Практические аспекты реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры




 

 

Целью программы выступает повышение эффективности процесса коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры.

Целостный процесс коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков в программе осуществляется в соответствии со структурой основных функционально значимых видов деятельности, представленных на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Структура основных функционально значимых видов деятельности подростков

 

Упорядоченность процесса коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков в ходе физкультурно-спортивной деятельности, представлена в двух взаимосвязанных аспектах [13, с. 140]:

- первый аспект, выражает взаимосвязь образовательно-воспитательных процессов, коррекции поведения и представляет «срез» при переходе от одного вида деятельности к другому;

- второй аспект, выражает движение процесса, динамику его перехода от коррекционных компонентов к качествам личности подростков.

Программирование процесса коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры позволяет выявить причинные зависимости многообразия связей и отношений, имеющих место внутри исследуемого объекта и в его взаимосвязях с другими объектами.

Программа коррекции состоит из целевого, содержательного, деятельностного, диагностического и результативного блоков.

Целевой блок отражает потребность общества и государства в социальном заказе на программы физического воспитания подростков в учреждениях образования. Он включает цель, заключающуюся в коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры. Цель конкретизируется в частных задачах:

- воспитании нравственных качеств личности эмоционально-неуравновешенных подростков;

- нормализации психоэмоциональной сферы эмоционально-неуравновешенных подростков;

- формировании положительного отношения к учебной и физкультурно-спортивной деятельности.

Содержательный блок включает принципы коррекционной работы с эмоционально-неуравновешенными подростками, соблюдение которых играет значимую роль в содержательном наполнении свободного времени подростков [5, с. 87]. Другим компонентом содержательного блока выступают функции, которые выполняют физическая культура в процессе коррекционной деятельности.

В ходе реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков в процессе физической культуры реализовываются принципы коррекционной работы с такими подростками [11, с. 9]:

Первый принцип – принцип изучения индивидуальных особенностей эмоционально-неуравновешенных подростков в системе разнообразных связей и отношений.

Второй принцип – принцип объективности. Для полноценного изучения личности подростка необходимо сопоставление мнений о нём разных людей – специалистов, преподавателей, родителей, друзей и т. д., понимание его поведения в различных условиях жизнедеятельности.

Третий принцип – принцип динамичности. Так как в старшем подростковом возрасте происходят наиболее интенсивные изменения как физического, так и психического состояния подростков, важно увидеть эти изменения, вовремя используя новый положительный потенциал личности и принять меры к назревающим недостаткам. Специалистам необходимо также избегать фиксированного мнения о подростке.

Четвёртый принцип – принцип диалектичности. Педагогу необходимо увидеть главные, ведущие качества подростка, выделяя из качеств случайных и второстепенных, находить противоречия в личности учащегося и программировать педагогически целесообразные пути их разрешения.

Пятый принцип – принцип педагогического оптимизма.

Шестой принцип – принцип профессионализма, предполагает глубокое знание психологии подростка и способности правильно понимать его.

В процессе реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков используются следующие основные функции физической культуры:

Воспитательная функция заключается в обеспечении целенаправленного влияния программы на поведение и деятельность подростков.

Рекреативно-оздоровительная функция – предусматривает организацию выезда подростков в летние профильные и учебно-тренировочные лагеря с целью использования отдыха в интересах развития их личности.

Компенсаторная функция – ориентирована на удовлетворение разнообразных интересов, увлечений подростков и осуществляется в предметно-практической деятельности, характеризующейся общественно­полезной направленностью, эмоциональной насыщенностью.

Диагностическая функция. В коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков это одна из важнейших функций, которая обеспечивает раскрытие ценностных характеристик личности подростка, выявление имеющихся у него проблем, причин подобного поведения.

Социальная функция направлена на объединение усилий государственных и общественных социальных институтов, семьи в воспитании подростков, обеспечивающем снижение отклонений в поведении, на формирование гуманных отношений в социуме и позиции личности подростка как субъекта деятельности, на самореализацию и преобразование им окружающей среды, на социально значимую трудовую и досуговую деятельность.

Деятельностный блок реализуется через комплекс психолого­педагогических условий, которые разработаны для включения в программу коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков в процессе физической культуры.

В процессе исследования определён комплекс психолого-педагогических условий формирования адекватного поведения и позитивного отношения к социально-значимым видам деятельности у эмоционально-неуравновешенных подростков в процессе физической культуры, который состоит из четырёх основных компонентов:

1. Работа с эмоционально-неуравновешенными подростками на основе индивидуально-личностного подхода.

2. Создание ситуаций успеха, позитивно влияющих на коррекцию поведения в процессе воспитания подростков.

3. Создание благоприятной материально-пространственной среды.

4. Создание программно-методического обеспечения.

В ходе исследования эмоционально-неуравновешенные подростки могут быть распределены на четыре достоверно отличающиеся друг от друга типа (по методике А.Е. Личко):

1) активный;

2) замкнутый;

3) взрывной;

4) зависимый.

Организация индивидуальной работы с подростками проводится с учётом особенностей развития личности.

В индивидуальной работе с подростками активного типа исходят из того, что данный психотип несёт в себе ряд положительных черт, связанных с социальной деятельностью. Подростки этого типа контактны, решительны и независимы. У них хорошо развит интеллект, особенно те качества, которые связаны с так называемым «практическим» интеллектом: быстрота восприятия и переработки информации, быстрота принятия оперативных решений, точность пространственно-временных дифференцировок. Всё это подразумевает тягу таких подростков к активной двигательной деятельности. Особенно они любят подвижные игры и упражнения с элементами спортивных игр, эстафеты, в которых ярко выражен соревновательный элемент. Упражнения, требующие терпения, точности исполнения, внимательности, для таких подростков являются нежелательной формой спортивной деятельности (например, гимнастические упражнения на снарядах).

Подростки активного типа ведут себя эмоционально неадекватно в интенсивных эмоционально напряженных физических упражнениях, а в командных играх характеризуются субъективизмом, стремлением руководствоваться только собственными представлениями о содержании игры, её этических нормах. Склонность к отрицанию имеющихся трудностей при выполнении рискованных или трудных по своей структуре упражнений имеет следствием высокую, но плохо организованную активность. В связи с этим, основными направлениями с подростками активного типа являются:

- подбор физических упражнений, требующих точности выполнения и достаточности физических усилий;

- дифференцирование ролей для различного рода игровых упражнений (в одном случае - «капитан», в других - «исполнитель»);

- формирование установки на точное и ответственное выполнение, без малейших ошибок, упражнений, в которых есть минимальная возможность риска;

- формирование установок на терпеливое и качественное выполнение циклических упражнений, не представляющих обычно интерес для активных подростков (равномерный бег);

- во время туристических походов исполнение роли «лидера» с чёткой информацией старшим о плане и выполнении каждого этапа деятельности;

- сочетание средств поощрения и наказания не только с объяснением причин отрицательных воздействий, но и с формированием уверенности в том, что ошибки были случайными и больше не повторятся.

В процессе индивидуальной работы с подростками замкнутого типа принимаются во внимание их слабая мотивация к физической деятельности. Первоначальный опыт спортивных занятий для них часто оказывается неудачным вследствие недостаточного уровня физического развития и невысокой физической подготовленности. Одна из особенностей физической культуры – это активное общение подростков между собой, наиболее ярко проявляющееся в подвижных играх и эстафетах. Именно в этих видах двигательной активности у замкнутых подростков наиболее часто проявлялись проблемы коммуникативного характера. В упражнениях с игровыми элементами они предпочитали наиболее пассивные роли, довольствовались незначительным успехом.

Для подростков замкнутого типа используются следующие средства коррекции поведения в процессе двигательной деятельности:

- проведение индивидуальных бесед о роли физической культуры и спорта как мощном средстве формирования характера и улучшения внутригрупповых позиций (такие беседы особенно эффективны для мотивации мальчиков);

- подчёркивание роли подвижных и спортивных игр, в процессе которых подросток получит пользу тогда, когда поймёт свою роль в игре;

- соблюдение принципа постепенности при выборе роли в играх: сначала давать второстепенную роль, с которой подросток легко справляется, повышая затем значимость функциональных ролей, вплоть до роли лидера;

- систематическое использование «положительного подкрепления» как специального приёма педагогического воздействия (похвала за правильно выполненное двигательное действие, за окончание двигательного задания);

- подчёркивание индивидуального отношении к подростку при выполнении двигательных действий (выраженная страховка, тщательное объяснение, выделение дополнительного времени для исправления ошибок);

- применение упражнений с включением элементов психической деятельности (выполнение упражнений на вестибулярную устойчивость с одновременным решением интеллектуальных задач);

- в системе «поощрение-наказание» отдается предпочтение поощрению, наказание используется только в случае появления явно асоциальных форм поведения.

Индивидуальная работа с подростками «взрывного» типа проводится с учётом их склонности к импульсивным действиям в любых ситуациях, неадекватной завышенной самооценки и стремлению к лидерству даже в объективно несоответствующих ситуациях, неуживчивости и драчливости.

Подобного рода импульсивность обычно связана с эмоциональной незрелостью и слабостью внутреннего контроля. Поэтому в ситуациях эмоционального напряжения такие подростки реализуют себя как бы «без оглядки» на социальные и этические нормы. Эмоциональная неустойчивость с преобладанием процессов возбуждения имеет следствием резкие перепады в настроении и поведении, причём «паузы спокойствия» занимают незначительное время, а остальное – состояние возбудимости.

В связи с этим в индивидуальной работе с эмоционально-неуравновешенными подростками «взрывного» типа используются следующие средства:

- постоянная концентрация внимания «взрывных» подростков, создание таких условий деятельности, при которых учебное задание будет постоянно представлять для них интерес, оставаясь объектом внимания;

- в случае, если взрывные психодинамические свойства сочетаются с определёнными физическими недостатками (сутулость, плоскостопие), для таких подростков корригирующие упражнения играют двойную роль: коррекции и регуляции. Сюда относятся упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия, упражнения на шведской стенке, с набивными мячами на все основные мышечные группы;

- поскольку «взрывным» подросткам полезно овладевать дыхательными упражнениями для совершенствования функции психической регуляции, использовался переход к произвольной регуляции дыхания с сознательным контролем за мышцами живота и груди, позволяющий расширить адаптивные механизмы целостного поведения подростка;

- применение физической активности с элементами единоборств, сублимирующими повышенную агрессивность, а также деятельности, требующей проявления выносливости;

- учитывая склонность «взрывных» подростков к демонстрации смелости и решительности, формируется положительное отношение к сложным, но посильным гимнастическим и акробатическим упражнениям, при этом особое внимание обращается на страховку;

- повышенное внимание уделяется «взрывным» детям во время туристических походов, поскольку в таких ситуациях они способны на непредсказуемые поступки, дают задания такого характера, при которых они постоянно заняты полезной деятельностью и не имеют времени и возможности для реализации негативных установок, присущих такому психодинамическому типу.

Индивидуальная работа с подростками зависимого типа строится с учётом их основной особенности – повышенной контактности в сочетании с полным отсутствием лидерских качеств и агрессивности.

Коррекционная работа с подростками в процессе физической культуры заключается в:

- постоянном расширении круга двигательных интересов таких подростков, показе интересных упражнений и вариаций их выполнения;

- предложении подросткам самостоятельного выбора общеразвивающих упражнений для проведения с группой;

- формировании установки на анализ механизмов каждого упражнения;

- учитывая, что в подвижных и спортивных играх такие подростки не видят никого из партнёров, кроме своего лидера, целесообразно разводить их с лидером в разные команды и предлагать выполнение игровых функций, требующих наиболее активных действий, основанных на принятии самостоятельных оперативных решений;

- выполнении силовых упражнений в рамках, допустимых для конкретного возраста, поскольку выполнение таких упражнений невозможно без формирования активной установки на преодоление объективной трудности (например, собственного веса);

- использовании психолого-педагогического приёма «снятие запрета на ошибку»;

- в предложении подростку при большом числе выполняемых гимнастических и акробатических упражнений самостоятельного выбора различных сочетаний элементов (комбинации в спортивной гимнастике).

С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом. В педагогическом смысле это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики педагога и семьи.

Стремление подростков к успеху является актуальным переживанием и очень сильной мотивационной тенденцией. Это стремление характеризует каждого подростка независимо от того, успевает он или нет. Подросткам свойственна радость, стремление играть в коллективе какую-нибудь роль, которая бы наиболее полно удовлетворила потребность подростка в самоутверждении, доминирует в его социальных потребностях.

В процессе коррекционной работы с эмоционально-неуравновешенными подростками успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе в процессе физической культуры, содействует становлению достоинства подростков и группы. А ситуация успеха, таким образом, становится фактором положительного развития личности подростка.

Реализация программы осуществляется в три этапа.

На начальном этапе проводятся мероприятия по привлечению подростков к занятиям физической культурой. Программа формирования интереса подростков к физической культуре включает: беседы на спортивную тематику; консультации с родителями и преподавателями физической культуры; экскурсии на спортивную базу, посещение тренировочных занятий студентов-спортсменов; проведение массовых спортивных и оздоровительных мероприятий с показательными выступлениями спортсменов.

На следующем этапе используютс средства физической культуры, комплексно развивающие основные физические качества. Максимально широко применяется игровая форма занятий. При этом в подготовительной части используются подвижные игры и эстафеты, развивающие быстроту и координацию движений. Включение педагогических ситуаций успеха в процессе игры содействует созданию в группе атмосферы эмоционального подъёма, организованности и доверительного отношения к педагогу. В основной части решаются задачи: развитие выносливости и силовых способностей; изучение программного материала. При этом в течение всего занятия широко используются воспитательные мероприятия: создание ситуаций успеха, направленных на коррекцию эмоциональной напряжённости подростка, укрепление его авторитета в коллективе, нормализации взаимоотношений между подростками; формирование традиционных поведенческих норм.

На заключительном этапе решаются задачи по дальнейшему формированию у занимающихся адекватных норм поведения, самостоятельности, организованности. С этой целью в учебно-тренировочном процессе применяются следующие методы: включение каждого подростка в любимую и нелюбимую работу (игровые задания с упражнениями, требующими проявления волевых усилий); чередование деятельности, включающей руководство и подчинение.

К дополнительным формам относятся мероприятия спортивно-массовой и оздоровительной работы, а также мероприятия по правовой пропаганде и правовому воспитанию среди подростков.

Таким образом, в данном рассмотрено особенности реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры.

 

 


 

Заключение

 

 

Таким образом, на основании вышеизложенного материала по данной теме исследования, необходимо сделать следующие выводы:

Анализ психолого-педагогической литературы свидетельстует, что подростковый возраст – это сложный и противоречивый этап становления личности, сопровождаемый качественными и количественными изменениями в психосексуальной, интеллектуальной и социальной областях. Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют «эмоциональные новообразования», последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.

Ученые отмечают существование группы подростков, имеющих симптомокомплекс эмоциональной неуравновешенности (психические, невротические и депрессивные тенденции одновременно). В подростков неуравновешенность проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, выраженной дезорганизации поведения, которое может приводить к нарушению морально-этических стандартов, однако, оно часто сопровождается возникновением чувства вины после совершения неблаговидного поступка.

Установлено, что данная категория детей нуждается в коррекции своего поведения. Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на: выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении «идеального и реального»; помощь в выборе профессии.

Доступным способом коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков является использование средств физической культуры, которые повышают уровень функционирования организма и приводит к улучшению функционирования регуляторных систем.

Физическая культура выступает одним из основных средств устранения эмоционально-неуравновшенного поведения подростков. Она помогает раскрепощать личность подростка, выводить из тяжелых жизненных переживаний, а также способствовать его гармоничному развитию.

Отмечается, что средства физической культуры помогает снять психоэмоциональное напряжение, научиться навыкам саморегуляции. Физические нагрузки позволяют корректировать свою внешность, к которой подростки проявляют повышенное внимание, приводят к повышению самооценки, формированию навыков преодоления и волевых качеств.

Рассмотрено особенности реализации программы коррекции поведения эмоционально-неуравновешенных подростков средствами физической культуры. Реализация программы осуществляется в три этапа.

На начальном этапе проводятся мероприятия по привлечению подростков к занятиям физической культурой.

На следующем этапе используютс средства физической культуры, комплексно развивающие основные физические качества.

На заключительном этапе решаются задачи по дальнейшему формированию у занимающихся адекватных норм поведения, самостоятельности, организованности. К дополнительным формам относятся мероприятия спортивно-массовой и оздоровительной работы.

Итак, мы считаем, что в процессе написания работы все задачи были решены, а цель исследования – достигнута.

 

 


 

Список использованной литературы

 

 

1. Гаевой Д.В. Эмоциональная сфера подростков с девиантным поведением / Д.В. Гаевой // Проблемы и перспективы развития науки в россии и мире: сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 181-184.

2. Гладышев Ю.В. Депрессия и психическая неуравновешенность, как детерминанты дезадаптивного поведения современной молодежи / Ю.В. Гладышев // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2012. – № 7-8 (27-28). – С. 99-101.

3. Иванова Е.С. Эмоциональный тонус и методика его диагностики в молодом и юношеском возрасте / Е.С. Иванова // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии образования. – 2006. – № 4. – С. 69-74.

4. Кабачков В.А. Программно-методическое обеспечение процесса воспитания учащихся с девиантным поведением средствами физической культуры и спорта / В.А. Кабачков. – М.: АПН, 2012. – 359 c.

5. Крыжановская Л.М. Методы психологической коррекции личности / Л.М. Крыжановская. – М.: Владос, 2015. – 290 с.

6. Лесгафт П.Ф. Избранные педагогические сочинения: учебник / П.Ф. Лесгафт. – М.: Педагогика, 2012. – 399 с.

7. Логунова В.В. Развитие личности подростка в современных условиях / В.В. Логунова // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы второй заоч. междунар. науч.-практ. конф. (25-28 февр. 2013; Пермь): в 4 ч. – Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. – Ч. 3: Филология, лингвистика, современные иностранные языки, психология, социология и социальная работа, история и музейное дело. – С. 53-54.

8. Лубышева Л.И. Спортивная культура в старших классах общеобразовательной школы: монография / Л.И. Лубышева, В.А. Романович. – М.: Теория и практика физической культуры и спорта, 2011. – 240 с.

9. Макарова О.С. Особенности эмоционально-волевой сферы подростков / О.С. Макарова // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 133-140.

10. Малкова Е.Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников / Е.Е. Малкова // Вопросы психологии. – 2009. – № 4. – С. 24-32.

11. Петрусевич Д.Ф. Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Петрусевич Денис Фёдорович; Алт. гос. пед. акад. – Барнаул, 2014. – 19 с.

12. Рогачев А.И. Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры / А.И. Рогачев // Уникальные исследования XXI века. – 2015. – № 8 (8). – С. 184-190.

13. Степанцова А.А. Развитие физической культуры подростков средствами туризма с целью профилактики девиантного поведения / А.А. Степанцова, О.Г. Паладич // Дни науки социально-педагогического факультета Сочинского государственного университета: материалы XII Всерос. науч.-практ. конф. студентов и аспирантов (27-29 марта 2013; Сочи). – Сочи: СГУ, 2013. – С. 140-142.

14. Тюренкова В.В. Динамика эмоциональных деструкций в подростковом возрасте / В.В. Тюренкова // Научный диалог. – 2012. – № 6. – С. 118-129.

15. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – Минск: Ильин В.П., 1996. – 199 с.

16. Чернышева Л.Г. Коррекция аддиктивного поведения учащихся средних классов на уроках физической культуры / Л.Г. Чернышева, Е.С. Песик // Профилактика проявлений экстремизма, терроризма и деструктивного поведения в молодежной среде дальнего востока России: сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 216-218.

17. Юсупова К.С. Особенности формирования личности подростка / К.С. Юсупова, О.В. Малыхина, Э.С. Юсупов // Внедрение результатов инновационных разработок: проблемы и перспективы сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 87-89.

18. Виленский, М.Я. Ценности физической культуры и их интериоризация учащимися [Электронный ресурс] / М.Я. Виленский // Спорт в школе. – 2007. – № 17. – Режим доступа: https://bmsi.ru/doc/d1635854-4b7f-483f-b0c7-5abcfea18c21.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: