Новая профессия – это профессия, впервые появившаяся на рынке труда или изменившаяся за короткий промежуток времени по содержанию деятельности, требованиям к профессиональным компетенциям и пр.
Новые профессии возникают за счёт синтеза нескольких профессий (девелопер, тренинг-менеджер и пр.), за счёт более дробной дифференциации (рекрутер, HR-менеджер, коучер – специалисты по кадрам).
Аккаунт-менеджер.
Аккаунт-менеджер – менеджер по ключевым клиентам. Должен обладать многими талантами. Он и стратег, и тактик, и психолог, и философ, и дипломат, и артист. Так уж сложился наш рынок, что не последнюю, иногда решающую роль при заключении сделок играют личные отношения. Хороший аккаунт-менеджер должен быть максимально приближен к VIP – клиенту.
Бренд-менеджер.
Бренд-менеджер определяет стратегию и идеологию всей рекламной кампании, распоряжается её бюджетом. Но, главное, он придумывает ход, способный выделить товар из массы других. «Мерседес» - шикарные машины отличного качества и т.д. Идея будущего бренда предопределяет весь дальнейший ход рекламной кампании.
Девелопер.
Девелопер – это одна из специализаций профессионала по операциям с недвижимостью. Он заказывает проект, покупает или берёт в аренду участок земли, «привязывает» проект к участку, согласовывает проведение всех коммуникаций, строит объект – например, большое офисное здание. Затем он может сдать офисы в аренду или продать. Главное – окупить все затраты и получить прибыль.
Клинер.
«Cleaning» - Это «чистка», «уборка». Клининговые бригады занимаются комплексной уборкой офисов, предприятий, складских помещений. За каждую уборочную операцию отвечает соответствующий специалист. Все работники клининговых фирм имеют профильное образование – химическое, строительное и даже инженерно-техническое.
|
Копирайтер.
В рекламных агентствах копирайтеры работают с разными текстами: от небольшого газетного объявления до внушительной рекламной статьи. Но вершина мастерства – создание слогана. Это опасное оружие, которое легко может стать как причиной успеха, так и неудачи всей рекламной кампании.
Медиапланер.
Этот специалист, оценив рейтинги различных средств массовой информации, даст рекомендации по распределению времени для любой рекламы. Он отлично разбирается в технических возможностях теле- и радиоканалов, видах прессы. Знает правила закупки эфирного времени и рекламных площадей, принципы ценообразования и систему получения скидок. Умеет пользоваться социологическими исследованиями аудитории СМИ. Это социолог, маркетолог, менеджер и психолог в одном лице.
Промоутер.
Все видели симпатичных девушек в ярких майках и бейсболках с логотипами известных фирм, угощающих прохожих, посетителей магазинов кофе, чаем, конфетами и пр.; раздающих образцы новых видов косметики и предметов гигиены. Это и есть промоутеры. Профессиональные перспективы здесь отсутствуют, зато можно научиться свободно общаться с людьми самого разного типа и возраста, освоить азы рекламы и маркетинга.
Рекрутер.
Главная цель рекрутера – поиск классного специалиста для компании, а это – целая наука. Многое в этой профессии строится на умении собрать максимально полную информацию как о предложенной вакансии, так и о потенциальных кандидатах.
|
Сомелье.
Сомелье – это профессия, которая требует обширных знаний о винах, их изготовлении, сервировке, сочетании с различными блюдами. В ресторанах сомелье даёт советы по выбору вин и напитков, сервирует их или следит за их подачей клиенту вплоть до момента, когда тот покинет зал.
Спичрайтер.
Почти за каждым известным политиком, серьёзным бизнесменом, популярным артистом неизменно стоит мастер слова – спичрайтер. Он может сочинить текст от имени своего босса по любому поводу.
Трейдер.
Трейдера иногда называют «биржевой спекулянт». Он покупает и продаёт валюту, ценные бумаги с целью получения прибыли, ориентируясь на изменения в цене. Рынок – океан, а трейдер – серфер, скользящий по волнам, его задача – достичь заданной цели и получить выгоду.
PR – менеджер.
Пиар-менеджеры (англ.PR, publikrelations – «общественная информация» работают с организациями и движениями, фондами и партиями, фирмами и агентствами, частными лицами. Специалисты по связям с общественностью – об этой профессии наслышаны многие, но мало кто знает то, чем они занимаются. Именно они формируют благоприятный образ своего клиента в глазах спонсоров, избирателей, партнёров по бизнесу и т. д. Именно они организуют презентации, встречи и пресс-конференции, инициируют публикации статей, выход в эфир радио- и телепрограмм, обеспечивают информационную поддержку.
Специальности
«Гигиена и эпидемиология» - На практических занятиях студенты работают с документами санитарного законодательства РК, учатся составлению актов санитарного обследования и других документов санитарной службы, отбору проб воздуха, воды, пищевых продуктов, взятию смывов с инвентаря,оборудования и т.д. Для лучшей подготовки специалистов по данной специальности организовываются и проводятся профессиональные конкурсы, участвуют на ежегодно проводимых Республиканских конкурсах «Лучший гигиенист-эпидемиолог года»,который проводится среди выпускников. Подготовкой будущих специалистов занимаются преподаватели со стажем работы в практическом здравоохранении.
|
«Налоговое дело» - Налоговый инспектор работает в налоговой службе государства, и основная задача, которую он выполняет, – это контроль за уплатой налогов юридическими и физическими лицами. При обнаружении нарушений в сроках или размерах уплаты (или неуплаты) налогов на ответственное лицо могут быть наложены пени и штрафы, а также возбуждено уголовное дело. И именно за возможные санкции при нарушении налогового законодательства в обществе сложилось негативное отношение к налоговым инспекторам.
В круг обязанностей налогового инспектора входит следующее:
- осуществление контроля за поступлением налогов от плательщиков;
- принятие документов и отчетов налогоплательщиков;
- подготовка отчетности;
- наложение штрафов и пени при обнаружении нарушений;
- извещение налогоплательщиков о неуплате, сроках и возможных штрафах;
- налоговые проверки в организациях;
- проверка подлинности и законности документов;
- осуществление консультаций и ответы на вопросы.
Для работы по профессии потребуются следующие знания и навыки:
- знание налогового законодательства;
- знание основ бухгалтерского учета;
- внимание и скрупулезное отношение к цифрам;
- склонность к учетно-аналитической работе;
- хорошая сосредоточенность и концентрация внимания.
«Дизаин» - Графический дизайн; Промышленный дизайн; Дизайн костюма; Дизайн автотранспорта, Дизайн среды.
Экзамены: Литература (профильный), Русский язык, История / Обществознание / Математика (на выбор вуза), Иностранный язык (на усмотрение вуза)
«Экономика» – одно из самых популярных направлений высшего образования, присутствующее практически во всех вузах. Чтобы избежать спада интереса абитуриентов и обеспечить успешное трудоустройство выпускников, вузы вводят все новые и новые профили. Пожалуй, такого разнообразия специализаций нет ни на одном направлении бакалавриата. Независимо от профиля студенты изучают микро- и макроэкономику, мировую экономику и международные экономические отношения, экономику труда, финансы, теорию отраслевых рынков, экономику общественного сектора, статистику и др.
«Финансы»
Профилирующий предмет - Математика (не менее 7 баллов на ЕНТ/КТА).
Выпускники этой специальности работают:
• финансовыми и налоговыми менеджерами или аналитиками;
• риск-менеджерами;
• брокерами и дилерами;
• инвестиционными и кредитными менеджерами;
• страховыми агентами;
• банковскими служащими; бухгалтерами и кассирами;
• помощниками экономистов;
Финансист
• знает методику валютно-кредитного регулирования и экономическую ситуацию как отдельной страны, так и международную ситуацию в целом;
• хорошо разбирается в налоговом и финансовом законодательстве;
• знает основы организации финансово-бюджетного регулирования;
• знает теоретические и практические аспекты финансово-банковской системы;
• умеет составлять платежный баланс и анализировать финансовые документы;
• умеет разрабатывать бизнес-планы для предприятий;
• умеет прогнозировать, оценивать риски, находить оптимальное соотношение дохода и предполагаемых рисков; выполнять биржевые операции.
Профильные предметы:
• кредитное дело
• оценка кредитного портфеля
• фондовые рынки и биржевое дело
• основы финансовых расчетов
• налоговый менеджмент
• государственный бюджет и организация казначейства
• бюджетирование
• слияние, реструктуризация и банкротство компаний
• управление стоимостью предприятия
• методы оценки бизнеса
• финансовое моделирование государственно-частного партнерства и д.р.
Возможность трудоустройства:
• банки и биржи;
• оценочные, лизинговые и страховые компании;
• инвестиционные и пенсионные фонды;
• аудиторские и консалтинговые компании;
• финансовые отделы предприятий;
• финансовые отделы акиматов и казначейств;
• таможенные органы; налоговые инспекции;
• рейтинговые агентства;
• собственный бизнес.
Менеджмент — направление, объединившее в себе несколько старых специальностей, которые стали соответствующими профилями. Будущие менеджеры изучают экономические, управленческие, социальные и гуманитарные дисциплины. Преобладание тех или иных из них определяется выбранным профилем. Среди обязательных для всех предметов: теория менеджмента, экономическая теория, маркетинг, учет и анализ, финансовый менеджмент, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент. Большинство вузов предлагают студентам в качестве обязательных предметов или дисциплин по выбору тренинги по лидерству и командообразованию.
Пятый предмет на ЕНТ - География.
Профилирующий предмет - Математика (не менее 7 баллов на ЕНТ/КТА).
Выпускники этой специальности работают:
• предпринимателями;
• помощниками менеджера и ассистентами руководителя группы или проекта
• ассистентами бренд-менеджера;
• менеджерами по работе с клиентами или проекта;
• менеджерами по системе менеджмента качества; по управлению рисками;
• менеджерами по управлению персоналом, HR-менеджерами;
• менеджерами по развитию или производства;
• ведущими и главными специалистами.
Менеджер:
• знает основы построения эффективных коммуникаций, технологии стратегического управления, управления проектами, управления персоналом, финансового и инвестиционного менеджмента, прогнозирования и др.;
• умеет эффективно управлять, организовать системы управления;
• умеет организовывать групповую деятельность и руководить людьми и ресурсами;
• умеет принимать управленческие решения;
• умеет планировать основные направления развития компании, определять цели и задачи управления, их эффективность;
• умеет разрабатывать бизнес-планы и контролировать их реализацию;
• умеет проводить переговоры и беседы с клиентами, презентации.
Профильные предметы:
• менеджмент качества
• антикризисный менеджмент
• государственное и местное управление
• управление человеческими реcурсами
• международный менеджмент
• инновационный менеджмент
• управление изменениями в организации
• бизнес-коммуникации
• стратегический менеджмент
• производственный менеджмент
• тайм-менеджмент
• корпоративный менеджмент
• разработка управленческих решений
• управление проектами и др.
Возможность трудоустройства:
• крупные производственные и торговые компании;
• отделы управления персоналом и кадровые агентства;
• различные организации экономической, производственной и социальной сферы;
• акционерные общества;
• частные фирмы