Особенности психоэмоционального состояния подростков




Титульный лист



Содержание

 

Введение. 3

1. Особенности психоэмоционального состояния подростков. 6

2. Коррекция поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры.. 13

3. Практические аспекты реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры 19

Заключение. 30

Список использованной литературы.. 32

 


Введение

 

 

Актуальность исследования. Современные условия общественной жизни в России, характеризующихся кризисом во всех сферах: политике, экономике и социальной среде, порождают деструктивные процессы в обществе – проблемы аддиктивного (деструктивного) и девиантного (отклоняющегося) поведения у детей и подростков, которые приобрели новые качественные и количественные характеристики.

Поведение эмоционально-неуравновешенных подростков также всегда вызывало интерес педагогов и психологов. Проблема поведения эмоционально-неуравновешенных подростков весьма актуальна в наши дни. Педагоги и психологи в школе отмечают, что таких подростков становится с каждым годом все больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не имеют достаточно знаний, как справиться с их поведением. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, – это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям взрослых. Но данное педагогическое воздействие скорее усугубляет особенности таких подростков и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению поведения к лучшему.

Л.Г. Чернышева и Е.С. Песик считают, что решению обозначенной проблемы, успешной социализации формирующейся личности эмоционально-неуравновешенных подростков, их коррекции могут способствовать средства физической культуры [16, с. 216].

В профилактической и коррекционной работе педагога определяющую роль играет приобщение подростков в процессе физкультурно-спортивной деятельности к физкультурным ценностям, формирование ценностных ориентиров. Среди многообразия ценностей физической культуры М.Я. Виленский условно выделяет такие группы, как физические, социально-психологические, психические, культурные и материально-технические ценности [18].

Биологические аспекты данной проблемы рассматривались в работах Б. С. Братуся, Л.Л. Вдовиченко, В.П. Кащенко, А.Е. Личко, П.И. Сидорова и др.; психолого-педагогические подходы разрабатывали И.П. Башкатов, С.А. Беличева, О.Н. Боровикова, Т.Д. Брагинская, В.В. Веселова, В.И. Петрищев, В.Ф. Пирожков и др.

Исходя из актуальности проблемы, нами сформулирована тема исследования: «Коррекция поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры».

Проблема исследования: каковы основные аспекты реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры.

Цель исследования: теоретически обосновать значимость коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры.

Объект исследования: коррекция поведения эмоционально-неуравновешенных подростков.

Предмет исследования: физическая культура как средство коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования, нами сформулированы следующие задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по даннйо теме исследования.

2. Расскрыть особенности психоэмоционального состояния подростков.

3. Рассмотреть средства коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков.

4. Изучить практические аспекты реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры.

Методы исследования: анализ, синтез, обобщение и систематизация теоретических аспектов темы исследования.

Курсовой проект состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка литературы.

В первом параграфе «Особенности психоэмоционального состояния подростков» рассматривается подростковый возраст, который характеризуется серьезными изменениями во всех сферах, а также особенности подростков, имеющих симптомокомплекс эмоциональной неуравновешенности.

Во втором параграфе «Коррекция поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры» анализируются средства коррекции отклоняющегося поведения подростков, а также средства физической культуры для коррекция поведения эмоционально-неуравновешенных подростков.

В третьем параграфе «Практические аспекты реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры» анализируются педагогические условия и пути реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры

В заключении изложены основные выводы по исследованию, намечены направления и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.

Общий объем курсового проекта составляет 35 страниц машинописного текста. Список использованных источников включает в себя 18 наименований.


 

Особенности психоэмоционального состояния подростков

 

 

В периодизации Д.Б. Эльконина так же, как и в теории Л.С. Выготского, подростковый возраст, как всякий психологический возраст, связан с появлением нового в развитии.

Подростковый возраст является важным этапом в общем процессе становления человека как личности, когда на основе качественно нового характера, структуры и состава деятельности закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. Психологические трудности, а также эмоциональные (аффективные) расстройства и нарушения поведения довольно часто встречаются у большинства подростков.

Подростковый возраст – это сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях. Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза [14, с. 118].

Формирование самооценки подростка, его стремление стать личностью, является предпосылкой самостоятельного поведения. Но такая эмансипация от влияния взрослых может выливаться в негативизм, открытое неповиновение и тому подобное. Умение направлять проявления самостоятельности подростков в нужное русло – сложное, но необходимое дело. В этой работе следует опираться на присущие подростковому возрасту желание самовоспитания, интерес к своей личности и осознания возможностей самостоятельного влияния на свое развитие. Главное здесь – поиск путей переориентации идеалов не только на сильную, волевую личность, но и на человека высокой морали и чувствительной души.

Девиантное поведение подростков является тем явлением, что будет определять не только развитие отдельной личности, но и дальнейшую судьбу общества в целом. Поэтому существует острая необходимость создания новых методов ее профилактики и коррекции.

К.С. Юсупова и ее колеги указывают, что неравномерное развитие личности подростков (отставание социально-нравственной сферы от физического созревания) и быстрый рост нервной системы в это время вызывают повышенную возбудимость, неуравновешенность, могут приводить к нервным срывам. Нервная система подростка очень чувствительна к воздействию патогенных факторов, а негативные эмоции, вызванные условиями негативного характера, могут способствовать возникновению различного рода функциональных расстройств [17, с. 87].

Помимо вышеперечисленного, проблемы в отношениях между родителями травмируют психику ребенка, вызывая раздражительность, злость, негативизм. К тому же ребенок с раннего возраста остается без удовлетворения той психологической потребности в любви, ласке, заботе, которая, в конце концов, делает человека человеком. В ряде случаев родители в таких семьях сами являются примером асоциального поведения.

Характерной особенностью отрицательного влияния семейного неблагополучия является нарушение эмоциональных связей между несовершеннолетними и родителями. Это приводит к развитию у детей духовной глухоты, черствости, грубости, агрессивности. Такая ситуация накладывает отпечаток на характер их взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе воспитателями и педагогами.

Отношения взаимного доверия и уважения разрушают асоциальные установки у несовершеннолетних. Важно дать им возможность почувствовать, что они нужны и полезны людям и всему обществу. Хочется обратить внимание, что в воспитании подрастающего поколения главное не только то, насколько умным, знающим, образованным и настойчивым в достижении своих жизненных целей будет человек, но и то, будет ли он добрым, отзывчивым, будет ли он сопереживать другим.

Можно считать доказанным, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах. Физиологи связывают подростковую психическую неуравновешенность и характерные для нее резкие смены настроения, переходы от депрессии к экзальтации с настроением в пубертатном возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения. Исследования свидетельствуют, что происходящие в этот период физиологические процессы повышают эмоциональную возбудимость подростка, его импульсивность, неуравновешенность. В основе изменений подросткового возраста лежат мощные биологические перестройки. На поведенческом уровне это проявляется в эмоциональной неустойчивости, неуправляемости, снижении работоспособности и адаптационных возможностей в процессе учебной деятельности [1, с. 183].

По целому ряду психологических тестов подростковые и юношеские нормы психического здоровья существенно отличаются от взрослых. Так, изучение 15 тысяч американских подростков в возрасте 14-15 лет посредством Миннесотского личностного теста (MMPI) показало, что вполне нормальные подростки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения» и «гипомания», чем взрослые. Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослого были бы симптомом болезни, для подростка статистически нормальны.

Развитие современного подростка происходит в условиях нарастания темпа жизни, урбанизации, информационных перегрузок, адинамии и т. п. Тезис о повышенной эмоциональной возбудимости и реактивности переходного возраста мало у кого вызывает сомнения. По данным исследований [10, с. 30], у многих подростков наблюдаются эмоциональные состояния, искажающие процесс нормального развития, такие как тревога, стресс, сниженный эмоциональный тонус, агрессивные реакции. В некоторых случаях эти состояния могут привести к глубоким нарушениям личности и поведения. Поэтому, чтобы отделить их от других эмоциональных явлений, подчеркнуть их негативное влияние, далее мы будем использовать термин эмоциональные деструкции.

Представляется важным рассмотреть, в чем именно проявляется деструктивность тревожности, стресса, низкого эмоционального тонуса для развития личности в подростковом возрасте. Тревожность как психическое свойство имеет ярко выраженную возрастную специфику, обнаруживающуюся в ее содержании, источниках, формах проявления и компенсации. Для каждого возраста существуют определенные области действительности, которые вызывают повышенную тревогу, вне зависимости от реальной угрозы или наличия тревожности как сформированного личностного компонента. Устойчивым образованием тревожность становится к подростковому возрасту. До этого момента она является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться Я-концепцией, становясь собственно личностным свойством. Я-концепция подростка часто противоречива, поэтому становится причиной трудностей в восприятии и адекватной оценке собственных успехов и неудач, что лишь подкрепляет отрицательный эмоциональный опыт и тревожность как личностное свойство. В этом возрасте тревожность возникает как следствие фрустрации потребности устойчивого удовлетворительного отношения к себе, чаще всего связанного с нарушениями отношений со значимыми другими.

Таким образом, тревожность как свойство личности маркирует непереработанные неудачи, зафиксированные в негативной Я-концепции подростка, обусловливая ее дальнейшее деструктивное влияние на развитие личности, ее отношений, целей и мотивационных компонентов деятельности. Как указывают авторы трудов по данной проблематике, для многих подростков характерно острое переживание чувства одиночества, проявляющееся в соматических реакциях и способное трансформироваться в депрессивное расстройство. Истинному депрессивному расстройству предшествует соматическая и психологическая симптоматика, которую можно обозначить как сниженный эмоциональный тонус.

Понятие «эмоциональный тонус» употребляется разными авторами в самом широком контексте: и как психофизиологический параметр реакции организма на гормональные изменения, и как показатель наличия смысла жизни, и как характеристика эмоционально-личностной сферы, и как групповой эпифеномен. Эмоциональный тонус предлагается понимать как интегральный показатель эмоционального и соматического благополучия человека, обусловливающий активную позицию и субъективное ощущение осмысленности жизни [3, с. 72].

Эмоциональный тонус является противоположностью депрессивного состояния, что позволяет рассматривать эти феномены как полюса единой шкалы, отражающей степень ментального, эмоционального и соматического благополучия личности. Сопоставляя маркеры проявления тревожности и сниженного эмоционального тонуса, можно предположить, что данные эмоциональные деструкции имеют единство аффективных, когнитивных, физиологических и поведенческих компонентов.

И.А. Фурманов отмечает существование группы подростков, имеющих симптомокомплекс эмоциональной неуравновешенности (психические, невротические и депрессивные тенденции одновременно). В подростков неуравновешенность проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, выраженной дезорганизации поведения. Для них характерны напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство, отгороженность, эгоистичность и неупорядоченность в поведении. Следует отметить, что такое психическое состояние может приводить к нарушению морально-этических стандартов, однако, оно часто сопровождается возникновением чувства вины после совершения неблаговидного поступка [15, с. 96].

Эмоционально-неуравновешенные подростки часто жалуются на собственную неполноценность, беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях. Недостаток конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их поведения.

Данным автором выделены категории детей с различными видами эмоциональной неуравновешенности:

 с преобладанием невротических тенденций;

 с преобладанием психотических тенденций имели;

 с преобладанием депрессивных тенденцій.

Как результат устойчивого состояния эмоциональной неуравновешенности вследствие гиперпротекции и неустойчивости воспитательных воздействий, предпочтения в подростке детских качеств, проекции на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания может возникать и равиватся агрессивность.

И.В. Курносова и П.В. Маршева выделяют проблему общения с противоположным полом. В. Киселева считает, что в подростковом возрасте развивается одиночество, как новый уровень самосознания и самосознания на фоне кризиса самооценки. Гормональный фон провоцирует агрессивность, неусидчивость, обидчивость, плаксивость, раздражительность. Снижается авторитет взрослого и н\интерес к учебе.

Важной составляющей подросткового возраста является формирование морально-волевых качеств. Известно, что волевые качества формируются в процессе преодоления волевого напряжения. Волевые качества тесно связаны с мотивационным компонентом. Подростки стремятся к самостоятельности и ответственности [9, с. 137].

Проявление эмоциональных деструкций в подростковом возрасте зависит от многих факторов. К повышению уровня стресса, а также к тревожности и снижению эмоционального тонуса у современных подростков могут привести такие причины, как социальный статус, переезд семьи, отсутствие одного из родителей, изменение уровня жизни, ссоры, развод родителей, негативный психологический климат в семье, а также социально-психологические факторы, связанные с обучением в школе и освоением образовательных программ. Очевидно, что некоторые особенности эмоциональных реакций переходного возраста коренятся в гормональных и физиологических процессах.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется серьезными изменениями, происходящими во всех сферах жизнедеятельности. Прежде всего, это анатомо-физиологические изменения, которые спровоцированы гормональным фоном и приводят к эмоциональной неустойчивости, повышенной возбудимости, беспричинной вспыльчивости. Такое состояние может привести к депрессии и вызвать склонность к суициду.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: