Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Русский язык. Орфография и пунктуация. Правила и упражнения: Учебное пособие М.: Неолит, 2000. Раздел 1.4.




 

 

1.4. Правописание согласных в корне

1.4.1. Звонкие и глухие согласные

Все согласные звуки различаются по участию голоса и шума, которые в разной степени проявляются в результате преодоления воздушной струей преграды на своем пути. По этому признаку выделяют сонорные согласные звуки, отличающиеся наличием в большей мере голоса, а не шума: [л], [л'], [м], [м'], [н], [н'], [р], [р'], [j], - и шумные, которые в свою очередь делятся на звонкие и глухие согласные (при образовании первых наряду с шумом участвует и голос, при образовании вторых - только шум); к звонким шумным относятся: [б], [б'], [д], [д'], [г], [г'], [в], [в'], [з], [з'], [ж], [ж']; к глухим относятся: [п], [п'], [т], [т'], [к], [к'], [ф], [ф'], [с], [с'], [ш], [ш'], [х], [x'], [ц], [ч].

По участию голоса и шума многие согласные находятся в парном соответствии по звонкости - глухости: [б] - [п], [б'] -[п'], [д] - [т], [д'] - [т'], и т.д.; непарными по звонкости являются глухие [х], [х'], [ц], [ч]; непарными по глухости являются все сонорные звуки.

Для современного русского произношения характерно озвончение и оглушение некоторых согласных. Например, в слове пруд конечный звонкий согласный [д] произносится глухо - пру[т], так же, как в слове прут - пру[т]; в слове косить произносим [c'] - ко[c']ить, а слове косьба - [з'] - ко[з']ба. Такое же явление мы наблюдаем и на стыке морфем: на[д]бавить - на[т]пилить, ре[з]ок - ре[с]кий.

Таким образом, правила произношения и правила графического изображения различны. Однако в соответствии с морфологическим принципом морфему необходимо писать в ее истинном виде, независимо от того, каким изменениям она подвергается в устной речи.

1. Чтобы определить истинность сомнительной согласной, необходимо слово изменить так, чтобы эта согласная оказалась перед гласной или перед р, л, м, н: вперемежку (перемежаться), вперемешку (перемешать), высший (высокий), изморось (моросить), изморозь (морозить), косьба (косить), мог (могу), мок (мокнуть), просьба (просить), резьба (резать).

Примечание. Нельзя проверять таким способом согласную в словах свадьба (сватать), лестница (лезу), отверстие (отверзать). Написание этих слов рекомендуется запомнить.

2. Сомнительная согласная проверяется с помощью чередований, которые надо уметь видеть или восстанавливать. Наиболее характерные для русского языка следующие чередования согласных: г - ж - з (подруга - подружка - друзья); к - ч - ц (лик - личико - лицо); х - ш - с (вспахать - вспашка, лес - леший); д - ж (ездить - езжу, молодой - омоложение); ск - щ (лоск - лощеный); ст - щ (мост - мощеный); б - бл (губить - гублю), в - вл (ловить - ловлю), м - мл (кормить - кормлю), п - пл (купить - куплю). При этом необходимо иметь в виду, что чередования возможны только в пределах одной морфемы (корня, приставки, суффикса). Например, в корне слов вощаной, дощатый, дощаник пишется щ, так как эта буква закономерно появляется на месте сочетания ск, входящего в корень (воск, доска); в словах же брусчатый, песчаный пишется сч (хотя произносится [ш'], так как это сочетание возникает на стыке корня и суффикса (брус-ок, пес-ок), а чередование происходит только в суффиксе: к - ч; ср.: мощ-еный (мост-ить), кущение (куст-ить), прощ-ение (прост-ить), рез-че (рез-ок), жест-че (жест-кий), веснушч-атый (весн-ушк-а), борозд-чат-ый (борозд-к-а).

Примечания. 1. Слова сухощавый, худощавый пишутся через щ, так как они образованы от слов сухость, худость (др.-русск. сухощь, худощь), где ст является элементом суффикса и закономерно чередуется с щ.

2. В некоторых иноязычных словах сомнительную согласную нельзя проверять однокорневым словом: абстракция (абстрагировать), инъекция (инъецировать), коррупция (коррумпировать), проекция (проецировать), транскрипция (транскрибировать).

3. Написание слов с непроверяемыми согласными рекомендуется запомнить или определять по орфографическому словарю: бутсы, варежка, ветчина, вокзал, диспетчер, здание, здесь, кобчик (птица из семейства соколиных), копчик (нижняя конечная часть позвоночника), космонавт, офсайд, потчевать, сдоба, ягдташ.

Упражнение 26. Вставьте пропущенные орфограммы. Докажите правильность своего выбора.

I. 1. Русский в словах твер..., в делах гор.... 2. Русская душа - нараспа...ку. 3. Трус - ху...ший вра... в бою. 4. Хлеб-соль ешь, да и правду ре...ь. 5. За правду-матку и умереть сла...ко. 6. Как сам станешь по...чевать, так и люди тебя отпо...чуют. 7. Гость хозяину не ука...чик. 8. Плохую весть не торопятся ве...ть. 9. Барская про...ьба - строгий прика... 10. Для милого дру...ка и сере...ку из ушка. 11. Ученье в де...стве как резьба на камне. 12. У каждой стряпки свои поря...ки. 13. Что потерял на косовице, то наверстай на моло...ьбе. 14. Не хвались жени...ьбой третьего дня, а хвались третьего года. 15. Берут зави...ки на чужие пожитки. 16. Хорошо в доро...ке пирожок с ве...чинкой. 17. Что положишь в корму...ку, то в дойнике принесешь. 18. На каждую бука...ку ищут бума...ку.

(Пословицы и поговорки)

II. 1. Барабан гудит всё настойчивее, работа закипает, и скоро все звуки сливаются в общий приятный шум моло...ьбы (Бун.). 2. До...дь утратил постоянство и шёл порывами, переходя то в ливень, то в изморо...ь (Аре.). 3. И опять Федот Евграфович прома...ку дал: хотел немца половчее перехватить, а тот выскользнуть умудрился и свой но... из ножен выхватил (Вас.). 4. Тополя стояли неподвижно-тяжёлые, в густом инее. Сверкая в воздухе, летела изморо...ь (Бонд.). 5. Дом этот - самый обыкновенный многоквартирный московский дом со сво...чатыми воротами, глухим двором и множеством кошек - дом этот был совсем по-особому дорог ему (Вас.). 6. У пчёл тесно переплелись ни...шая, врождённая деятельность, с одной стороны, и с другой - «деятельность, имеющая в своей основе индивидуальный опыт» (И.П.). 1. Прошёл молодой солдат с отрезанной ногой, в желтухе, с чёрными печальными глазами, ковыляя, стуча дфевя...кой (Бун.). 8. Под забором сапожника когда-то по целым дням играли в лоды...ки мещанские подрос...ки; там, бывало, стучали в забор свинчатки и раздавались крики: «Плоца! Жог! Ника!» (Бун.). 9. Тихон Ильич постучал ему [Дениске] в голову костя...ками: «Хоть бы дурь-то свою не выказывал. Кто ж так-то про о...ца говорит?» (Бун.). 10. Он [старшина] не трогал Комелькову, не окликал, по себе зная, что первая рукопа...ная всегда ломает человека, переступая через естественный, как жизнь, закон «не убий» (Вас.). 11. Тогда он [старшина] ра...стегнул кармашки на её [Сони] гимнастёрке и достал о...туда комсомольский билет, спра...ку о курсах перево...чиков, два письма и фотографию (Вас.). 12. Мерно ходила колоту...ка под окнами, звонко выделывала на морозном воздухе плясовую (Бун.). 13. Дядя сидит за столом, пьет чай и курит. На нём высокие болотные сапоги с реме...ками и пря...ками, а в зубах мун...штук с резной собачьей головою (С.-Мик.). 14. Морщась от наносимого ветерком дыма, {пошевеливает он в золе дымящейся кочерё...кой, выкатывает из огня чёрные, обугли...шиеся карго...ки (С.-Мик.). 15. От кустов этих бежала зи...загами человеческая фигурка, падала, ползла, вставала и вно...ь бежала сюда, к высоте (Бонд.). 16. Они миновали мост над жёлтой дорогой - здесь дуло пронзительным холодом: далёкие огни во...зала дрожали в розоватом пару (Бонд.).

 

Упражнение 27. Вставьте недостающие орфограммы. Докажите свой выбор путём подбора родственных слов.

Фура...ка, кочерё...ка, впереме...ку (беспорядочно), беспло...ное дерево, малое...ка, весну...чатый, теле...ка, дворня...ка, дерю...ка, изморо...ь (осенняя), лоды...ка, зама...ка, вспа...ка полей, сне...ки (игра), кру...ка, меховая шу...ка, древние пре...ки, водово...ка, варе...ка, на...колоть, ве...чинный пирог, диспе...черский, тёплая пого...ка.

1.4.2.

Двойные согласные в корне и на стыке корня с суффиксом и приставкой

В русских словах встречаются двойные согласные жж, ее, нн. 1. Согласные жж пишутся в словах вожжи, жужжать, дрожжи, можжевельник и в производных от них (вожжаться - прост., дрожжевой, можжевеловый и др.), а также в корнях слов и их форм, образованных от глагола жечь (корень -жег-): жжешь, жжет, жжем, жжете, жженый, жженный, выжженный, изожженный, прожженный и др. Здесь вторая ж - результат чередования г - ж (жг-у - жж-ет).

Слово изжога пишется через зж, так как состоит из приставки из- и корня -жог; слово жужелица пишется с одной ж.

2. Согласные сс пишутся в слове ссора и производных от него (ссориться, поссориться, поссорившийся, рассориться и др.), а также в словах с корнем росс-: Россия, россиянин, россиянка, великоросс, малороссиянин, малороссиянка. В корне рус- пишется одна с; русист, русифицировать, обрусеть, белорус, но: русский, белорусский, так как прибавляется суффикс -ск-.

3. Согласные нн пишутся в слове одиннадцать (по происхождению из сочетания один на десять).

4. Двойные согласные сохраняются в абсолютном конце слов при их изменении (группа - групп, колонна - колонн) и в производных от них словах, независимо от того, какая буква следует за двойными согласными (гласная или согласная): балл - пятибалльный, ватт - стоваттный, галлы - галлицизм - галломан - галльский, грипп - грипповать - гриппозный, класс - классный - классовый - первоклассный, клемма - клеммник - клеммный, коралл -коралловый, колосс - колоссальный, металл - металлист - металлизация - металлолом - металлический - металлограф - металлосодержащий; Бонн - боннский, Дарданеллы - дарданелльский (написание с одной л считается устаревшим и не рекомендуется), Сорбонна - сорбоннский, Ницца - ниццкий и др.

5. Двойные согласные пишутся в сложносокращенных словах, если одна часть оканчивается, а другая начинается одной и той же буквой: главврач, главветврач, Главводхоз, замминистра, поммастера.

6. Двойные согласные сохраняются в сложных словах перед дефисом: пресс-атташе, пресс-папье, пресс-конференция, пресс-центр и др.

Примечания: 1. Не распространяется правило о сохранении двойных согласных в производных словах на следующие случаи:

1) если первая часть сложносокращенного слова оканчивается двумя одинаковыми согласными, то пишется только одна согласная: грамзапись (граммофонная запись), групорг (групповой организатор), корпункт (корреспондентский пункт), класрук (классный руководитель) и др. (исключением является технический термин прессшпан (нем.) - «тонкий плотный глянцевый картон, применяемый для книжных переплетов, а также как изоляционный материал в электронике»). В конце сложносокращенных слов военкор, рабкор, селькор, собкор, спецкор, юнкор и производных от них (военкоровский, селькоровский, юнкоровец и т.п.) пишется одна буква р. Подобные слова необходимо отличать от графических сокращений типа соб. корр., спец. корр., представляющих два самостоятельных слова (собственный корреспондент, специальный корреспондент);

2) одна согласная пишется в формах субъективной оценки собственных имен, если суффикс начинается с согласной: Алла - Алка (но: Аллочка - перед гласной), Инна - Инка (Инночка), Кирилл - Кирилка (Кириллушка), Филипп - Филипка (Филиппок), Эмма - Эмка (Эммочка) и др.;

3) в некоторых словах перед суффиксом пишется одна согласная: антен-щик, антен-ка (хотя антенна, антенный, антенночка); буден-овка (хотя Буденный, буденновский, буденновец); кристаль-ный, кристальность, кристально, кристальчик (в остальных словах пишутся две л: кристалл, кристаллический, кристаллик, кристаллизация и др.); колонка (во всех значениях), колончатый, колонковый, колоночный, полуколонка, колонтитул, колонцифра (в остальных словах пишется удвоенная н: колоннада, колоннообразный, полуколонна и др.; манка (хотя манная крупа); нуль, нулевой, нулевка (хотя нуллифицировать, нуллификация); оперетка, опереточный, опереточник (хотя оперетта); -тонка - составная часть сложных существительных: полуторатонка, трехтонка (хотя тонна, тоннаж, полуторатонный); финский, Финляндия, финка (хотя финн, финно-угорский); форменка (хотя форменный);

4) слова бриллиант, бриллиантовый, бриллиантин, бриллиантщик имеют орфографические варианты: брильянт, брильянтовый, брильянтин, брильянтщик. Слово бильярд и производные от него: бильярдная, бильярдный пишутся через ь, хотя допускаются и варианты: биллиард, биллиардная, биллиардный.

2. Слова биллион, миллиард, миллион, триллион пишутся только с двумя л.

7. Двойные согласные пишутся на стыке корня и приставки, если приставка оканчивается, а корень начинается той же буквой: беззаветный, бесследный, бесспорный, бессонный, рассердить, расставить, иззубрить, иссушить и т.п. При написании подобных слов необходимо обращать внимание на значение слов, которое мотивируется производящей основой или приставкой. Так, разные производящие основы у слов расстроиться, расстройство (ср. настроиться, настроение) и растроиться («разложиться на три части»: шнур растроился); разные приставки у слов поддать («подбросить вверх ударом снизу, ударить кого-либо») и подать («дать, поднести»); такие же приставки (под- и по-) у глаголов поддаться («уступить воздействию чего-, кого-либо, не оказать сопротивления») и податься («сдвинуться с места, переместиться в каком-либо направлении, отправиться куда-либо»).

Написание слов типа оббегать и обегать, оббить и обить правомерно с одной и двумя согласными.

8. Двойные согласные в корне характерны для заимствованных слов, их наличие определяется по орфографическому словарю: аббревиатура, агрессия, апеллировать, аппликация, асимметрия, баллотировать, биссектриса, дилемма, дистиллировать, иллюзия, иллюминация интеллект, клемма, кассета, коллекция, коммерция, оккупация, пассив, силлабический, хлорофилл, эллипс и др.

Примечание. Не рекомендуется определять двойную согласную в заимствованном слове путем сопоставления его со словом языка-оригинала, так как при обрусении иноязычного слова вторая согласная в русском языке может утратиться, ср.: адрес (фр. adress), атрибут (лат. attributum), бизнес (англ. business), десерт (фр. dessert), канонада (фр. canonnade), апартаменты (фр. appartement), офицер (нем. Offizier), пудинг (англ. pudding), ресурсы (фр. ressources) и др.

Упражнение 28. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы. В случае затруднений обращайтесь к орфографическому словарю.

1. Ас...истент, ап...етит, апелляция, ап...ендицит, ак...устика, ал...юминий, ам...униция, ап...атия, ас...им...етрия, ам...ортизация, ал...огизм, аксес...уар, ак...уратный, ак...лиматизироваться, ас...имиляция, ак...омпанемент, ак...умулятор, ат...естат, ат...ракцион, ап...артеид, аг...регат, ал...юр, ан...улировать, ас...онанс, аф...ект.

2. Баркарол...а, 6люм...инг, 6ар...икада, бал...юстрада, бил...ингвизм, бацил...а, берил...ий, бюл...етень, бар...ок...о, бел...етристика, бис...ектриса, брут...о, буд...изм, буф...онада; вас...ал, вет...о, варьет...е; гал...юцинация, гал...ерея, гип...оп...отам, гал...антерея, гип...ертония, грос...мейстер, гум...анизм.

3. Диф...еренциал, дрес...ировать, дес...ант, децибел...; им...итация, импрес...арио; кал...играфия, кас...ация, кавал...ерия, кар...икатура, кол...егия, ком...юнике, Кол...изей, кор...идор, ком...утатор, кор...ектный, кал...ория, кор... ида, коэф...ициент; лил...ипут; мус...ировать, мас...он, мул...ат; нарцис..., нип...ель, инвел...ировать.

4. Ок...упация, оп...озиция, оп...онировать, от...оманка; парал...ел...епипед, пас...ажир, пер...он, пан...орама, политес..., пес...имизм, привил...егия, продюс...ер; рас...а, рус...изм, рес...ора, рес...урсы; сет...ер, стел...аж, сур...огат; тен...ис, тер...ас...а, тер...итория; цел...юлоза; эл...ипс, эл...ита, эс...енция.

 

Упражнение 29. Объясните значение следующих слов, составьте с ними словосочетания. В случае затруднений обратитесь к «Словарю иностранных слов».

Аккомодация, аккорд, аллегро, аккредитовать, аккультурация, аннулировать, ассигнация, иллюзия, пассивный, апелляция.

 

Упражнение 30. От следующих глаголов образуйте имена существительные, подчеркните у них удвоенные согласные.

Диссимилировать, дифференцировать, аккумулировать, дискуссировать, плиссировать, регрессировать, репрессировать, ассистировать, комментировать, программировать, терроризировать, иммигрировать, иммунизировать.

 

Упражнение 31. Перепишите, удваивая, где необходимо, согласную. Сверьте написанные слова по орфографическому словарю.

1. К плававшему поверх окопов едкому запаху пороховой гари примешался острый и горький душок ж...еного дерева (Ш.). 2. Уханов рас...тегнул ремень, сдёргивая с него ма...сивную глянцевую кобуру с парабе...лумом (Бонд.). 3. Вдруг на противоположном возвышении дороги показались войска в синих капотах арти...лерия (Л. Т.). 4. Чуть бре...жило; фонарь, поставленный на землю, освещал тихо падавшие снежинки (М. Г.). 5. Там, еле слышный и незримый, пропе...лер продолжает петь (Бл.). 6. Переправившись через реку вброд, мы взобрались на те...расу, развели огонь и начали сушиться (Арс.). 7. Над моей головой прожу...жал отбитый от камня осколок (Закр.). 8. Листва березовой а...леи была вся прозрачна на заходящем солнце (Л. Т.). 9. В посёлке на поляне возле каме...ного ко...теджа расположилась студенческая компания (Вор.). 10. Взошло тёплое августовское солнце, и степь светилась золотом, но уже со всех сторон дымились за...женные травы (Закр.). 11. В кабинете был полусвет, и Настеньке показалось, что на широкой о...томанке лежит один плед (А. Т.) 12. Командир и коми...cap молча смотрели друг на друга. Всё было понятно без слов: остров со всех сторон обложен, коммуникации порваны (Кат.). 13. Вечером была и...люминация. По улицам, освещённым плошками и бенга...льским огнём, до позднего вечера гуляли толпами солдаты (Ч.).

1.4.3.

Непроизносимые согласные

В русском языке имеются слова, в корневой морфеме у которых рядом сочетаются несколько согласных, при этом в устной речи один из согласных выпадает, не произносится, ср.: известный [изв'эсный], сверстник [св'эр'с'н'ик], радостный [радъсный], сердце [с'эрцъ] и др. Учитывая такую особенность, орфография регламентирует правила правописания непроизносимых согласных, отражая действие морфологического принципа.

Для проверки непроизносимого согласного в корне необходимо изменить это слово или подобрать однокоренное, чтобы этот согласный оказался перед гласным: вестник (вести), окрестность (перекресток), явственный (явиться), свистнуть (свистеть), яства (есть, старосл. ясти), честный (с честью), яростный (в ярости) и т.п.

Не рекомендуется проверять исходным корнем написание следующих слов: лосниться (хотя лоск), блеснуть (хотя блеск), склянка (хотя стекло), плеснуть (хотя плескать). В этих и подобных словах произошло историческое изменение (ср. также: ка(П.)нуть - кануть в Лету; сги(б)нуть).

В устной речи слова, образованные от разных корневых основ, могут совпадать по звучанию (паронимы), поэтому при написании необходимо учитывать значение слова, употребленного в словосочетании или в тексте. Вот некоторые из них: констатация (установление необходимости, несомненности существования, наличия чего-либо: констатация факта) и константа (постоянная величина в ряду изменяющихся); косный (отсталый, тяготеющий к старому: косное отношение к образованию) и костный (от кость: костный мозг); норманнский (от норманны: норманнское нашествие) и нормандский (от Нормандия: нормандский климат); шествовать (торжественно идти) и шефствовать (оказывать помощь, быть шефом).

По-разному пишутся и слова, близкие по звучанию: участвовать (сотрудничать в чем-либо, ср.: составная часть) и чувствовать (ощущать, испытывать внешние воздействия; словарное слово); эскалатор (подъемно-транспортная движущаяся лестница, из англ. escalator) и экскаватор (землеройная машина, из лат. excavare).

Необходимо различать написание слов явственный (от явиться, ср.: явный, явление) и яства (разнообразные, изобильные, изысканные кушанья; устар. форма ед.числа яство, образовано от старосл. ясти с помощью суффикса -тв-; ср.: би-тв-а, моли-тв-а, жа-тв-а); ровесник (от слова ровесный - диал. одинаковый, которое в свою очередь образовалось от слова рово - временная мера, имевшего в косвенных падежах наращение ес, ср. совр. чудо - чудеса, с помощью суффикса -ик) и сверстник (образовалось от исчезнувшего древнерусского слова съвьрстьный - одинаковый по длине, возрасту, которое восходит к славянскому слову верста - мера длины, с помощью суффикса -ик - совр. -ник).

Написание слов дерматин, инцидент, прецедент и производных от них рекомендуется запомнить.

Упражнение 32. Перепишите, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы. В скобках укажите проверочное слово.

Гиган...ский, горес...ный, голлан...ский, доблес...ный, завис...ливый, интерес...ный, звез...ный, интеллиген...ский, искус...ный, корыс...ный, комендан...ский, крепос...ной, капус...ница, кос...ный (отсталый), лес...ница, ненавис...ный, несчас...ный, ненас...ный, неснос...ный, опас...ность, окрес...ность, плес...нуть, пос...лать (постель), перекрестный, прелес...ный, предчу...ствовать, радос...ный, рес...ница, реше...чатый, под уз...цы, совес...ливый, съес...ной, трос...никовый, телес...ный, хлес...нуть, чудес...ный, чес...вовать, шес...надцать, ярос...ный.

Упражнение 33. Вставьте, где необходимо, недостающие орфограммы. Объясните их написание.

I. 1. В ком нужда, того знаем, как че...ствовать. 2. Гости позваны, так и постели пос...ланы. 3. Как пос...лал, так и выспался. 4. Прошла молодость - не попрощалась, пришла старость - не поздра...ствовалась. 5. По...чевать можно, неволить грех. 6. Невестой прелес...на, женой - кочерга.

(Пословицы).

II. 1. В гиган...ском коло...це сосновых стволов, в своей одинокой убогой сторожке Лесник пообедал и хлебные крошки Смахнул на ладонь, молчалив и суров (Забол.). 2. Осенних листьев ссохлось вещество и землю всю ус...лало... Дух осени, дай силу мне владеть пером! В строенье воздуха - присутствие алмаза (Забол). 3. Над головой хлес...нула пулемётная очередь (Бонд.). 4. Под мостом Нева-река. По Неве плывут кроншта...цы. От винтовок говорка скоро Зимнему шататься (М.). 5. Жилец земли, пятидесяти лет, Подобно всем, счас...ливый и несчас...ный, Однажды я покинул этот свет И очутился в мес...ности безглас...ной (Забол.). 6. Это сознание одиночества в опас...ности - перед смертью, как ему казалось, - ужасно тяжёлым, холодным камнем легло ему на сер...це (Л. Т.). 7. И в ярос...ном блеске природы Мне снились московские рощи, Где синее небо бледнее, Растенья скромнее и проще (Забол). 8. Опять мне блес...нула, окована сном, Хрустальная чаша во мраке лесном (Забол.). 9. В душном воздухе молчанье, Как предчувствие грозы, Жарче роз благоуханье, Резче голос стрекозы (Тют.). 10. Рев воды на мельнице вдруг донесся с жуткой я...ственностью (Купр.). 11. Вечером же каждому предстояло вознаградить свое терпение обильными я...ствами, сладостями, фруктами, вином и другими земными благами (Купр.). 12. Во время обеда недалеко от дома, в котором они сидели, упала бомба. Пол и стены задрожали, как от землетрясения, и окна зас...лало пороховым дымом (Л. Т.). 3. Жандармский мне обещает племянника-то даже в Сибирь зас...лать. Зашлет, собака! (М. Г.). 14. Творение писателя только тогда будет проникнуто живым трепетом и светом жизни, когда жизнь самого писателя двойственна, глубока, ярка, звучит всеми доступными человеку струнами (Верес.). 15. Зима все крепла. Целые затоны стояли уже покрытые пленкой темного де...ственно-чистого льда (Кор.). 16. На кораблях глухо бьет восьмая с...клярка (Л. Т.). 17. Калугина еще возбуждали тщеславие - желание блес...нуть, надежда на награды, на репутацию - и прелесть риска (Л. Т.). 18. Низкая автоматная очередь огненной струей полос...нула по нему сбоку, затем спереди и слева, но он не изменил направления, даже голову не пригнул (Бонд.). 19. В Суходоле с большим любопытством глядела на нее вся дворня, приставали с расспросами подруги и сверс...ницы по девичьей (Бун.). 20. Буйству воля была широкая, некому было то буйство взять под уз...цы (Фурм.). 21. На острове, по преданию, насыпанном искус...венно пленными оджами, стоял полуразвалившийся дворец (Кор.).

Упражнение 34. Перепишите, вставляя недостающие орфограммы. Мотивируйте свой выбор.

1. Наша местность в Подмосковье та самая, где дуб после долгих поисков наконец-то нашел липу, и есть такие уголки наших лесах, что почти сплошь дуб и липа. Сейчас чудес...ное время, когда липа облетает и появляется драгоценный для солки гриб, любимый всем нашим народом гриб - рыжик. Кончаются белые грибы, но мне посчастливилось, и я набрал целую корзину (Пришв.). 2. Медведица берлогу выкопала под корнями старой ели, ус...лала ее ветками (Снег.). 3. Белое ярос...ное со...нце с беспощадной скукой царило над этой пыльной площадью. Чудес...ные помидоры, так горячо и лакомо блестевшие в тени вялых листьев на огородах, здесь были упакованы в тысячи однообразных реше...чатых ящиков (Кат.). 4. Второй урок по словес...ности был в пятом классе (Ч.). 5. Я...ственно повторился странный звук (Т.). 6. Я вышел раньше всех и при помощи спички мог держаться тропы, но понемногу привык чу...ствовать дорогу ногой, как лошадь (Пришв.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: