Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной.




Часть I. О вере.

Вопрос 1. Что должен иметь православный и кафолический христианин, чтобы наследовать жизнь вечную?

Ответ. Правильную веру и добрые дела.Ибо тот, кто обладает этими двумя, тот добрый христианин и имеет несомненную надежду на вечное спасение[9], как говорит Писание: «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иак. 2:24). И немного ниже: «Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (2:26). То же самое говорит и Божественный Павел: «Имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим. 1:19). И снова: «Хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим. 3:9).

Вопрос 2. Почему христианин должен сначала веровать, а затем делать добрые дела?

Ответ. Потому, что без веры никто не может угодить Богу, по слову святого Павла: «А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» (Евр. 11:6). Поэтому, чтобы христианин был угоден Богу и, чтобы его дела были угодны Ему, необходимо, чтобы он, во-первых, имел веру в Бога, а во-вторых, чтобы он руководил своей жизнью этой верой.

Вопрос 3. В чем состоят эти два [понятия]?

Ответ. В трех богословских добродетелях – вере, надежде и любви. Мы намерены разделить это Исповедание на три части. А именно, в первой части мы будем говорить о вере. Во второй – о надежде, молитве Господней и Евангельских Блаженствах. И наконец, в третьей части – о Божественных заповедях, заключающих в себе любовь к Богу и ближнему.

Вопрос 4. Что такое вера?

Ответ. «Вера », – согласно блаженному Павлу, – «есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. В ней свидетельствованы древние » (Евр. 11:1-2). Или, православная, кафолическая и апостольская вера заключается в том, чтобы веровать сердцем и исповедать устами единого Бога в трех Лицах. Как учит нас тот же Павел, «сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению » (Рим. 10:10).

Кроме того, каждый православный христианин должен твердо и без сомнения верить всем догматам веры, в которые верит Кафолическая и Православная Церковь, в те, которые были переданы апостолами Церкви от Господа нашего Иисуса Христа, разъяснены и утверждены Вселенскими соборами (VI собор, правило 28). Он должен действительно и искренне верить в них, как повелевает Апостол: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим » (2Фес. 2:15). И снова, в другом месте: «Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам » (1Кор. 11:2). Из чего видно, что догматы веры получают свой авторитет и утверждение в некоторой степени от Священных Писаний, в некоторой степени от церковного Предания и учения соборов, и Святых Отцов. Святой Дионисий [Ареопагит], объясняя это, говорит таким образом: «Ибо сущность нашей иерархии составляют богопреданные слова. Самыми досточтимыми словами мы считаем те, которые преданы нам богодухновенными священносовершителями нашими в священных книгах и богословских писаниях; равно как и те, коим наши вожди научены были от тех священных мужей более невещественным способом наставления, который некоторым образом подходит к способу наставления небесной иерархии, от ума уму при посредстве слова телесного, хотя более невещественного, без писания »[10]. То есть догматы Церкви бывают двух видов: одни переданы письменно – те, которые содержатся в Божественных книгах Священного Писания, а другие переданы апостолами устно. Эти самые были объяснены соборами и Святыми Отцами. На этом двойном основании строится наша вера, которую надлежит не только хранить в тайне сердца, но и устами возвещать и исповедовать без страха и сомнения, согласно священному Псалмопевцу: «Я веровал, и потому говорил » (Пс. 115:1; 2Кор. 4:13); мы веруем и потому говорим.

Вопрос 5. Сколько членов кафолической и православной веры?

Ответ. В соответствии с Символом первого собора, состоявшегося в Никее, и второго, состоявшегося в Константинополе, членов (τὰ ἄρθρα) православной и кафолической веры двенадцать. На этих соборах все, что относится к нашей вере, изложено так подробно и точно, что мы должны верить ни больше, ни меньше, чем сказано здесь, и мы не можем понимать или истолковывать это иначе, чем те отцы. Однако, некоторые из этих членов сами по себе ясны и очевидны, а другие заключают в себе нечто сокровенное, откуда узнаются и прочие [истины][11].

Вопрос 6. Какой первый член веры?

Ответ. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

Вопрос 7. Какое учение содержится в этом члене веры?

Ответ. Этот член включает в себя два догмата. Во-первых, мы должны верить и исповедовать, что Бог един (Втор. 6:4), поклоняемый в Пресвятой Троице, и что в Божестве Отец есть начало и корень Сына и Святого Духа. Во-вторых, что этот Триединый Бог сотворил все из ничего, как видимое, так и невидимое, как свидетельствует Псалмопевец: «Он сказал – и стало, повелел – и создалось » (Пс. 32:9).

Вопрос 8. Как я должен мыслить о Боге?

Ответ. Ты должен верить, что Бог един в Пресвятой Троице, согласно этим словам Писания: «Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас » (Еф. 4:6). Тот, Кто, по Своей бесконечной благости, сотворил этот мир из ничего, чтобы другие существа, прославляя Его, могли приобщиться к Его Благости; не так, чтобы Он нуждался в чем-либо, ибо Он Сам в Себе всесовершенен и преславен. Однако ни одно творение, будь то видимое или невидимое, даже сами ангелы, не может постичь природу Бога, поскольку между Творцом и творением не может быть никакого сравнения. Достаточно для нас, как говорит святой Кирилл Иерусалимский, «если мы знаем, что имеем Бога Единого, Бога существующего и вечного, Который всегда подобен Самому Себе, и есть Тот же »[12], и что, кроме Него нет другого Бога, как говорит Сам Бог через Пророка: «Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога » (Ис. 44:6). Таким же образом и Моисей, увещевая Израильский народ, так говорит: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть » (Втор. 6:4).

Вопрос 9. Но если Бог один, то, по-видимому, необходимо, чтобы и Лицо у Него было одно.

Ответ. Нет никакой необходимости. Ибо хотя Бог по своей природе и сущности один, однако, в Лицах Он Троичен, как учит Сам наш Спаситель, говоря своим апостолам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Отсюда ясно, что в одном и том же Божестве три Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Отец, Который прежде веков рождает Сына из Своей сущности, и производит Духа Святого; Сын, родившийся от Отца прежде веков, и единосущный Ему; Дух Святой, от вечности исходящий от Отца, единосущный Отцу и Сыну, как поясняет Божественный Дамаскин в словах о том, что Сын и Святой Дух происходят от одной и той же причины, а именно от Отца[13]. И в другом месте [говорит], что Сын от Отца имеет бытие образом рождения. Дух Святой также от Отца, но не образом рождения, а исхождения[14]. Кроме того, Григорий Богослов на слова Апостола к Римлянам: «Ибо все из Него, Им и к Нему » (11:36), говорит так: «Первое – Отцу, второе – Сыну, третье – Святому Духу »[15]. Из этого видно, что в Божестве есть Троичность. При этом мы без всякого различия и исключения крестимся во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Ибо то, чем Отец является по Своей природе, тоже самое есть Сын и Святой Дух. Отец же по Своей природе – истинный и вечный Бог, Творец всего видимого и невидимого. Таковы, следовательно, совершенно без какого-либо различия, Сын и Дух Святой, и Они единосущны друг другу, согласно учению Евангелиста Иоанна: «Три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино » (1Ин. 5:7). В этих словах исключается только то, что Отец в Божестве – причина Сына и Святого Духа, что эти два Лица имеют бытие от Него, а Сам Он ни от кого.

Так мы научены самой вечной Истиной, Иисусом Спасителем нашим. Так мы приняли от святых Апостолов. Так, и только так, учили, провозглашали и утверждали Вселенские и Поместные соборы, и учители Церкви. Так исповедует наша Православная и Кафолическая Церковь. За эту веру святые мученики пролили свою кровь, и предпочли смерть этой жизни. Так и мы должны веровать от всего нашего сердца, не имея сомнения, и сохранять эту веру твердо и непоколебимо, даже, когда необходимость потребует умереть за нее, в надежде спасения, при помощи наших добрых дел, за которые мы получим вечные награды на небесах.

Вопрос 10. Я хотел бы, чтобы Тайна Святой Троицы была мне объяснена более полно.

Ответ. Эту Тайну нельзя вполне объяснить, используя какое-либо сравнение, так чтобы мы ясно поняли, как Бог, Который по Существу только один, Троичен в Лицах. А что никакое подобие не может в достаточной мере выразить Его, об этом Бог, имя Которого Иегова[16], Сам свидетельствует через Пророка: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны?» (Ис. 46:5). Так что никакой ум, не только человека, но и ангела, неспособен постичь или выразить [Его] языком; а потому мы должны мудро сказать вместе с Апостолом: «Мы сокрушаем умствования и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу» (2Кор. 10:5). Мы твердо верим, что Бог Отец, сущий от века и в век, и ни от кого не происходящий, рождает Сына и производит Духа Святого, как свидетельствует более подробно в своем Символе святой Афанасий. И, довольствуясь этой простотой веры, не будем исследовать [этот догмат] глубже, потому что любопытное исследование сокровенного в Боге запрещено в Писании: «Чрез меру трудного для тебя не ищи, и, что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто» (Сир. 3:21-22). Довольно для нас, что то же самое Священное Писание Ветхого Завета, свидетельствуя нам о едином Боге, учит нас и троичности Лиц: «Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26). И: «Вот, Адам стал как один из Нас» (Быт. 3:22). Также: «Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого » (Быт. 11:7). И Пророк ясно показывает это, говоря: «И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6:3). И Священный Псалмопевец сказал: «Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их» (Пс. 32:6). Об этом многократно говорят и Священное Писание и учители Церкви.

Вопрос 11. Какие есть свойства Божьи?

Ответ. Как Бог непостижим, так и свойства Его непостижимы. И все же, насколько мы можем узнать о них из Священного Писания и от учителей Церкви, настолько можем размышлять и говорить о них. Итак, следует знать, что свойства Бога бывают личными и существенными.

Вопрос 12. Какие есть личные свойства Бога?

Ответ. Личными свойствами Бога являются те, которыми Лица Пресвятой Троицы отличаются друг от друга, так что одно Лицо не может быть другим. Таким образом, Лицо Отца не является Лицом Сына, поскольку Отец не рожден ни от кого, а Сын по существу рожден от Отца прежде веков, как говорит Писание: «Из чрева прежде денницы Я родил Тебя» (Пс. 109:3). Итак, Отец, Сын и Дух Святой, нерожденное, рожденное и исходящее, это то, что разделяет Божественные Лица, но не их сущность, которая сама в себе неделима и отделена только от сотворенных существ. Нерожденный и рожденный не может быть одним Лицом. Подобным образом мы должны мыслить и о Святом Духе, Который исходит от сущности и природы Отца безначально, то есть от вечности, и единосущен Отцу и Сыну. Однако, Он отличается от Отца личным свойством, потому что от Него исходит. Подобным образом отличается также и от Сына, потому что Он имеет бытие от Отца не рождением как Сын, но исхождением, и в этом единосущен Сыну, как от той же природы Отца, с Которым Они оба единосущны, как имеющие одну и ту же природу с Ним. Об этом Григорий Богослов рассуждает так: «Сын и Дух Святой имеют то общее, что и то и другое из сих двух Лиц есть от Отца. Свойство же Отца есть то, что Он нерожден; Сына, что Он рожден; Духа Святого, что Он исходит »[17].

Кроме того, все дело воплощения является личным свойством (προσωπικὸν ἰδίωμα) Сына, поскольку ни Отец, ни Святой Дух не принимали плоти. Вот каким образом Святая Кафолическая и Апостольская Церковь учит нас верить и исповедовать единого Бога по природе в трех Лицах. Об этом читай [в деяниях] Первого Никейского собора и Второго Вселенского Константинопольского собора.

Вопрос 13. Какие есть существенные свойства Бога?

Ответ. Существенные свойства Бога – это те, которые в равной степени принадлежат Отцу, Сыну и Святому Духу, а именно: быть Богом, быть вечным, бесконечным, благим, всемогущим, быть Творцом, Промыслителем, всевидящим, всеприсутствующим, наполнять все, знать все тайное и явное. Кратко сказать, кроме тех личных свойств, о которых сказано выше, то есть, Отцу – быть нерожденным и причиной [Лиц], Сыну – быть рожденным и Словом воплощенным; Духу Святому – быть исходящим – все остальное, что говорится о Боге, собственно является свойствами Божественной природы и в равной степени относится к трем Лицам без какого-либо различия.

Вопрос 14. Почему только это свойство – «всемогущество», выражено в первом члене Символа Веры?

Ответ. Потому, что это слово точнее выражает свойство Бога, поскольку ни одно сотворенное существо не может быть названо «всемогущим», по двум причинам, а именно: во-первых, потому, что оно получает свою природу не от самого себя, а от своего Творца, и, во-вторых, потому что ни одно тварное существо не может произвести что-то из ничего. И то и другое принадлежит только всемогуществу Бога. А то, что Бог всемогущ, Он Сам показывает это в Откровении: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (1:8). То же самое говорит Архангел Гавриил: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (Лк. 1:37). Тем не менее, это вседержительство и всемогущество Бога определяются Его волей и благоволением, поэтому Он делает не все то, что может, но делает и может делать только то, что хочет. Как говорит Священный Псалмопевец: «Бог наш на небесах и на земле; творит все, что хочет» (Пс. 113:11). Несомненно, если бы Он захотел, то создал бы шесть тысяч миров так же легко, как и этот, но Он не захотел. Кроме того, мы должны рассматривать Божественное Всемогущество в сочетании с совершенством, лишенным всякой, даже малейшей слабости или несовершенства, как это покажет данный пример. Бог не может быть злым, Он не может грешить, не может лгать или отречься Себя (2Тим. 2:13; Евр. 6:18), как говорит Павел, поскольку это несовершенства. Если бы Бог мог быть злым, или бы грешил, или бы отрекался Самого Себя, то Он не был бы всемогущим, так как это признаки несовершенств. Итак, Бог всемогущ согласно с Его волей и совершеннейшей благостью, как воспевает Его Пророк-песнопевец: «Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты – Бог, творящий чудеса; Ты явил могущество Свое среди народов » (Пс. 76:14-15). Наконец, Он назван Всемогущим или Вседержителем, потому что все находится в Его власти, и, потому что Он сотворил мир без всякого препятствия и без всякого труда, но одним Своим желанием.

Вопрос 15. Если Бог безграничен и вездесущ, то почему говорится, что Он живет на небесах и в некоторых известных местах земли преимущественно?

Ответ. Это говорится не потому, что будто бы небо, или Сион, или какое-нибудь другое место могло вмещать в себе нематериальное и бестелесное Божество – Бог не занимает никакого места, а Сам для Себя является местом. Но поскольку Он действует в этих местах особенным образом, и по причине того, что Его действия и благодать являются там очевиднее и многократнее, то говорится, что Он обитает там. «На небесах », – говорит священный [Иоанн] Дамаскин, – «потому что там Ангелы, творящие волю Его и всегда Его прославляющие. На земле: ибо на ней во плоти обитал с человеками. В Святой Церкви: поскольку в ней преимущественным образом дается благодать Его верным, и проповедуется слава Его. Подобным образом и всякое место, в котором каким-нибудь образом открывается благодать Божия, называется местом Его »[18].

Вопрос 16. Если, по твоим словам, одному только Богу свойственно знать все, тайное и явное, то каким же образом это знают ангелы и, среди людей, пророки?

Ответ. Бог знает все тайны и глубины людей и Ангелов Сам Собой, и не только тогда, когда они мыслят, но и прежде создания мира, как говорит Писание: «Очи Господа в десять тысяч крат светлее солнца и взирают на все пути человеческие, и проникают в места сокровенные» (Сир. 23:27-28). И еще: «Ибо Господь знает всякое ведение и прозирает в знамения века, возвещая прошедшее и будущее и открывая следы сокровенного» (Сир. 42:18-19). И Иоанн в Откровении: «Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим» (2:23). Но Ангелы и люди, если и узнают иногда сокровенное будущее, то узнают его по Бoжественному откровению, как свидетельствует Писание: «[Бог] открывает глубокое и сокровенное » (Дан. 2:22). Как Он открыл Елисею, что раб его Гиезий тайно взял на пути у Неемана (4Цар. 5:26), и апостол Петр узнал, что сделали Анания и Сапфира (Деян. 5:11). Такое знание было и у всех пророков.

Вопрос 17. Есть ли еще другие свойства Бога?

Ответ. Свойства Божии неисчислимы; но и тех, о которых, как необходимых для спасения, мы до сих пор говорили, достаточно, чтобы научить нас, как мы должны думать о Боге. Итак, оставив другие [свойства], верь твердо и несомненно, что Бог един в трех Лицах, всемогущ, вездесущ и всеведущ, неизменяем по существу, и вечен.

Вопрос 18. В этом члене использовано слово «Творец». Значит, Бог является Творцом всего?

Ответ. Без всякого сомнения, Бог является Творцом всего видимого и невидимого. Прежде всего[19] Он создал из ничего, Своей мыслью, все небесные Силы, чтобы они могли быть главными провозвестниками Его славы, и этот разумный мир, который, по данной ему благодати, знает Бога, и в совершенном послушании всегда исполняет Его волю. После этого Он создал из ничего этот видимый и материальный мир. Наконец, Он сотворил человека, составленного из нематериальной, разумной души и материального тела[20]. Этот человек, созданный таким образом, может быть выражением того, что один и тот же Бог был Творцом обоих миров. Отсюда человека не зря называют «микрокосмом» или маленьким миром, поскольку он носит в себе самом образ всего великого мира[21].

Вопрос 19. Поскольку Бог сотворил в первую очередь Ангелов, я бы хотел знать, что мы должны думать о них?

Ответ. Ангелы – это духи, которых Бог сотворил из ничего, чтобы они служили Ему и прославляли Его, а в этом мире служили людям и приводили их в Царство Божие. На них возложены попечение и забота о городах, царствах, странах, монастырях, церквях, о духовных и мирских людях. Это видно из Деяний Апостолов, где приведен пример того, как «Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни» (5:19). И еще: «Ангел Господень предстал.. И сказал ему Ангел: опояшься и обуйся. Он сделал так. Потом говорит ему: надень одежду твою и иди за мною» (Деян. 12:7,8). И немного после: «Тогда Петр, придя в себя, сказал: теперь я вижу воистину, что Господь послал Ангела Своего и избавил меня из руки Ирода и от всего, чего ждал народ Иудейский» (12:11). Они также хранят и малолетних детей, как учит Спаситель наш: «Говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18:10). Кроме того, они приносят наши молитвы и милостыни, а также другие добрые дела перед Божественным Величием. Не потому, что Бог Сам не видит наших милостыней и не слышит нашей молитвы, но потому, что они ходатайствуют за нас. И при первом Завете, прежде чем был дан Закон Моисея, Ангелы были учителями закона и воли Божией для наших праотцов и вели их путем спасения, как свидетельствует священный Дионисий[22]. И после получения Закона, они наставляли людей и руководили их к добру. Само Писание доказывает это, когда говорит, что ангелы являлись пророкам и предсказывали им будущее. Так, Ангел предупредил Иосифа, чтобы он избежал замысла Ирода. «Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его» (Мф. 2:13). И снова, когда он боялся принять к себе Пресвятую Деву (Мф. 1:20), Ангел Господень ободрил и наставил его. Они также объявляют о делах Божиих. Так, когда Христос родился в Вифлееме, они рассказали об этом пастухам (Лк. 2:8-11). Ангелы также по повелению Бога везде находятся при каждом человеке и избавляют нас от многих опасностей, прогоняя врага наших душ, который всегда жестоко преследует человека всякий раз, когда заметит, что Бог попускает ему. А что ангел хранит нас, мы можем ясно видеть из того, что Писание говорит об уповающем на Господа: «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих: на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею» (Пс. 90:11-12).

Вопрос 20. На сколько степеней разделяются ангелы?

Ответ. Как говорит Дионисий, они разделяются на девять хоров, которые в свою очередь разделены на три степени[23]. На первой степени находятся те, кто ближе к Богу, как например: Престолы, Херувимы и Серафимы. На второй [степени]: Власти, Господства и Силы. На третьей [степени]: Ангелы[24], Архангелы, Начала. Они расположены в таком порядке, что низшие ангелы просвещены и получают Божественные благодеяния от высших.

Эти ангелы всегда пребывают в любви к Богу, получив такую благодать, что они не могут пасть, потому что они не послушали Люцифера, когда тот искушал их восстать против Бога. Они утвердились так лишь Его благодатью, а не благодаря своей собственной природе. Этих кратких замечаний, сделанных по краткости этого православного учения, достаточно для познания ангелов. Итак, зная, что ангелы помогают нам и ходатайствуют за нас, мы призываем их во всякой нашей молитве, чтобы они молили Бога за нас. Особенно ангела, который является нашим хранителем.

Вопрос 21. Что мы должны думать о злых ангелах?

Ответ. Все они сотворены Богом добрыми, ибо то, что Бог сотворил, было сотворено добрым. Но они стали злыми по своей воле, как свидетельствует Господь наш об их начальнике: «Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44). Они вожди всякого нечестия, постоянные хулители Божественного Величия, обманщики человеческих душ, и они, и их орудия, согласно Писанию: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1Пет. 5:8). Однако следует знать, что демоны не могут применять какое-либо насилие в отношении любого человека или другого существа, если им не попущено Богом, как свидетельствует Писание: «Бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите» (Мф. 8:31-32). Также каждому следует знать и то, что они не могут заставить человека согрешить, а только обольщают его искушением; потому что человек наделен свободной волей, и его свободе даже Сам Бог не делает какого-либо насилия или принуждения. Поскольку же они осуждены навечно, они никогда не смогут стать причастниками Божественной благодати, как сказано: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф. 25:41).

Вопрос 22. Какое понятие следует иметь о другом творении?

Ответ. Что Бог создал все из ничего Своим повелением, и наконец, сотворил человека, и поставил его господином над всем творением, которое находится под небесами, сказав: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). То же самое говорит и Священный Псалмопевец: «Поставил его владыкою над делами рук Твоих; всё положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс. 8:7-9). И выше: «Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его» (Пс. 8:6). Но поскольку человек не сохранил заповеди Бога в раю, когда был невинным, но взял от запрещенного плода и вкусил, то за это он лишился своего достоинства и того состояния, какое имел во время своей невинности. Он был изгнан из рая и стал таким, каким его описал Пророк: «Человек, будучи в чести, не уразумел, сравнялся с несмысленными скотами и уподобился им» (Пс. 48:21), и услышал: «Прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19).

Вопрос 23. Каково было состояние невинности человека, то есть его чистоты и безгрешности?

Ответ. Состояние безгрешности, то есть невинности (согласно святому Василию) двояко[25]. Во-первых, это добровольное удаление от грехов, то есть когда человек по собственной решимости удаляется от грехов, познав зло через опыт и долговременный навык к нему. Во-вторых, это незнание и неопытность во зле, то есть когда человек не знает зла, и совершенно не испытал его, или по причине своего возраста или по другим причинам. Невинность и безгрешность в Адаме, прежде чем он согрешил, была этого второго рода, и была соединена с полным совершенством, с врожденной праведностью, как со стороны ума, так и со стороны воли. В его разуме было заключено все знание, а в его воле – вся честность и доброта. Ибо Адам знал Бога совершеннейшим образом, (сколько в то время ему было дано, и сколько было нужно), поэтому, познав Бога, он познал все остальное через Него. На это среди прочего мы имеем такое доказательство: когда Бог привел к Адаму всех животных для того, чтобы он дал им имена, он назвал каждое своим именем. И это произошло потому, что он знал их природу – не от какого-то обучения, но потому только, что мыслил и рассуждал о Боге и Его благости. Что касается воли, то она всегда покорялась разуму, хотя всегда была свободна, и человек был властен грешить или не грешить, как говорится в Писании: «Не говори: «ради Господа я отступил»; ибо, что Он ненавидит, того ты не должен делать. Не говори: «Он ввел меня в заблуждение», ибо Он не имеет надобности в муже грешном. Всякую мерзость Господь ненавидит, и неприятна она боящимся Его. Он от начала сотворил человека и оставил его в руке произволения его. Если хочешь, соблюдешь заповеди и сохранишь благоугодную верность. Он предложил тебе огонь и воду: на что хочешь, прострешь руку твою. Пред человеком жизнь и смерть, и чего он пожелает, то и дастся ему » (Сир. 15:11-17)[26]. И немного после: «Никому не заповедал Он поступать нечестиво и никому не дал позволения грешить» (15:20). В таком состоянии невинности и безгрешности человек был подобен ангелам. Но когда, преступив [заповедь], он согрешил, то немедленно в самом раю вошел в состояние греха (τὴν κατάστασιν τῆς ἁμαρτίας), и сделался смертным. Священное Писание так передает [нам это учение]: «Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23). И тогда он тотчас лишился совершенства разума и знания, и его воля склонилась больше к злу, чем к добру. Таким образом, по причине того, что человек сделал зло, состояние невинности и безгрешности изменилось в состояние греха, и совершенный человек был так унижен, что может сказать с Давидом: «Я же червь, а не человек» (Пс. 21:7).

Вопрос 24. Все ли люди подлежат этому греху?

Ответ. Поскольку в состоянии невинности все люди были в Адаме, то, как скоро он согрешил, согрешили в нем и все, и стали в состояние греха (τὴν κατάστασιν τῆς ἁμαρτίας). Поэтому человеческий род стал не только подвержен греху, но и вследствие греха – наказанию (τὴν τιμωρίαν)[27]. Это наказание объявлено в следующем определении Бога: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2, 17). То же самое говорит и Апостол: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, в нем все согрешили» (Рим. 5, 12). Так что с этим грехом[28] мы и зачинаемся в чреве матери, и рождаемся, как говорит Священный Псалмопевец: «Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (Пс. 50:7).

Он называется «прародительским» грехом, во-первых, потому что прежде него человек был свободен от всякого греха. Хотя дьявол был уже растлен и пал, его соблазном возник в человеке этот прародительский грех, которому подвержен и Адам, поскольку он его совершил, и мы, поскольку происходим от него. Во-вторых, потому что никто из смертных не зачинается иначе, как в грехе.

Вопрос 25. Если Бог знал, что Адам согрешит, то для чего Он сотворил его?

Ответ. Бог вполне предвидел и грехопадение Адама, и злобу Люцифера, прежде чем сотворил и того, и другого, и самые маловажные мысли и поступки, которые кто-либо из них мог бы помыслить или совершить. Однако Он не хотел, чтобы грех человека или злоба дьявола победили Его Божественную благость[29]. Но, чтобы обнаружить Свою чрезвычайную благость, Бог сотворил дьявола добрым ангелом, который по своей собственной воле и выбору стал злым. Подобным образом [сотворил] и человека, который согрешил, благодаря искушению того [врага].

Впрочем, Бог так устроил о человеке, чтобы по причине его греха гораздо больше засияла благость Божия, через ниспослание Единородного Сына Своего в долину этой земли, чтобы Он, восприняв плоть от Пречистой Девы по действию Святого Духа, искупил человека и ввел его в Свое Царство гораздо в большей славе, чем какую он имел в раю, к посрамлению дьявола. Поэтому этот грех не воспрепятствовал Богу сотворить человека.

Вопрос 26. Если Бог знал все, прежде чем сотворил, то предопределил ли Он все так, что и доброе и злое не может быть иначе, а только так, как есть?

Ответ. Бог знал все вещи прежде их существования, но предопределил только доброе, потому что предопределить злое противоречит Божественной благости. Ибо зло есть не что иное, как грех, поскольку, кроме греха, который есть нарушение Божественной воли и закона[30], собственно говоря, нет в мире зла. А то, чем Бог наказывает нас за грехи наши, как например, мор, война, болезни и тому подобное, называется злом по отношению к нам, потому что они причиняют нам страдания и скорби, к которым мы питаем отвращение[31]. Но по отношению к Богу они не злы, потому что имеют силу добра, так как, наказывая ими, Он подвигает (παρακινᾷ) нас к добру. Так что, когда Писание говорит: «Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори» (Ам. 3:6), то здесь под словом «зло» следует понимать праведное наказание Божие (τὴν δικαίαν παιδευσιν τοῦ Θεοῦ).

Наконец, Бог, по Своей премудрости и правосудию, предопределяет только то, бытие чего не находится в нашей власти. А те блага, существование которых находится в нашей власти, Он предвидит, но так, что и Сам, по Своему благоволению, содействует нашему желанию, что, впрочем, не уничтожает сущности свободы.

Вопрос 27. Что такое свобода воли?

Ответ. Свобода воли (τὸ αὐτεξούσιον) человека – свободное и независимое желание делать добро или зло, происходящее от разума или разумной души. Ибо необходимо, чтобы разумные творения имели самовластную природу (φύσιν ἐξουσιαστικὴν), которую они должны свободно осуществлять при руководстве разума. И этот разум, пока человек оставался в состоянии невинности (то есть до своего грехопадения), был неиспорченным в своем совершенстве, но в результате грехопадения стал испорченным. Но воля, хотя по отношению к желанию добра и зла осталась неизменной, все же в чем-то стала более склонной к злу, а в чем-то – к добру. Об этом же Василий Великий говорит так: «По собственному желанию и произволению каждый может быть или семенем святым, или противоположным тому »[32]. Послушай, что говорит Павел: «Я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» (1Кор. 4:15). И эти слова, которые говорят: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12). Этот святой учитель показывает, что хотя человеческая воля и повредилась прародительским грехом, однако и теперь находится в воле каждого – быть ему добрым и чадом Божиим, или злым и сыном дьявола. Все это находится в руке и власти человека, так, что благодать Божия помогает ему творить добро, но и она же удаляет его от зла, не делая принуждения свободе человека.

Вопрос 28. Если люди рождаются в грехе, то одно ли тело происходит от семени Адама, или также и душа?

Ответ. Тело человека происходит от семени Адама, а душа происходит от Бога (γίνεται ἀπὸ τὸν Θεὸν), согласно Писанию: «Господь, распростерший небо, основавший землю и образовавший дух человека внутри него » (Зах. 12:1). И еще: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его » (Еккл. 12:7). При этом, если бы душа была из человеческого семени, то вместе с телом и умирала бы, и обращалась в прах. Но мы научены другому из Писания, где Христос говорит разбойнику на кресте: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю » (Лк. 23:43). Тело разбойника оставалось на Кресте, но душа, как бессмертный дух, вошла вместе с Христом в рай, тогда как если бы она была из человеческого семени, то должна была бы умереть вместе с телом на кресте. Более того, как мы можем иначе понять эти слова нашего Господа: «Не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых » (Мф. 22:31-32). Данные слова применимы только к душе, потому что тела мертвых обратились в прах. Следовательно, они должны относиться к душе, которая, как живущая вечно, всегда пребывает в присутствии Божьем. Если бы душа принадлежала к тому же роду, что и тело, то, без сомнения, ее постигла бы та же участь, и она бы умирала вместе с ним. Бог вкладывает душу в тело, у которого члены и органы уже сформированы и приспособлены к её принятию[33], и она, вложенная, тотчас же рассеивается по всем его частям[34] по образу огня, который проникает во все изгибы раскаленного железа[35]. Однако преимущественно она занимает место в голове и в сердце.

Вопрос 29. Поскольку Бог является Творцом всего, должен ли Он обо всем также и промышлять?

Ответ. Совершенно верно. Он знает все в точности от малого и до великого и промышляет особенно о всяком [творении], как мы можем видеть из слов Христа: «Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены » (Мф. 10:29-30). Этот Промысл ясно открывается и в Ветхом Завете устами Давида, когда он говорит: «Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению » (Пс. 144:15-16)

Вопрос 30. Предведение, Предопределение и Промысл – это одно и тоже [понятие] в Боге?

Ответ. Предведение, Предопределение и Промысл – это различные действия в Боге. Промысл относится к тварным вещам, а Предведение и Предопределение – существуют в Боге прежде бытия всех творений, хотя они и различны между собой. Предведение – это знание будущего, без определения его в частности, то есть без определения того, что то или иное должно быть. Но Предопределение, зависящее от Предведения – это частное определение, то есть оно именно определяет, что должно быть. Однако оно определяет только добро, а не зло. Потому что если бы оно определяло и зло, то это противоречило бы природной благости Бога. Итак, мы можем справедливо сказать по нашему образу представления, что Предведение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: