1. На какие две группы традиционно делятся экологические факторы? Привести классификацию экологических факторов.
Таблица
Классификация экологических факторов
Группа экологических факторов | Экологические факторы | Определение экологического фактора | Воздействие на организмы и адаптации организмов к факторам. Примеры |
Абиотические (факторы неживой природы). Aбиотические факторы – совокупность условий неорганической природы: свет, температура, влажность, соленость почвы и воды, рельеф местности, давление, атмосферные газы и др. | Климатические: | ||
1. Свет и световой режим | Свет – интенсивность и качество солнечной энергии (инфракрасные, видимые и ультрафиолетовые лучи). | Используется растениями для фотосинтеза, а животными - для ориентировки в пространстве в поисках пищи, партнеров и т.п. Фотопериодизм (с пособность организмов реагировать на изменение длины дня) - реакция растений и животных на соотношение светлого и темного периодов суток, контролирует бутонизацию, цветение, листопад у растений. У животных - брачный период, миграцию, спячку и т.п. На основе фотопериодизма вырабатываются биоритмы (годичные или сезонные, суточные). | |
2. Влажность | Влажность – содержание воды в воздухе, почве и живых организмах. Все живые организмы на 80 % состоят из воды. | По отношению к влаге различают растения: гидрофиты (водные) - ряска, аир; мезофиты (развивающиеся в нормальных условиях) - ландыш; ксерофиты (живущие в засушливых условиях) - кактусы; животные: первичноводные (рыбы), вторичноводные (киты), полуводно-полуназемные (лягушки, крокодилы), наземно-воздушные (зайцы, волки); недостаток воды животные переживают в состоянии анабиоза (летний сон у сурков), либо запасают жировую ткань (горбы у верблюдов); к недостатку воды растения приспосабливаются, уменьшая транспирацию листьями (колючки у кактусов) и поглощая воду с большой глубины (корень саксаула). | |
3. Температура | |||
4. Ветер | |||
Эдафические или эдафогенные (почвенные): | |||
1. Механическая структура и химический состав почвы | |||
2. Влагоемкость | |||
3. Водный, воздушный и тепловой режим почвы | |||
4. Кислотность | |||
Топографические (орографические): | |||
1. Высота над уровнем моря | |||
2. Рельеф | |||
3. Экспозиция склона | |||
4. Крутизна склона | |||
5. Перепад высот | |||
Химические: | |||
1. Газовый состав воздуха | |||
2. Солевой состав воды | |||
3. | |||
4. | |||
Физические (в частности гидрографические): | |||
1. Плотность воды | |||
2. Прозрачность воды | |||
3. Проточность | |||
4. Текучесть | |||
Биотические (связанные с деятельностью живых организмов) Биотические факторы – совокупность взаимодействия различных групп живых организмов между собой и со средой обитания. | 1. Взаимодействие растений друг с другом и со средой обитания. | Конкуренция между растениями одного вида, приводящая к самоизреживанию растений в популяциях. | |
Конкуренция сорных растений с культурными за свет, влагу и т. п. | |||
Растения поддерживают газовый состав атмосферы. | |||
2. Взаимодействие животных и растений | Травоядные животные, питаясь растениями, замедляют их рост (гусеницы бабочек и др.); пчёлы, шмели, осы опыляют растения и кормятся нектаром. | ||
Некоторые растения распространяют свои плоды и семена с помощью животных (плоды рябины – дрозды, орехи – белки), насекомоядные растения питаются животными (росянка, венерина мухоловка). | |||
3. Взаимодействие животных друг с другом и со средой обитания | 1. Конкуренция – борьба за одни и те же условия окружающей среды между разными видами или внутри одного вида. | Растения конкурируют между собой в борьбе за свет, влагу и т.п.; хищные птицы лесов и хищные звери конкурируют за пищу – мышевидных грызунов и т.д. | |
2. | |||
3. | |||
4. | |||
4. Взаимодействие грибов, бактерий, вирусов с растениями, животными и со средой обитания | Болезнетворные микроорганизмы, паразитирующие в растениях и животных, могут вызвать их гибель. | ||
Почвенные бактерии и грибы образуют плодородный слой почвы и обеспечивают круговорот веществ в экосистемах. | |||
Антропогенные факторы – совокупность воздействий человека и его хозяйственной деятельности на среду обитания и живые организмы | 1а) Положительные | Рекультивация земель на месте разработок полезных ископаемых. | |
Воспроизводство природных ресурсов. | |||
Восстановление запасов подземных вод. | |||
Лесомелиорация и преднамеренная интродукция растений позволяют восстановить разрушенные по каким-либо причинам ландшафты. | |||
Разработка охранных мероприятий, создание заповедников, заказников и национальных парков помогают сохранять уникальную флору и фауну. | |||
Селекция и дальнейшее разведение животных и растений приводят к возникновению видов, способных выживать в изменяющихся условиях окружающей среды. | |||
1б) Отрицательные | Осушение болот. | ||
2а) оказывающие прямое воздействие на окружающую среду в результате внезапно начинающейся, интенсивной и непродолжительной деятельности | Прокладка автомобильной или железной дороги через тайгу | Нарушение природного ландшафта, уничтожение флоры и фауны и т.д. | |
Сезонная промысловая охота в определённом районе | |||
2б) косвенное воздействие - через хозяйственную деятельность долговременного характера и малой интенсивности | Загрязнение окружающей среды газообразными и жидкими выбросами завода, построенного у проложенной железной дороги без необходимых очистных сооружений | Приводит к постепенному усыханию деревьев и медленному отравлению тяжёлыми металлами животных, населяющих окрестную тайгу | |
2в) комплексное воздействие вышеперечисленных факторов, приводящее к медленному, но существенному изменению окружающей среды | Рост населения | Рост преступности, нехватка рабочих мест, дефицит пресной воды, продовольствия и т. д. | |
Увеличение численности домашних животных и животных, сопровождающих человеческие поселения - ворон, крыс, мышей и т.д. | |||
Преобразование земельных угодий | |||
Появление примесей в воде | |||