Стандартизация (в соответствии с законом «О техническом регулировании») — это деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.
Стандартизацию следует рассматривать как практическую деятельность, как систему управления и как науку.
Стандартизация как практическая деятельность заключается в установлении нормативных документов по стандартизации и применению правил, норм и требований, обеспечивающих оптимальное решение повторяющихся задач в сферах общественного производства и социальной жизни.
Стандартизация как система управления практической деятельностью осуществляется в Российской Федерации на основе Государственной системы стандартизации (ГСС), являющейся системой планового управления практической деятельностью по стандартизации. Она опирается на комплекс нормативно-технических документов, устанавливающих требования по организации и методике выполнения практических работ по стандартизации.
Стандартизация как наука о методах и средствах стандартизации выявляет, обобщает и формулирует закономерности деятельности по стандартизации в целом и по ее отдельным направлениям. Развитие стандартизации как науки помогает улучшать систему организации этой деятельности и способствует совершенствованию практических работ в этой области.
Стандартизация связана с такими понятиями, как объект стандартизации и область стандартизации. Объектом (предметом) стандартизации обычно называют продукцию, процесс или услугу, для которых разрабатывают те или иные требования, характеристики, параметры, правила и т.п. Стандартизация может касаться либо объекта в целом, либо его отдельных составляющих (характеристик). Областью стандартизации называют совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т.д.
|
2. Цели и задачи стандартизации
Стандартизация осуществляется в целях:
- повышения уровня безопасности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни и здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
- повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения
чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- обеспечения научно-технического прогресса;
- повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
- рационального использования ресурсов;
- технической и информационной совместимости;
- сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
- взаимозаменяемости продукции.
Стандартизация направлена на достижение оптимальной степени упорядочения в определенной области посредством установления положений для всеобщего и многократного применения в отношении реально существующих или потенциальных задач.
|
Основными задачами стандартизации являются:
- обеспечение взаимопонимания между разработчиками, изготовителями, про-
давцами и потребителями (заказчиками);
- установление оптимальных требований к номенклатуре и качеству продук-
ции в интересах потребителя и государства, в том числе обеспечивающих ее
безопасность для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;
- установление требований по совместимости (конструктивной, электрической,
электромагнитной, информационной, программной и др.), а также взаимоза-
меняемости продукции;
- согласование и увязка показателей и характеристик продукции, ее элементов,
комплектующих изделий, сырья и материалов;
- унификация на основе установления и применения параметрических и типо-
размерных рядов, базовых конструкций, конструктивно-унифицированных
блочно-модульных составных частей изделий; установление метрологиче-
ских норм, правил, положений и требований;
- нормативно-техническое обеспечение контроля (испытаний, анализа, измере-
ний), сертификации и оценки качества продукции;
- установление требований к технологическим процессам, в том числе для снижения материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости, для обеспечения
применения малоотходных технологий;
- нормативное обеспечение межгосударственных и государственных социаль-
но-экономических и научно-технических программ (проектов) и инфраструк-
турных комплексов (транспорт, связь, оборона, охрана окружающей среды,
контроль среды обитания, безопасность населения и т. д.);
|
- создание системы каталогизации для обеспечения потребителей информаци-
ей о номенклатуре и основных показателях продукции;
- содействие выполнению законодательства Российской Федерации методами
и средствами стандартизации.
Основные понятия и определения в системе стандартизации
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принци-
пы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их ре-
зультатов. Нормативный документ охватывает такие понятия, как стандарты и
иные нормативные документы по стандартизации, нормы, правила, своды пра-
вил, регламенты и другие документы, соответствующие основному определению.
Стандарт — документ, в котором в целях добровольного многократного исполь-
зования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и ха-
рактеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализа-
ции и утилизации, выполнения работ или оказания услуг;
Комплекс стандартов — совокупность взаимосвязанных стандартов, объединен-
ных общей целевой направленностью и устанавливающих согласованные требо-
вания к взаимосвязанным объектам стандартизации.
Совместимость — пригодность продукции, процессов и услуг к совместному,
не вызывающему нежелательных взаимодействий, использованию при заданных
условиях для выполнения установленных требований.
Унификация — выбор оптимального числа разновидностей продукции, процес-
сов и услуг, значений их параметров и размеров.
Правила (ПР) — документ в области стандартизации, метрологии, сертификации,
аккредитации, устанавливающий обязательные для применения организацион-
но-технические и (или) общетехнические положения, порядки (правила проце-
дуры), методы (способы, приемы) выполнения работ соответствующих направ-
лений, а также обязательные требования к оформлению результатов этих работ.
4. Виды стандартов
В зависимости от специфики объекта стандартизации и содержания устанавли-
ваемых к нему требований разрабатывают стандарты следующих видов: осново-
полагающие; на продукцию (услуги); на работы (процессы); методы контроля
(испытаний, измерений, анализа).
Основополагающие стандарты устанавливают общие организационно-техниче-
ские положения для определенной области деятельности, а также общетехниче-
ские требования, нормы и правила, обеспечивающие:
- общие требования в процессах создания и использования продукции, безопасности продукции, процессов и услуг для жизни,
здоровья, имущества и окружающей среды;
- взаимосвязь процессов управления в различных областях деятельности (нау-
ке, технике, производстве);
- информационную совместимость и однозначность понимания объекта стан-
дартизации;
- установление общих методов проектирования, подготовки производства, хранения, транспортирования, эксплуатации и ремонта продукции.
Основополагающие стандарты, как правило, образуют определенные системы
(комплексы), которые состоят из государственных (межгосударственных, меж-
дународных) стандартов. К таким стандартам относятся: основные (общие) положе-
ния, порядок (правила), термины и определения, общие требования или нормы,
методы, допуски, типовые технологические методы.
Стандарты на продукцию (услуги) устанавливают требования к группам одно-
родной продукции (услуг) или к конкретной продукции (услуге).
В этих стандартах устанавливаются:
- всесторонние требования к разработке и производству продукции;
- типоразмерные и параметрические ряды, обеспечивающие унификацию и
взаимозаменяемость продукции;
О условия обеспечения сохранности свойств продукции при ее транспортирова-
нии и обращении.
К таким стандартам относятся: основные параметры и (или) размеры, типы, мар-
ки, конструкция, общие технические требования, хранение, эксплуатация, общие технические условия, технические условия.
Стандарты на работы (процессы) устанавливают основные требования к мето-
дам (способам, приемам, режимам, нормам) выполнения различного рода работ
в технологических процессах разработки, изготовления, хранения, транспорти-
рования, эксплуатации, ремонта и утилизации продукции.
Стандарты на методы контроля (испытаний, измерений, анализа) устанавлива-
ют методы (способы, приёмы, методики и др.) проведения испытаний, измере-
ний, анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании. Такие
стандарты должны в наибольшей степени обеспечивать объективность, точность
и воспроизводимость результатов оценки обязательных требований к качеству
продукции (услуги). Выполнение этих условий в значительной степени зависит
от наличия в стандарте сведений о погрешности измерений.
Возможны и смешанные стандарты, например в стандартах на продукцию (услу-
ги) оговариваются и методы контроля.
5. Нормализационный контроль технической документации
Нормализационный контроль технической документации (нормоконтроль) про-
водится с целью повышение качества нормативно-технической документации и
обеспечения внедрения требований стандартов на предприятии. Порядок про-
ведения нормализационного контроля установлен ГОСТ 2.111-68, 3.1116-79
и 21.002-81. Нормоконтролю подлежит комплексная нормативно-техническая
документация на изделия основного и вспомогательного производств, разраба-
тываемая самим предприятием и получаемая со стороны.
Задачей нормоконтроля является проверка:
- комплектности представленной на контроль документации;
- соблюдения конструктивной и технологической преемственности;
- необходимости разработки специальных чертежей и технологий;
- соблюдения в разрабатываемой продукции норм, правил, установленных госу-
дарственными стандартами, стандартами предприятий и другой
нормативно-технической документации (НТД);
- cоответствия оформления технической документации требованиям, установ-
ленным стандартами;
- использования установленных ограничительных номенклатур стандартизо-
ванных изделий (крепежных деталей, винтов, болтов, гаек, шайб, типов кон-
тровок, резьб, шлицевых соединений, допусков и посадок), марок материалов,
профилей проката, вспомогательных материалов;
- соблюдения действующей системы классификации и кодирования.
Необходимость повышения качества нормализационного контроля налагает на
нормоконтролера определенные обязанности и предоставляет ему достаточные
права.
Нормоконтролер обязан выпускать в производство только ту документацию, ко-
торая полностью отвечает требованиям стандартов; руководствоваться только
действующими в момент проведения контроля стандартами и другими норма-
тивно-техническими документами; давать консультации по вопросим примене-
ния стандартов и другой НТД; вести работу по улучшению системы нормокон-
троля, повышению его эффективности; систематически представлять сведения о
качестве контролируемой документации; знать необходимые стандарты и срок их действия.
Нормоконтролер имеет право:
- возвращать конструкторскую документацию разработчику без рассмотрения
в случаях нарушения установленной комплектности, отсутствия обязатель-
ных подписей, небрежного выполнения;
- требовать от разработчиков конструкторской документации разъяснений и
дополнительных материалов по вопросам, возникшим при проверке.
Изменения и исправления, указанные нормоконтролером и связанные с наруше-
нием действующих стандартов и других нормативно-технических документов,
обязательны для внесения в конструкторские документы.