Микротема научного текста




Содержание

1. Структурно-смысловое членение текста

2. Тема текста

3. Коммуникативная задача текста

4. Микротема научного текста

5. Данная и новая информация текста

6. Текст по специальности: «Атмосфера»

СТРУКТУРНО-СМЫСЛОВОЕ ЧЛЕНЕНИЕ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Структурно-смысловое членение текста предполагает проникновение в логику структурно-семантических отношений научного текста. Эта стадия уяснения научной речи связана с выявлением и интерпретацией ориентиров-понятий, репрезентирующих структурно-смысловое членение текста: темы, коммуникативной задачи текста, микротемы, данной и новой информации текста, текстообразующих функций предложений, способов развития информации в тексте. Данные понятия необходимы для понимания логики строения готового научного текста и продуцирования собственного.

Текст представляет собой стройную систему с особыми законами строения и развития мысли. Правильно построенный текст обладает композиционной четкостью, логикой изложения, информативностью. Эти качества в высшей степени присущи научному тексту (в этом разделе используется оригинальная методика анализа научного текста, предложенная С.А.Вишняковой).

Тема текста

Тема текстапредмет обсуждения в тексте, номинативно выраженное содержательное ядро целого текста, сопоставимоес авторским замыслом в целом. Сохраняет свое единство на протяжении текста, обеспечивая егоцелостность. В совокупности со своим смысловым предикатом Т. т. образует тезис целого текста: выражениеего основной мысли. В крупном тексте Т. т. делится на подтемы и субподтемы, отражающиесодержаниеотносительно самостоятельных частей целого текста, так что категория Т. образует иерархическую интеллектуальную структуру.

Тема отражает затекстовую реальность и является функц.-семантической категорией, не имеющей аналога вязыке (не путать с темой как термином актуального членения предложения). Тема семантически конкретна вкаждом отдельном тексте, хотя в зависимости от повторяемости ситуаций общения и встречаемости вбольшом количестве текстов выделяются типичные темы. Обобщенную семантику Т. т. можносформулировать лишь абстрактно: "предмет речи целого текста".

 

 

Коммуникативная задача текста

Коммуникативная задача текста (коммуникация – общение) – задача общения, т.е. задача, которую автор ставит перед читателем и для раскрытия которой создается текст. Предложение, в котором поставлена коммуникативная задача, обычно находится в начале текста. Бывают случаи, когда коммуникативная задача не отражена в конкретном предложении, но подразумевается. В таком случае надо определить предмет описания, выявить особенности его характеристики (строение, форма, состав и т.п.) и только после этого сделать вывод о коммуникативной задаче текста.

Рассмотрим логику определения коммуникативной задачи наиболее часто встречающихся типов научного текста. Так, если в тексте рассматривается, из каких частей состоит предмет, то его коммуникативная задача – показать строение предмета. В том случае, если в тексте представлена характеристика предмета, то коммуникативная задача текста – характеристика предмета. В тексте могут описываться самые различные свойства предмета и соответственно этому будет формулироваться коммуникативная задача текста. Если в тексте описывается внешнее очертание, наружный вид предмета, то коммуникативная задача текста – описать форму предмета. В том случае, если в тексте говорится о том, какую роль выполняет предмет, для чего служит, то коммуникативная задача текста – рассказать о функции предмета. Если в тексте дается распределение предметов по классам, видам, разрядам, типам, группам и т.д., рассказывается об их особенностях, то коммуникативная задача текста – классификация предметов.

Коммуникативная задача текста соотносится с определенными моделями текстов, представляющими реальные ситуации общения, а также языковые средства, соотнесенные с выражаемыми ими «смыслами» и ситуациями (таблица О.Д.Митрофановой).

Микротема научного текста

Микротемы научного текста - это части общей темы, состоящие из одного или нескольких предложений, объединенных по смыслу и ракрывающих с разных сторон коммуникативную задачу текста. В тексте могут быть две или более микротемы. Каждая из них может быть представлена одним или более предложениями. Например: в микротемах о строении предмета рассматриваются части предмета; в микротемах о составе предмета раскрывается, из каких компонентов состоит предмет; в микротемах текстов о свойствах предмета дается характеристика конкретных признаков, составляющих его отличительную особенность; в микротемах текстов о функции предметов дается характеристика того, для чего служат эти предметы, что они выполняют; в микротемах текстов о классификации предметов содержится краткая характеристика объектов по определенным классам (отделам, разрядам, видам, родам, типам, группам и т.д.).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: