Подвижные игры для коррекции СДВГ для детей дошкольного возраста




 

Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами

В зависимости от теоретического подхода психолога в работе с детьми с гиперактивным поведением используются различные виды игротерапии.

· игры на развитие внимания;

· игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации);

· игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);

· игры, способствующие закреплению умения общаться. [8,16]

Комплекс игр

а) игра на развитие внимания

Стоп, хоп, раз

Количество играющих: 1-6 человек

· Дети идут друг за другом по кругу. По сигналу: «стоп!» все останавливаются, по сигналу: «хоп» - подпрыгивают и на сигнал: «раз» - поворачиваются и идут в обратном направлении.

· При ходьбе дети повторяют за взрослым все три сигнала.

· Тот, кто ошибается, выходит из игры. [4,180]

б) игра на развитие быстроты реакции.

Мы веселые ребята

Дети стоят на одной стороне площадки или у стены комнаты. Перед ними проводится черта. На противоположной стороне площадки также проводится черта, Сбоку от детей, примерно на середине между двумя линиями, находится ловишка, назначенный воспитателем, или выбранный детьми.

Дети хором произносят текст:

Мы веселые ребята,

Любим бегать и играть.

Ну, попробуй нас догнать.

Раз, два, три - лови!

После слова лови, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка догоняет бегущих. Тот, до кого ловишка дотронулся прежде, чем играющий перешел черту, считается пойманным и садится возле ловишки. [7,26]

в) Игры на развитие тактильного взаимодействия

«Забавные гимнасты» ЦЕЛЬ: развитие внимания, пространственного восприятия, умения читать символы, общей моторики, координации движений, активизация на занятиях двигательной активности детей, повышение работоспособности. ХОД ИГРЫДетям поочередно представляются карточки с символичным изображением человечков в разных позах и предлагается выполнить то же движение, что и на карточке. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста показ каждой карточки сопровождается словесными пояснениями каждого положения символично изображенного человечка. [7, 6]

Комплекс игр

а) игра на развитие внимания

Птицы и ветер

Количество играющих: 1-6 человек

· Дети бегут друг за другом и, размахивая руками, изображают летящих птиц. По сигналу взрослого: «Ветер, буря» они запрыгивают на диван или стулья.

· По сигналу: «Хорошая погода» дети бегают по залу, а при повторении сигнала «Ветер, буря» снова ищут себе места. [4, 80]

б) игра на развитие быстроты реакции

Мышеловка

Играющие делятся на две неравные группы. Меньшая (примерно 1/3 играющих) образует круг - «мышеловку». Остальные изображают мышей. Они находятся вне круга.

Играющие, изображающие мышеловку, берутся за руки и начинают ходить по кругу то влево, то вправо, приговаривая:

Ах, как мыши надоели,

Все погрызли, все поели.

Берегитесь же, плутовки,

Доберемся мы до вас.

Вот поставим мышеловки,

Переловим всех за раз!

По окончании стихотворения дети останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх. Мыши вбегают в мышеловку и тут же выбегают с другой стороны. По слову воспитателя хлоп лети, стоящие по кругу, опускают руки и приседают - мышеловка считается захлопнутой. Играющие, не успевшие выбежать из круга (мышеловки, считаются пойманными.

Пойманные мыши переходят в круг и увеличивают тем самым размер мышеловки. Когда большая часть мышей поймана, дети меняются ролями, и игра возобновляется. [8, 100]

в) Игры на развитие тактильного взаимодействия

«Волшебные превращения» задачи: развивать память, внимание, мышление, воображение, зрительно - моторную координацию, мелкую моторику пальцев рук при использовании различных материалов, закреплять навыки счета и знание геометрических фигур. ХОД ИГРЫДетей просят выложить на поверхности стола сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению заданные на карточках предметы. Данные предметы задаются лексической темой, прослеживается усложнение выполнения задания в соответствии с возрастом детей: ¨ Младший дошкольный возраст: детьми, при выполнении задания, в основном используются счетные палочки и иногда знакомые геометрические фигуры, разноцветные крупные пуговицы без ножки. ¨ Средний дошкольный возраст: наряду со счетными палочками, разноцветными крупными пуговицами и геометрическими фигурами, дети используют цветные счетные палочки Кюизенера и блоки Дьенеша. ¨ Старший дошкольный возраст: К вышеперечисленному материалу добавляются мягкие вязанные шнуры, крупные зерна фасоли, кукурузы, арбуза, пуговицы разной величины и цвета без ножки. [8,22]

Комплекс игр

а) игра на развитие внимания

Делай, как я!

Количество играющих: 1- 6 человек.

· Ведущий выполняет какие-либо движения, а остальные дети должны повторить их как можно точнее.

· Это может быть кивание головой, покачивание бедрами, движения руками и т.д. Выполняйте каждое движение по 4-5 раз, прежде чем заменить его другим.

· Ребенок, выполнявший движения наиболее точно, может занять место ведущего. [8, 15]

б) игра на развитие быстроты реакции

Догони товарища!

Двое детей становятся один за другим на расстоянии 2-3 шагов у края площадки. По сигналу: «Раз, два, три - беги!» - стоящий впереди бежит на противоположную сторону площадки, где проведена черта, за которой ловить уже нельзя. Стоящий сзади должен поймать убегающего до того, как он достигнет черты. Если ловящий не поймает, они бегут еще раз, а если поймает, дети меняются ролями. [4,25]

в) Игры на развитие тактильного взаимодействия

«Какую букву съел жук - буквоед?» для детей 5 - 7 лет ЗАДАЧИ: развивать у детей старшего дошкольного возраста аналитическое мышление, восприятие букв, цветовое и пространственное восприятие, учить подбирать к букве недостающую часть по величине и цвету, развивать мелкую моторику пальцев рук. ХОД ИГРЫДетям представляются карточки с изображением частей букв. На начальном этапе ребенок должен угадать и назвать букву, далее подобрать недостающую часть по цвету и величине. На последнем этапе освоения игры можно предложить детям выложить букву из счетных палочек, цветных счетных палочек Кюизенера, блоков Дьенеша, пуговиц без ножки разной величины и цвета. [7, 23]

Комплекс игр

а) игра на развитие внимания

Прибеги в свой дом

Количество играющих: 1-6 человек

Инвентарь: игрушки.

· Дети сидят на скамеечке. У них в руках игрушки. После слов ведущего: «Пойдем гулять» дети оставляют игрушки «дома» и идут за ведущим.

· При словах: «Дождик пошел» все убегают в свои «дома».

· Пока дети «гуляют», взрослый должен незаметно переложить игрушки на другое место. Дети стараются найти их и «переехать в другой дом» - к своим игрушкам. [8,20]

б) игра на развитие быстроты реакции

Хитрая лиса

Играющие стоят по кругу на расстоянии одного шага друг от друга. Вне круга очерчивается «дом лисы». Воспитатель предлагает играющим закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель обходит круг (за спинами детей) и дотрагивается до одного из играющих, который становится «хитрой лисой». Затем воспитатель предлагает играющим открыть глаза и внимательно посмотреть, кто из них хитрая лиса - не выдает ли она себя чем-нибудь.

Играющие три раза спрашивают хором (с небольшими промежутками) - сначала тихо, а затем громче: «Где ты, хитрая лиса?» При этом все смотрят друг на друга.

Когда все играющие (в том числе и хитрая лиса) в третий раз спросят, хитрая лиса быстро выходит на середину круга, поднимает руку вверх и говорит: «Я здесь!»

Все играющие разбегаются по площадке, а лиса их ловит. Пойманные, т.е. те, до которых лиса коснулась рукой, отходят в сторону.

После того как лиса поймала 2 - 3 детей, воспитатель говорит: «В круг». Играющие снова образуют круг, и игра повторяется. [8, 20]

в) Игры на развитие тактильного взаимодействия

«Какие буквы ты здесь видишь?» для детей 5- 7 лет ЦЕЛЬ: развивать память, зрительное внимание, быстроту реакции, умение анализировать сложные изображения, мелкую моторику, закреплять образы букв, навыки счета. ХОД ИГРЫДети получают карточки с буквами, изображенными схематично или наложением. На начальном этапе освоения игры детям сначала предлагаются карточки, на которых изображено по 2-3 буквы. Далее детям представляются карточки, на которых схематично изображено до 10 букв в старшей группе и до 15 букв в подготовительной к школе группе. Дети должны назвать найденную букву и обвести ее по схематичному контуру. На II этапе игры дети не только называют и обводят пальчиком найденную букву, но и считают сколько букв увидели, лепят букву из пластилина, выкладывают из счетных палочек [8,18]

Комплекс игр

а) игра на развитие внимания

Гори-гори ясно

Игроки выбирают одного ведущего. Все остальные становятся парами друг к другу. Ведущий стоит перед колонной лицом к игрокам. Он говорит:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

После этих слов последняя пара отпускает руки, игроки бегут один по правой, другой по левой стороне колонны, а ведущий старается поймать кого-то из них до того, как игроки схватятся за руки. Беглецы должны убежать от ведущего, схватиться за руки и стать в начале колонны перед первой парой. Если же ведущий словит одного из них, то становится с ним перед всеми парами. А тот, кого не поймали, становится ведущим и игра продолжается. Опять бежит последняя пара, а ведущий догоняет одного из них. Если пара смогла сомкнуть руки, ведущий остается тот же и игра продолжается. [7, 88]

б) игра на развитие быстроты реакции

Ловишка, бери ленту

Играющие становятся в круг, выбирают ловишку. Все кроме ловишки, получают полоску из цветного материала или ленточку, которую они закладывают сзади за пояс или за ворот. Ловишка встает в центр круга. Дети идут по кругу со словами: «Мы, веселые ребята, любим бегать и играть. Ну, попробуй нас догнать. Раз, два, три - лови!». Ловишка бегает за играющими, стремясь вытянуть у кого-нибудь из них ленточку. Лишившийся ленточки временно отходит в сторону.

По сигналу воспитателя: «Раз, два, три, в круг скорей беги!» дети строятся в круг. Ловишка подсчитывает количество взятых лент и возвращает их детям. Игра возобновляется с новым ловишкой. [4, 10]

в) Игры на развитие тактильного взаимодействия

«Найди и раскрась котят» для детей 5 - 7 лет ЦЕЛЬ: развивать память, зрительное внимание, быстроту реакции, умение классифицировать и обобщать изображения, мелкую моторику пальцев рук, навыки счета ХОД ИГРЫДети получают карточки с изображением домашних животных и птиц. Ребенка просят найти, назвать и посчитать количество только котят. На начальном этапе освоения игры детям сначала предлагаются карточки, на которых изображено по 3-4 заданных для поиска объекта. Далее детям представляются карточки, на которых схематично изображено до 6 -8 котят в старшей группе и до 10 котят в подготовительной к школе группе. На II этапе игры дети должны не только показать и посчитать котят, но и закрасить всех найденных котят определенным цветом, например, коричневым [, 10]

Комплекс игр

а) игра на развитие внимания

Поймай последнего

Участников - 10-14 человек. Игроки делятся на две команды. Участники становятся один за другим и крепко держатся за руки. Одна колонна стоит напротив другой. По сигналу первые игроки обеих команд пытаются «осалить» последнего игрока другой команды. Прикосновение считается правильным, если игроки этой команды не расцепили руки. Игроки каждой колонны должны хорошо двигаться и внимательно следить за передвижением противников, которые пытаются нанести ответный удар. За каждое прикосновение команде начисляется 1 очко. Игра длится 4-5 минут, победитель тот, кто набрал больше очков. [8, 21]

б) игра на развитие быстроты реакции

Ключи

Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один из водящих. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» Тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного из детей) постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять кружок, свободный во время пробежки.

Если водящий долго не сумеет занять кружки, он может крикнуть» Нашел ключи!» - тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становится водящим. [7, 10]

в) Игры на развитие тактильного взаимодействия

«Назови и раскрась жителей Севера» 5 - 7 лет ЦЕЛЬ: тренировать зрительное восприятие, навыки произвольного запоминания, развивать внимание, умение анализировать изображения, вычленять, классифицировать, обобщать, развивать цветовосприятие, навыки счета, закрашивания. ХОД ИГРЫДети получают карточки с изображением животных Севера. Ребенка просят внимательно рассмотреть картинку, дать названия известных ему зверей, сказать, как этих животных можно обозначить единым названием. Детям средней группы предлагается карточка, на которой изображено 3 - 5 животных. Детям старшей группы предлагается карточка, на которой изображено 5 - 7 зверей. Детям подготовительной к школе группы представляется карточка, на которой изображено до 10 животных. На II этапе игры дети должны не только найти и назвать, но и закрасить тех животных, которых они знают заданным педагогом цветом, например: моржа - коричневым, а оленя - оранжевым. [8,10]

 


Заключение

 

Детская гиперактивность не дает ребенку добиваться успехов, даже при наличии у него многих талантов и высокого уровня интеллектуального потенциала. Низкая успеваемость существенно понижает самооценку, а с возрастом ребенок сталкивается все с большим количеством проблем в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Гиперактивный ребенок часто не может оценить последствий, кроме того он не понимает авторитета, что может вылиться в совершение антисоциальных и даже преступных поступков. Такие дети часто отличаются высокой степенью агрессивности.

Нужно как можно быстрее приступать к коррекции синдрома гиперактивности. Для этого родителям нужно обратить внимание на настораживающие симптомы и обратиться к квалифицированному врачу. Основное лечение происходит в игровой форме, специалист помогает малышу отыскать тот внутренний ресурс, при помощи которого можно успешно контролировать свое поведение.

Детям с синдромом гиперактивности требуется уделять как можно больше внимания, родителям следует окружить таких малышей заботой и любовью. К сожалению, полностью вылечить гиперактивность у детей не представляется возможным, однако своевременная врачебная помощь позволяет скорректировать поведение малыша в нужную сторону. Правильная коррекция и адекватный подход к лечению позволяют добиться заметных положительных результатов.

 


Литература и источники

1. Агаджинова С.Н., Орла В.И. Оздоровительная работа в ДОУ. СПБ.: «Детство-пресс», 2008.

. Альтхерр П., Берг Л., Гиперактивные дети. Коррекция развития. - М.: Издательский центр. «Академия». 2004

. Брязунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок или все о гиперактивных детях. - М.: Издательство института психотерапии, 2002.

. Власенко Н.Э., 300 подвижных игр. «Айрис - пресс». 2008.

. Ермилова Е.Я. Роль двигательной активности в формировании личности детей дошкольного возраста // Молодой ученый - 2013 - №9.

. Заваденко Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.

. Камаровская Е.А. Игровое развитие ребенка с рождения до лет. Издательский дом «Питер» 2010.

. Платонова Т.Ф. Подвижные игры детей дошкольного возраста / учебное пособие по теории и методике физического воспитания и развития ребенка. - Мичуринск, МГПИ, 2003.

. Рубцова И.В., Кубышкина Т.В. Оптимальная двигательная активность. ВОРОНЕЖ 2007.

. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

. Токарь О.В., Зимаревой Т.Т. Психолого-педагогическое сопровождение гиперактивных дошкольников: учеб.-метод. Пособие. 2009



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: