Реальное училище — среднее общеобразовательное учебное заведение, в учебном плане которого ведущее место было отведено предметам естественно-математического цикла и, в отличие от гимназии, вместо классических изучались современные иностранные языки. Реальные семиклассные училища учреждены Уставом 1864 года наряду с классической гимназией, их выпускники допускались к конкурсным экзаменам в высшие технические учебные заведения, но не в университеты.
В 1869 г. общественность Царского Села уже ходатайствовала перед властями об открытии частной реальной гимназии, близкой по программе к государственным реальным училищам, но с расширенным курсом английского языка. Ходатайство было отвергнуто министром народного просвещения гр. Д. А. Толстым «по причине отступления от программы», а вместо реальной гимназии в 1870 г. в Царском была открыта классическая под покровительством Императора.
К 1900 г. ситуация изменилась. На рапорт начальника Дворцового управления генерал-майора В. Е. Ионова министру Двора о том, что многие обыватели хотят дать детям техническое образование (в числе таковых был и С. Данини, у которого росло уже трое сыновей), но классические гимназии Царского Села переполнены,—последовал Высочайше утвержденный положительный ответ Государственного Совета. Были выделены средства и место для строительства здания Реального училища — площадь со сквером в центре, в который упиралось Московское шоссе.
Почетным попечителем училища и его благотворителем был граф В. В. Гудович. Второй Почетный Попечитель, Коммерции Советник П. Н. Летуновский
В реальное училище принимались только мальчики. Принимались набравшие большее число баллов.
|
Поступающие в первый класс училища подвергались экзаменам
· по русскому языку,
· арифметике
· и закону Божьему, в объеме знаний начального третьеклассного образования.
В обучении основной упор делался на предметы естественно-математического цикла, но и гуманитарные преподавались на должном уровне программа была вообще очень большая по всем предметам. Изучалось два иностранных языка: с 1 класса — немецкий, со 2-французский. Требования к усвоению курса были очень высокими: например, в старших классах за две орфографические ошибки в сочинении ставилась двойка.
В реальном училище был большой процент отсева учащихся. Никаких дополнительных занятий с отстающими не было. Зато для успевающих и интересующихся организовывались вечерние и воскресные занятия
· по гимнастике,
· рисованию,
· латинскому языку (он не был обязательным предметом),
· французской литературе,
· танцам.
В реальном училище занималось всего 270-280 реалистов.
Хорошо оснащенные кабинеты позволяли широко развернуть лабораторные занятия по ботанике, зоологии, химии, физике. Училище вообще было очень хорошо оснащено учебными пособиями. В кабинете естествоведения была большая орнитологическая коллекция, много гербариев, микроскопы, коллекция минералов.
Весной по воскресеньям организовывались геологические экскурсии нареку Поповку, ботанические — в окрестности города, астрономические— в Пулково. Кроме того, два раза в год устраивались обязательные для всех учеников экскурсии в Петербург в Эрмитаж, Русский музей ив о многие другие.
|
Директора училища
Первым директором реального училища был Исаак Иванович Фомилиант, преподававший математику в младших классах. На фоне демократически настроенных преподавателей, большей частью одаренных педагогов-энтузиастов, старый директор выглядел архаично. Но, в сущности, как вспоминают современники, он был добрый человек, по настоящему его никто не боялся. И.И. Фамилиант умер в 1907г. в должности директора.
На его место назначен Эраст Платонович Цытович, хороший преподаватель физики, председатель Царскосельского общества любителей литературы и музыки. Кроме того, он ходил в царский дворец преподавать физику дочерям Николая II.
Преподаватели Реального училища
Преподаватели в реальном училище были очень квалифицированными, некоторые из них впоследствии стали профессорами вузов. В результате реалисты заканчивали училище очень хорошо подготовленными. Не было случая, чтобы кто-нибудь из окончивших училище не был принят в вуз, хотя конкурсы в то время были очень большими.
В 1911 году на 269 учеников училища приходилось 23 преподавателя, включая директора; два помощника классных наставников; трое врачей; эконом, он же письмоводитель; псаломщик, он же писец и регент церковного хора и церковный староста.
· Евгеньев-Максимов Владислав Евгеньевич
· Бартолициус Берта Карловна - история и немецкий язык, и в Мариинской женской гимназии, 1913-1917 гг
· Басов Михаил Афанасьевич - 1913
· Бобылёв Владимир Николаевич -1910-е, - кс, 1917 - сс.
· Бородин Александр Александрович - русский язык и словесность
· Кардашевский Валериан Иванович - французский язык
|
· Моисеев Никита Моисеевич - пение
· Шамраев - математика
Постановка учебного процесса
Общественной работы в современном смысле слова в училище не было. Однако были:
· ученический хор,
· духовой оркестр,
· оркестр народных инструментов, выступавшие два раза в год на училищных концертах.
· Иногда силами учеников давались спектакли.
Дисциплина в училище была хорошая. Малейшая грубость немедленно пресекалась. Шум, возня на переменах не возбранялись, но на уроках при нарушении тишины ученик удалялся из класса или повесткой на имя родителей вызывался на воскресенье "отсиживать" два или четыре часа в классе под наблюдением помощника классных наставников. С первого класса преподаватели обращались к ученикам на "вы".
ПРАВИЛА относительно соблюдения порядка и приличия учениками вне стен учебного заведения, вне дома и в отпуску.
Форма учащихся
Для всех учащихся была введена обязательная форма: черная шинель, с кантом брюки, тужурка, фуражка с гербом. Выпускники училища носили специальные выпускные значки. Педагоги также ходили в форме.
Ученики и выпускники училища:
1. Глазунов Сергей Федорович
2. Голлербах Эрих Федорович
3. Дешевов Владимир Михайлович
4. Клевер Оскар Юльевич
5. Москвин Андрей Николаевич
6. Перхин Михаил Михайлович
7. Триумфов Александр Викторович
8. Шульц Лев Александрович
Самую яркую характеристику училищу дал уроженец Царского Села и ученик училища Э.Ф. Голлербах, автор книги «Город Муз. Царское Село в поэзии»:
«И было еще Реальное, совсем молодое, с черными барашками: там царили, как Гог и Магог, „Евтушевский" и „Краевич", житья не было от математики, но с интересом добывали кислород. Здесь дух разночинства презирал перчатки, вихрастые мальчишки лупили причесанных, и в воздухе носились крепкие слова, смущая „кувшинное рыло", призванное блюсти порядок.
В половине третьего — радостный гул освобождения и на улице — вечная война „синей говядины" с „ржавой селедкой", вроде войны гвельфов с гибеллинами. <...>
Реальное выпускало крепколобую молодежь, бравшую штурмом всякие институты, надевавшую небесно-голубые брюки и тужурки с наплечниками. Там музы были не в почете, и только восторженный Дешевов ушел из мира прозы в царство Мельпомены; маленький, подвижный, с лицом Шопена, с черными горящими глазами, он появлялся на концертах, подбегал к роялю и исторгал из него бешеный водопад звуков, заставляя зал замирать от восхищения и патриотической гордости: на эстраде был первый царскосельский композитор, и поэтому затравленный рояль ни в ком не вызывал жалости».
Там же Голлербах вскользь замечает, что «великие княжны приезжали верхом из Александровского дворца в Реальное заниматься физикой у Цытовича»: 1910-1911 году физический класс Реального училища для занятий по физике посещали дочери Императора Николая II - Великие княжны Ольга и Татьяна Николаевны. Э.Голлербах вспоминал, что "... великие княжны приезжали верхом из Александровского дворца в Реальное заниматься физикой у Цытовича." Князья Константин, Олег и Игорь Константиновичи и княжна Татьяна Константиновна Романовы посещали реальное для занятий по физике и химии.
В газете “Царскосельское Дело” № 12 от 22 марта 1913 года напечатана заметка об одном из вечеров в Царскосельском реальном училище:
“В реальном училище 14 марта состоялся вечер исторического кружка учеников училища. Актовый зал представлял собою редкое зрелище. По бокам портрета Государя Императора были установлены два красиво декорированных щита, на которых помещены портреты всех царствовавших государей Дома Романовых, а над ними слова: “21 февраля и 14 марта — два дня равно важных, равно священных и памятных русским”. Вечер начался рефератом ученика IV кл. С. Глазунова на тему “Смута в Московском государстве”. Реферат произвел впечатление. С. Глазунов обладает редким даром слова. Во время этого реферата, как и реферата ученика III кл. А. Тургиева, на экране показывались эпидеоскопические световые картины — новинка училища... Молодые историки были выслушаны с глубоким вниманием собравшимися. Вечер закончился народным гимном и кликами “Ура”, после чего последовал осмотр исторического музея училища”.
После ухода на фронт О.И.Пантюхова - организатора скаутского движения в России и в Царском Селе, царскосельскую дружину скаутов возглавил Э.П.Цытович. Штаб-квартира царскосельской дружины помещалась в стенах реального училища.
Революционные события 1905-1907гг. вызвали волнения среди реалистов. Об этом ярко говорилось в рапортах директоров реальных училищ попечителю С-Петербургского учебного округа. Например, 26 апреля 1906г. среди учеников распространялись листовки (от имени пролетариата предлагалось прекратить занятия 1 мая). Занятия были сорваны. Результатом явилось то, что организаторы волнений—ученики Вульфас и Слободинский были исключены из училища временно, а Вабиков — насовсем, без права поступления в другие учебные заведения. Еще двух реалистов удалили из училища за хранение нелегальной литературы, обнаруженной в углу подвального этажа.
26 сентября 1912 года торжественно отмечался десятилетний юбилей училища.
В газете "Царскосельская мысль" от 21 окт. 1912 года /№2/ упоминается, что на торжественном заседании педагогического совета, посвященном 10-летнему юбилею царскосельского Реального училища, хором учеников была исполнена "юбилейная" кантата на музыку Н.М. Моисеева.
В фонде Царскосельского реального училища (№ 844), хранится 33 дела (с 1902 по 1919 г.), включающие протоколы заседаний Педагогического совета училища (1908-1910,1912-1919), ответственного органа управления учебным заведением, переписку об участии училища в выставках и праздниках, предоставлении ученикам различных стипендий, проведении врачебных осмотров учащихся. Основным источником по истории реального училища являются протоколы заседаний Педагогического совета, представляющие собой листы с машинописным текстом на обеих сторонах, в которых фиксировалась дата заседания, состав участников, перечень обсуждаемых вопросов и решение по каждому из них. Форма протоколов за 1919 г. несколько отлична от других тем, что в начале отчета о заседании Педагогического совета помещалась повестка дня и очередность рассматриваемых вопросов, что значительно упрощает работу с источником. К протоколам заседаний Педагогического совета прилагались отчеты классных наставников о состоянии классов за каждую четверть или «срочный период» учебного года, в которых указывались статистические данные по составу учащихся, приводились сведения об успеваемости учеников, о пропущенных уроках и поведении учащихся.
Брант Юлиан Адольфович - 1913 1917. Реальное училище Императора Николая II
После 1917
После Октябрьского переворота Царскосельское реальное училище было переименовано в трудовую школу с девятилетним курсом обучения (школа 11 ступени). Ее первым директором был Авенир Иванович Преображенский. Во всей школе резко уменьшилось число учащихся, очень изменился преподавательский состав. Дисциплина значительно упала. Потребовались новые методы для ее поддержания: появились выборные старосты, представители учащихся в педагогическом совете.
К апрелю 1919 г. на основании декрета ВЦИК от 1918г. "О единой трудовой советской школе" состоялось практическое объединение женских и мужских школ, и в реальное училище влились девочки из детской колонии, образовавшие 1 ступень школы, а также ученицы бывшей женской Министерской гимназии и Высшего женского начального училища - во II ступень. Это объединенная школа стала называться 4-й Детскосельской школой им. А.С. Пушкина. Первым ее директором была выбрана Надежда Эдуардовна Мальцева, работавшая до этого в детской колонии.
Школа 500
В 2002 году в школе № 500 было 34 класса, 942 ученика, 70 учителей и 10 технических работников. 28 сентября 2002 года 500-я школа города Пушкина (бывшее реальное училище) торжественно отметила свой столетний юбилей.
________________________________________________________
108-я годовщина со дня основания пятисотой пушкинской школы совпал ныне с еще одним, можно сказать, знаковым событием: в конце сентября 2010 года здесь была открытамемориальная доска, посвященная выпускнику школы Эриху Голлербаху.
Высокая честь открытия мемориальной доски с именем писателя и искусствоведа была оказана его внуку - Евгению Голлербаху и активистке школьного музея шестикласснице Ирине Багрий.
Много искренних, сердечных пожеланий прозвучало в выступлениях гостей: с приветствием к собравшимся обратились Е.А. Голлербах, начальник отдела культуры районной администрации С.Ю. Никитин, заведующая Историко-литературным музеем Н.А. Давыдова и другие участники знаменательной встречи
Директор школы Л.Е. Короваева и заведующая школьным музеем Л.В. Степанова подчеркнули, что первая мемориальная доска - это лишь начало увековечивания памяти известных выпускников, а их - целая плеяда. Питомцами училища были художник О.Ю. Клевер, кинооператор А.Н. Москвин и многие другие.
Отныне все последующие поколения молодежи, получающие образование в 500-й школе, будут знать и помнить, что их предшественником за школьной партой в начале XX века был человек, ставший автором замечательных книг: "Детскосельсхие дворцы-музеи и парки’, "Собрание Палей в Детском Селе", антологии "Царское Село в поэзии", "Город муз", пережившей не одно издание, посвященной поэту Иннокентию Анненскому. Можно добавить, что памятные слова великого поэта "Отечество нам - Царское Село" полностью относятся и к замечательному человеку, в честь которого теперь открыта школьная мемориальная доска.
В канун открытия мемориальной доски в школьном музее открылась новая выставка, посвященная жизни и творчеству Эриха Федоровича Голлербаха. В экспозиции - немало снимков и рисунков, запечатлевших детство и юность Эриха, его пребывание в Реальном училище. Есть фотографии одноклассников, в том числе Е.С. Данини - сына знаменитого архитектора, именем которого названа одна из улиц нашего города. Особый интерес представляют портреты Э.Ф. Голлербаха периода его студенчества в Петербургском университете, выполненные выдающимися художниками - М.В. Добужинским, В.М. Конашевичем и другими мастерами.
И еще один приятный сюрприз получили в эти дни школьники и их наставники. Нынешним летом 500-я школа отправила более двадцати рисунков академику живописи Г.Я. Вольфовскому - довоенному ученику этой школы, ныне живущему в Калифорнии. Художник высоко оценил рисунки пушкинских детей, лучшие работы были удостоены грамот. Награды юным художникам вручил друг и сосед Г.Я. Вольфовского - Альберт Александрович Штейнберг, тоже бывший петербуржец, приехавший на школьный праздник.
А. ШАЛЫТ, выпускник 1 -й (ныне 500-й) школы 1938 года, Почетный гражданин города Пушкина
Источники:
· Сайт Кирилла Финкельштейна
· Историческая записка о Царскосельском реальном училище императора Николая II за первые девять лет существования. (1902-1911 г.) / Сост. секр. пед. совета П. П. Некрасов. Царское Село, 1911.105 с.
· Царскосельское реальное училище Императора Николая II (1902 - 1912 г.): (Очерк) // Царскосельская мысль (Ц.С.). - 1912 - 21 октября - /№2/. - С.16-18.
· Краткий отчет о состоянии царскосельского реального училища Императра Николая II за 1915-1916 учебный год, составленый членом педагогического совета В. Кардашевским.
· Царскосельская газета № 54 (9887) 7-13 октября 2010 года
· Статья Татьяны Сулоевой, ученицы 500 школы.
· Э.Голлербах. Город муз. Царское Село в поэзии. "Арт-Люкс" Санкт-Петербург, 1993.
· Лавров А.В., Тименчик Р.Д. Иннокентий Анненский в неизданных воспоминаниях.//Памятники культуры: Новые открытия. 1981. М., 1983. Ежегодник. М. «Наука, с.100.»
· Сергей Горный. Иссак Иванович // "Всякое бывало". Берлин, 1927.
· Козлов А.В. Сильвио Данини: материалы к творческой биографии /А.В.Козлов.СПб:КОЛО, 2010.- 240 с.:ил.
· Ю. С. Пятина. Источники по истории царскосельских учебных заведений в документах государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Сборник Царское Село на перекрестке времен и судеб. Материалы XVI научной Царскосельской конференции. Ч.1, 2, 2010 год. СПб, Изд-во Государственного Эрмитажа
статья редактируется
Рейтинг: +1 Голосов: 1
Комментарии
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Добавить комментарий |
«Назад
ИСААК ИВАНОВИЧ ФОМИЛИАНТ (1845 - 1907) - первый директор реального училища.
Вот что писал журнал "Царскосельская мысль" в память о первом директоре, в статье /2/, посвященной 10-летию со дня основания училища: "7-го апреля 1906 г. училище понесло тяжелую утрату в лице своего первого директора и строителя Исаака Ивановича Фомилианта, преждевременно сошедшего в могилу. |
Кончина этого деятеля на ниве народной как-то ошеломила всех царскоселов. Покойный пользовался обаянием своей личности, был на редкость прямодушным и справедливым воспитателем, любившим свое дело и скучившим в долгие летние вакации, во время которых он бывал несказанно рад встрече с учениками.
Характерная внешность фигуры и строгое выражени лица если и заставляли тревожно биться сердца малышей, но все-же они любили своего «Исака Иваныча», нередко окружая его шумной толпой. Покойный пользовался популярностью не только среди учеников своего училища и других, но и среди обывателей. Многие помнят его, а между учениками и сейчас еще живы предания передаваемые друг другу."
В Николаевской мужской гимназии Исаак Иванович несколько лет, вплоть до своего назначения на директорскую должность, прослужил под начальством Иннокентия Федоровича Анненского. Сын Иннокентия Федоровича - Валентин Анненский (Кривич), учившийся в то время в гимназии, в своих воспоминаниях /9/ пишет о шутливом посвящении отца одному из сослуживцев, в котором без труда можно узнать образ И.И.Фомилианта:
" Вспоминается мне и еще остроумная шутка, сказанная (Иннокентием Анненским - КФ) по адресу одного сослуживца, тоже директора среднего учебного заведения, человека не дурного и не злого, но чрезвычайно важного, лоснившегося от собственного благополучия и в достаточной степени невежественного.
Вот эти строки:
По утрам смотрел на парты, Вечерами дулся в карты Иль в халате отдыхал Средь японских опахал. | Лыс - но видная фигура. Важность - римского авгура И... хоть Бокля не читал, Но имеет капитал. |
- Ну угадай, кто это, - сказал мне как-то отец, прочтя мне эту шутку.
- Ну, конечно же ***, - сейчас же ответил я: хорошо знакомая мне важная фигура одного из моих педагогов с гладко замасленной черными кудрями плешью и с бриллиантовым перстнем и мягкий уют m-me*** в каких то стеклярусах и веерах на стенках так и выдвинулись словно на кинематографическом экране из сказанных мне рифмованных строчек."
Выпускник Николаевской гимназии 1900 года Сергей Горный (литературный псевдоним Александра Оцупа) посвятил "умению" И.И.Фомилианта обращаться с малышами, рассказ "Исаак Иванович" /10/. Вот словесный портрет незабвенного инспектора Николаевской гимназии И.И.Фомилианта из этого рассказа:
"Исаак — высокий, огромный, седой. Подбородок у него выбрит чисто, а на самых щеках и на склонах, ближе к подбородку, лежит сплошная удивительно ровная щетина, такой плотной нашлепкой на всю щеку. У Исаака мало волос: пятнадцать, может быть, шестнадцать. Но они все на учете. Они растут только за одним ухом, левым, но он их отращивает, они совсем длинные, висят у него до шеи, когда случайно спадут. Он их берет — мы это, понятно видели — и кладет от уха до уха по всему черепу, лежа. Потом притирает пальцами. Это и есть прическа. Лицо его мясистое, но какое-то особенно крепкой лепки. Нос, как крепкий, оттянутый клюв. Лоб большой и очень просторный. Он всегда во фраке, вицмундире в пуговицах. Обе руки заложены сзади, спрятаны под фалдами, и поэтому они вздыбливаются таким специальным турнюром."
Более резко отзывался об Исааке Иваныче, уже директоре учебного заведения, выпускник реального училища, искусствовед и писатель Эрих Голлербах в книге "Город муз":/4/
"Если Анненский был в свое время «окном в Европу» и символом обновления нашей литературы, то дырой в гоголевскую Русь был некий Фомилиант. О каких пэонах могла быть речь с чугунным этим мамонтом?.. Он жил словно при Николае I, но к римской единице прибавил беспощадный «кол» и возник «Николай II», засиявший жидкой позолотой на черных, с желтым кантом, фуражках. Сомнения нет, что Гоголь его знавал, и было странно, что он не описан в «Мертвых душах». Сам он любил Гоголя, как верный старый пес любит доброго хозяина, и на «пустых» уроках сотни раз читал ученикам «Ночь перед Рождеством». Сквозник-Дмухановский, несомненно, приходился ему дедушкой (по женской линии, ибо был он еврей по рождению). Вечера его проходили в благородных состязаниях за зеленым столом, за классическим винтом. Прекрасен был наш «Исаак», когда прогуливался в училищном саду с доктором Карповым, замечательным тем, что он был ровно в два раза меньше своего начальника и друга, при том же объеме талии.
Утром не входил он в коридор, а выплывал, и, как песок под налетом самума, разлетались, прижимались к стенке школьники, шаркали и кланялись торопливо. Неспеша плыл директор в кабинет, серебряная звезда сияла на синем сукне, коротким маятником покачивался «Владимир» на белоснежном пластроне и в такт ему колыхалась золотая цепь на обширной полусфере живота. «Но-но-но-но!» — падал грозный зык на чью-то провинную голову. Склонялась лысина с нализанными прядями, дугу описывал большой еврейский, трижды крещенный нос (он нюхал и лютерову ересь, и католические венчики, и ладан православия): Исаак Иванович царственным жестом обмахивал лаковые свои, зеркальные сапожки. Вздымалась лысина, порозовев, и в тот же платок белизны безупречной облегчался с громким трубным звуком директорский нос.
От синего, язычески-огромного живота пахло табаком, одеколоном и нафталином, когда надвигался он, сверкая пуговицами, и откуда-то сверху, заставляя сердце вздрагивать и спину холодеть, зычный бас громыхал хрипло и грозно: «Ты это почему опоздал на молитву-у?» У этого баса были особые предгрозовые фиоритуры, когда он произносил сакраментальную фразу: «Ах, ты дрянь, Иванов, да ты прямо дри-ань! — и, после некоторой передышки, рявкал: — Вон из класса-а!» — отчего звенели стекла и голуби шарахались с подоконника."
Не будем забывать, что Эрих Голлербах с ученических лет не был склонен к превалирующим в училище точным наукам, и завидовал ученикам Николаевской гимназии, директором которой был поэт Иннокентий Анненский. К тому же оценка педагога учеником не всегда отражает действительность.