Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста




Коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр

 


Введение

внимание дошкольный игра двигательный

Дети дошкольного возраста, получившие в специальной литературе прозвище «шустрики», своей чрезмерной активностью, непоседливостью, импульсивностью, неумением сосредоточиться на выполнении одного дела доставляют много беспокойства не только родителям, но и работникам дошкольных учреждений. Воспитатели детских садов, выступая на конференциях, семинарах, отмечают увеличение количества детей, отличающихся чрезмерной подвижностью, расторможенностью. Сталкиваясь с ними, не только молодые, но и опытные педагоги испытывают дефицит терпения, не зная порой, как вести себя с детьми, которые выкрикивают, не дослушав вопроса, или дают первый пришедший в голову ответ, практически не умеют сосредоточиться на выполнении задания. Замечено, что такие дети обычно становятся инициаторами ссор и драк, потому, что из-за неловкости, неуклюжести нередко задевают, толкают, роняют окружающие предметы, однако в силу своей импульсивности не всегда могут конструктивно устранить проблему. Проблема распространённости синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира, доказательством чему является то, что: во-первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу; во-вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь. [3,188]

Более 80% криминального контингента составляют лица с СДВГ; в-третьих, с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи, в частности, они в 7 раз чаще попадают в автокатастрофы; в-четвёртых, вероятность стать наркоманом или алкоголиком у этих детей в 5-6 раз выше, чем у детей с нормальным онтогенезом; в-пятых, нарушениями внимания страдают от 5% (1 ребёнка) до 30% (5 детей) детей школьного возраста, т.е. в каждом классе обычной школы 2-3 человека - дети с нарушением внимания и гиперактивностью. [10,21]

В связи с этим поиск критериев диагностики и коррекции СДВГ в дошкольном возрасте крайне важен для своевременного выявления и коррекции отклонений, стимуляции развития незрелых высших мозговых функций. [9,10]

Цель: рассмотреть особенности коррекции поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью с помощью игр.

Объект: поведение ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

Предмет: коррекция поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гипеактивностью с помощью игр.

Задачи:

1. Изучить особенности поведения ребенка дошкольного возраста с СДВГ.

. Дать характеристику двигательной активности детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

. Рассмотреть способы коррекции поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.

. Составить комплексы подвижных игр для коррекции поведения детей с СДВГ

Работа состоит из введения, двух глав, заключения. В первой главе описаны особенности поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом двигательной активности. Во второй главе говориться о коррекции поведения ребенка с синдромом двигательной активности с помощью различных игр. Основными методами при подготовке работы явились изучение литературы, анализа, обобщения и разработка комплекса игр.


Особенности поведения ребенка дошкольного возраста с синдромом двигательной активности

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей дошкольного возраста

 

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объёма знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного образования. Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребёнка и осуществить его подготовку к школе. Однако одной из главных проблем современного общества является ухудшение здоровья детей как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным различных специалистов около 90% детей имеют отклонения в физическом и психическом развитии, среди которых одно из ведущих мест занимает синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). [1,210]

Многие дети приходят в школу недостаточно готовые к обучению из-за функциональной незрелости, что, как правило, приводит к школьной дезадаптации, среди причин которой большое значение имеет наличие у ребёнка недиагностированного и нелеченного СДВГ. Симптомокомплекс СДВГ включает в себя невнимательность, гиперактивность и импульсивность, трудности в обучении и межличностных отношениях. Обычно это нарушение сочетается с поведенческими и тревожными расстройствами, задержками в формировании языка и речи, а также школьных навыков. [9,200]

Во всём мире этому нарушению придаётся очень большое значение; проводятся конференции, съезды, симпозиумы; издаются книги для родителей и учителей, публикуется огромное число статей.

Исследователи в России этой проблемой заинтересовались только в последнее десятилетие.

Итак, что такое гиперактивность? «Гипер…» (от греч. hyper - «над», «сверху») - составная часть сложных слов, указывающая на превышение нормы. Слово «активный» пришло в русский язык из латинского «activus» и означает «действенный, деятельный». [9,24]

Авторы психологического словаря относят к внешним проявлениям гиперактивности невнимательность, отвлекаемость, импульсивность, повышенную двигательную активность. При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Первые проявления гиперактивности наблюдаются в возрасте до 7 лет и чаще встречаются у мальчиков, чем у девочек.

Гиперактивный ребёнок - это ребёнок: с повышенной энергетикой - вариант нормального развития, не требующий коррекции; с двигательной расторможенностью (нуждается в психологической помощи).

Однако подход к лечению гиперактивного ребёнка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. Как отмечает специалист по работе с гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко, «ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное же поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться…»

Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока: дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, импульсивность. В последние годы были разработаны стандартизированные диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, представляющие собой перечни наиболее характерных и чётко прослеживаемых признаков данного расстройства. [3,333]

Американские психологи П. Бейкер и М. Алворд предлагают следующие критерии выявления гиперактивности у ребёнка.

Критерии гиперактивности (схема наблюдений за ребёнком).

Дефицит активного внимания

. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

. Не слушает, когда к нему обращаются.

. С большим энтузиазмом берётся за задание, но так и не заканчивает его.

. Испытывает трудности в организации.

. Часто теряет вещи.

. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

. Часто бывает забывчив.

Двигательная расторможенность

. Постоянно ёрзает.

. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-нибудь).

. Спит намного меньше, чем другие дети, даже в младенчестве.

. Очень говорлив.

Импульсивность

. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

. Плохо сосредоточивает внимание.

. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием есть пауза).

. Не может контролировать и регулировать свои действия. Проведение слабоуправляемо правилами.

. При выполнении заданий ведёт себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребёнок спокоен, на других - нет, на одних уроках он успешен, на других - нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребёнок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Ставить диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью должен врач. Однако воспитатели, педагоги и психологи также должны быть знакомы с вышеприведёнными диагностическими критериями этого симптома с тем, чтобы своевременно направить ребёнка и его родителей на консультацию к специалистам. [2, 71]

Чтобы работа по развитию внимания у гиперактивных детей давала результат родителям и педагогам следует соблюдать следующие правила:

1. Работать с ребёнком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку.

. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

. Посадить ребёнка во время занятий рядом с взрослым.

. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

. Договариваться с ребёнком о тех или иных действиях заранее.

. Давать короткие, чёткие и конкретные инструкции.

. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

. Поощрять ребёнка сразу же, не откладывая на будущее.

. Предоставлять ребёнку возможность выбора.

. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.

Учитывая, что одной из ведущей деятельности в дошкольном возрасте является игра, то эффективнее всего использовать в работе именно различные виды игр. Подбирая игры (особенно подвижные) для гиперактивных детей необходимо учитывать следующие особенности таких детей: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, а также неумение длительное время подчиняться групповым правилам, выслушивать и выполнять инструкции (заострять внимание на деталях), быструю утомляемость. Поэтому включать таких детей в коллективную работу целесообразно поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать ребёнка к играм в малых подгруппах и только после этого переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с чёткими правилами, способствующие развитию внимания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: