НА ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КИНОКАДРА




Савченко В.А., Боревич Е.В., Янчус В.Э.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ

НА ВИЗУАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ КИНОКАДРА

Аннотация. В статье описывается методика эксперимента, задачей которого является исследование влияние цвета на визуальную привлекательность кинокадра. Данный эксперимент является продолжением исследований влияния цветового решения на восприятие кинокадра зрителем, которые ведет научная группа лабораторий видеомонтажа и человек-компьютерного взаимодействия кафедры инженерной графики и дизайна ИММиТ. После получения результатов эксперимента и статистической обработки данных будет возможно применить данные знания в области кинопроизводства.

Ключевые слова: Цветовое решение, Кинокадр, Гештальт теория, Визуальная привлекательность

Введение .

Кинематограф, в результате своей эволюции выработал уникальный язык общения со зрителем, главной синтаксической единицей которого является кинокадр[1]. С одной стороны кадр, являясь частью целого произведения (фильма), с другой стороны – это самостоятельное художественное произведение, в котором работают законы композиции. Гештальтпсихологиязанимается изучением процессов психологии восприятия визуальных образов. Свое название она получила от слова "Gestalt", которое в точности перевести нельзя, но которое в общем смысле означает "формальную особенность" или "узнаваемую сущность", имеющую собственное содержание и собственную структуру, ясно отличимую от окружения. Используя принципы гештальт теории, Железняков В.Н. описывает методы построения кинокадра [2]. Однако, вопрос влияния цветового решения на восприятия кинокадра зрителем недостаточно изучен.

Научная группа лабораторий видеомонтажа и человек-компьютерного взаимодействия кафедры инженерной графики и дизайна ИММиТ проводит исследования в области изучения влияния цветового решения на восприятие кинокадра зрителем с использованием программно-аппаратного комплекса фиксации глазодвигательной активности (ай-треккер)[3].

В результате проведенных исследований была выявлена статистически значимая зависимость параметров шаблона рассматривания кинокадра зрителем от цветового решения и влияние цветового решения кинокадра на его информативность. В проведенных экспериментах исследовались параметры шаблона рассматривания кадров – набор объективных данных, получаемых с помощью оборудования фиксации глазодвигательной активности (ай-трекер). Анализ полученных данных показал, что первый этап рассматривания стимула – сканирование изображения – не зависит от цветового решения. Второй этапвосприятия изображения, связанный с анализом изображения головным мозгом наблюдателя имеет статистически значимую зависимость от цветового решения кадра[4,5].

Задачей данной работы является проведение экспериментов для изучения влияния цветового решения кадра на визуальную привлекательность кадра (рис.1.).

Рис. 1.Элементы кадра, влияющие на визуальную привлекательность

 

В сфере творческих профессий, например, в дизайне, часто употребляется понятие «визуальная привлекательность» творческой работы. В нашей работе мы говорим о кинокадре. В настоящее время не существует общепринятой единицы измерения визуальной привлекательности кинокадра, что не позволяет сравнивать кадры между собой методом математической статистики. Для оценки качества выполненной работы используется достаточно субъективный экспертный анализ.

Цель настоящего исследования – выявление объективных доказательств, показывающих влияние цветового решения кинокадра на его визуальную привлекательность.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

· разработать методику проведения эксперимента для сравнительного анализа визуальной привлекательностикинокадров в различных цветовых решениях;

· подготовить стимульный материал;

· разработать программу для проведения эксперимента;

· провести статистическую обработку данных;

· выработать методические рекомендации для проектирования кинокадра.

 

Для составления визуального ряда, стимульного материала выбраны кадры из фильмов. Содержимое кадров отвечало ряду требований, таких как: эмоциональная нейтральность и наличие минимальной смысловой нагрузки, однако предметность должна сохраняться. Кроме того, кадры были выбраны таким образом, чтобы изображение имело два центра интереса, имеющих разные взаимные отношения площадей[5].

Для проведения эксперимента была разработана программа, позволяющая проводить онлайн опрос испытуемых. Респондент проходит регистрацию и отвечает на поставленные вопросы при рассматривании стимульного материала. Данные эксперимента экспортируются из программы в табличном виде, после чего происходит их статистический анализ посредством языка статистической обработки экспериментальных данных научных исследований R[6].

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: