Тема | Результат |
«Стили воспитания» | Родители имеют представление о стилях воспитания, могут определить свой стиль воспитания и выявить свои сильные и слабые стороны |
«Права и обязанности родителей и детей в семье» | Знают о правах и обязанностях родителей и детей, относятся к ребенку как к личности |
«Как я воспитываю своего ребенка» | Знают, как поощрять и наказывать ребенка, придерживаются этих правил, более гибки в решении проблем |
«Почему ребенок не слушается?» | Знают о причинах «неудобного» поведения ребенка, родители смотрят на него другими глазами, понимают его |
«Надо ли показывать свои чувства и эмоции ребенку?» | Рассказывают ребенку о своих эмоциях и чувствах, с помощью «Я-высказывания», родители могут легко устанавливать контакт с ребенком, между ними возникают доверительные отношения |
«Агрессивные дети», «Гиперактивные дети», «Тревожные дети» | Имеют представление об особенностях поведения и развития агрессивных, гиперактивных и тревожных детей, могут объяснить поведение своих детей, оказать им эффективную помощь |
«Стресс и способы борьбы с ним» | Научились справляться со стрессом, создают спокойную обстановку дома, что благоприятно отражается на их отношениях с детьми и между собой |
В особых ситуациях посоветуйте родителям организовать семейную группу. При этом варианте группа становится структурным подразделением детского сада, а методическая служба оказывает ее воспитателям (родителям) методическую поддержку.
Следует знать, что работа семейных дошкольных групп подчиняется требованиям законодательства в сфере образования.
Проводите в течение года регулярные заседания ПМПк детского сада — чтобы отслеживать динамику развития ребенка. Если наблюдается положительная динамика, продолжайте реализацию программы. В случае отрицательной динамики или ее отсутствия, программу нужно скорректировать и установить новый срок реализации. Если спустя назначенное время положительной динамики нет, созывайте консилиум. Члены ПМПк должны побеседовать с родителями, объяснить им, что ребенок нуждается в дополнительном медицинском обследовании или в особых условиях воспитания, обучения и развития, которые отсутствуют в детском саду. При необходимости предложите родителям посетить с ребенком врача-невролога или других специалистов, в зависимости от ситуации.
|
В общении с родителями будьте спокойны, сохраняйте нейтральную позицию. Если они провоцируют конфликт, держите в фокусе внимания главную задачу — помочь проблемному воспитаннику наладить отношения в группе, а его родителям и воспитателям выработать правильную стратегию действий. Такой подход позволит не откликаться на провокации и сохранять спокойствие.
Если ДОО не может обеспечить комплексную помощь трудному ребенку или родителей по каким-то причинам не устраивает ее качество, рекомендуйте им обратиться в центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (далее — ЦППМСП).
ЦППМСП есть в каждом крупном городе. В обязательном порядке их создают органы государственной власти субъектов РФ. Обратиться в ЦППМСП могут родители проблемных детей — они направляют запросы в письменной форме и детский сад.
ДОО может заключить договор о сетевом взаимодействии с центром. Это хороший способ решить проблемы детей, наладить отношения с их родителями, помочь воспитателям. Например, специалисты ЦППМСП города Ноябрьска:
|
· участвуют в работе психолого-медико-педагогического консилиума детского сада;
· проводят психолого-педагогическую диагностику проблемных детей, а в дальнейшем — коррекционно-развивающие занятия с ними;
· консультируют родителей проблемных детей;
· оказывают психологическую поддержку детям из приемных и опекунских семей, семей, находящихся в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении;
· помогают воспитателям находить индивидуальные подходы к проблемным детям;
· ведут просветительскую работу в целях повышения психологической компетентности педагогов и родителей.
Проблемное поведение ребенка — это лишь реакция на различные неблагоприятные факторы. Сам по себе ребенок не может быть источником этих факторов. Их, как правило, порождают взрослые. Поэтому нельзя относиться к трудному ребенку как объекту осуждения. Он отстает в развитии определенных социально ориентированных навыков и нуждается в помощи взрослых. Такое отношение позволит вести диалог с его родителями с позиции взаимопонимания.
Таблица 3