Тема: «Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия»
Учебные вопросы:
1. Психология труда как область знаний, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия;
Основные проблемы психологии труда.
Связь психологии труда с психологическими дисциплинами и другими науками, изучающими
Методы психологии труда.
Психологическое знание о труде в народных пословицах и поговорках:
Утверждение обязательности труда: "Масло само не родится", "С разговоров сыт не будешь";
Этические аспекты труда: "Трутни - горазды на плутни" (т.е. негодяи - люди достаточно неглупые…), "Праздность - мать пороков";
Важность труда в жизни человека: "На Бога уповай, а без дела не бывай";
Осуждение низкопроизводительного труда: "Три дня молол, а в полтора съел", "Пошел черных кобелей набело перемывать";
Идея индивидуального стиля деятельности: "Мастер - мастеру не указ".
Этап зарождения (первые годы XX века – 30-40 г).
Отечественная психология труда берет свое начало с работ знаменитого русского физиолога Ивана Михайловича Сеченова, который:
предложил рефлекторную природу таких психических процессов как ощущение и восприятие в трудовых актах;
изучал рабочие движения и роль личного фактора в труде;
обосновал оптимальную продолжительность рабочего дня;
показал прогрессивное значение активного отдыха и т.д.
Его усилиями заложены основы изучения рациональной организации и проектирования трудовой деятельности.
Ф.Тейлор – американский инженер, предложивший анализировать труд (выделять элементы, нормировать и рационализировать труд, подбирать кадры).
|
Психотехника – (термин ввел в 1903 г. немецкий психолог Вильям Штерн (1871-1938), основавший в Берлине институт прикладной психологии (1906) и учредивший "Журнал прикладной психологии") – наука о труде.
1912 г. – набор рекрутов в американскую армию с помощью тестов «Альфа» и «Бета».
Индустриальная психология в Америке, Англии, Германии, а также в СССР.
Этап гонений и сомнений (1936 – 1950 –е).
СССР 1925 – 1936 – широкое распространение психотехники. Однако тестирование проводили часто люди не имеющие психологического образования. 1936 г. - постановление ЦК ВКПб «О педологических извращениях в системе Наркомпроса», психотехника прекратила существование.
Германия. Термин "психотехника" широко применялся в первые годы XX века в Германии.
1942 г. психологи вступили в конфликт с нацистским режимом; Гитлер и Геринг, расформировали все психологические подразделения и отправили специалистов на фронт. Восстановление психологии труда началось в 50-х годах.
Англия. После второй мировой войны прогресс замедлился. Национальный институт индустриальной психологии не мог больше субсидироваться и был распущен.
Психология труда - отрасль психологии, изучающая психологические особенности различных видов трудовой деятельности в их зависимости от общественно-исторических и конкретных производственных условий, от орудий труда, методов обучения труду и от психологических качеств личности трудящегося.
Предмет - психологическая сущность трудовой деятельности, особенности личности трудящегося и ее взаимодействие с производственной средой.
|
Психологическая сущность трудовой деятельности заключается в тех требованиях к психическим свойствам, состояниям и процессам, которые предъявляет к трудящемуся его профессия.
Производственная среда - совместно работающие люди (производственное звено, бригада, производственный коллективе).
Внешняя среда — это материальные и эстетические условия труда и технические средства производства, с которыми человек постоянно взаимодействует.
Профессионально-значимые качества личности – качества, которые определяют успешность профессиональной деятельности.
Психология труда — подсистема эргономики, синтетической дисциплины, объект изучения которой — система «коллектив — человек — машина — среда».
Эргономика (от греч. работа и закон) — подсистема научной организации труда (НОТ), психология труда — тоже подсистема НОТ.
Основные проблемы (задачи) психологии труда:
1. Психологическое изучение и описание профессии с целью профессиональной ориентации, консультации, профотбора, формирования у будущих субъектов труда профессиональных способностей и призвания;
2. Изучение способностей людей, которые намереваются работать, уже работают (овладевают профессией, мастеров);
3. Изучение формирования профессиональных ЗУН с целью выявления психологических закономерностей этих процессов;
4. Обеспечение безопасности труда посредством изучения ошибочных действий и поиска путей их профилактики и устранения;
5. Изучение психических состояний и настроений в процессе учебной и производственной деятельности;
6. Изучение межличностных отношений и социально-психологического климата в процессе учебной и производственной деятельности с целью выработки мероприятий по усилению благотворного его влияния на человека;
7. Изыскание мер профилактики и снятия усталости и утомления рабочих и специалистов в процессе трудовой деятельности;
8. Приспособление технических средств производства к общим психическим свойствам работников;
9. Распространение накопленных психологических знаний.