Раннее выявление, как физиологических особенностей подростка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания способствует коррекции его поведения, прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного подростка программу коррекции воспитания и образования.
Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально-психологических методов (тестов). Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса-Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.
Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно-коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.
|
Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на:
- выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность);
- формирование положительной мотивации деятельности;
- действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»;
- помощь в выборе профессии.
Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями.
Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует:
- повышению их заинтересованности в ребенке;
- осознанию стиля отношений в семье;
- предъявлению целесообразных требований к ребенку.
Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.
Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.
|
Физическая культура, являясь составной частью общей культуры личности, во многом определяет ее социальный и нравственный статус и может быть решающим фактором предупреждения и преодоления отклонений в поведении подростков. Вовлечение подростков в физкультурно-оздоровительную деятельность дает возможность активно противостоять распространению вредных привычек, способствовать здоровому образу жизни и является альтернативой эмоциональной неуравновешенному поведению подростков.
Теоретические предпосылки изучения коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры заключаются в следующем:
– поведение эмоционально-неуравновешенных подростков как психолого-педагогическая проблема рассматривается как составная часть деструктивного поведения и на уровне динамической теории, в основе которой лежит патологическое личностное развитие;
– особенностях проявления поведения эмоционально-неуравновешенных подростков, которые носят открытый и скрытый характер и выражаются в форме физической и вербальной агрессии, где механизмом выступает ситуационная обусловленность, основанная на эмоциях негативного характера;
– в занятиях физической культурой в школе, привлечение подростков в различные спортивные секции и кружки, как действенный способ снижения их агрессивного поведения [4, с. 16].
Очень важно, что в процессе физического воспитания, как и в любом целостном педагогическом процессе, решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом.
|
В трудах исследователей отмечается, что в процессе занятий спортом возможно не только воспитание новых качеств личности, но и перевоспитание уже имеющихся, с отрицательной направленностью [12, с. 185].
Еще создатель отечественной системы физического воспитания и образования П.Ф. Лесгафт, рассматривая проблему нравственности в физической культуре, пришел к выводу о тесной связи нравственного воспитания с физическим и о возможности формирования нравственных качеств в процессе занятий физической культурой и спортом. Одна из основных задач физического воспитания, по его мнению, учить молодежь производить наибольшее количество работы с наименьшими затратами в известный промежуток времени, учить молодого человека владеть своими действиями и направлять их соответственно своим мыслям и идеям [6, с. 103].
Педагогические труды А.В. Луначарского пронизаны мыслью о необходимости гармонического развития подрастающего поколения. Занятия физической культурой и спортом он считал хорошим средством физического развития и всестороннего воспитания молодого поколения, средством отвлечения подростков от влияния улицы.
С.Н. Жанков считал, что физические упражнения воспитывают у ребят активность, смелость, решительность, настойчивость, быстроту ориентировки. Особое место в физическом воспитании подростков он отводил школе, говоря, что физическое воспитание в ней должно быть поставлено со всей серьезностью и, рассматриваться как одна из самых главных задач школы.
Физические упражнения могут рассматриваться и как жизненно необходимые ценности, и как духовные, эстетические ценности. Как жизненно необходимые ценности физические упражнения используются человеком для сохранения здоровья, физической кондиции, телесного совершенствования.
Физические упражнения как наиболее целесообразная, адекватная потребность в двигательной активности являются и наиболее эффективным средством стимулирования интереса к систематическим занятиям физической культурой эмоционально-неуравновешенных подростков.
Коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков будет способствовать спортивно-ориентированные занятия по физической культуре. Данная технология предполагает проведение учебных занятий по предмету «Спортивная культура», включающая теоретическую и практическую часть. По мнению Л.И. Лубышевой и В.А. Романович, введение дополнительного учебного предмета «Спортивная культура» позволяет устранить «болевые точки» традиционно сложившейся системы физического воспитания [8, с. 74]:
- создает организационно-педагогические условия привлекательности для учащихся содержания учебных занятий;
- обеспечивает соответствие обучающих и тренирующих воздействий на уроках спортивной культуры особенностям возрастного развития, моторики и психики учащихся, их спортивным интересам;
- способствует активному и системному использованию новейших технологий спортивного воспитания детей и подростков;
- предоставляет возможности приоритетного освоения этических, нравственных, духовных и здоровьеформирующих ценностей спортивной культуры;
- стимулирует разработку и создание принципиально новых проектов учебно-спортивных сооружений, обеспечивающих использование современных технологий спортивного воспитания, оснащенных диагностическими и тренажерными комплексами, системами оперативного контроля здоровья занимающихся.
Теоретические занятия соответствуют специфике классно-урочной форме занятий. Они содержат:
- систему знаний в сфере спортивной и физической культуры;
- основы теории физической культуры;
- основы системы физического воспитания;
- основы теории тренировки организма;
- физические упражнения;
- методы применения физических упражнений;
- освоение двигательных действий;
- понятие о физических качествах;
- формирование здорового образа жизни;
- знания об истории становления и развития спорта (легкая атлетика), теории спорта, основах спортивной тренировки, методики медицинского контроля и самоконтроля [12, с. 188].
Практические занятия проводятся в форме тренировки, а также в виде соревнований, которые являются результатом эффективности практических занятий. Учебно-тренировочные занятия дифференцируются по уровням (спортивный, оздоровительный и адаптивный), которым соответствует определенный вид тренировки (спортивная, кондиционная и оздоровительная). Основная специфика этих видов имеет мало общего с уроком как формой. Кроме того, многие их характеристики (значительные физические нагрузки, эмоциональный фон, необходимость проведения специальных гигиенических мероприятий и др.) находятся в противоречии с условиями и закономерностями организации учебной работы по другим предметам. Поэтому их проведение во второй половине учебного дня в одинаковой мере способствует как общей организации учебного процесса в школе, так и решению задач спортивного воспитания. Только в этом случае могут быть обеспечены условия для проведения спортивных и тренировочных занятий по интересам в соответствии с возможностями, склонностями, индивидуальными потребностями учащихся и состоянием их здоровья. Такие занятия носят ярко выраженную тренировочную направленность.
Итак, мы считаем, что доступный способ коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков – использование средств физической культуры, которые повышают уровень функционирования организма и приводит к улучшению функционирования регуляторных систем. Кроме того, средства физической культуры помогает снять психоэмоциональное напряжение, научиться навыкам саморегуляции. Физические нагрузки позволяют корректировать свою внешность, к которой подростки проявляют повышенное внимание, приводят к повышению самооценки, формированию навыков преодоления и волевых качеств.