Понятие и сущность стандартизации




Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Стандартизацию следует рассматривать как практическую деятельность, как систему управления и как науку.

Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах общественного производства и социальной жизни.

Стандартизация как система управления практической деятельностью осуществляется в Российской Федерации на основе Государственной системы стандартизации (ГСС), являющейся системой планового управления практической деятельностью по стандартизации. Она опирается на комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих требования по организации и методике выполнения практических работ по стандартизации.

Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помогает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершенствованию практических работ в этой области.

Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.

2. Цели и задачи стандартизации

Стандартизация осуществляется в целях:

- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;

- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- обеспечения научно-технического прогресса;

- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;

- рационального использования ресурсов;

- технической и информационной совместимости;

- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;

- взаимозаменяемости продукции.

Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.

Основными задачами стандартизации являются:

- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, про-
давцами и потребителями (заказчиками);

- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продук-
ции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее
безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической,
электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимоза-
меняемости продукции;

- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов,
комплектующих изделий, сырья и материалов;

- унификация на основе установления и применения параметрических и типо-
размерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных
блочно-модульных составных частей изделий; установление метрологиче-
ских норм, правил, положений и требований;

- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измере-
ний), сертификации и оценки качества продукции;

- установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения
применения малоотходных технологий;

- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социаль-
но-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструк-
турных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды,
контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);

- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информаци-
ей о номенклатуре и основных показателях продукции;

- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами
и средствами стандартизации.

 

Основные понятия и определения в системе стандартизации

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принци-
пы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их ре-
зультатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и
иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды пра-
вил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.

Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного исполь-
зования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и ха-
рактеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-
ции и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;

Комплекс стандартов — совокупность взаимосвязанных стандартов, объединен-
ных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требо-
вания к взаимосвязанным объектам стандартизации.

Совместимость — пригодность продукции, процессов и услуг к совместному,
не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных
условиях для выполнения установленных требований.

Унификация — выбор оптимального числа разновидностей продукции, процес-
сов и услуг, значений их параметров и размеров.

Правила (ПР) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации,
аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организацион-
но-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила проце-
дуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ-
лений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.

 

4. Виды стандартов

В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавли-
ваемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: осново-
полагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля
(испытаний, измерений, анализа).

Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-техниче-
ские положения для определенной области деятельности, а также общетехниче-
ские требования, нормы и правила, обеспечивающие:

- общие требования в процессах создания и использования продукции, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни,
здоровья, имущества и окружающей среды;

- взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (нау-
ке, технике, производстве);

- информационную совместимость и однозначность понимания объекта стан-
дартизации;

- установление общих методов проектирования, подготовки производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.

Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы
(комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных, меж-
дународных) стандартов. К таким стандартам относятся: основные (общие) положе-
ния, порядок (правила), термины и определения, общие требования или нормы,
методы, допуски, типовые технологические методы.

Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам одно-
родной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).

В этих стандартах устанавливаются:

- всесторонние требования к разработке и производству продукции;

- типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и
взаимозаменяемость продукции;

О условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортирова-
нии и обращении.

К таким стандартам относятся: основные параметры и (или) размеры, типы, мар-
ки, конструкция, общие технические требования, хранение, эксплуатация, общие технические условия, технические условия.

Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к мето-
дам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ
в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспорти-
рования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.

Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавлива-
ют методы (способы, приёмы, методики и др.) проведения испытаний, измере-
ний, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие
стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность
и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству
продукции (услуги). Выполнение этих условий в значительной степени зависит
от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.

Возможны и смешанные стандарты, например в стандартах на продукцию (услу-
ги) оговариваются и методы контроля.

 

5. Нормализационный контроль технической документации

Нормализационный контроль технической документации (нормоконтроль) про-
водится с целью повышение качества нормативно-технической документации и
обеспечения внедрения требований стандартов на предприятии. Порядок про-
ведения нормализационного контроля установлен ГОСТ 2.111-68, 3.1116-79
и 21.002-81. Нормоконтролю подлежит комплексная нормативно-техническая
документация на изделия основного и вспомогательного производств, разраба-
тываемая самим предприятием и получаемая со стороны.

Задачей нормоконтроля является проверка:

- комплектности представленной на контроль документации;

- соблюдения конструктивной и технологической преемственности;

- необходимости разработки специальных чертежей и технологий;

- соблюдения в разрабатываемой продукции норм, правил, установленных госу-
дарственными стандартами, стандартами предприятий и другой
нормативно-технической документации (НТД);

- cоответствия оформления технической документации требованиям, установ-
ленным стандартами;

- использования установленных ограничительных номенклатур стандартизо-
ванных изделий (крепежных деталей, винтов, болтов, гаек, шайб, типов кон-
тровок, резьб, шлицевых соединений, допусков и посадок), марок материалов,
профилей проката, вспомогательных материалов;

- соблюдения действующей системы классификации и кодирования.

Необходимость повышения качества нормализационного контроля налагает на
нормоконтролера определенные обязанности и предоставляет ему достаточные
права.

Нормоконтролер обязан выпускать в производство только ту документацию, ко-
торая полностью отвечает требованиям стандартов; руководствоваться только
действующими в момент проведения контроля стандартами и другими норма-
тивно-техническими документами; давать консультации по вопросим примене-
ния стандартов и другой НТД; вести работу по улучшению системы нормокон-
троля, повышению его эффективности; систематически представлять сведения о
качестве контролируемой документации; знать необходимые стандарты и срок их действия.

Нормоконтролер имеет право:

- возвращать конструкторскую документацию разработчику без рассмотрения
в случаях нарушения установленной комплектности, отсутствия обязатель-
ных подписей, небрежного выполнения;

- требовать от разработчиков конструкторской документации разъяснений и
дополнительных материалов по вопросам, возникшим при проверке.

Изменения и исправления, указанные нормоконтролером и связанные с наруше-
нием действующих стандартов и других нормативно-технических документов,
обязательны для внесения в конструкторские документы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: