Методическая разработка интеллектуальной игры технической направленности
Тема: «Мир открытий и изобретений»
Автор:
Шанина Ирина Вениаминовна, педагог организатор ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник
Аннотация
Современный этап развития общества характеризуется ускоренными темпами освоения техники и технологий. Непрерывно требуются новые идеи для создания конкурентоспособной продукции, подготовки высококвалифицированных кадров. Внешние условия служат предпосылкой для реализации творческих возможностей личности, имеющей в биологическом отношении безграничный потенциал. Одна из важных задач – сформировать у ребёнка тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. Становится актуальной задача поиска подходов, методик, технологий для реализации потенциала, выявления скрытых резервов личности. Наиболее «выгодными» технологиями для развития интереса у детей в научно-технической сфере являются игры и интерактивное обучение.
Интеллектуально-познавательные игры заключают в себе потрясающий потенциал для раскрытия творческих способностей, развития нестандартного типа созидательного мышления, расширения сферы знаний учащихся, укрепления межпредметных связей. Задача любой интеллектуально-познавательной игры – развлекая детей, обучать их.
Психологи отмечают чрезвычайную потребность ребенка в игре. Джордж Мид увидел в игре проявление «самости». Интеллектуальная игра – наиважнейшая универсальная сфера «самости» ребенка, в которой идут мощные процессы «само»: самопроверки, самоопределения, самовыражения. И, как итог, понимание необходимости самообразования. Интеллектуальные игры способствуют решению проблемы расширения и углубления знаний ребят, повышают престиж образования и интеллектуальной деятельности, содержательного досуга.
Суть интеллектуальных игр состоит в том, что процесс познания организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе игры означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества. В ходе «игрового» обучения ребята учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми.
Игра отчасти решает еще одну существенную задачу – релаксации: снятия нервной нагрузки, переключения внимания, смену форм деятельности.
Пояснительная записка
Методическая разработка: интеллектуальная игра технической направленности «Мир открытий и изобретений».
Данная методическая разработка затрагивает различные сферы научно-технического развития мира.
Предназначена для использования педагогами дополнительного образования технических объединений, методистами, организаторами профильных лагерей, педагогами общеобразовательных школ.
Можно использовать для проведения заседания дискуссионного клуба, классного часа, итогового занятия в объединении или соревнования между несколькими объединениями научно-технической направленности, массового мероприятия по техническому творчеству.
Рекомендуемый возраст: 14-17 лет.
Количество участников: 2 равных по числу команды (количество участников команды не регламентируется).
Методическая цель: формирование коммуникативных навыков участников мероприятия на научно-техническом материале.
Образовательная цель: развитие научно-технического интереса, популяризация научно-технического творчества и приобщение учащихся к техническим видам деятельности.
Задачи
Образовательные:
· расширение и углубление общего кругозора;
· актуализация знаний по техническому творчеству.
Развивающие:
- развитие коммуникативных навыков через разнообразные виды деятельности;
· развитие таких аналитических способностей участников как: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;
- повышение мотивации участников к изучению научно-технического прогресса;
· содействие развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность;
· развитие памяти, мышления, воображения.
Воспитательные:
- воспитание сознательного и активного отношения к проблемам технического творчества;
- воспитание потребности в повышении уровня своей образованности;
· содействие воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании;
- содействие развитию культуры взаимоотношений при работе в группе, коллективе.
Продолжительность: 1-1,5 часа.
Место проведения: просторное помещение.
Оборудование и материалы:
Ø столы и стулья по количеству участников и болельщиков;
Ø для жюри: сводная таблица результатов (приложение), ручки, секундомер, интернет для проверки ответов 4 игры;
Ø для участников: карандаши, ручки, листы бумаги, сигнальные флажки (гудки);
Ø для конкурсов: кроссворды, цветные листы бумаги (3цвета по 4 листа), карточки с цифрами и буквами (конкурс капитанов), таблицы для конкурса «Кто что?».
Сценарий игры «Мир открытий и изобретений».