Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера обществ. И гос. Управления. Политика как особый вид деятельности.




Структура, функции и методы современной политологии.

Структура политологии:1.политическая философия -формирует методологические, ценностные, мировоззренческие аспекты политико-властных отношений; 2.полит история- исследует политическую жизнь общества в исторической ретроспективе; 3.история полит учений изучает процесс становления и развития политической науки; 4.политическая социология- раскрывает социальные основы политики и власти, влияние политических явлений и процессов на общественное развитие; 5.политическая психология исследует психологические механизмы поведения граждан и политических лидеров; 6.геополитика – влияние географических факторов на стратегический потенциал внешней политики и геополитические изменения в мире.

Методы исследования в политологии: 1.институциональный – исследует политические институты, право государства, политические партии, общественное движение; 2.исторический – политические отношения институтов и процессов в контексте прошлого, настоящего и будущего; 3.поведенческий – исследование полит поведения конкретного лица; 4.системный – политика как целостное общественное явление; 5.нормативно-ценностный – политическое воздействие на общество и личность с точки зрения справедливости, свободы, прав человека; 6.сравнительный – сравнение однотипных полит систем, режимов, политических явлений.

Функции политологии: 1.познавательная – исследует и объясняет политические процессы;

Инструменталистская вырабатывает рекомендации для властных структур и др. субъектов в политике, политические технологии; 3.прогностическая – прогнозирует политические процессы и явления, предвидит перспективы развития политической системы и общества; 4.воспитательно-мировоззренческая – способствует к приобщению личности и общества к демократической, политической культуре.

Основные трактовки сущности политики. Политика как сфера обществ. И гос. Управления. Политика как особый вид деятельности.

Основные трактовки сущности политики. Субстанциональная трактовка. Политика рассматривается как управление при помощи власти, либо как стремление к обретению и сохранению власти; Институционная. Определения, в которых внимание сосредотачивается на определённой организации или некотором сообществе людей, выполняющем властные функции. Как правило, в качестве ключевого института обозначается государство, однако есть вариации, акцентирующие внимание на других общественных институтах; Социологическиая. Общество рассматривается как совокупность структурно организованных групп, реализующих свои потребности и интересы посредством власти, а политика, как те или иные формы деятельности подобных социальных групп по реализации потребностей; Телеологическая. Подобное понимание сущности политики связано с понятиями организации, целеполагания и целедостижения, за счёт чего поле действия термина «политика» существенно расширяется; Конфликтно-консенсусные трактовки рассматривают политику как деятельность по насильственному и мирному разрешению конфликтов.

Поли́тика — понятие, включающее в себя деятельность органов государственной власти и государственного управления, а также вопросы и события общественной жизни, связанные с функционированием государства.

Политика – совокупность взаимоотношений индивидов и социальных групп, связанных с завоеванием, удержанием и использованием власти в целях реализации своих интересов. Целенаправленная деятельность людей в сферах властных, государственных, классовых, национальных отношений.

6.Субъекты политики. Политические отношения, их институлизация. Субъекты политики — это социальные и национальные об­щности, организации, учреждения, способные участвовать в по­литической жизни, принимать политические решения и доби­ваться их реализации, изменять общественные отношения в со­ответствии со своими интересами и целями. Политические отношения– отношения, складывающиеся между классами, соц. группами, нациями, гос-ми по поводу их участия в организ-ии, осуществлении и развитии полит. власти, которая определяет направление, содержание и цели развития общества. Политическая институализация – процесс образования, закрепления и признания основными политическими институтами политических норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения. Полит-ая институализация: 1) 1857 Г. Ф. Лейбер начал читать курс лекций по политической теории в Колумбийском университете (США). 2) 1871 Открытие Независимой школы политической науки в Париже. 3)1880 г. Открытие Высшей школы политической науки в Колумбийском университете. 4) Основание Лондонской школы экономической и политической науки. 5) 1903 г Основание Американской ассоциации политических наук. 6) 1907 г Выход в Германии «Журнала политической науки». 7) 1949 г. Создание под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки.

7.Виды и уровни политики.Формальное, содержательное и процессуальное измерения политики. Функции политики. Виды политки: По сферам общественной жизни: экономическая; социальная; национальная; научно-техническая; экологическая; культурная; военная и т.д.; По объекту воздействия: внутренняя и внешняя; По субъекту политики: политика партий; политика общественных объединений и движений; государственная политика и т.д; По приоритету деятельности (цели): политика нейтралитета; политика национального примирения; политика «открытых дверей»; политика «большого скачка»; политика компромиссов и т.д. Уровни политики: 1) макроуровень характеризует гос-во как, публичную принудительную власть, ее устройство и функционир-е в центре и на местах; 2) микроуровень -охватывает отдельные орг-ции (партии, профсоюзы, корпорации, фирмы) и изучает внутренние механизмы групповой динамики и индивидуального поведения, т. е. уделяет внимание микропроцессам политики; 3) мегауровень политики относится к деят-ти междунар-х орг-й и отражает более высокий уровень анализа, содержанием кот-го явл-ся связи и внешние взаимодействия национально-госуд-х и наднацион-х субъектов, затрагивающие механизмы мировой политики, отношения на глобально-планетарном уровне. Формальное измерение политики – это политические институты, деят-ть кот-х закрепляется правовыми нормами и полит-ми традициями. Содержательное изм полит – это политический курс, который связан с конкретными общественными интересами, ценностными ориентациями, с технологиями принятия полит-х решений. Процессуальное измерение отражает конкретные политические процессы, которые имеют волевые, интеллектуальные, социально-психологические формы. Функции политики: Управленческая - разработка основных направлений политического, экономического, социального и духовного развития общества; Мобилизационная выражается в сосредоточении материальных, духовных и трудовых ресурсов для эффективного решения задач, стоящих перед обществом. Интеграционная сводится к объединению различных групп общества на основе общих идей и интересов; Социализирующая предполагает включение человека в жизнь государства и общества; Распределительная - распределение социальных благ с учетом групповых приоритетов; Прогностическая - прогнозирование различных аспектов политической деятельности.

8.Политическая власть: понятие, структура, функции. Политическая власть ― это возможность и способность политического субъекта оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого – либо средства: авторитета, права, насилия. Структура власти: 1)Источники власти. (авторитет, сила, закон, богатство, знания, соц-ный и полит-й статус и т.д).; 2)Субъект власти субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле; 3)Объект власти – явления, предметы, органы, учреждения, предприятия, население, на управление которыми по закону направлена дет-ть властей; 4)Ресурсы власти – это все те средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Функции власти: поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия (консенсуса); принуждение во имя социально значимых целей и сохранения стабильности; управление делами общества.

9.Субъекты и объекты политической власти. Ресурсы и механизмы реализации власти.. Субъект власти – субъект политики, добивающийся от других субъектов осуществления действий, соответствующих его воле(социальные общности,государство, полит партии и организации,. правящие элиты, бюрократия, толпа) Объект власти – субъект политики, характеризующий­ся готовностью к подчинению и способностью реализовать волю субъекта. Ресурсы власти (РВ) – это все те средст­ва, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. РВ по характеру воздействия и сферам влияния: 1) информационно ― идеологические. Власть влияет на мировосприятие личности, с помощью СМИ (телевидения, радио, газет, и т.д.); 2) нормативные. Власть влияет на поведение личности путём изменения норм и правил взаимодействия индивидов. 3) утилитарные. Власть может воздействовать на условия существования людей, удовлетворяя или ограничивая их повседневные запросы и требования. 4) принудительные. Ресурс принуждения использует страх за жизнь, здоровье, имущество. Результат насилия заключается в том, что человек вынужден вести себя не так, как он хотел бы. Принуждение может быть физическим, психологическим, моральным. 5) эмоционально-психологические ресурсы. Внутреннее состояние человека, использование в своих интересах его чувств, настроений, эмоций. (национальные и религиозные чувства). Механизмы реализации власти: Легитимность - положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться. Ле­гальность власти юридическое обоснованиевласти, ее законность, соответствие правовым нормам. В то же время она может быть нелегитимна, не приниматься народом.

10.Гос-ая власть. Легитимность и легальность власти. Типы легитимного господства. Государственная власть - это способ управления обществом для которого характерна опора на специальный аппарат принуждения (авторитет силы). Ле­гальность власти юридическое обоснование, власти, ее законность, соответствие правовым нормам. Легитимность- положительная оценка, принятие власти, признание ее права управлять и согласие подчиняться. Типы легитимности: 1) традицион­наялегитимность(обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в священность существующих порядков). 2) Рационально-правовая, легитимность. Ее источником выступает интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур 3) Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности.

11.Функционирование полит-ой власти в РБ. Механизм представляет собой сложную структуру, в центре которой стоит политическая система, осуществляющая управление различными сферами жизни общества. Ее главными элементами являются: государственный аппарат, политические партии(На территории страны официально зарегистрировано 15 политических партий.) и общественно-политические организации и движения. Гос. Аппарат включает в себя три основные ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательную власть в республике осуществляет Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь, состоящий из двух палат – Палаты представителей и Совета Республики. Исполнительную власть в республике осуществляет Правительство – Совет Министров Республики Беларусь – центральный орган государственного управления. Правительство в своей деятельности подчинено Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.

12.Понятие, структура и функ-и полит-ой системы об-ва. Клас-ия полит-их систем. Полит-ая сис-ма- совок-ть гос-ых, партийных и общественных органов, орг-ий, личностей, участвующих в полит-ой жизни страны. Структура полит-ой сис-мы общества: 1. Политическое сообщество людей, словом, все те, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти. 2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие). 3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности. 4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности. 5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации). Функции политической системы:1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.); 2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов; 3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее; 4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. Классификация политических систем: 1) Характер взаимоотношений с внешней средой: открытые и закрытые.2) По политическому режиму (способу осуществления политической власти): тоталитарные, авторитарные и демократические.3) По содержанию и формам управления: либеральные демократии, коммунистические (авторитарно‑радикальные), традиционные, популистские, авторитарно‑консервативные.4) По типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса: англо‑американская, европейско‑континентальная, доиндустриальная и частично индустриальная, тоталитарная.5) По социально‑экономической основе:– тоталитарно‑распределительные (в их основе лежит государственное распределение материальных благ);– либерально‑демократические (их основа – рыночная экономика);– конвергенционные и мобилизационные (в их основе – сочетание государственного вмешательства в экономику с рынком).

 

13. Полит. Режим. Сравнительный анализ типов полит. Режимов. Политический режимэто совокупность способов, методов, средств, с помощью которых осуществляется власть в обществе. Выделяют три основных типа политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический. Тоталитаризм – это политический режим, осуществляющий всеобъемлющий контроль над населением и опирающийся на систематическое применение насилия или его угрозу. (в первые в Италии в 1922). Авторитаризм -политический режим, отличающийся неограниченной властью одного лица (группы лиц) или государственного органа. Демократический режим. Для демократии характерны следующие признаки: 1. признание народа первоисточником власти; 2. равенство всех перед законом и судом; 3. наличие у граждан официально признанных, закрепленных в законах и гарантированных широких прав и свобод; 4. решение вопросов большинством путем голосования и право меньшинства на защиту своих интересов, равные возможности участия в политической жизни для всех граждан; 5. разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; 6. право беспрепятственного контроля над деятельностью органов государства со стороны народа посредством СМИ, через формы прямой демократии и др.

 

14.Основные направления формирования развития политической системы Республики Беларусь. К основным направлениям развития политической системы РБ следует отнести:более четкое соблюдение принципа разделения властей;повышение роли парламента;усовершенствование механизмов включения политических партий в систему власти; создание более действенного контроля за соблюдением законодательства и социальной практикой;совершенствование отношений государства с частным предпринимательством;повышение уровня правовой и политической культуры.

 

15.Государство как основной институт политической системы общества. Подходы к исследованию сущности и происхождения государства. Государство – основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, особая организация политической власти, обладающая суверенитетом и придающая своим велениям общеобязательный характер. Подходы к исследованию государства: 1. политико-философский- государство как универсальная организация, призванная обеспечить единство, целостность общества, регулирование взаимоотношений власти и народа; 2. классовый-государство есть порождение общества на классы и орудие господства одного класса над другим. 3. правовой (юридический) подход, исследующий государство как источник права. Указанные подходы не исключают друг друга и в своей совокупности помогают раскрыть сущность и специфику государства как политического института. Концепции происхождения государства: 1. теологическая - возникновение государства объясняется как акт воплощения божественной воли; 2. патриархальная теория- государство возникло в результате соединения родов в племена, племен в большие общности, вплоть до государства; 3. теория общественного договора -государство как результата своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными; 4. теория насилия -государство появляется как организация победителей над побежденными; 5. теория заимствования и подражания- государство образуется в одном каком-то месте, а оттуда в порядке заимствования распространяется по всему свету; 6. органическая теория -государство рассматривалось как результат постепенной эволюции общества; 7. классовая теория связывает возникновение государства с появлением частной собственности, общественного разделения труда, расколом общества на классы с непримиримыми интересами.

16.Правительство и государственный аппарат. Органы исполнительной власти на местном уровне. Исполни́тельная вла́сть — один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющая собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Ис­полнительную власть возглавляет и осуществляет прави­тельство центральный орган государственного управле­ния. Правительство (Совет Ми­нистров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председа­тель), а в отдельных странах — глава государства. Правитель­ство в своей деятельности подотчетно Президенту и ответ­ственно перед Парламентом. В РБ Правительство формирует Прези­дент, согласовывая с парламентом лишь кандидатуру премь­ер-министра. Совет министров РБ состоит из премь­ер-министра, четырех его заместителей, 24 министров и 12 предсе­дателей госкомитетов. Министры и председатели госкомите­тов осуществляют организацию всей повседневной работы по управлению конкретными процессами жизнедеятельности общества. Исполнительная власть обеспечивает исполнение Кон­ституции, законов Парламента и декретов, указов и распоряжений Президента. Основные функции Правительства: руководство системой подчиненных ему органов госу­дарственного управления; разработка основных направлений внутренней и внеш­ней политики и их реализации; проведение единой гос политики; разработка республиканского бюджета и отчет о его ис­полнении; принятие мер по обеспечению прав и свобод граждан, за­щите интересов государства, национальной безопаснос­ти и обороноспособности, охране собственности и об­щественного порядка, борьбе с преступностью; организация управления государственной собственнос­тью.) Местное управление и самоуправление в РБ осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы террито­риального общественного самоуправления, местные референ­думы, собрания и другие формы прямого участия в государ­ственных и общественных делах. Система местного управления: областные, районные, го­родские, поселковые, сельские исполкомы.Актуальная задача для местных органов власти — обес­печение устойчивого и комплексного развития регионов.

17. Формы правления и государственного устройства в современном мире: сравнительный анализ. Под формой государственного правления понимается способ организации верховной государственной власти, принципы взаимоотношений ее органов, степень участия населения в их формировании. Различают две основные формы правления – монархию и республику. Монархия – форма правления, при которой верховная гос власть принадлежит одному лицу. Формы монархии: Абсолютная монархия –отсутствие каких-либо представительных органов и сосредоточение всей государственной власти в руках монарха (Саудовская Аравия); конституционной монархии - власть монарха ограничена конституцией. В зависимости от степени ограничения власти главы государства конституционные монархии подразделяется на: дуалистические монархии - конституция ограничивает законодательные полномочия монарха и предоставляет ему функции главы исполнительной власти (Марокко, Кувейт); парламентским монархиям характерна представительская роль монарха, однако реальная государственная власть принадлежит премьер-министру, парламенту и правительству (Великобритания). Республика представляет собой форму правления, при которой все высшие органы гос власти либо избираются, либо формируются общенациональным представительным учреждением. Различают: парламентскую- во главе государства стоит выборное должностное лицо (президент, канцлер и т.п.), а правительство формируется парламентом; президентскую- во главе государства стоит президент, избираемый всеобщим голосованием и сочетающий в одной лице полномочия главы государства и главы правительства; смешанную- в государстве сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республики. Форма государственного устройства – способ организации территориально-административного и политического единства государства, определяющий особенности взаимосвязи между его региональными составными частями, а также каждой отдельной из них с центральной властью. Основные формамы гос устройства: 1. Унитарное государство - форма гос устройства с высокой степенью централизации политической власти. (Беларусь, Франция, Великобритания). Для унитарного государства характерно: единая конституция, нормы которой применяются на всей территории страны; единая система высших органов государственной власти; единое гражданство; централизованная судебная и правовая система; территория унитарного государства подразделяется на административно-территориальные единицы (департаменты, области, районы и т.д.), которые не обладают политической самостоятельностью, их деятельность подчинена и контролируется центральной общенациональной властью. 2. Федерация - союзное государство, состоящее из автономных государственных образований (субъектов федерации), обладающих юридической и определенной политической самостоятельностью. (Россия, США).Общее в федерациях: социально-экономическое пространство; валютно-денежная система. Различное: гражданство; конституция; органы власти и управления. Конфедерация - союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих внешнеполитических, целей.

18. Гражданские и правовые основы современного государства. Правовое государство - государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и подчиняющим власть воле суверенного народа. П ризнаки: наличие развитого гражданского общества; верховенство закона во всех сферах жизни общества; гарантии прав личности; взаимная ответственность государства и личности; принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную; наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюдением прав и свобод граждан. Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей.

19. Институт главы государства: сравнительный анализ. Глава́ госуда́рства — лицо, обладающее исключительным правом представлять государство внутри страны и в международных отношениях. Статус главы государства: олицетворяет собой единство нации;является символом государства;представляет страну на международной арене;выполняет важнейшие государственные функции во внутриполитической жизни страны;служит связующим звеном между высшими органами власти.В качестве главы государства может выступать монарх, президент, премьер-министр. Источник власти, роль и полномочия главы государства зависят от многих факторов, важнейшие из которых форма правления и политический режим. В монархиях главой государства является король, им­ператор, и т.д., пост которого является пожизненным и передается по наследству. Ключевую роль в общественно-политической жизни монархи играют лишь в абсолютных и дуалистических монархиях. В современных парламентских монархиях институт монарха носит формальный, представительный характер.В республике главой государства является, как правило, президент. Основное его отличие от монарха состоит в том, что президентский пост выборный и президентское правление ограничено временными рамками.

20.Законодательная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов законодательной власти в современном мире. Законодательная власть — система полномочий и представительных органов государственной власти, которые разрабатывают и принимают законы, имеющие прямое действие на территории государства. Порядок формирования парламента зависит от его структуры: Однопалатный парламент формируется всеобщим избирательным правом граждан. Двухпалатный парламент, где нижняя палата избирается гражданами прямыми всеобщими выборами при тайном голосовании, верхняя палата формируется по территориальному принципу. Парламент выполняет следующие функции: законодательную(принятие законов); представительную(В Парламенте работаю депутаты, избираемые народом, которые от имени народа принимают законы и представлять интересы граждан); контроль(Парламент контролирует деятельность исполнительной власти, что содействует эффективности исполнения законов).

21.Исполнительная власть в политической системе. Сравнительный анализ структуры и полномочий институтов исполнительной власти в современном мире. Исполнительная власть — это система полномочий и органов гос власти, реализующих законы и иные норматив­ные правовые акты, обеспечивающих разработку и осуществле­ние внутренней и внешней политики государства. Ис­полнительную власть возглавляет и осуществляет прави­тельство — центральный орган государственного управле­ния. Правительство (Совет, Кабинет, Совет или Кабинет Ми­нистров) возглавляет премьер-министр (канцлер, председа­тель), а в отдельных странах — глава государства. Основные функции Правительства: 1. формирование государственного аппарата и руководство его деятельностью; 2. общее управление всеми внутри- и внешнеполитическими делами страны; 3. исполнение законов; 4. принятие нормативных актов,; 5. руководство отдельными отраслями хозяйства, духовной и социальной сферами; 6. прогнозирование социально-экономического развития; 7. ведение международных переговоров и заключение соглашений.

22. Институты государственной власти в РБ. Глава государства – Президент. В Беларуси институт президентства был впервые введён в 1994 г. Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции РБ, прав и свобод человека и гражданина. Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Система законодательной власти. Парламент – Национальное собрание РБ. Национальное собрание Республики Беларусь является высшим представительным и законодательным органом страны и состоит из двух палат: нижней – Палаты представителей и верхней – Совета Республики. В состав Палаты представителей входят 110 депутатов, избрание которых осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Совет Республики – палата территориального представительства. От каждой области и г. Минска избираются по восемь членов Совета Республики; восемь членов назначаются Президентом Республики Беларусь. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, г. Минска не менее пяти лет. Член Совета Республики не может быть одновременно депутатом Палаты представителей, членом Правительства; не допускается совмещение обязанностей члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента Республики Беларусь или судьи. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судами осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

 

 

.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: