ЛЕКЦИИ ПО ТЕМАМ МДК 0102 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫФИЗИЧЕСКОГО ФОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Мы продолжаем изучение теоретических и методических основ физического воспитания детей дошкольного возраста.
Тема 2. Изучения основ развития и формирования психофизических качеств. Особенности развития психофизических качеств у детей дошкольного возраста.
Ваше задание: ознакомиться с лекционным материалом и заполнить таблицу в конце.
Всего 5 физических качеств, сегодня мы познакомимся с 3: сила, быстрота и выносливость.
Развитие физических качеств одна из важных сторон физического воспитания дошкольников. Уровень общей физической подготовленности детей определяется тем, как развиты у них основные физические качества.
Физические качества.
Физическими качествами принято называть врожденные качества, благодаря которым возможна физическая активность человека, получающая свое полное проявление в целесообразной двигательной деятельности: это мышечная сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость.
Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Развитие характеризует естественный ход изменений физического качества, а воспитание предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.
Сила и основы методики ее развития.
Сила-это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий.
На силовые способности влияют:
1. собственно мышечные факторы- строение мышечного волокна, соотношение белых
(быстро сокращающих) и красных (медленно сокращающихся) волокон;
2.центрально-нервные факторы – частота импульсов посылаемых к мышцам;
3.личностно-психические факторы- мотивация, волевые компоненты, эмоциональные процессы;
4.физиологические факторы - кровообращение, дыхание.
Различают собственно силовые способности и их соединение с другими физическими качествами: силовая ловкость, силовая выносливость и т. д.
Средства воспитания силы.
1. Упражнения с весом внешних предметов: штанга, гиря, гантели, набивные мячи, вес партнера (сухарики, тачка, пистолетик).
2. Упражнения с отягощенным весом собственного тела: отжимания, висы, удержание равновесия, отягощение тела за счет поясов, утяжелителей.
3. Упражнения с использованием тренажерных устройств.
4. Рывково-тормозные упражнения.
5. Изометрические упражнения: волевые усилия, упоры, удержания.
Дополнительные средства.
1. Упражнения с использованием внешней среды: по рыхлому снегу, песку, в гору, против ветра.
2. Упражнения с использованием сопротивления упругих предметов: резиновые бинты, жгуты, эспандеры.
3. Упражнения с противодействием партнера.
Методы воспитания силы.
Метод максимальных усилий – штанга. Происходит концентрация нервно-мышечных усилий. С детьми используется редко.
Метод непредельных усилий- отягощения непредельные, а повторения с предельным числом.
Метод круговой тренировки по станциям.
Игровой метод- удержание внешних объектов («Всадники», «Перетягивание каната», эстафеты переноской грузов).
Контрольные упражнения.
Прыжки вверх, прыжки в длину с места, динамометр, скакалка, отжимания, бросание набивного мяча, висы, подъем ног из положения лежа.
Примеры: 300кг удерживает на мосту Дикуль, соревнования по бросанию камня весом в 77кг. Рекорд – 7м.
Максимальное развитие силы происходит в 18-20 лет, до 45 лет - удерживается, затем идет снижение. К 75 годам остается 20% от того, что было.
Быстрота и основы методики ее развития.
Быстрота-это способность совершать двигательные действия в минимальные для данных условий отрезок времени, или способность совершать движения с определенной скоростью.
Выделяют 3 основные формы проявления быстроты:
1.время двигательной реакции;
2.скорость отдельного движения;
3.частота движений.
Эти формы относительно независимы друг от друга.
Ребенок может иметь быструю реакцию, но быть медлительным в движении и наоборот.
Все двигательные реакции делятся на 2 группы: простые и сложные.
Ответ заранее известным движением на известный сигнал- простая реакция.
Например: выстрел стартового пистолета в плавании, свисток арбитра.
Быстрота простой реакции определяется временем от момента сигнала до начала движения-0,3 секунды.
Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной сменой ситуаций: спортивные игры, единоборства.
Факторы влияющие на быстроту и скорость движения:
1. состояние ЦНС;
2. особенности строения мышечной ткани(сочетание быстрых и медленных волокон);
3.степень подвижности суставов;
4.возраст, пол (до 12 лет развитие идет одинаково, потом мальчики обгоняют);
5.наследственность;
6.способность к координации;
7.степень освоенности, новизны, сложности;
8. климат, температура, погода;
9.антропометрические данные.