глаза снова стали видеть. А на месте, куда упали капли байкальской воды, возникло живописное озеро.

С тех пор Тур и Гояк всегда были вместе. А названное их именами озеро стало символом любви, молодости и красоты.

 

Легенда о Грумантах.
Давным-давно на земле жили груманты – гномы. Были они небольшого роста, крепкие и работящие. Однажды их полностью разгромили проходящие мимо отряды гуннов. Груманты спросили у богов, что им делать и как победить варваров? Высшие силы повелели гномам искать самое красивое место на планете, где их ждет победа над врагами.

Груманты долго скитались по земле, но в один прекрасный день они вышли на берег прекрасного чистого озера. Вождь гномов восхитился его красотой и воскликнул: «Тургояк!». На языке древнего народа это означало «стоп нога» - именно здесь и решили остановиться измученные набегами варваров груманты. Как оказалось, не зря – на скалистом берегу озера они смогли одержать победу над гуннами и прогнать их запад, обретя долгожданный покой.

 

Легенда острова Веры.
Самая загадочная легенда озера Тургояк связана с островом Веры, получившим свое название по имени жившей здесь когда-то отшельницы, которая уже больше века почитается старообрядцами как святая.

Особый интерес вызывает так называемая «пещера святой Веры». Ученые установили, что это – ни что иное, как настоящий мегалит. Трудно сказать, как давно и кем он был построен, но ясно одно: отшельница, которая жила на острове в 19 веке, лишь воспользовалась древним сооружением, стоявшим на этой земле с незапамятных времен.

Те, кто впервые видит пещеру, всегда поражаются, как она не обрушивается – каменные своды кажутся очень ненадежными и готовыми в любой момент сложиться по принципу карточного домика. Но это лишь видимость, на самом же деле мегалит очень прочен. Его конструкция продумана до мелочей. Так, каменные плиты положены друг на друга с напуском под углом 45 градусов, что равномерно распределяет нагрузку между ними и не позволяет сооружению обвалиться. Через вход и систему окон внутрь пещеры на закате проникает солнце, луч которого останавливается на задней стене мегалита.

По словам ученых, мегалит на острове Веры – практически полная копия древних гробниц, которые были найдены в Греции, Франции и других странах. Европейские памятники датируются 3-4 тысячелетиями до нашей эры, так что, скорее всего, и пещера на озере Тугояк была построена тогда же. Высока вероятность того, что на острове Веры есть еще несколько мегалитов, но они надежно скрыты от непосвященных и найти их до сих пор не удается.

Мегалит – не единственное, что привлекает людей на остров Веры. Так, здесь была обнаружена стоянка неандертальцев, которая была создана 60-100 тысяч лет назад. На острове можно увидеть также руины старообрядческого скита, церкви и кладбища. Особая энергетика этого места не подлежит сомнению и во многом объясняет возникновение множества легенд, связанных с озером Тургояк и его окрестностями.

Озеро Тургояк хранит еще много красивых и загадочных легенд. Среди них есть и вполне правдивые, и абсолютно фантастические. Одного нельзя отрицать – прекрасное озеро, «младший брат Байкала» притягивает людей и заставляет их верить в чудеса. А покуда это так, будут существовать старые и возникать новые мифы и предания о Тургояке.

 

Материал по легендам Олеси Хромченковой.

Фото: Роман Полянский

В зависимости от уровня воды в озере можно насчитать до 10-12 островов, но самым большим и уникальным по археологическим объектам является остров Веры. Весь район изобилует археологическими памятниками датируемыми предположительно IV в. до н. э. Существуют легенды, что до 19 века остров назывался «Пинаев», в честь соратника Пугачева, который скрывался на острове после разгрома восстания.

 

В 19 веке, не желая выходить замуж по воле родителей за нелюбимого, некая княгиня Вера, спряталась на острове и основала монашеский скит. Именной благодаря отшельничеству Святой монашки Веры остров получил свое название. По легенде Святая Вера творила чудеса, излечивала приходивших к ней рыбаков и паломников.

 

Фото: Роман Полянский

 

 

Сказания о Вере.

«Вера родилась в окрестностях Екатеринбурга. Мать свою она не знала: молодая женщина умерла при первых и последних для нее родах. Отец Веры так сильно любил жену, что решил больше не жениться. Это был самый богатый и жадный человек на всю округу, занимался торговлей.

Веру на воспитание он отдал дальним родственникам, средств на содержание не жалел. Когда Вера окончила гимназию, он забрал ее домой. Толковая, грамотная, она управляла всем домашним хозяйством, не чуралась черновой работы.

Отец Веры к тому времени стал самодуром-кутилой. Выбирая себе по вкусу зятя, он многих женихов гнал со двора. С большими запасами денег он стал на нарядной тройке выезжать в Екатеринбург, в трактирах нанимать оркестры и цыганские хоры. Возвращался побитый, без денег, в рваном рубище.

Однажды в пьяном угаре проиграл все, что имел, бобылю и скряге — соседу Андрею Гавриловичу. Придя в себя, стал умолять, чтоб тот вернул хоть часть состояния. Сосед был неумолим. Тогда папаша Веры предложил бобылю в жены свою дочь — без ее согласия, в обмен на проигранное богатство. Сосед согласился.

Известие о замужестве повергло Веру в ужас. Она категорично отказала отцу. Получив отказ от своего неблагодарного чада, отец в ярости избил дочь до полусмерти и, связанную вожжами, бросил на телегу. На телегу было также брошено и Верино приданное. Куда ее увезли, никто из соседей так и не узнал.

В то время на берегу Тургояка, окруженная глухим лесом, стояла мрачная домина, срубленная из толстых бревен. Обнесена она была высоченным заплотом из таких же толстых бревен. Здесь расположился женский монастырь. Сюда-то и привез отец непослушную дочь. На стук в ворота вышли женщины. Разговор был коротким. Он только и молвил: «Сдаю вам на вечное проживание свою бывшую дочь. Зовут ее Верой. А вот вам одежды ее и меха, а вот и платье подвенечное, которое ей здесь вряд ли понадобится. Обвенчаться она сможет только на том свете с апостолом Павлом. Что в копилках и шкатулках, вам всем хватит на ваш скромный образ жизни. Прощевайте!». И уехал.

Так Вера оказалась в монастыре в 18 лет. Каково было здесь девушке с образованием! И стала новая затворница искать утешение в молитвах и труде. Она всех усерднее молилась. Работала, как ломовая лошадь. Обмывала и обшивала немощных старушек, мыла полы, носила, пилила, колола дрова. Делала все, чтобы наработаться до изнеможения и уснуть крепким сном.

За спиной Веры стали перешептываться: мол, Господь держит ее ближе к себе, так как она дева непорочная и больше всех молится и делает всем добро. Так и признали Веру прорицательницей.

Как бы ни был высок монастырский забор и прочны ворота, а тайна выскользнула в мир людской. Узнав, что в монастыре живет ясновидящая, нуждой и горем задавленные женщины темными ночами, как тени, стали приходить к воротам и вызывать Веру на душеспасительный разговор.

Вера с добротой слушала страдалицу. Успокаивала, давала рублик для детей и молилась за всех.

Между тем с возрастом у Веры начинаются провалы в памяти, снятся кошмары, иногда бьют припадки. Она стала набрасываться на своих духовных наставниц, бить посуду и окна. Ее связывают, поят отварами целебных трав и святой водой. В моменты просветления Вера, обливаясь горючими слезами, умоляла сестре во Христе отпустить ее на волю вольную, доказывала, что она для них обуза. На воле она заработает на хлеб, а здоровье, глядишь, и поправится.

И вдруг Вера исчезла. В монастыре и соседних поселках поднялся переполох. Стали прочесывать леса, рыбаки обшарили дно водоема. Все напрасно. Три года велись поиски, пока однажды, накануне Петрова дня, 11 июля, на двух лодках с сетями поплыли тургоякские рыбаки к острову Пинаева, поймать рыбы к празднику. Остров этот носил имя сподвижника Е. Пугачева — Пинаева, который во время восстания скрывался там, раненный в ногу. Остров этот пользовался дурной славой.

Стали мужики ставить сети у острова. Стояла сильная петровская жара. Неожиданно подул сильный ветер, и налетели грозовые тучи. Тургояк непредсказуем в непогоду. Волны достигают высоты двух метров. Решили рыбаки не спорить с озером и на свой страх поплыли к острову. Началась озерная буря. Мужики, взяв топоры, углубились внутрь острова, ища укрытия.

Вдруг они почувствовали запах дыма. Во время очередной вспышки молнии они увидели идущую им навстречу полунагую женщину. Истлевшая одежда на ней местами была связана узелками. Волосы белели, как снег, и спускались ниже пояса. Она привела незваных гостей в свою пещеру, где было тепло и сухо, назвалась Верой. Так нашли монашку. С ней поделились одеждой и хлебом. Пещера, в которой когда-то прятался пугачевец Пинаев, была приспособлена под жилье.

Наутро погода установилась. Мужики вернулись в село и рассказали, кого встретили на острове. Известие быстро облетело округу. Веру объявили святой, назвав остров ее именем. 16 августа, в день ее ангела, тысячи людей отправились на остров. Картина была впечатляющая. Она напоминала святое омовение. Люди с детьми шли метров 70 по песку, в метр глубиной к острову. Их встречала Вера. Матери обнажали своих детей, подставляя их под крестные знамения Веры, за ними шли больные, убогие, юродивые. Все остальные позади. Гости передавали Вере подарки, молились вместе с ней.

Только один день в году гости могли прийти к ней на остров. Больше никогда ни одна нога не могла осквернить святую землю. Старые кержаки наблюдали за островом. В 1917 году, 16 августа Вера скончалась. У кого были лошади поехали в Тургояк, быстро сколотили гроб, срубили крест. Старушки обмыли покойную, нарядили в дальнюю дорогу, отпели. Мужики метрах в ста сорока к западу от пещеры сделали для Веры вечный дом. Наверху утвердили крест. В день похорон Вере исполнилось бы 72 года. Люди еще много лет приходили на поклон к праху отшельницы.»

 

Материал Татьяны Корниловой.

 

Фото: Роман Полянский

 

 

Остров еще уникален тем, что находясь на нем, как будто попадаешь в музей. Вся обстановка переносит во времена первых поселенцев этих мест. Глядя на древние мегалиты, явственно представляешь быт людей того времени: тут тебе и менгиры, тут и дольмены, ритуальные площадки, жертвенники.

 

Фото автора.

 

Есть на острове одно место, глядя на которое можно попытаться представить духовную составляющую того времени, представим себе обычный деревенский дом во дворе которого находятся хоз. постройки, только здесь хоз. постройки имеют духовную сущность. Стоит там каменное жилище, рядом дольмен (повторяющий жилище но гораздо меньшего масштаба), тут же менгир, рядом ритуальный жертвенник.

 

 

 

Фото автора.

 

Попробуем представить, что же все это могло означать для человека той эпохи: дольмен мог представлять собой уменьшенную копию жилища в которое переселялись души умерших родственников до момента рождения нового члена семьи и дальнейшей реинкарнации, менгир мог представлять связь с высшими богами (с космосом), а жертвенники - как подношение местным (земным) богам которые даруют пищу, воду и т. д., а если вспомнить Явь-Навь- Правь, то все сходится. Конечно это только моя теория не имеющая ни какого научного подтверждения, но думайте сами.

 

 

 

 

Фото автора.

 

Хочется рассмотреть еще один интересный аспект – это многотонные блоки перекрытия использовавшиеся для строительства жилищ и храмового комплекса. Неровный рельеф острова, как и окружающего района, не способствует легкой транспортировке семнадцати тонных блоков, а размер острова не позволяет собраться большому количеству рабочей силы, как в прочем и установки вспомогательного оборудования. Исходя из этого можно предположить, что перекрытия жилищ могли быть заливные, что позволяло меньшим числом рабочих возводить подобные сооружения, экономя силы и время. Как видно на фотографиях – стены сложены относительно из не больших каменных блоков, а если имея в наличии знания по производству искусственного камня (бетона), то засыпав землей внутреннее пространство и сделав с наружи насыпь по нужной форме, то можно выливать таким способом любые блоки нужных форм и размеров.

 

 

 

Фото автора.

 

Фото автора.

 

 

 

Дольмен и жилище изнутри. Фото автора.

Фото Бызовой Н. Д.

 

Фото автора.

 

Фото автора.

 

На острове и в его окрестностях есть и другие технологии обработки камня.

Самая известная – это когда применяются деревянные колья для раскалывания монолита.

В подходящем монолитепо всей длине высверливались, или выдалбливались отверстия в которые забивались деревянные колья, затем колья поливались водой. Когда колья разбухали, то создавали давление на стенки камня в отверстиях и камень трескался.

Эти следы хорошо видны на фотографиях.

 

 

Следы обработки камня с помощью деревянных кольев. Фото автора.

Но есть еще следы от неизвестной технологии. Здесь нет отверстий для кольев.

Фото автора.

 

Как на самом острове, так и в округе найдены камни с символами и знаками.

Фото автора.

Знаки и символы на камнях. Фото автора.

 

Для справки:

Виды самых распространенных мегалитов.

Дольмены (от брет. taol maen — каменный стол) — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (то есть к сооружениям, сложенным из больших камней). Название происходит от внешнего вида обычных для Европы конструкций — приподнятой на каменных опорах плиты, напоминающей стол. Назначение сооружений и методы строительства достаточно исследованы и описаны.

В первых археологических трудах термин использовался как собирательное название для мегалитических камерных гробниц.

В англоязычной археологической литературе термин является устаревшим и применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Во французском языке термин по-прежнему популярен. В Португалии дольмены обычно называются «анта», в Скандинавии — «дёс»; эти слова входят в состав названий местных дольменов.

В России дольменами традиционно называют западнокавказские (теперь уже и уральские) каменные плиточные, составные и монолитные гробницы. Это распространяется и на похожие сооружения в других регионах мира.

Фото автора.

Сейд (сейда) — священный объект северо-европейских народов, в частности, саамов (лопарей). Может представлять собой особенное место в горах, тундре, тайге, чем-то выделяющуюся скалу, приметный камень, пень, озеро, иное природное образование. Сейдами иногда также называют артефакты — сооружения из камней.

Каменные сооружения, называемые сейдами, встречаются на территории России в Карелии и на Кольском полуострове, а также в Скандинавии. Наиболее распространённым типом каменного сейда являются каменные пирамидки (гурии). Часто встречаются также скалы на подставках — «каменных ножках», частично приподнятые скалы или поставленные в неустойчивое положение. В силу очевидных причин последние не всегда возможно отличить от естественных природных образований. Иногда из-за массивности многих артефактов сейды относят к мегалитическим сооружениям. В силу слабой изученности и бедности археологических находок в настоящее время не представляется возможным однозначно определить саамов в качестве единственных строителей каменных сейдов.

Каменные сейды часто сгруппированы в большие скопления, насчитывающие десятки и сотни объектов. Это архипелаг Кузова на Белом море, горы Воттоваара и Кивакка в Карелии, гора Кучинтундра в Мурманской области. Иногда сейды образуют структуры.

Существует аналогичный объект и в Центральном регионе России, единственный подобный артефакт в этом регионе Конь-Камень. Вес камня составляет более 20 тонн. Мегалит стоит на трёх других валунах, как на ногах, расположен на склоне долины реки Красивой Мечи рядом с селом Козье Ефремовского района Тульской области.

Культовое использование сейдов разнообразно и соответствует всему спектру потребностей языческих религий. Так, например, по одной из саамских легенд, рыбаки, уходя в море, оставляли часть своей души на берегу в каменном сейде, чтобы в случае их гибели её не сожрало некое чудовище. Некоторые сейды использовались эпизодически, в связи с календарными или иными событиями. Другие сейды были персонифицированы и имели отношение к конкретному человеку (который мог иметь несколько своих священных мест или камней). Зафиксированы легенды, согласно которым в каменный сейд обращались люди. Причем, если на архипелаге Кузова в сейды превратились шведы («враги»), застигнутые здесь бурей, то согласно другой легенде в другом месте в один из сейдов превратился колдун (нойд). Порой каменным сейдам приносили жертвы. К некоторым сейдам можно было подходить лишь в определенное время, или нельзя было подходить близко, или нельзя было подходить женщинам. Зафиксировано, что отдельные сейды имеют имена. Например, Сейд Летучий камень на горе Сейдпахк[1] и пара сейдов Праудедки (скальные останцы Старик и Старуха) на реке Поной Кольского полуострова.

Не следует путать «сейд» с сейдом — скандинавской шаманской магией, хотя существует предположение о связи этих понятий.

«Сейд» для саамов означает то же, что и «недоступный загробный рай».

Общепринятой версией происхождения сейдов является ледник, который при таянии мягко опустил эти валуны, образовав тем самым необычную структуру. Однако вызывает сомнение факт вкрапления подобных мегалитов в толщу льда на достаточную высоту от грунта.

Фото автора.

Менгир (от брет. men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные; древний обелиск.

Фото автора.

Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, в том числе многокилометровыми, и аллеями.

Размеры менгиров значительно варьируются, они достигают в высоту 4-5 метров и более (крупнейший имеет высоту 20 метров и вес 300 тонн). Форма, как правило, неровная, часто сужающаяся к верху, иногда близкая к прямоугольной.

На наиболее простых и древних объектах нет никаких рисунков, однако со временем на менгирах начинают появляться резные орнаменты, барельефы, а также изображения предметов, условно (так как доподлинно они не идентифицированы) называемых каменными топорами, плугами, пастушьими посохами и ярмами. Некоторые обломки менгиров использовались для постройки погребальных камер, причём были покрыты новыми рисунками поверх старых. Намеренно ли разбивали менгиры для строительства новых сооружений или пользовались ими как подручным материалом, неизвестно.

Менгиры — фактически первые достоверно рукотворные сооружения, дошедшие до наших дней. До XIX века археологи не имели достаточных данных об их происхождении. Развитие методов радиоуглеродного анализа и дендрохронологии позволило точнее установить их возраст: в основном менгиры относятся к культурам неолита, медного и бронзового веков.

Назначение менгиров в течение многих веков оставалось загадкой, поскольку практически ничего неизвестно ни об общественной организации, ни о религиозных верованиях, ни о языке их строителей, хотя известно, что они погребали своих мёртвых, занимались сельским хозяйством, изготавливали глиняную утварь, каменные орудия и ювелирные украшения. Существовали мнения о том, что друиды использовали менгиры в человеческих жертвоприношениях либо в качестве межевых столбов или элементов сложной идеологической системы.

Менгиры могли использоваться для самых различных целей, которые на сегодняшний момент неизвестны и, возможно, уже не будут определены. Среди вероятных назначений культовые (ритуальное ограждение иных сооружений, символика центра, определение границ владений, элементы ритуалов перехода или плодородия, фаллическая символика), мемориальные, солярно-астрономические (визиры и системы визиров), межевые, как части древних оборонительных сооружений.

До недавнего времени менгиры относили к культуре колоколовидных кубков, носители которой обитали в Европе в позднем неолите — раннем бронзовом веке. Однако последние исследования бретонских мегалитов свидетельствуют о гораздо более древнем их происхождении. Возможно, строительство менгиров относится к четвёртому или пятому тысячелетию до нашей эры.

Несмотря на то, что традиция устанавливать камни вертикально является одной из древнейших, она же является одной из наиболее устойчивых. Человечество до сих пор ставит каменные стелы в честь каких-либо событий или намерений.

Кромлех — древнее сооружение, как правило, позднего неолита или раннего бронзового века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю продолговатых камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс.

Участники исследовательской группы «След». Фото Бызовой Н.Д.

Термин переводится с кельтского валлийского языка: crom — изгиб, кривой и llech — каменная плита или вымостка, с бретонского кельтского языка Франции: crom — круг, lech — камень. Это соответствует как каменным кругам, так, в какой-то мере, и дольменоподобным сооружениям. Поэтому в Уэльсе, а также частично по всей Британии, кромлехами называли то, что в постсоветской археологической традиции называют дольменами. А закольцованные каменные структуры в англоязычной традиции чаще называют stone circles.

В новейших научных публикациях на английском языке заметен отказ от термина «кромлех» в силу его семантической расплывчатости. Приведённое выше определение «кромлеха» характерно для континентальной Европы.

От кромлехов следует отличать хенджи — круглые в плане земляные насыпи, в которых проделаны несколько входов. Каменные компоненты у хенджа, как правило, отсутствуют. Примерами могут служить Гозекский круг и Голоринг на территории современной Германии.

Назначение кромлехов не всегда до конца ясно. Среди известных применений — ритуальное ограждение священного пространства с образованием «храма под открытым небом». В некоторые кромлехах зафиксированы астрономически важные направления, что предполагает использование их как обсерваторий, для наблюдения и фиксации положений Солнца и, возможно, Луны, с ритуальными и календарными целями (см. археоастрономия). Есть кромлехи, выполняющие чисто технологические функции. Так, многие курганы обкладывались камнями и скалами для предотвращения расползания искусственного холма. Во многих объектах проявляются сразу несколько из названных функций.

Камни, составляющие кромлех, могут быть как продолговатыми в стиле менгира, или совершенно бесформенными валунами. Для технологических целей использовались обычно плоские плиты. Форма кромлеха чаще всего круглая или овальная, но встречаются и иные формы, например, в Хакасии (прямоугольные кромлехи) или на Мальте (мегалитические храмы-кромлехи в виде «лепестков»).

Камень — не единственный строительный материал для кромлехов. Так, в графстве Норфолк (Англия) в зыбучих песках был обнаружен деревянный кромлех. Впрочем, есть данные, что и при строительстве некоторых знаменитых английских кромлехов использовалось в первоначальном варианте дерево.

Фото автора.

Полигональная кладка - многоугольная кладка - является одной из загадок древних цивилизаций и характерна для построек Богов. Кладка представляет собой блоки неправильной формы с разными плоскостями уложенные без раствора, и тщательно подогнанные друг к другу.

Недостроенное каменное жилище. Фото автора.

 

Много еще тайн и загадок хранит в себе красавец Тургояк.

Фото автора.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: