Тема: «Старший школьный возраст» ВАША ТЕМА




 

Цель: 1. Формированиепонятия о ПО ВАШЕЙ ТЕМЕ;

2. Способствовать совершенствованию мыслительных процессов

(конкретизации, анализа, синтеза и обобщения);

3. Формирование познавательного интереса к изучаемой теме.

 

Вид занятия: лекция

 

Методы и приемы:

- объяснительно-иллюстративный,

- беседа,

- показ

Наглядность и оборудование:

Компьютер, экран, проектор. Слайд-ряд: «ПО ВАШЕЙ ТЕМЕ».

ХОД ЛЕКЦИИ

1.ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА ЛЕКЦИИ Приветствие. Знакомство. Создание деловой обстановки для интеллектуальной деятельности студентов.
2.ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ЛЕКЦИИ Сегодня мы с вами перейдем к изучению следующего возрастного периода – это старший школьный возраст, или, как его называют, ранняя юность. Мы рассмотрим, какие перемены происходят в этот период с подростком, как меняется его социальный статус, как происходит общение, как протекает развитие личности в ранней юности, интеллектуальное развитие и ведущая деятельность в юношеском возрасте.
3.ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫВодная беседа.   Демонстрация слайда № 2     Разъяснение преподавателя     Демонстрация слайда № 4   Демонстрация слайда № 6; № 7   Разъяснения преподавателя     Рассказ о ведущей деятельности   Демонстрация слайда № 9     Демонстрация слайда № 10     Разъяснения преподавателя     Демонстрация слайда № 12   Рассказ о понятии «Профессиональное самоопределение»   Демонстрация слайда № 14; №15   Рассказ об интеллектуальном развитие в старшем школьном возрасте Демонстрация слайда № 17     Разъяснения преподавателя   Демонстрация слайда № 18     Демонстрация слайда № 20   Рассказ о развитие личности     Демонстрация слайда № 21     Разъяснение преподавателя   Демонстрация слайда № 23   Комментарии   Разъяснение преподавателя     Демонстрация слайда № 24   Комментарии     Демонстрация слайда № 26; №27     Комментарии   Разъяснение преподавателя   Демонстрация слайда № 29     Разъяснение преподавателя     Демонстрация слайда № 31   Комментарии     Рассказ об общение в старшем школьном возрасте     Разъяснение преподавателя     Демонстрация слайда № 33     Комментарии   Демонстрация слайда № 35     Разъяснение преподавателя     Демонстрация слайда № 37     Комментарии   Демонстрация слайда № 39   Демонстрация слайда № 41     4.ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА     5.ИТОГ ЛЕКЦИИ.   Старший школьный возраст - это период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь. Формирование духовных качеств, личность складывается под влиянием совершенно нового положения, положение старших в школе, приобретение опыта серьезной общественной деятельности. К концу старшего школьного возраста юноши и девушки обычно достигают известной степени физической зрелости. Завершается характерный для подросткового возраста период бурного роста и развитие организма, наступает относительно спокойный период физического развития, окончательно завершается половое созревание, уравновешивается кровяное давление, устанавливается ритмичная работа желез внутренней секреции. Темп роста тела замедляется, заметно нарастает мышечная сила, увеличивается объем грудной клетки.   Запишите в тетрадях. Старший школьный возраст – период социального, личностного и духовно-практического самоопределения человека. Это стадия, полового созревания заканчивающаяся с наступлением взрослости. Обычно он соотносится с хронологическим возрастом с 15 до17-18 лет.   Когда осуществляется переход от подросткового к раннему юношескому возрасту? Психологический критерий «вхождение» в юность связан с резкой сменой внутренней позиции, с изменением отношения к будущему. Если подросток, по словам Л.И. Божович, смотрит на будущее с позиции настоящего, то юноша (старший школьник) смотрит на настоящее с позиции будущего. В юности происходит расширение временного горизонта – будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив – «аффективный центр» жизни юноши».   Рассмотрим, какие новообразование происходят в этом возрасте. Самосознание – открытие своего внутреннего мира во всей его индивидуальной целостности и уникальности, стремление к самопознанию, формирование личной идентичности, чувство индивидуальной самотождественности, преемственности и единства.   Р. Хавигхерст в период взросления выделил такие возрастные задачи: · Принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела и формирование умений эффективно его использовать (в труде, спорте и.т.д.); · Усвоение мужской и женской роли (складывание индивидуальной структуры своего гендерного поведения); · Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; · Завоевание эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; · Подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии; · Подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей; · Формирование социально ответственного поведения, гражданской активности; · Построение внутренней системы ценностей и этического сознания как руководство для поведения. Юность становится вторым переходным периодом в развитии личности. Юноша, как и подросток, ещё не совсем взрослый человек. Но подросток тесно связан со своим уходящим детством, а юноша тяготеет к молодости и зрелости, более поздним возрастным этапам. С юностью связано начало освоение профессии. В психологическом плане юность решает задачи окончательного, действенного самоопределения и интеграции в общество взрослых людей.   Рассмотрим ведущую деятельность в старшем школьном возрасте. Готовность к самоопределению означает сформированность психических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.   Содержание психологической готовности к самоопределению: · Сформированность на высоком уровне психологических структур: теоретического мышления, основ научного и гражданского мировоззрения; · Развитость потребностей, обеспечивающих содержательную наполненность личности; · Становление предпосылок индивидуальности как результат развития и сознания своих способностей и интересов, критического отношения к ним.   Давайте рассмотрим, три основных варианта жизненного пути, характерные для юности: · Обучение; · Поиск работы; · Для юношей служба в армии.   Обучение в вузе. Вуз дает необходимые знания и умения, т.е. определенную квалификацию и тем самым готовит «к взрослой жизни», «продвижению вверх»; дает возможность «отсрочить окончательный выбор», попробовать, «твое это или нет», но продолжая учиться, юноша не приобретает «практический опыт». Работа. Привлекает, прежде всего, приобретением материальной независимости, самостоятельности, что удовлетворяет потребность «ощутить себя по-настоящему взрослым».   Профессиональное самоопределение – это многомерный и многоступенчатый процесс, в котором происходит выделение задач общества и формирование индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность. В процессе профессионального самоопределения устанавливается баланс личных предпочтений и склонностей и существующей системы разделения труда. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.   Основу профессионального самоопределения составляют следующие психологические факторы: · Осознание ценности общественно полезного труда; · Общая ориентировка в социально-экономической ситуации в стране; · Осознание необходимости общей и профессиональной подготовки для полноценного самоопределения и самореализации; · Общая ориентировка в мире профессионального труда; · Выделение дальней профессиональной цели (мечты); · Согласование мечты с другими важными жизненными целями; · Знание о выбираемых целях; · Знание о внутренних препятствиях, осложняющих достижение избранной цели.   Рассмотрим интеллектуальное развитие в старшем школьном возрасте.   Характерный уровень когнитивного развития в отрочестве и юности: · формально- логическое мышление; · формально – операциональное мышление.   Обучение в старших классах школы связано со значительным изменением и усложнением структуры и содержание учебного материала, увеличением его объема, что повышает уровень требований к учащимся. От них ожидают гибкости, универсальности, продуктивности познавательной деятельности, четкости, самостоятельности в решении когнитивных задач.   Совершенствуется владение сложными интеллектуальными операциями, такими как: · анализ и синтез; · теоретическое обобщение и абстрагирование; · аргументирование и доказательство. Изменения когнитивных структур служат предпосылкой возникновения способности к интроспекции, к рефлексии. Собственные мысли, поступки индивида становятся предметом его мысленного рассмотрения и анализа. Другой важный аспект интроспекции связан со способностью различать противоречия между мыслями, словами и поступками, оперировать идеальными ситуациями и обстоятельствами. Появляется возможность для создания идеалов (семьи, общества, морали или человека), для сравнения их с реальной действительностью, для попыток реализации.   Рассмотрим, как развивается личность. Психологической особенностью раннего юношеского возраста является устремленность в будущее. Важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы.   Жизненный план – широкое понятие, которое охватывает всю сферу личного самоопределения (род занятий, стиль жизни, уровень притязаний, уровень доходов). У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делают для достижения задуманного.   О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, когда молодой человек стремиться оценить собственные субъективные и объективные ресурсы. Л.С. Выготский рассматривал жизненные планы как показатель овладения личностью своим внутренним миром и как систему приспособления к действительности, связывая с ними «целевую» регуляцию принципиально нового типа.   Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее – центральное психологическое новообразование юношеского возраста.   Отметим, что основой для планирования субъектом собственного будущего является существующая в обществе модель «типичного жизненного пути» члена данного общества. Эта модель закреплена в культуре, системе ценностей общества, в ее основу положен принцип своевременности.   Э. Эриксон рассматривал поиск личностной идентичности как центральную задачу периода взросления. Идентичность как сознание тождественности субъекта самому себе, непрерывности собственной личности во времени требует ответить на вопросы: · Каков я? · Каким мне хотелось бы стать? · За кого меня принимают? В период взросления, на фоне резких физических и психических трансформаций и новых социальных ожиданий, необходимо достичь нового качества идентичности, т.е. объединить различные свойства, связанные с семейными, гендерными, профессиональными ролями.   Эриксон считал, что кризис идентичности включает ряд противостояний: 1. временная перспектива или расплывчатое чувство времени; 2. уверенность в себе или застенчивость; 3. экспериментирование с различными ролями или фиксация на одной роли; 4. ученичество или паралич трудовой деятельности; 5. сексуальная поляризация или бисексуальная ориентация; 6. отношения лидер/последователь или неопределенность авторитета; 7. идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей;   Чем успешнее индивид преодолеет этот первый кризис идентичности, тем легче ему справиться с подобными переживаниями в будущем. На этом сложном пути могут быть и неудачи.   Диффузия идентичности (или ролевое смешение) и ее возможные специфические трудности: Диффузия времени – нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего цейтнота, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности; Застой в работе – нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям. Возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу; Отрицательная идентичность – проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» - опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики). Таким образом, выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего Я, а может протекать и в кризисных формах.   Многие исследования посвящены развитию и качеству Я - концепции у молодых людей, исследованию соотношений между Я - реальным и Я - идеальным, особенно важным в этот период. По мере взросления, складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.   Позитивная Я – концепция, чувство самоуважения, самоценности благоприятно сказывается на постановке перспективных целей и активном стремлении к их достижению. Отрицательная Я – концепция (проявления которой – низкая самооценка и низкий уровень притязаний, слабая вера в себя, боязнь получить отказ) воздействует наиболее негативно. Со сниженным самоуважением и негативной самооценкой связывают социальную пассивность, одиночество, деградацию, агрессивность и преступность.   Развитию самосознания и личности Л.С. Выготский отводит в юности центральную роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственного мира мыслей, чувств и переживаний, которые кажутся самому субъекту неповторимыми и оригинальными.   В юности вырабатывается ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни», которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.   Важно осознавать, что это отражение собственного интеллектуального и морального поиска, стремление критически переосмыслить «азбучные истины» и принять их уже не как навязанные извне, а как выстраданные и содержательные.   Рассмотрим общение в старшем школьном возрасте. Содержание и характер общения со всеми категориями партнеров определяется решением проблем, связанных со становлением и реализацией их как субъектов отношений в значимых сферах жизнедеятельности.   Общение юношей и девушек с взрослыми, с родителями предполагает растущую демократизацию взаимоотношений поколений. Отношения с взрослыми сложны, но фактически влияние родителей по многим важным проблемам остается для юношей преобладающим. Содержание общения с взрослыми включает в себя: · проблемы поиска смысла жизни; · познание самого себя; · жизненных планов и путей их реализации; · взаимоотношений между людьми; · получение информации, связанной с областью интересов старшеклассника и профессиональной принадлежностью взрослого. Юноши и девушки нуждаются в общении с близкими взрослыми, в обращении к их жизненному опыту в решении проблемы самоопределения, но эффективное взаимодействие возможно только в условиях взаимопонимания и взаимоподдержки. Доверительность в общении, как уважение к личности молодого человека, как вера в его потенциальную способность справиться с жизненными трудностями – важнейшая основа для новой гармонии родительско-детских отношений. Общение со сверстниками продолжает играть большую роль в жизни юношей. В старших классах происходит изменение в ориентации. В юношеском возрасте происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга.   Параллельно с расширением сферы общения происходит и углубление, индивидуализация общения. У молодых людей развивается способность устанавливать дружеские отношении, более избирательные, тесные и глубокие. Дружба характеризуется верностью, близостью, устойчивостью. Однако юношеская дружба имеет свои сложности: свойственные возрасту требовательность и критичностью по отношению к другому, бескомпромиссность, повышенная эгоцентричность порождает болезненные трудности и напряженность во взаимоотношениях со значимыми и близкими сверстниками.   В ранней юности сильнее по сравнению с предыдущими возрастными этапами проявляется потребность в уединении.   Коммуникативное уединение представляет собой общение с неким идеальным партером, со своим Я, с представляемыми лицами. В уединении юноши и девушки проигрывают роли, которые им недоступны в реальной жизни. Они делают это в играх-грезах и в мечтах, по преимуществу рефлексивных и социальных. Первая любовь также в определенной мере следствие стремления молодого человека к эмоциональному контакту, душевной близости, к пониманию. Проявления любви в юношеском возрасте обычно принимает форму симпатии, увлечения, влюбленности или же форму дружбы – любви. Первая любовь – это важное испытание в юности, во многое влияющее на развитие личности юноши.   Итак, повторим, каковы психологические особенности старшего школьного возраста (15-18 лет) · Стремление к самопознанию; · Принятие собственной внешности, осознание особенностей своего тела; · Установление новых и более зрелых отношений со сверстниками обоих полов; · Подготовка к профессиональной карьере, обучение нацелено на получение профессии; · Подготовка к браку и семейной жизни, приобретение знаний и социальной готовности принять на себя ответственность, связанную с партнерством и семьей; · Способность различать противоречия между мыслями, словами и поступками; · Стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы; · Достижение нового качества - идентичности; · Развитие качеств «Я – концепции» · Вырабатывается ценностные ориентации; · Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни»; · Формируется доверительность в общении; · Происходит увеличение потребности в общении, увеличение времени на общение и расширение его круга; · Развивается способность устанавливать дружеские отношении; · Проявляется потребность в уединении; · Первая любовь Для систематического и глубокого овладения учебной информацией необходимо проработать содержание лекции и сделать необходимые дополнения по соответствующей теме, существующей в возрастной психологии.   Итак, действительно, Старший школьный возраст - это период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: