Общее и различное между жизнью на этом свете и в загробном мире




Общим в жизни в этом и в загробном мирах является то, что и та и другая жизнь истинна и реальна, в обоих случаях человек чувствует себя и то, что относится к нему. И там, и там в жизни есть удовольствие и страдание, радость и печаль, счастье и горе. В обоих ипостасях существования действуют все человеческие инстинкты: как животные, так и присущие только человеку. Человек живет со своим целым организмом, всеми частями тела и конечностями. В обоих мирах есть пространство и физические тела. Но есть и существенные различия.
В этом мире есть этапы рождения, детства, юности, старости и смерти, а там этого нет. Здесь нужно работать, сеять зерна и готовить почву, а там нужно только пользоваться посеянным и подготовленным на этом свете. Здесь место работы и действия, а там место получения результата и конечного расчета и ответа за свои дела. В этом мире человек может изменить свою судьбу посредством изменения направления своих действий, а там такой возможности уже нет. Здесь жизнь сопряжена со смертью, все живое связано с материей, лишенной жизни, из мертвого происходит живое, а из живого мертвое. Например, в особых условиях неодушевленная материя становится одушевленной и наоборот. Однако на том свете господствует абсолютная жизнь. Так одушевлены материя и тела, земля и небо, сад и его плоды, как воплощенные плоды деяний человеческих. Даже огонь и исходящее от него мучение обладает чувством и пониманием.
В этом мире господствуют причины, предпосылки и особые временные условия, а в том мире проявляется только величие и могущество Всевышнего и Его воля. В том мире человеческое понимание, зрение, слух и разум человека значительно сильнее и острее. Иными словами, там снимаются покрывала, заслонявшие ранее человеку зрение и слух, и человек проникающим взором сможет понять и охватить истины. Коран говорит об этом так: "Мы сняли с тебя завесу, и твое зрение стало острее" (Сура Каф, 22).
В этом мире человек испытывает усталость, пресыщенность и скуку, особенно от однообразия. Человек походит на того, кто что-то потерял, а теперь ищет потерянное, принимая за него все, на что натыкается. Он привязывается к обретенному предмету, но по прошествии некоторого времени начинает понимать, что ошибся и что это "не то". С чувством усталости и разбитости он отправляется на поиски другого. Поэтому человек в этом мире всегда взыскует того, чего у него нет, и всегда недоволен тем, что имеет.
В загробном же мире он достигает того, что было заложено в его сущности и его человеческих чувствах, чегс5 он старался достичь и что было истинно "потерянным" в его жизни, а именно, вечной жизни рядом с Господином миров. Здесь человеку уже неведомо чувство усталости и пресыщенности. Именно поэтому Священный Коран говорит об этом так: "Вечно пребывая там, не желая за них замены" (Сура Пещера, 108).
Именно поэтому обитатели рая, которые вечно там пребывают, никогда не испытывают чувства пресыщения и сытости от этого. Так как обитатели того мира могут по воле Аллаха получить все, чего они захотят, их не угнетает чувство неисполненных желаний.

Аргументация Корана

Хотя наша вера в Страшный суд вытекает из веры в Коран и речений Пророка ислама и нет необходимости доказывать что-либо об этом и приводить научные свидетельства с учетом того, что сам Священный Коран (хотя бы в целях сделать эти вопросы понятнее людям) указывает на некоторые аргументы, дабы таки образом непосредственно познакомить нас с вопросом Воскресения из мертвых, то и мы вкратце коснемся этих доводов.
Доводы Корана - это несколько ответов отрицающим воскресение из мертвых. Некоторые из этих ответов сводятся к тому, что не существует препятствий на пути Воскресения из мертвых, это говорится тем, кто полагает воскресение из мертвых делом неосуществимым и невозможным.
Некоторые аяты идут дальше и утверждают, что и в нашем мире есть вещи, напоминающие воскресение из мертвых, что должно развеять всяческие сомнения. В ряде аятов говорится, что воскресение и Страшный суд - это необходимое и абсолютное следствие мудрого сотворения мира. Итак, разделим все аяты, в которых приводятся аргументы о воскресении, на три группы, последовательно их рассмотрев.
1. В суре Йасин (аят 78) говорится: "И приводит он нам притчи и забыл про свое творение. Он говорит: "Кто оживит части, которые истлели?"
Этот аят дает ответ одному из неверующих, который взял в руки истлевшую кость, растолок ее в порошок и развеял прах по ветру, а затем спросил: "Может ли кто-либо оживить эти разрозненные частицы?" Коран ему отвечает, что это может сделать тот, кто создал эти кости в первый раз.


Этот аят дает ответ одному из неверующих, который взял в руки истлевшую кость, растолок ее в порошок и развеял прах по ветру, а затем спросил: "Может ли кто-либо оживить эти разрозненные частицы?" Коран ему отвечает, что это может сделать тот, кто создал эти кости в первый раз.
Иногда люди делят вещи на возможные и невозможные, исходя из своих собственных возможностей и способностей. Видя что-нибудь превышающее свою силу или выходящее за рамки своего воображения, человек начинает думать, что это изначально невозможно. Коран говорит, что, конечно, это невозможно, исходя из человеческих возможностей, но разве это не может сделать та сила, которая с самого начала вдохнула жизнь в неодушевленное тело? Для такой силы все это вполне допустимо.
В Священном Коране встречаются многочисленные аяты, в которых говорится о воскресении из мертвых с акцентом на всемогуществе Всевышнего. Содержание всех этих аятов заключается в том, что воля Справедливого и Всеведущего Бога требует того, чтобы воскресение из мертвых произошло. Ничто не может препятствовать этой воле. Точно так же, как в первый раз эта воля сотворила чудо жизни и творения, вдохнув жизнь в мир и человека, в момент воскресения она даст жизнь человеку еще раз.
2. Вторая группа аятов представляет собой иллюстрацию этих положений на примерах. Можно эти аяты в свою очередь разделить на две части:
а) Аяты, которые описывают особые события, произошедшие в прошлом, когда мертвый вновь оживал. Например, можно привести рассказ о святом Ибрахиме, который обратился к Богу с такой речью: Господь мой, покажи мне, как оживают умершие! На что получил ответ: Разве ты не веришь в это? Ибрахим ответствовал: Верю, но хочу, чтобы сердце мое окончательно успокоилось. Ему сказали: возьми четыре курицы и отрежь им головы, расчлени их тушки и разложи отдельные куски по отстоящим далеко друг от друга горам, а затем позови их. Ты увидишь, что по велению Божьему они оживут и придут к тебе.
б) Аяты, в которых нет ссылки на исключительные и экстраординарные явления (подобные описанному в рассказе об Ибрахиме), а говорится о существующем и наблюдаемом нами миропорядке, когда земля и растения, растущие на ней, осенью и зимой умирают, а весной оживают заново. Говорится, что так же, как это происходит с растениями, так и весь мир пойдет навстречу угасанию, холоду и увяданию, Солнце и звезды уничтожатся и рассеются, весь мир в одночасье умрет, но эта смерть не будет навсегда. Существа этого мира снова начнут жить, но уже в других условиях и в новом качестве.
Объяснения в этой группе аятов сводятся к тому, что все мы живем на земле, которая за 365 дней проходит в своем вращении этап жизни и смерти; живя в течение 50-60 или даже 100 и более лет, мы столько же раз наблюдаем эту смену вех смерти и жизни и не удивляемся. Но если представим, что жизнь людей составляет только несколько месяцев (как у некоторых насекомых), что мы не обладали бы грамотностью и не могли прочитать об истории Земли и не знали бы о ее годовых вращениях, то и мы. не видя собственными глазами жизни и смерти растений на земле, не поверили бы в такую возможность. Так и для мошки, появляющейся на свет весной и умирающей осенью, становится невозможно представить себе, что жизнь в саду может весной начаться заново.
Разве может живущий на дереве червь, для которого весь мир сошелся на этом самом дереве, знать и предполагать, что это дерево подчиняется какому-то более значительному единству, именуемому садом или плантацией, что судьба его зависит от сада. В свою очередь сад зависит от уезда, уезд - от провинции, провинция - от страны, страна - от Земли, а Земля - от солнечной системы. Может ли даже представить себе это маленький червь?
А что знаем мы? Может быть, вся наша Солнечная система, все звезды и вся Вселенная зависят от более общего устройства, Может быть, период в миллионы и миллиарды лет, о которых нам известно, есть ничто иное, как часть времени года или дня чего-то большего. Тогда это время года, когда господствует жизнь, уступит свое место сезону увядания и угасания, а затем в том более значительном структурном единстве, частью которого являются Солнце и все светила, снова возобновится жизнь, но уже в другой форме?
Пророки от имени Всевышнего сообщили нам о всестороннем уничтожении и угасании мира, после которого начнется новая жизнь и восстанут умершие в новом мироздании. Так как мы на многих примерах убедились в искренности и правоте их речений, то верим в то, что они донесли до нас, в частности во всеобщее возобновление жизни в мире после периода угасания и затухания жизни.
Коран приводит пример смены периодов жизни и смерти природы на земле, чтобы мы восприняли это в качестве малого прообраза более широкой жизненной реальности и не отрицали воскресение из мертвых в качестве явления, не соответствующего установлениям и традициям Творения.
Священный Коран говорит, что воскресение - это возобновление жизни, малый пример которого мы видим на земле. В одном из хадисов Пророк ислама сказал: "Каждый раз, когда увидите весну, думайте о воскресении из мертвых". То есть весна - это пример и прообраз будущего воскресения умерших к Страшному суду.
Во многих аятах содержатся указания на существующие на земле смены сезонов смерти и жизни. Приведем следующие из них: "И Аллах ниспослал ветер, а затем облако, направив его на безжизненную землю, и оживил ее. Так оживим Мы и к Страшному суду!" (Сура Фатер, 9).
Кроме того, в суре Хадж (аяты 5-7) говорится: "И видишь ты землю бесплодной, а когда Мы низведем на нее воду, она приходит в движение и разбухает и выращивает всякие прекрасные пары. Это потому, что Аллах есть истина, и что Он оживит мертвых, и что Он над всякой вещью мощен".
Хотя существует множество аятов, в которых воскрешение из мертвых ставится в один ряд со сменами циклов жизни и смерти мироздания, малую часть которого мы видим на земле, ограничимся упоминанием только приведенных выше аятов Корана.
Отличие этой группы аятов от первой заключается в том, что она не опирается только на утверждение о могуществе Бога,' но и демонстрирует примеры такого же проявления силы и мощи Всевышнего в мире, подвластном нашим чувствам.


в) В третьей группе аятов Корана воскресение умерших представляется в виде необходимого и неизбежного акта, а отсутствие его выступает в качестве невозможного и не совместимого с Божественной сущностью.
Этот вопрос излагается двояко. Во-первых, на основе принципа Божественной справедливости (Господь воздает каждому сотворенному существу то, что ему полагается). Во-вторых, с позиций Божественной мудрости: Всевышний, священнейшая сущность Его, создал существ этого мира для определенной цели. Божественная мудрость требует, чтобы Он довел эти существа до предписанного им совершенства и возможной для них цели (развития).
Священный Коран говорит: если не будет воскресения из мертвых, воздаяния и возмездия в загробном мире, это вступит в противоречие с Божественной справедливостью, это будет проявлением несправедливости, которая несовместима с Богом. Говорится также, что если не будет загробной жизни и вечного конца, творение окажется напрасным и абсурдным, что опять-таки невозможно в отношении Всевышнего.
Во многих аятах на основе Божественной справедливости и Божественной мудрости говорится о неизбежности возвращения к Богу и вечной жизни. Приведем примеры из двух сур, в которых подчеркивается как справедливость, так и мудрость Всевышнего.
В суре Сад сначала утверждается, что те, кто сбился с пути Аллаха, забыв о Судном дне, будут сильно наказаны, а затем в аятах 27 и 28 об этом дне говорится следующее:
"И не создали Мы небо и землю и то, что между ними, понапрасну. Так думают те, кто не верует. Горе тем, кто не верует, от огня! Разве сделаем Мы тех, которые уверовали и творили благое, похожими на производящих порчу на земле или сделаем богобоязненных подобными распутникам?"
Как видим, в первом из этих двух аятов говорится о мудрости Бога и творения, а во втором аяте речь идет уже о справедливости Всевышнего и созданного им мироздания.
В суре Коленопреклоненная (аяты 21 и 22) говорится: "Разве думали те, которые творили зло, что Мы их сделаем подобными тем, которые уверовали и творили добро, что одинакова будет их жизнь и смерть? Плохо они рассуждают! Создал Аллах небеса и землю по истине, чтобы всякая душа получила воздаяние за то, что она снискала, и они не будут обижены".
В первом из этих аятов говорится о справедливости, а во втором - о мудрости Всевышнего. Во втором аяте еще раз утверждается, что Божественная справедливость есть цель воскресения умерших.

Разъяснение

Здесь следует дать некоторые разъяснения по поводу этих двух принципов. Итак, каким образом Божественная мудрость и справедливость требуют существования вечной жизни? Если представить, что за этим ограниченным существованием не следует вечной жизни, в которой каждый получит вечное воздаяние за сделанное здесь, то почему и создание мира и человека с точки зрения Божественной справедливости и мудрости окажется неоправданным1:1 Начнем с вопроса Божественной справедливости.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: