Да будет выброшено ныне ж -




Что завтра б - вырвано из рук!

В этом стихотворении М.Цветаева ставит слово минута (от латинского minutus «маленький»), в один ряд со словами минущий, минуть ‘пройти мимо кого, чего-нибудь’. В таком окружении созвучные слова начинают восприниматься как однокоренные. И у слова минута появляется, точнее «проявляется» новое значение ‘отрезок времени, который проходит мимо лирического героя’. Таким образом Цветаева с необыкновенной остротой показывает преходящесть всякого земного явления.

2.4.5. Отметить и охарактеризовать использование однокоренных слов.

2.4.6. Отметить и объяснить использование слов с одинаковыми приставками и суффиксами.

Настанет день – печальный, говорят! –

Отцарствуют, отплачут, отгорят

Остужены чужими пятаками

Мои глаза, подвижные, как пламя. (М. Цветаева)

Глаголы с приставкой от- “подчеркнуто выражают значение абсолютного конца, полного прекращения действия или деятельности, отличающихся значительной мерой предшествующей длительности и интенсивности”[5]. При помощи неоднократного повторения одноприставочных глаголов автору удается передать состояние боли и горечи; возникает мотив неотвратимости смерти.

Морфологические особенности.

2.5.1. Обратить внимание на соотношение частей речи в тексте. Объяснить преимущественное использование слов той или иной части речи. Например, в стихотворении А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» нет ни одного глагола. Так автор достигает необходимого ему эффекта чего-то таинственного, волнующего, волшебного.

2.5.2. Обратить внимание на значение в тексте различных грамматических категорий:

– глагол: время глагола (временной план), вид глагола (одновременность, следование действий одного за другим), наклонение глагола (в стихотворении В. Маяковского «А вы могли бы» глаголы в форме изъявительного наклонения, относящиеся к лирическому герою: смазал, прочел и т.д., противопоставляются условному наклонению в вопросе, обращенном к читателям), личные / безличные глаголы (Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло // Только мне не плачется – на душе светло. С. Есенин) и др.

– имя существительное: род (М.Ю. Лермонтовым в стихотворении «На севере диком…» созданы образы сосны и пальмы. Л. В. Щерба писал, что Г. Гейне «создал образ мужской неудовлетворенной любви к далекой, а потому недоступной женщине. Лермонтов женским родом сосны отнял у образа всю его любовную устремленность и превратил сильную мужскую любовь в прекраснодушные мечты»[6]. Ф. И. Тютчев, стараясь сохранить авторский образ, в переводе того же стихотворения Гейне изобразил кедр одинокий, которому снится юная пальма); число (в стихотворении Н. Заболоцкого «Клялась ты – до гроба…» интересны строки:

Колеблется лебедь

На пламени вод.

Однако к земле ведь

И он уплывет.

 

И вновь одиноко

Заблещет вода.

И глянет ей в око

Ночная звезда.

Здесь следует отметить форму множественного числа воды со значением ‘большое пространство, занятое водой’. А также форму ед. ч. слова око (более обычна форма мн. ч.), которая усиливает сему одиночества: одиноко заблещетглянет в око); или: Сейчас же он явился к счастливым матерям, предложил имена для их крошек: Баррикада и Бебелина, так что первая выходила Баррикада Анемподистовна, а вторая просто Бебелина Ивановна, от чего обе матери отказались с плачем и даже хотели обратно забрать свои плоды (М. Булгаков). «Для существительного плод в значении ‘ребенок’ нормативной является форма единственного числа, поэтому употребление множественного, даже мотивированного реальной неединичностью, воспринимается как необычное»[7].

– имя прилагательное: степени сравнения, разряды, краткая / полная форма и т.п.

– категория состояния: используется для передачи внутреннего состояния или состояния природы и т.д.

2.5.3. Отметить использование одних форм в значении других

2.5.4. Отметить и объяснить стилистически окрашенные формы слова. Если грамматическая форма вариативна, объяснить, почему выбрана эта, а не другая: например, форма сахару считается более разговорной, чем сахара; цвести – цвесть. В настоящее время формы типа цвесть относят к литературному просторечию. В середине 19 века эти формы воспринимались как нейтральные. Особо отметить отступления от литературной нормы. Например, у В. Маяковского («Облако в штанах»):

Пока вскипячивают, рифмами пиликая,

Из любвей и соловьев какое-то варево,

улица корчится безъязыкая –

ей нечем кричать и разговаривать.

2.5.5. Отметить грамматические формы, которые часто повторяются, объяснить, какого эффекта удается при этом добиться автору. А. Блок «На лугу»:

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее на пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса...

Употребление форм сравнительной степени прилагательных (4 раза в небольшом контексте) позволяет автору передать изменения в природе, связанные с приходом весны.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: