ВЛАДЫКА МОРИА И БУДДА
Теософия о Будде
У последователей Теософии, а также среди последователей Агни Йоги утвердилось представление о том, что Будда – это один из Великих Учителей Белого Братства, наряду с Учителем Мориа и Христом.
В «Письмах Махатм» Гаутама Будда был отмечен фактически как Предводитель Белого Братства, как «высочайшая степень достижения Адепта», как «преобразователь и учредитель законов оккультной системы». В результате Синнетт, получатель большинства писем Махатм, поспешил назвать Учение Белого Братства «Эзотерическим буддизмом», выпустив под таким наименованием книгу с изложением основ сообщённой ему эзотерической доктрины. Махатмы, конечно, буддистами в общепринятом смысле не являются. Но о самом Будде Учитель Кут Хуми с самых первых писем вполне определённо говорил Синнетту как о величайшей вершине:
«Когда наш великий Будда, – писал он, – Покровитель всех Адептов, преобразователь и учредитель законов оккультной системы, достиг сначала Нирваны на Земле, он стал “Планетным Духом”. Его Дух в одно и то же время мог носиться в полном сознании в междузвездном пространстве и находиться по желанию в его собственном физическом теле. Ибо божественное Я [Будды] получило совершенное освобождение от материи настолько, что оно могло по желанию создавать себе внутреннего заместителя и оставлять его в человеческой оболочке днями, неделями, иногда годами, ни в каком смысле не повреждая этой заменой ни жизненного принципа, ни физического ума своего тела. К слову сказать, это есть высочайшая степень достижения Адепта, на которую человек может надеяться на нашей планете. Но это так же редко, как и сами Будды. <…> Планетный Дух (подобный Будде) может по желанию переходить в другие тела более или менее лучистой материи, населяющие другие области Вселенной. Существует много других состояний и степеней, но нет отдельного и вечно установленного класса Планетных Духов» (Письмо К.Х. № 15 от 8 июля 1881 г.).
|
В другом письме Кут Хуми привёл неверное высказывание одного из критиков Махатм: «Настоящие Адепты, такие, как Готама Будда или Иисус Христос, не окутывали себя тайной, но приходили и говорили открыто», и ответил на это: «Если они //Будда и Христос// так поступали, то это новость для нас, смиренных последователей первого. Готама квалифицируется [этим критиком], как “Божественный Учитель” и в то же самое время, как “Божий посланец”. Будда, оказывается, стал теперь посланцем того, кого он… низложил с трона 2500 лет тому назад, подняв завесу над святилищем и показав, что оно пусто. Где этот деревенский адепт учил свой буддизм, я хочу знать?» (Письмо К.Х. № 17 от 5 августа 1881 г.).
В знаменитом «Письме о Боге», Кут Хуми отверг веру в сказочное сверхсущество и вновь подчеркнул наивысший статус Гаутамы Будды, открыто заявившего, что представления о Боге или Богах это вера в иллюзию:
«Столько мы знаем. В пределах и до крайних границ, до самого крайнего предела космического покрова мы знаем достоверность этих фактов благодаря личным опытам //что такого сверхсущества нет//. Что же касается сведений, собранных о том, что делается за этими пределами, мы обязаны Планетным Духам и нашему Благословенному Владыке Будде» (Письмо К.Х. № 58, 1882 г.).
|
Описывая этапы эволюции человечества и нашей планеты, находящейся по теософской шкале уже более миллиарда лет на Четвёртом Большом Круге, Кут Хуми в очередной раз подчеркнул исключительный феномен Гаутамы Будды:
«Наш Владыка Будда – человек Шестого Большого Круга – не появился бы в нашу эпоху, так велики были его накопленные заслуги в предшествующих жизнях, если бы не Тайна» (Письмо К.Х. № 66 от 10 июля 1882 г.).
Будда и Майтрейя
Согласно верованию, принятому в большинстве направлений буддизма, и это же утверждение принято в Теософии и в Агни Йоге, Будда завещал приход Майтрейи, заповеданного Учителя, которым будет спасено человечество.
В вишнуитской классической традиции среди десяти великих нисхождений Вишну называются пять его бого-человеческих воплощений, или Аватара: Парашурама, Рама, Кришна, Будда и Калки Аватара. Калки Аватара – это заповеданный Спаситель человечества. В буддизме он носит имя Майтрейя.
Майтрейя, согласно Агни Йоге, это последнее земное воплощение Владыки Мориа.
До начала 50-х годов Урусвати также, как и многие, была убеждена, что Будда является одним из великих Учителей, помимо Владыки Мориа. Такое самостоятельное, отдельное существование Учителя Будды, наряду с другими Учителями, явственно следовало из многих Бесед, особенно записанных в период до похода и во время похода Рерихов на Тибет. В том числе это вытекало из легенд, специально продиктованных Владыкой для включения в отдельную книгу «Криптограммы Востока», опубликованной в 1929 году.
Однако, в 1950-е годы Владыка открыл Урусвати, что в действительности Гаутамой Буддой был Он сам. Данное сообщение, как и ряд других, прозвучавших в то время, произвело в сознании Урусвати подлинную революцию.
|
До 1930-х годов сказанное Учителем в Беседах вынуждено было ориентироваться на укоренённые религиозные представления Рерихов и их сотрудников. Во-первых, что существует Бог, который всё может и которым всё происходящее, вплоть до событий персональных судеб, запланировано или находится под решающим контролем. И во-вторых, помощники Бога, будут ли это Архангелы согласно представлений одних, либо Махатмы или Учителя в представлениях других, – они обладают сверх предвидением, а эволюция человечества, любые катаклизмы и революции на планете находятся под их прямым управлением. Иными словами, сверху всё подконтрольно и всё известно. Или сверху решают, а снизу исполняют.
Вместе с тем, в текстах Агни Йоги и Теософии неоднократно подчёркивалась именно человеческая природа Учителей. Тогда как окружающая действительность Космоса в первую очередь направляется Законом причины и следствия, в котором участвуют все силы Природы. Учитель Кут Хуми прямо напоминал, что Будда отверг веру в существование Бога. Постоянно указывалось на огромное значение человеческой воли и человеческого выбора, без которых невозможна никакая ответственность. «Даже миры находятся на испытании» – сказано в Агни Йоге. Великие воплощения Мориа, почитаемые впоследствии как боги: Зороастр, Кришна, Орфей, Озирис, Будда и Христос, – каждый соответствовал своей эпохе и своему времени. Они так же как все люди любили и страдали, терпели лишения и искали выход из ситуации, боролись из последних сил и нередко погибали. Каким бы ни был высоким статус Духа того или иного Учителя, но для большинства их земных воплощений они были ограничены физической природой их оболочки, их физический ум не мог отобразить или передать всю деятельность, совершаемую их Духом на высших планах. Кроме разве последнего воплощения Владыки Мориа, завершившего объединением со своей духовной половиной полный Круг.
«Конечно, – пояснял Учитель о своих воплощениях, – Будда и Христос были выше интеллектом, нежели Сергий [Радонежский], ибо среда тогда способствовала развитию интеллекта. Истинно, время Их проявления отвечало много лучше развитию такого интеллекта. Но Сергий родился в невежественной среде, в бедности и в разорённой Земле, но ярый оявился Духовным Наставником и Воспитателем в народе мужества и терпения, и передал ему свою веру в Великую Помощь, оявленную в последний страстный чаc. Сергий не обладал блестящим образованием, но был уявлен на уме большем, нежели многие признанные мудрецы и вожди народов. <…>
Ояви лучшее внимание записи сегодняшней, ибо Урусвати должна включить эти страницы в тетрадь, которая будет оставлена потомству. Но не являй огорчения за такую страницу.
Соломон в своё время тоже не обладал блестящим интеллектом наших современных адвокатов, но ярый оставил книгу Мудрости и Песнь Песней, которая признана самым высоким поэтическим произведением, в котором душа сливается со своим возлюбленным в экстазе высшей любви, именно в Космическом значении такого слияния. Родная, немного растерялась от ливня проливаемого света и любви на тебя, но не являй тут луча сомнения в Моей любви. <…>
Христос будет оявлен таким же человеком, как и Будда.
Ярый процесс преображения твоего внутреннего существа закончился, но Урусвати смущена молчанием своего преображённого внутреннего существа. Твоё внутреннее преображённое существо оявлено на совершенно самостоятельном действии вне осознания этого физическим мозгом, бережём сердце.
Моё явление, как Будды, было тоже оявлено на таком же преображении внутреннего существа и на полном незнании в физическом состоянии о его деятельности в иных сферах. <…>
Ярые [приверженцы] уявили Будду и Христа Богами и наложили на Них страстную ответственность за такое положение. Будда немного счастливее Христа. Будда отрицал своё преимущество и не допускал никакого поклонения себе, кроме уважения как к Наставнику жизни и Указателю Пути Правильного, Пути Равновесия, на осознании смысла бытия и значения каждого человека. Будда не только не явил посмертного уявления, но немедленно продолжил земную тропу. Рекорды эти запечатлены в пространстве, и никто не может подделать их» (Тетрадь 2 [Огненный опыт] (машинопись), стр. 31-32, 34).
После новых откровений Елена Ивановна написала ближайшим сотрудникам слова, на осознание которых последователям Агни Йоги понадобилось более полувека.
«Дух Бодхисаттвы, – писала она о Мориа, – воплотился в отрока Сиддхартху и постепенно раскрывал в нём Свою Несравненную Индивидуальность. Всё самое Великое, самое Высокое заключается в этой Индивидуальности. Нет более высокого выражения Великой Тайны Бытия, нежели в Солнечном Иерархе, Владыке Майтрейе, Владыке Христе. Он Великий Держатель и Создатель! Он есть ВСЁ!» (Е.И. 05.08.1953).
В ответ на опасения Елены Ивановны, что затрагивание традиционной веры в Будду и Христа может у одних вызвать душевное потрясение и обрушение мира, а у других породит кощунство и травлю, Учитель тем не менее в нескольких Беседах подтвердил, что Урусвати в своих письмах может и должна засвидетельствовать тождество Владыки Мориа Будде и Христу; было указано, что она может также сказать о тождестве Владыки Мориа всем другим великим духовным Средоточиям и Основателям. Так говорилось:
«16.02.1953. Ярая может иметь Мой Облик Майтрейи и Аджиты //раджи Чарнойи//, но яро и Зороастра, и Рамы, и Кришны, и Будды, и Христа» (Тетр. усл. ном. 4 [34 «ПРОГНОЗЫ»], стр.83).
«28.05.1953. Ярая сказала не плохо о Будде, и яро оявись на ярой записи Моих тебе Откровений о Моей жизни. Ярые могут очень пригодится, родная, яро могут очень пригодится.
Ярые слишком фантастические утверждения в жизнях Великих Учителей яро уже тут не нужны. Яро нам дороже правильное жизненное описание всех тут наших ярых перипетий. Яро оявись на жизненности, родная, всех тут описаний и ярая скрытая легенда яро прекрасна не своей фантазией, но яро тем чувством, которое складывало эту мозаику Великого Духа» (Тетр. усл. ном. 7 [37], стр.77).
«07.07.1953. …Скажи о яром страстном лучших воплощениях Мирового Учителя в Обликах Будды и Христа и яро не умалим [также] Магомета» (Тетр. усл. ном. 7 [38], стр.144).
«31.10.1953. Ярая может определённо яро свидетельствовать обо Мне как о Будде, Христе и Майтрейи. Ярая может страстно утверждать Мои воплощения, как Будды, Христа и Майтрейи» (Тетр. усл. ном. 9 [40] стр.79).
Самое обстоятельное разъяснение о связи Владыки Мориа, его Духа с почитаемыми в религиях Образами было дано Еленой Ивановной Рерих в письме от 13 апреля 1953 года, небольшой фрагмент из которого мы приводим:
«Теперь для мисс Микер. Получила её проспектную страничку о трёх брошюрах, посвящённых Трём Владыкам //Майтрейе, Будде и Христу//. Мне кажется, что она не совсем воспринимает, что Три Великих Образа или Личности были и есть в действительности жертвенные проявления Единой Величайшей Индивидуальности нашей Вселенной.
Можно указать, что, согласно с самыми древними Учениями и Писаниями Индии, когда в мире наступает период или цикл падения религии и нравственности, Единая Высокая Индивидуальность частично воплощается в избранной стране для принесения Нового Учения и утверждения нового сдвига сознания в человечестве.
Великая Космическая Истина и Тайна в том, что Единое Эго воплощается во всех Великих Спасителях Мира. Утверждение это можно найти во всех древнейших Учениях. <…>
Итак, Индивидуальность Одна, но частичные проявления Её озаряли такие земные проявления, как Будда, Христос и Майтрейя и ещё другие. Так, Владыка Майтрейя вмещает в себе и Лучи Величайших Спасителей и Создателей сознания нашего человечества. Истина эта Велика и Проста для сердца, пылающего любовью к такому олицетворению Любви и Красоты, которое воплотилось в мощном Облике Владыки Майтрейи, Владыки Великого Сострадания» (Е.И. 13.04.1953).
Н.К.Рерих. «Благословенный [Будда]» (Панацея), 1939
Яшодхара – жена Будды
Согласно буддистской традиции, царевич Сиддхардха женился на царевне Яшодхаре. У них родился единственный ребёнок, мальчик по имени Рахула. Будто бы в день его рождения принц Сиддхардха покинул дворец. После того, как Яшодхара узнала, что её муж начал святую жизнь, она избавилась от всех драгоценностей, носила простой жёлтый халат и ела только один раз в день. В итоге она утвердилась на аскетическом образе жизни как отшельница, став образцом для других женщин, увлекая их новым Учением Будды. Буддистские тексты сообщают, что Яшодхара вступила в орден буддистских монахов и монахинь и стала архати. Она получила рукоположение в бхикшуни (полностью посвящённая монахиня) и была объявлена обладающей сверхъестественной силой, превышающей прочих монахинь. Умерла она, как считается, в 78 лет, за два года до паринирваны Будды. Рахула должен был унаследовать трон от своего деда, ибо отец отказался от царствования. Но повзрослев, Рахула вслед за воспитывавшей его матерью избрал аскетический и духовный путь своего отца и стал буддистом-монахом, а впоследствии – Архатом.
Дочь Будды
В ранних Беседах Е.И.Рерих с Учителем было сказано, что у Будды и его жены помимо сына родилась в тайне также дочь. Её зачатие произошло уже после того, когда Будда вернулся после семилетнего отсутствия и когда он уже определился на стезе Архатства. По понятным причинам данный факт буддистская традиция скрывала.
После рассказа о рождении у Будды дочери, и после того, как Учитель многократно назвал Урусвати «дочерью Будды», а Будду – её «Отцом», все, кто читал те тексты, включая Урусвати, были абсолютно уверены, что Урусвати и являлась той самой тайной дочерью Будды. Такой на правах, можно сказать, «родственной связи» для окружающих объяснялось право Елены Ивановны на продолжение дела Учительства, заповеданного Буддой. Как правопреемница Будды Елена Ивановна в 1934 году получила сокровенную Чашу Будды – символ Учения.
Однако из Бесед с Учителем, записанных Е.И.Рерих в 1950-е годы, выяснилось, что Урусвати была не «дочерью», а женой Будды, самой Яшодхарой.
Другими словами, Учитель в прежних текстах называл Урусвати «дочерью Будды» не в прямом, а в фигуральном или в общем, ни к чему не обязывающем смысле.
В одной из ранних Бесед Учитель поправил Рерихов: «Я не Руководитель [вам] – вы дети Mои» (28.01.1922). В том же самом ключе Владыка Мориа в двадцатые годы часто называл Урусвати своей «дочерью». Или однажды назвал её «Сестра Чарнойя» (27.01.1922), хотя много позже выяснится, что она была не сестрой, а женой раджи Чарнойя – то есть супругой нынешнего воплощения Владыки Мориа. Ближе к прямому смыслу было иногда употреблявшееся в ранних Беседах наименование Урусвати как «дочь сердца Будды». До завершения целого ряда событий многое до 1950-х годов раскрывать было невозможно.
Яшодхара, то есть воплощение Урусвати, возглавила первую буддистскую женскую общину и таким образом положила начало распространению Учения Будды среди женщин и среди их семей. Впоследствии это дело среди женщин продолжила их дочь.
Из поздних записей Е.И.Рерих о Будде и Яшодхаре
I. 24.12.1952. Ярые тут [вокруг Е.И.Рерих] недостойные ученики… Яро и Я не имел никого, кроме Моей Магдалины, и яро тут не нуждался ни в ком ином. Но ярый Будда был лишён сокровенной жены и яро тут не знал, что ярая любила Его страстно, но не могла оставить сына из-за ярой слабости его. Ярая тут сказала, когда Ярый ушёл: “Моя жизнь кончилась и яро оявлюсь с Ним в Его подвиге”. И Ярая выполнила свою Миссию – дать Ему возможность стать Буддою, как яро нужно было по сознанию масс в те времена. Ярые не могли понять иного пути (кроме пути одинокого Учителя, отказавшегося от всего. – прим. Е.И.).
(Тетрадь усл. номер 8, стр. 165-166 [Записи бесед с Учителем, 10.11.1951-02.03.1953] (машинопись))
II. 30.01.1953. Оявлю тебе страницу Моей жизни. Страницу Моей страстно тяжкой жизни как Будда, родная. Яро Я ушёл из дома неожиданно, ибо яро не хотел уявиться на ярых тут слезах и негодовании, родная. Яро Я подготовлял Мою жену к этому Моему шагу и яро даже надеялся, что ярая согласится уйти со Мною, но ярая надежда эта скоро оставила Меня, ибо ярая страстно яро возмутилась за ребёнка − оявить его в таких трудных условиях. Ярый был, конечно, ещё мал и слаб, но всё же, при страстном устремлении и любви ко Мне ярая могла бы принять эту заботу на себя. Но ярая любила сына тогда больше, чем Меня и не могла решиться лишить его привычной ему жизни в неге и роскоши и осудить на неизвестную скитальческую жизнь, без определённого места и привычного обихода.
Яро Я не стал настаивать, но яро Спешил уйти один, ибо деспотизм Моего отца с годами стал нестерпимым, и Я не мог уже сносить невежественного безумия его в правлении страной. Яро Я ушёл один, совершенно один, оставив жене Моё последнее ей признание в страстной любви и ярое обещание вернуться через семь лет. Яро Я надеялся за это время найти Истину и твёрдо стать на Путь следования Ей. Яро не дал места назначения своего, но яро обещал по мере возможности посылать ей вести, но тут же просил не ждать их, ибо ухожу в Горы, и оттуда нельзя ждать частых вестников.
(Тетрадь усл. номер 4, стр. 75 [ПРОГНОЗЫ1940-50] (машинопись))
III.