Распределение обязанностей между членами ПМПк




Трудный ребенок: алгоритм работы и образцы документов

Резеда Кучкарова
преподаватель психологии, психолог- консультант благотворительного фонда «Защитим жизнь», Москва
Елена Пуляева
вед. науч. сотрудник отдела социального законодательства Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Москва

В детском саду появился проблемный ребенок: он обижает других детей, провоцирует драки, не дает проводить занятия. Родители воспитанников жалуются и требуют принять меры. Семья самого ребенка и воспитатели не знают, как исправить его поведение. Расскажем, как в этом случае организовать работу.

Трудные дошкольники — это дети, для которых характерно плохое поведение и неумение контролировать себя. Они не отвечают за свои действия, совершают необдуманные и импульсивные поступки, легко возбудимые и вспыльчивые, трудно идут на контакт со взрослыми, не признают авторитетов.

Трудные дети могут отличаться дерзостью, жестокостью и мстительностью.

Они провоцируют драки, не желая идти на уступки или просто пытаясь продемонстрировать свое превосходство над более слабыми сверстниками.

Воспитатели и родители часто просят перевести таких детей в другую группу и даже в другой детский сад. Однако вы должны знать, что Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» запрещает применять к дошкольнику меры дисциплинарного взыскания — замечание, выговор, отчисление (ч. 5 ст. 43). Отчислить его можно только по желанию родителей, в т. ч. для перевода в другой детский сад, или в случае ликвидации ДОО. Перевести трудного ребенка в другую группу также можно только с согласия его родителей, даже если о переводе попросили родители остальных детей.

К трудным детям чаще всего относят гиперактивных, агрессивных и тревожных. Запрос на работу с ними исходит от воспитателей и от родителей.

Получив запрос, вам необходимо:

· проверить соответствие жалоб педагогов/родителей истинному положению вещей, т. е. исключить субъективизм взрослых при оценке поведения ребенка;

· проанализировать жалобы и претензии к ребенку и его взаимоотношения с тем, кто к вам обратился с запросом — негативные проявления могут носить избирательный характер;

· изучить личность ребенка — понаблюдайте за ним во время пребывания в ДОО, выявите причины негативного поведения с помощью диагностических методик, побеседуйте с родителями и предложите им ответить на вопросы анкеты, попросите воспитателей заполнить на каждого трудного ребенка личную карточку.

Проблемы ребенка могут быть вызваны нарушениями в развитии и социальной адаптации. Выявить их позволит комплексное обследование.

Соберите психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) детского сада, чтобы провести такое обследование. В состав ПМПк, кроме вас, входят воспитатель группы, учитель-логопед, медработник и старший воспитатель. Распределите обязанности между членами консилиума (табл. 1).

Таблица 1

Распределение обязанностей между членами ПМПк

Кто Что делает
Педагог-психолог Проводит углубленную диагностику когнитивных способностей, эмоционально-личностной и мотивационно-волевой сфер
Старший воспитатель, воспитатель Составляет характеристику семьи ребенка, определяет особенности воспитания, выявляет конфликтные аспекты в работе с родителями, дает педагогическую характеристику поведения ребенка
Учитель-логопед Выявляет речевые нарушения
Медицинский работник Готовит информационную справку о состоянии здоровья ребенка

 

Установите сроки обследования. Заранее получите письменное согласие родителей на проведение диагностики и оказание помощи. Помните: они вправе отказаться от проведения обследования, а также запретить ребенку участвовать в нем.

Пригласите родителей на обсуждение результатов диагностики. Если в ходе обследования у ребенка были выявлены нарушения, деликатно сообщите им об этом и обсудите дальнейшие шаги. Порекомендуйте обратиться в территориальную или центральную психолого-медико-педагогическую комиссию. Для обращения понадобится заявление родителей на проведение обследования ребенка, направление от детского сада, мотивированное заключение консилиума ДОО.

Если родители отказываются от посещения территориальной комиссии, по итогам ПМПк составьте программу психолого-медико-педагогического сопровождения проблемного ребенка.

В программу можно включить:

1) индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с ребенком — не забудьте получить разрешение от родителей на их проведение;

2) комплекс мероприятий для проведения в домашних условиях;

3) занятия по коррекции детско-родительских отношений;

4) индивидуальные консультации родителей совместно с воспитателем группы (табл. 2).

5) рекомендации работникам ДОО по взаимодействию с ребенком, например, в какие игры играть с той или иной категорией трудных детей (табл. 3);

В рамках консультаций ознакомьте родителей с правом на получение дошкольного образования в семейной форме. В этом случае они могут получать методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультативную помощь без взимания платы в детском саду, если в нем создан консультационный центр. Обеспечивают предоставление таких видов помощи региональные органы государственной власти.

Таблица 2



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: