Источники права и юридическая техника Королевства Дания




Правовая система и юридическая техника в Дании

 

Королевство Да́ния (дат. Kongeriget Danmark), — государство в Северной Европе, старший член содружества Королевство Дании, в которое также входят Фарерские острова и Гренландия. Дания — самая южная из скандинавских стран, расположенная к юго-западу от Швеции и к югу от Норвегии, с юга граничащая с Германией по суше. Дания омывается Балтийским и Северным морями. Территория страны включает в себя большой полуостров Ютландия и 409 островов Датского архипелага. Площадь, занимаемая сушей, — 42 394 км². На 2011 г. численность населения составляет 5 693 085 чел. Столица Дании – Копенгаген. Дания — конституционная монархия, главой государства является монарх (Маргрете 2), который осуществляет законодательную власть совместно с однопалатным парламентом — Фолькетингом (179 депутатов). Госрелигия – лютеранство. Дания — член Евросоюза с 1973 года, является одним из основателей НАТО и Организации экономического сотрудничества и развития.

 

 

Реквизиты страны

Особенности Скандинавской правовой семьи

Дания относится к скандинавской правовой системе, которая также включает в себя Швецию, Норвегию, Исландию и Финляндию. В систему источников скандинавских стран входят:

· Римское право (однако рецепция в этой сфере была слабой);

· Судебная практика;

· Королевские законы;

· Кальмарская уния;

· Кодекс Кристиана V 1683г.;

· Свод законов Шведского государства 1734 г.;

· Шведские и датские кодексы;

· Датско-норвежские кодексы 1683 - 1687 гг.

 

Структура скандинавского права характеризуется системностью: правовые нормы изложены в рамках правовых институтов, которые в свою очередь образуют отрасли права. Существует деление права на частное и публичное. Скандинавское право имеет следующие особенности:

· Почти полное отсутствие рецепции Римского права;

· Отсутствие кодексов, систематизирующих отдельные отрасли права, особенностью северного права является его некодифицированный характер (исключение – УК);

· Закон – основной источник права;

· Значительная роль суда: судья обладает свободой толкования законов и договоров, возрастает роль судебной практики;

· Судебная практика включается в законы («общие оговорки» - разновидность делегированного законодательства судебным органам. Характерно для Швеции).

 

Скандинавское право представляет собой единую систему не только в силу сходства исторических путей развития права, особенностей законодательства, источников права. Значительную роль здесь играет и тот факт, что Скандинавские страны сотрудничают в области законотворчества и этот процесс, начавшийся в конце XIX в., привел к появлению большого количества унифицированных актов, равно действующих во всех государствах-участниках. Юридическое сотрудничество северных стран началось в 1872 г., когда скандинавские юристы собрались на съезд в целях унификации скандинавского права. С тех пор сотрудничество стало характерной чертой правотворчества в области брачно-семейного, договорного, деликтного права и права, касающегося компаний и интеллектуальной собственности. Однако в публично-правовой сфере такая кооперация выражена гораздо слабее.

 

В Дании кодифицированное законодательство также представляет собой небольшую часть действующего права. В данном случае отчетливо прослеживается позиция, придающая важное значение судебной практике как источнику права, что отличает скандинавское право от романо-германской правовой семьи, сближая его тем самым с общим правом. Многовековое действие Датско-Норвежского кодекса 1683 - 1687 гг. наглядно демонстрирует, что со временем закон применяется все реже на фоне развивающейся на его основе прецедентной практики.

 

Правовые системы Скандинавии можно подразделить на две группы: страны, право которых развивалось на основе компиляций датского и норвежского права и страны, имеющие своим основным источником Закон Шведского государства. Дания относится к первой группе.

 

Источники права и юридическая техника Королевства Дания

1) Конституция 1953 г. Состоит из 11 глав, содержащих 89 статей.

2) Международное право. В соответствии с Постановлением XLI конгресса Межпарламентского союза Дания в 1953 г. включила в текст новой Конституции § 20, который устанавливает приоритет международного права над внутренним. Условия: 1) возможность передачи суверенных прав наднациональным властям может быть реализована только при условии создания таких властей на "основе взаимного договора с другими государствами". Упоминание международного права в Конституции Дании может означать не столько приоритет его над собственно датским, сколько обещание придерживаться этих международных норм; 2) имплементация норм международного права (в случае с Директивами ЕС).

3) Законы. После одобрения законопроектов фолькетингом и подписания их главой государства законы должны быть опубликованы в официальном источнике - Lovtidende. Закон дополняется или аннулируется новым вступившим в силу законом (т.е. преобладание консолидированных актов).

4) Законодательство исполнительной власти разделено на две группы: делегированное законодательство и законодательство на основании регламентарной власти. Первая группа означает, что парламент передает часть своей законодательной власти правительству. Вторая - издание актов, имеющих силу закона на основе регламентарной власти согласно Конституции.

5) В Дании нет фактически кодифицированных отраслей права. Исключение – УК 1866 г. и Закон о правосудии 1916 г. (в редакции 1963 г. с последующими изменениями): регулирует вопросы судоустройства, процесса уголовного и гражданского, исполнения судебных решений и приговоров.

6) Судебные прецеденты. Применение судебных прецедентов в Дании не регулируется жесткими и строгими правилами, как это предусмотрено английским правом. Судебные решения формулируются весьма конкретно, однако в целом суды обязаны следовать решениям, принятым по аналогичным делам вышестоящими инстанциями, в первую очередь Верховным судом.

7) Правовые обычаи. Прежде всего в области морского и торгового права.

 

Большое значение в Дании также придается религиозным нормам, поскольку Дания является страной, в которой существует официальная государственная церковь.

"Евангелическая Лютеранская церковь является Датской народной церковью и в этом качестве пользуется поддержкой государства", - гласит датская Конституция. Однако государством используются все имеющиеся рычаги для реализации свободы вероисповедания, провозглашенной Конституцией 1953 г.

 

Важнейшим документом в истории права страны является Датский закон Кристиана V (1683), подготовленный по поручению Короля путем пересмотра ранее действовавших законодательных актов (все они с его принятием были отменены). Структурно он представляет собой свод законов, регулирующих различные отрасли права, состоящий из шести книг:

- о судопроизводстве;

- церкви;

- светских сословиях, торговле и семейном праве;

- морском праве;

- вещном и наследственном праве;

- об уголовном праве.

 

Вошедшие в последнюю книгу уголовные законы изложены в нем наиболее подробным образом. Закон был написан простым народным языком, и в целях более конкретного регулирования в нем отказались от многих обобщающих понятий. Стоит отметить также весьма казуистичную форму изложения отдельных правовых положений этого Закона. Датский закон Кристиана V официально никогда не отменялся, однако на сегодняшний день действующими остаются только некоторые его второстепенные положения. После отмены абсолютной монархии, начиная с 1849 г. начинается реформа датского законодательства (в частности, был принят Уголовный кодекс 1866 г.), в результате которой фактически и сформировалась датская правовая система.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: